Технологическая карта урока
Дата: 10.02.2023 Класс: 7 А Предмет: Технология Учитель: Губенина А.М.
Тема: Маркировка рыбных консервов.
Тип урока: Комбинированный
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: заинтересовать обучающихся в распознавании условных знаков на пищевых консервах.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; определение последовательности операций с учётом конечного результата; самоконтроль;
Коммуникативные УУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; умение отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать собеседника, учителя; умение задавать вопросы;
Познавательные УУД: проявлять осознание собственной успешности при изучении темы; использовать приобретенные знания для определения информации на пищевых консервах, структурирование знаний ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности; умение провести самооценку; формировать трудовую активность, аккуратность;
Воспитательный аспект: Содействие воспитанию аккуратности, сосредоточенности, сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность), Содействие воспитания чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ресурсы: пищевые консервы и пресервы, этикетки, магнитная доска, карточки, схемы, тексты, учебник.
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||
1. Организационный этап |
Учитель создает эмоциональный настрой учащихся на урок. Здравствуйте ребята, хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний день прошел эффективно, продуктивно, чтобы знания, приобретенные сегодня, в дальнейшем пригодились в вашей жизни. Самое главное – получить удовольствие от той работы, которую будем выполнять.
|
Учащиеся приветствуют учителя, одноклассников. |
Личностные: самоорганизация. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: саморегуляция – мотивационная установка на предстоящую работу. |
||||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
Учитель предлагает ситуационную задачу. Ребята, вы пошли в многодневный поход и вся провизия – сухари, орехи консервы попали под проливной дождь… И, бумажные этикетки отклеились. Ассортимент провизии – кабачковая икра, ананасы, рыбные консервы, тушенка. А по плану через час – обед, а по плану –рыбная уха. Как определить какая банка с рыбой? Что делать. ? На демонстрационном столе выставлены консервные банки в жестяной упаковке без этикеток. Тема: Маркировка рыбных консервов. Цель: Изучить что такое маркировка, где проставляется, назначение. Задачи: Найти информацию, зафиксировать, пройти практическое занятие, подвести итоги. |
Высказывают свои варианты по распознаванию видов консервированной продукции.
Определяют тему, цель и задачи урока, с помощью наводящих вопросов учителя
Записывают тему урока в тетради. |
познавательные: прогнозирование предстоящей работы (составление плана), осознанное построение речевого высказывания. регулятивные: умение слушать и высказывать собственное мнение, целеполагание, формулирование темы урока, выбор целей урока коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний.
|
Покупая в магазинах консервную продукцию, я каждый раз внимательно читаю информацию на банке. Многие поступают так же, обращая внимание на штамп на крышке, так как знают, что маркировка на консервных банках даст исчерпывающую информацию о качестве продукта, который они покупают. Изучив сегодняшнюю тему, вы точно можете определять, что находится внутри консервированной упаковки, можно ли употреблять содержимое, «читая» цифровую и буквенную информацию.
|
Слушают. |
познавательные: умение анализировать, умение осознанно строить речевое высказывание. регулятивные: умение слушать и высказывать собственное мнение, принимать и сохранять учебную задачу;
|
||||||||||||||||||
4.Первичное усвоение новых знаний. |
-Ребята, я прошу вас, помочь мне провести урок. Предлагаю «поработать» учителем. Для этого вам необходимо разобраться и понять текстовый материал, придумать вопросы к тексту, дать ответы. Выбрать представителя, для передачи информации другим группам. Далее рассказать о новом материале остальным группам, примерив на себя роль учителя.
Распределение учащихся на 5 групп, раздача бланков с информацией по темам Приложение 1 Информационные тексты Приложение 2 Работа в группе Выдает задание прочитать информационное сообщение, придумать три вопроса. Определяет время на выполнение по 3 минуты. Осуществляет контроль за выполнением. Помогает при необходимости выявить главные моменты, активизирует участие всех обучающихся. |
Учащиеся читают текст, определяют главное, предлагают вопросы, обсуждают. Фиксируют ключевые моменты в тетрадях Направляют 1 представителя для пересказа в последующие 4 группы. Слушают, отвечают на вопросы, делают необходимые пометки в тетради. |
познавательные: осуществление поиска и выделения необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, работа в группах.
личностные: умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
|
||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания |
-Замечательно. Вы самостоятельно разобрались с темами предложенных текстов. Давайте попробуем разгадать что же зашифровано на крышках жестяных банок. - «Читают» Учитель раздает набор карточек каждой группе Приложение 3 Карточки Задает вопросы по карточкам. Ребята, оказывается этикетки-то нашлись, давайте уточним, верно ли вы определили содержимое банок. |
Участники в группе «читают» маркировку по карточкам, а затем и на консервах и пресервах. Представители от каждой группы озвучивают ответы. Оценивают правильность. |
регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; личностные: умение осознавать ответственность за общее дело; |
||||||||||||||||||
5. физминутка |
Мы сейчас хорошо поработали, давайте отдохнем. Предлагает поиграть в викторину по пройденным терминам. Неверный тезис – присели, правильный - встали на носочки, руки вверх
|
Учащиеся встают с учебных мест, выполняют физические действия. |
познавательные использование приобретенных ранее регулятивные: умение слушать коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. личностные: формирование здорового образа жизни |
||||||||||||||||||
5. Вторичная проверка понимания, закрепление.
|
Предлагает заполнить сравнительную таблицу в тетрадях. Приложение 4. Шаблон таблицы. Далее начертите аккуратно таблицу карандашом и линейкой. Название – Консервы и пресервы. Заполните. Воспользуйтесь информацией из различных источников. Определяет время на выполнение 12 минут. Осуществляет контроль за выполнением. Осуществление фронтальной проверки. |
Выполняют задание. |
познавательные: овладевание способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, ведение поиска средств её осуществления; осваивание способов решения проблем поискового характера;
регулятивные: действия по алгоритму, правилу, адекватное принятия оценки учителя. |
||||||||||||||||||
8. Рефлексия |
Ребята, давайте закончим урок следующим образом. На строительстве собора проходящий путник спрашивает у людей, чем они занимаются. 1 ответил – я камни таскаю, 2 ответил – я деньги зарабатываю, чтобы было на что жить, 3-й сказал – Мы строим собор. Прошу каждого из вас оценить себя. Если работа показалась, тяжелой, укажите пальчик вниз. Кто работал добросовестно, для кого труд был средством для существования, тот показывает пальчик в сторону. Тот кто принимал участие в строительстве собора, для кого труд это радость, движение к великой цели, пальчики вверх. Молодцы все строили храм. Ну что ж, наш урок был продуктивным. Мы достигли цели урока. Мне было приятно с вами работать. Спасибо. Всего доброго. |
Учащиеся оценивают себя, выражают знаками свое отношение к уроку. |
познавательные: умение оценивать процессы и результаты деятельности
регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения;
коммуникационные: умение слушать и вступать в сотрудничества с учителем и одноклассниками.
|
Технология 7 класс «Консервы и пресервы»
Приложение 1. Информационные тексты
1. История изобретения
О способах сохранения продуктов государства задумывались давно, особенно большие проблемы с продовольствием возникали во время иностранных походов. На тот момент в мире не существовало надежной схемы консервации, и французская Директория решила стимулировать изобретателей премиями. В 1795 году был объявлен конкурс с большим для того времени призом в 12 000 франков, и через девять лет, в 1804 году, мир узнал о талантливом поваре Аппере.
Изобретатель консервов испробовал множество способов избавления от бактерий, но самым простым методом стало кипячение (чем больше емкость с продуктами – тем дольше нагревали тару). Повар был начитанным человеком, и его заинтересовал метод натуралиста и аббата Ладзаро Спалланцани, жившего веком ранее в Италии. Священнослужитель изучал различные явления природы и однажды заметил: как долго сохраняется прокипяченная подливка в бутылке, если ту предварительно прокипятить.
Николя Франсуа Аппер провел несколько экспериментов и понял, что достаточно поместить овощи и мясо в стеклянную банку, герметично закупорить, а потом отправить в соленую воду, которая позволяла повысить температуру кипения до 100 °C. Лишь во второй половине XIX века ученые нашли более эффективный способ стерилизации – при помощи парового котла, внутри которого можно было поддерживать температуру до 135 °C.
Результаты работы Франсуа Аппера проверила особая комиссия, назначенная в 1809 году Обществом поощрения искусств, на это потребовалось 8 месяцев. Члены жюри вскрыли банки с мясом, молоком, овощами и фруктами, и обнаружили, что те находятся в отличном состоянии и пригодны в пищу. Для получения премии от изобретателя потребовали подробно описать свой метод, и уже в следующем году Аппер представил работу под названием: «Искусство консервировать все растительные и животные продукты». Сочинение взяла на вооружение французская армия, а самым благодарным читателем оказался Наполеон. В торжественной обстановке император передал повару его награду. Денег изобретателю хватило, чтобы открыть личное консервное производство.
2. Консервы
Рыбные консервы – это пищевые продукты, обработанные соответствующим образом, расфасованные в герметично укупоренную тару и подвергнутые термическому воздействию для предохранения от порчи при длительном хранении. Рыбные консервы можно подразделить на две группы стерилизованные и нестерилизованные – пресервы.
Стерилизация консервов — это термическая обработка продукта (варка) при температуре 110—120° С, обеспечивающая гибель микрофлоры в банках.
Срок хранения Государственный стандарт хранения рыбных консервов — до двух с половиной лет. , при этом условия хранения могут быть как при комнатной температуре, так и в холодильнике при температуре от 0 до +5 градусов. Нельзя хранить консервы под прямыми лучами солнца, около водопроводных и канализационных труб, вблизи приборов отопления. Открытые рыбные консервы лучше всего сразу же съесть. Если содержимое жестяной банки переложить в стеклянную и поставить в холодильник, то такой продукт остается съедобным в течение суток.
Отравление рыбными консервами — весьма опасное состояние, которое может привести к летальному исходу. При употреблении некачественного продукта возможно не только оно, но и возникновение ботулизма – тяжелой токсикоинфекции, поражающей нервную систему.
3. Маркировка рыбных консервов
В продуктовых магазинах и супермаркетах представлен широкий ассортимент рыбных консервов из разных видов рыб. Такая продукция отличается высокой пищевой ценностью, удобством транспортирования, длительным сроком хранения, и может применяться в виде самостоятельного блюда или в качестве ингредиента. Рыбные консервы можно брать в поездки, применять для быстрого перекуса.
Большинство покупателей выбирают рыбные консервы основываясь только на цене и на внешнем виде банки – яркость и красота этикетки, наличие ключа для открывания. Но при покупке консервов из рыбы обязательно нужно обращать внимание на маркировку.
Маркировка рыбных консервах может наноситься как методом выдавливания, так и несмываемой краской (обычно наносят на консервы с легковскрываемой крышкой).
При нанесении даты производства продукции, ассортиментного знака, номера предприятия-изготовителя, номера смены и индекса рыбной промышленности между ними оставляют пропуск в один знак или два знака.
Маркировка рыбных консервов в стеклянной таре производится в основном на этикетке, на которой с помощью штампа и компостера наносится номер смены, число, месяц и год выработки консервов. Допускается наносить маркировочные знаки методом выдавливания на крышке, а также наносить маркировку непосредственно на стекло, либо наклеивать этикетки с указанием смены и даты изготовления на донышко, а остальные реквизиты наносить на литографированную крышку.
Чтобы определить какой вид рыбы находится в банке, свежая ли она, а также район вылова, обратите внимание на маркировку на крышке или дне банки. Это цифры и буквы, нанесенные в три ряда.
Важно!
Маркировка должна быть выпуклой, а не утопленной внутрь банки. Это делается для того чтобы защитить покупателя и не позволить недобросовестным продавцам менять сроки годности. Маркировка может быть нанесена несмываемой краской. Если цифры легко стереть или они вдавлены внутрь, то это фальсификат.
Первый ряд – это дата изготовления (число, месяц, год). У каждого вида рыбы свой период добычи. Чаще всего — с июля по октябрь. Если на банке указан месяц выпуска – август, то скорее всего это рыба из свежего улова, а если март, то из замороженного сырья. Срок годности рыбных консервов – не более двух лет в соответствии с ГОСТ.
Дата изготовления продукции (число, месяц, год): число – двумя цифрами (например, 01); месяц – двумя цифрами (08); год – двумя цифрами (20).
Второй ряд – это обозначение вида рыбы, находящейся внутри, и номер предприятия-изготовителя.
Третий ряд – это номер смены и знак Р (индекс рыбной промышленности). Если на крышке консервов вы видите только две строчки, это значит, что предприятие работает в одну смену.
Как узнать, какая именно рыба находится в банке? Смотрим на первые цифры второй строки.
Горбуша – 85Д, 203 Килька – 100 Сайра – 308, 931, 186,177 |
Салака — 155, 610 Скумбрия – 579, 222 Сардинелла – 987 |
Сельдь – 484, 014, 87Д Ставрида — 514, 76К Сардина – 484 |
Фальсификатом считается продукция, сопровождаемая ложной информацией о её характеристиках и (или) производителе. Это умышленно измененные (поддельные) товары и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».
4.Пресервы
Рыбные пресервы – особый вид рыбных продуктов, чаще всего пряного, иногда маринованного или специального посола с добавлением или без добавления разнообразных соусов и заливок, герметично укупоренных в банки, но в отличие от консервов, не подвергнутые стерилизации. Для повышения стойкости пресервов, во многие из них, в качестве антисептика добавляют бензойнокислый натрий. После приготовления пресервы помещают в холодильные камеры для созревания.
Для изготовления пресервов используют рыбу свежую, охлажденную и замороженную, которую солят и разделывают на филе.
Кусочки филе укладывают в пластиковые банки (допускается использование жестяной тары) и вносят заливку, для чего используют растительные масла (оливковое и/или подсолнечное), ароматизированные пряностями и другие виды заливок. В состав заливки обязательно должен входить антисептик (как правило, бензойно-кислый натрий,) или кислота, а также сахар.
· Выбирая пресервы, обращайте внимание на условия хранения продукта в магазине. Рыбные пресервы обязательно должны храниться в холодильнике.
· Рыбные пресервы — продукт, не подлежащий длительному хранению. Выбирая рыбные пресервы, обязательно обращайте внимание на срок годности. Лучше покупать продукт «с запасом» времени для хранения
· Пресервы обычно подаются к столу в качестве закуски
· Срок хранения рыбных пресервов при низких температурах от – 8 до 0оС до четырех месяцев.
1. Какую рыбу используют для изготовления пресервов.
2. Условия и сроки хранения рыбных пресервов.
3. Какую тару используют для пресервов.
4. Что входит в состав заливки.
Стерилизация консервов ведется в автоклавах в автоматическом режиме под управлением и контролем ЭВМ при температуре 120 °С и повышенным давлением. При стерилизации уничтожается большинство микроорганизмов, содержимое банки проваривается, улучшается вкус консервов вследствие перераспределения растворимых веществ между бульоном и рыбой.
Для мяса время стерилизации колеблется от 60 до 120 минут (в зависимости от исходного сырья и технологии производства), для рыбы — 40-100 минут, для овощей — 25-60 минут.
Стерилизованные консервы не являются стерильным продуктом, то есть полностью освобожденным от микроорганизмов. При стерилизации погибают лишь бесспоровые и часть споровых бактерий. Споры же некоторых бактерий, относящихся к группе термоустойчивых, выдерживают нагревание до температуры 120 °С и остаются жизнеспособными. Однако вследствие того, что в консервах отсутствует воздух и они хранятся в условиях невысоких температур, эти бактерии развиваться не могут. При этом продукт сохраняет свои полезные свойства, пригодные в пищу.
Приложение 2 Правила работы в группе для учащихся.
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5.Думай сам, а не рассчитывай на других.
6.Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
Приложение 3 Карточки
290306 484 2Р |
310922 177 1Р |
200801 85Д Р |
170221 100 2Р |
151288 15202 М112 |
М251 240625
|
Горбуша – 85Д, 203 Килька – 100 Сайра – 308, 931, 186,177 |
Салака — 155, 610 Скумбрия – 579, 222 Сардинелла – 987 |
Сельдь – 484, 014, 87Д Ставрида — 514, 76К Сардина – 484 |
Приложение 4. Шаблон таблицы.
|
Консервы |
Пресервы |
Определение
|
|
|
Стерелизация
|
|
|
Антисептик
|
|
|
Срок хранения
|
|
|
Материал упаковки
|
|
|
Преимущества рыбных консервов
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.