ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по Технологии. 7 класс. Маркировка рыбных консервов.
Оценка 4.6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по Технологии. 7 класс. Маркировка рыбных консервов.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
7 кл
30.05.2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по Технологии. 7 класс. Маркировка рыбных консервов.
Практическая работа в группах. Читательское смысловое чтение. Оценивание.
технологическая карта 7 класс.docx

 

Технологическая карта урока

 

Дата: 10.02.2023     Класс: 7 А     Предмет: Технология    Учитель: Губенина А.М.

Тема: Маркировка рыбных консервов.

Тип урока: Комбинированный 

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:  заинтересовать обучающихся в распознавании условных знаков на  пищевых консервах.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; определение последовательности операций с учётом конечного результата; самоконтроль;

Коммуникативные УУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; умение отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать собеседника, учителя; умение задавать вопросы;

Познавательные УУД:  проявлять осознание собственной успешности при изучении темы; использовать приобретенные знания для определения информации на пищевых консервах, структурирование знаний ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности; умение провести самооценку; формировать трудовую активность, аккуратность;

Воспитательный аспект: Содействие воспитанию аккуратности, сосредоточенности, сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность),  Содействие воспитания чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

Формы обучения: групповая, индивидуальная,  фронтальная.

Ресурсы: пищевые консервы и пресервы, этикетки, магнитная доска, карточки, схемы, тексты, учебник.  

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

 

Учитель создает эмоциональный настрой учащихся на урок.

Здравствуйте ребята, хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний день прошел эффективно, продуктивно, чтобы знания, приобретенные сегодня, в дальнейшем пригодились в вашей жизни.

Самое главное – получить удовольствие от той работы, которую будем выполнять.

 

 

 

 

 Учащиеся приветствуют учителя, одноклассников.

 

Личностные: самоорганизация.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: саморегуляция – мотивационная установка на предстоящую работу.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Учитель предлагает ситуационную задачу.

Ребята, вы пошли в многодневный поход и вся провизия – сухари, орехи консервы попали под проливной дождь… И, бумажные этикетки отклеились. Ассортимент провизии – кабачковая икра, ананасы, рыбные консервы, тушенка. А по плану через час – обед, а по плану –рыбная уха. Как определить какая банка с рыбой?  Что делать. ?

На демонстрационном столе выставлены консервные банки в жестяной упаковке без этикеток.

Тема: Маркировка рыбных консервов.

Цель: Изучить что такое маркировка, где проставляется, назначение.

Задачи: Найти информацию, зафиксировать, пройти практическое занятие, подвести итоги.

 

 

 

 

 

Высказывают свои варианты по распознаванию видов консервированной продукции.

 

Определяют тему, цель и задачи урока, с помощью наводящих вопросов учителя

 

Записывают тему урока в тетради.

познавательные: прогнозирование предстоящей работы (составление плана), осознанное построение речевого высказывания.

регулятивные: умение слушать и высказывать собственное мнение, целеполагание,  формулирование темы урока, выбор целей урока

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

 

3. Актуализация знаний.

 

Покупая в магазинах консервную продукцию, я каждый раз внимательно читаю информацию на банке. Многие поступают так же, обращая внимание на штамп на крышке, так как знают, что маркировка на консервных банках даст исчерпывающую информацию о качестве продукта, который они покупают. 

Изучив сегодняшнюю тему, вы точно можете определять, что находится внутри консервированной упаковки, можно ли употреблять содержимое, «читая» цифровую и буквенную информацию.

 

 

Слушают.

познавательные: умение анализировать, умение осознанно строить речевое высказывание.

регулятивные: умение слушать и высказывать собственное мнение, принимать и сохранять учебную задачу;

 

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Ребята, я прошу вас, помочь мне провести урок. Предлагаю «поработать» учителем. Для этого вам необходимо разобраться и понять текстовый материал, придумать вопросы к тексту, дать ответы. Выбрать представителя, для передачи информации другим группам. Далее  рассказать о новом материале остальным группам, примерив на себя роль учителя.

 

Распределение учащихся на 5 групп, раздача бланков с информацией по темам

Приложение 1 Информационные тексты

Приложение 2 Работа в группе

Выдает задание прочитать информационное сообщение, придумать три вопроса.

Определяет время на выполнение по 3 минуты.

Осуществляет контроль за выполнением. Помогает при необходимости выявить главные моменты, активизирует участие всех обучающихся.

 

 

 

Учащиеся читают текст, определяют главное, предлагают вопросы, обсуждают.

Фиксируют ключевые моменты в тетрадях

 Направляют 1 представителя для пересказа в  последующие 4 группы.

Слушают, отвечают на вопросы, делают необходимые пометки в тетради.

познавательные: осуществление поиска и выделения необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения.

 

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, работа в группах.

 

личностные: умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

5. Первичная проверка понимания

-Замечательно. Вы самостоятельно разобрались с темами предложенных текстов. Давайте попробуем разгадать что же зашифровано на крышках жестяных банок.  - «Читают»

Учитель раздает набор карточек каждой группе

Приложение 3 Карточки

Задает вопросы по карточкам.

Ребята, оказывается этикетки-то нашлись, давайте уточним, верно ли вы определили содержимое банок.

 

 

Участники в группе  «читают» маркировку по карточкам, а затем и на консервах и пресервах.

Представители от каждой группы озвучивают ответы. Оценивают правильность.

 

регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других;

познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию;

личностные: умение осознавать ответственность за общее дело;

5. физминутка

Мы сейчас хорошо поработали, давайте отдохнем.

Предлагает поиграть в викторину по пройденным терминам. Неверный тезис  – присели, правильный - встали на носочки, руки вверх

высказывание

истина

неверно

Морепродукты – это нерыбные пищевые продукты, добытые из Мирового океана

+

+

Рыба содержит углеводов больше чем белков

 

+

Операция – разделка рыбы – это удаление чешуи, плавников и внутренностей

+

 

Морская капуста не является морепродуктом

 

+

Если чешуя легко соскабливается, это является признаком свежей рыбы

 

+

 

Учащиеся встают с учебных мест,  выполняют физические действия.

познавательные использование приобретенных ранее

регулятивные: умение слушать

коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

личностные: формирование здорового образа жизни

5. Вторичная проверка понимания, закрепление.

 

 Предлагает заполнить сравнительную таблицу в тетрадях.

Приложение 4. Шаблон таблицы.

Далее начертите аккуратно таблицу карандашом и линейкой.  Название – Консервы и пресервы. Заполните. Воспользуйтесь информацией из различных источников.

Определяет время на выполнение 12 минут.

Осуществляет контроль за выполнением. Осуществление фронтальной проверки.

  Выполняют задание.

познавательные: овладевание способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, ведение поиска средств её осуществления; осваивание способов решения проблем поискового характера;

 

регулятивные: действия по алгоритму, правилу, адекватное принятия оценки учителя.

8. Рефлексия

Ребята, давайте закончим урок следующим образом.

На строительстве собора проходящий путник спрашивает у людей, чем они занимаются.

1 ответил – я камни таскаю,

2 ответил – я деньги зарабатываю, чтобы было на что жить,

3-й сказал – Мы строим собор.

Прошу каждого из вас оценить себя.

Если работа показалась, тяжелой, укажите пальчик вниз.

Кто работал добросовестно, для кого труд был средством для существования, тот показывает пальчик в сторону.

Тот кто принимал участие в строительстве собора,  для  кого труд это радость, движение к великой цели, пальчики вверх.

Молодцы все строили храм.

Ну что ж, наш урок был продуктивным. Мы достигли цели урока. Мне было приятно с вами работать.

Спасибо. Всего доброго.

 

 

 

 

 

Учащиеся оценивают себя, выражают знаками свое отношение к уроку.

познавательные: умение оценивать процессы и результаты деятельности

 

регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения;

 

коммуникационные: умение слушать и вступать в сотрудничества с учителем и одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

Технология 7 класс «Консервы и пресервы»

Приложение 1. Информационные тексты

1.    История изобретения

О способах сохранения продуктов государства задумывались давно, особенно большие проблемы с продовольствием возникали во время иностранных походов. На тот момент в мире не существовало надежной схемы консервации, и французская Директория решила стимулировать изобретателей премиями. В 1795 году был объявлен конкурс с большим для того времени призом в 12 000 франков, и через девять лет, в 1804 году, мир узнал о талантливом поваре  Аппере. 

 

Изобретатель консервов испробовал множество способов избавления от бактерий, но самым простым методом стало кипячение (чем больше емкость с продуктами – тем дольше нагревали тару). Повар был начитанным человеком, и его заинтересовал метод натуралиста и аббата Ладзаро Спалланцани, жившего веком ранее в Италии. Священнослужитель изучал различные явления природы и однажды заметил: как долго сохраняется прокипяченная подливка в бутылке, если ту предварительно прокипятить. 

Николя Франсуа Аппер провел несколько экспериментов и понял, что достаточно поместить овощи и мясо в стеклянную банку, герметично закупорить, а потом отправить в соленую воду, которая позволяла повысить температуру кипения до 100 °C. Лишь во второй половине XIX века ученые нашли более эффективный способ стерилизации – при помощи парового котла, внутри которого можно было поддерживать температуру до 135 °C.

 

Результаты работы Франсуа Аппера проверила особая комиссия, назначенная в 1809 году Обществом поощрения искусств, на это потребовалось 8 месяцев. Члены жюри вскрыли банки с мясом, молоком, овощами и фруктами, и обнаружили, что те находятся в отличном состоянии и пригодны в пищу. Для получения премии от изобретателя потребовали подробно описать свой метод, и уже в следующем году Аппер представил работу под названием: «Искусство консервировать все растительные и животные продукты». Сочинение взяла на вооружение французская армия, а самым благодарным читателем оказался Наполеон. В торжественной обстановке император передал повару его награду. Денег изобретателю хватило, чтобы открыть личное консервное производство.

 

2.    Консервы

Рыбные консервы – это пищевые продукты, обработанные соответствующим образом, расфасованные в герметично укупоренную тару и подвергнутые термическому воздействию для предохранения от порчи при длительном хранении. Рыбные консервы можно подразделить на две группы стерилизованные и нестерилизованные – пресервы.

https://st3.stpulscen.ru/images/product/415/432/339_big.jpghttps://rskrf.ru/upload/iblock/491/4s4jwpao8rxwm291fr982rogp02x9kcs.jpghttps://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/28845/pub_5c52f8da68480a00ae60d4c1_5c52f9648841b200ad566eb3/scale_1200http://36.rospotrebnadzor.ru/download/picture/new2018123001.JPGhttps://www.zagotov.ru/wp-content/uploads/2022/09/pic22.png

Стерилизация консервов — это термическая обработка продукта (варка) при температуре 110—120° С, обеспечивающая гибель микрофлоры в банках. 

Срок хранения Государственный стандарт хранения рыбных консервов — до двух с половиной лет. , при этом условия хранения могут быть как при комнатной температуре, так и в холодильнике при температуре от 0 до +5 градусов. Нельзя хранить консервы под прямыми лучами солнца, около водопроводных и канализационных труб, вблизи приборов отопления. Открытые рыбные консервы лучше всего сразу же съесть. Если содержимое жестяной банки переложить в стеклянную и поставить в холодильник, то такой продукт остается съедобным в течение суток. 

Отравление рыбными консервами — весьма опасное состояние, которое может привести к летальному исходу. При употреблении некачественного продукта возможно не только оно, но и возникновение ботулизма – тяжелой токсикоинфекции, поражающей нервную систему.

3.    Маркировка рыбных консервов

В продуктовых магазинах и супермаркетах представлен широкий ассортимент рыбных консервов из разных видов рыб. Такая продукция отличается высокой пищевой ценностью, удобством транспортирования, длительным сроком хранения, и может применяться в виде самостоятельного блюда или в качестве ингредиента. Рыбные консервы можно брать в поездки, применять для быстрого перекуса.

Большинство покупателей выбирают рыбные консервы основываясь только на цене и на внешнем виде банки – яркость и красота этикетки, наличие ключа для открывания. Но при покупке консервов из рыбы обязательно нужно обращать внимание на маркировку.

Маркировка рыбных консервах может наноситься как методом выдавливания, так и несмываемой краской (обычно наносят на консервы с легковскрываемой крышкой).

При нанесении даты производства продукции, ассортиментного знака, номера предприятия-изготовителя, номера смены и индекса рыбной промышленности между ними оставляют пропуск в один знак или два знака.

Маркировка рыбных консервов в стеклянной таре производится в основном на этикетке, на которой с помощью штампа и компостера наносится номер смены, число, месяц и год выработки консервов. Допускается наносить маркировочные знаки методом выдавливания на крышке, а также наносить маркировку непосредственно на стекло, либо наклеивать этикетки с указанием смены и даты изготовления на донышко, а остальные реквизиты наносить на литографированную крышку.

Маркировка – что обозначают буквы и цифры на дне банки?

Чтобы определить какой вид рыбы находится в банке, свежая ли она, а также район вылова, обратите внимание на маркировку на крышке или дне банки. Это цифры и буквы, нанесенные в три ряда.

Важно! 

Маркировка должна быть выпуклой, а не утопленной внутрь банки. Это делается для того чтобы защитить покупателя и не позволить недобросовестным продавцам менять сроки годности. Маркировка может быть нанесена несмываемой краской. Если цифры легко стереть или они вдавлены внутрь, то это фальсификат.

Первый ряд – это дата изготовления (число, месяц, год). У каждого вида рыбы свой период добычи. Чаще всего — с июля по октябрь. Если на банке указан месяц выпуска – август, то скорее всего это рыба из свежего улова, а если март, то из замороженного сырья. Срок годности рыбных консервов – не более двух лет в соответствии с ГОСТ.

Дата изготовления продукции (число, месяц, год): число – двумя цифрами (например, 01); месяц – двумя цифрами (08); год – двумя цифрами (20).

Второй ряд – это обозначение вида рыбы, находящейся внутри, и номер предприятия-изготовителя.

Третий ряд – это номер смены и знак Р (индекс рыбной промышленности). Если на крышке консервов вы видите только две строчки, это значит, что предприятие работает в одну смену.

Как узнать, какая именно рыба находится в банке? Смотрим на первые цифры второй строки.

Горбуша – 85Д, 203

Килька – 100

Сайра – 308, 931, 186,177

Салака — 155, 610

Скумбрия – 579, 222

Сардинелла – 987

Сельдь – 484, 014, 87Д

Ставрида — 514, 76К

Сардина – 484

Фальсификатом считается продукция, сопровождаемая ложной информацией о её характеристиках и (или) производителе. Это умышленно измененные (поддельные) товары и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».

4.Пресервы

Рыбные пресервы – особый вид рыбных продуктов, чаще всего пряного, иногда маринованного или специального посола с добавлением или без добавления разнообразных соусов и заливок, герметично укупоренных в банки, но в отличие от консервов, не подвергнутые стерилизации. Для повышения стойкости пресервов, во многие из них, в качестве антисептика добавляют бензойнокислый натрий. После приготовления пресервы помещают в холодильные камеры для созревания.

Для изготовления пресервов используют рыбу свежую, охлажденную и замороженную, которую солят и разделывают на филе. 

Кусочки филе укладывают в пластиковые банки (допускается использование жестяной тары) и вносят заливку, для чего используют растительные масла (оливковое и/или подсолнечное), ароматизированные пряностями и другие виды заливок. В состав заливки обязательно должен входить антисептик (как правило, бензойно-кислый натрий,) или кислота, а также сахар.

https://ugecopack.ru/assets/images/statii/plastikovyie-banki2.jpg  https://xn----8sbafpvmb4ccfed.xn--p1ai/media/posts/eda/rolly-yaponskaya-eda.jpg

·                    Выбирая пресервы, обращайте внимание на условия хранения продукта в магазине. Рыбные пресервы обязательно должны храниться в холодильнике.

·                    Рыбные пресервы — продукт, не подлежащий длительному хранению. Выбирая рыбные пресервы, обязательно обращайте внимание на срок годности. Лучше покупать продукт «с запасом» времени для хранения

·                    Пресервы обычно подаются к столу в качестве  закуски

·                    Срок хранения рыбных пресервов при низких температурах от – 8 до 0оС до четырех месяцев.

1.       Какую рыбу используют для изготовления пресервов.

2.        Условия и сроки хранения рыбных пресервов.

3.       Какую тару используют для пресервов.

4.       Что входит в состав заливки.

5.Враг не пройдет

Стерилизация консервов ведется в автоклавах в автоматическом режиме под управлением и контролем ЭВМ при температуре 120 °С и повышенным давлением. При стерилизации уничтожается большинство микроорганизмов, содержимое банки проваривается, улучшается вкус консервов вследствие перераспределения растворимых веществ между бульоном и рыбой.

https://frt-market.ru/d/avtoklav_2qj_enl.jpg

Для мяса время стерилизации колеблется от 60 до 120 минут (в зависимости от исходного сырья и технологии производства), для рыбы — 40-100 минут, для овощей — 25-60 минут.

 

Стерилизованные консервы не являются стерильным продуктом, то есть полностью освобожденным от микроорганизмов. При стерилизации погибают лишь бесспоровые и часть споровых бактерий. Споры же некоторых бактерий, относящихся к группе термоустойчивых, выдерживают нагревание до температуры 120 °С и остаются жизнеспособными. Однако вследствие того, что в консервах отсутствует воздух и они хранятся в условиях невысоких температур, эти бактерии развиваться не могут. При этом продукт сохраняет свои полезные свойства, пригодные в пищу. 

http://clipart-library.com/img/2104439.jpghttps://grizly.club/uploads/posts/2022-12/1670174751_grizly-club-p-shablon-banki-dlya-risovaniya-konserviruem-23.jpg   https://media.istockphoto.com/vectors/canned-food-collection-in-black-and-white-vector-id165744161   i (800×511)

Приложение 2 Правила работы в группе для учащихся.

 1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 

2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3. Не бойся высказывать своё мнение.

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других.

6.Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

Приложение 3 Карточки

290306

484

310922

177

200801

85Д

Р

170221

100

151288

15202

М112

М251

240625

 

 

Горбуша – 85Д, 203

Килька – 100

Сайра – 308, 931, 186,177

Салака — 155, 610

Скумбрия – 579, 222

Сардинелла – 987

Сельдь – 484, 014, 87Д

Ставрида — 514, 76К

Сардина – 484

 

Приложение 4. Шаблон таблицы.

 

Консервы

Пресервы

Определение

 

 

 

Стерелизация

 

 

 

 

Антисептик

 

 

 

 

Срок хранения

 

 

 

Материал упаковки

 

 

 

Преимущества рыбных консервов

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Организационный этап Учитель с оздает эмоциональный настрой учащихся на урок

Организационный этап Учитель с оздает эмоциональный настрой учащихся на урок

Изучив сегодняшнюю тему, вы точно можете определять, что находится внутри консервированной упаковки, можно ли употреблять содержимое, «читая» цифровую и буквенную информацию

Изучив сегодняшнюю тему, вы точно можете определять, что находится внутри консервированной упаковки, можно ли употреблять содержимое, «читая» цифровую и буквенную информацию

Первичная проверка понимания -Замечательно

Первичная проверка понимания -Замечательно

Вторичная проверка понимания, закрепление

Вторичная проверка понимания, закрепление

Технология 7 класс «Консервы и пресервы»

Технология 7 класс «Консервы и пресервы»

Стерилизация консервов — это термическая обработка продукта (варка) при температуре 110—120°

Стерилизация консервов — это термическая обработка продукта (варка) при температуре 110—120°

Маркировка – что обозначают буквы и цифры на дне банки?

Маркировка – что обозначают буквы и цифры на дне банки?

Для изготовления пресервов используют рыбу свежую, охлажденную и замороженную, которую солят и разделывают на филе

Для изготовления пресервов используют рыбу свежую, охлажденную и замороженную, которую солят и разделывают на филе

Для мяса время стерилизации колеблется от 60 до 120 минут (в зависимости от исходного сырья и технологии производства), для рыбы — 40-100 минут, для овощей…

Для мяса время стерилизации колеблется от 60 до 120 минут (в зависимости от исходного сырья и технологии производства), для рыбы — 40-100 минут, для овощей…

В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя

В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя

Определение

Определение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2023