Применение образовательного веб-квеста на уроках русского языка
Аннотация: В статье раскрывается понятие веб-квеста как инновационной образовательной технологии, дается классификация веб-квестов по длительности проведения, предметному содержанию и сюжету, представлена структура веб-квеста. Далее проведен анализ авторских веб-квестов по русскому языку.
Ключевые слова: веб-квест, образовательная технология, виды веб-квестов, структурные компоненты веб-квеста, типы заданий веб-квеста, веб-квест по русскому языку
Образовательный веб-квест – это новая технология, применение которой связано с использованием сети Интернет. Уникальность данной технологии заключается в том, что она объединила в себе технологии проблемного и проектного обучения, интерактивные и игровые технологии[2]. Веб-квест представляет собой пример продуктивного использования сети Интернет в учебной деятельности и внеклассной работе.
Веб-квесты различаются 1) по длительности проведения, 2) предметному содержанию, 3) по сюжету[2].
Веб-квесты по длительности проведения бывают двух типов: а) кратковременные и б) долгосрочные. По предметному содержанию: а) монопроекты и б) межпредметные. В зависимости от сюжета веб-квесты делятся на: а) линейные, б) штурмовые и в) кольцевые[2].
Веб-квест состоит из следующих структурных компонентов:
1) введения, включающего сценарий или план работы, сюжет (интригу), описание ролей, обзор всего веб-квеста;
2) центральной задачи – конечного результата работы участников веб-квеста;
3) информационного ресурса – аннотированного списка информации для выполнения заданий веб-квеста;
4) этапов работы – последовательности действий над веб-квестом;
5) критерий оценки – системы оценивания самостоятельной работы учащихся в рамках работы над веб-квестом;
6) инструкции – плана действий, каким образом предоставить собранную информацию;
7) рефлексии – анализа проведения веб-квеста его участниками и организаторами.
В основе веб-квеста лежит выполнение определенных заданий. От их многообразия зависит, насколько веб-квест будет интересным и познавательным для участников. В веб-квесте используются 11 типов заданий. Например, такие как: пересказ, самопознание, планирование и проектирование, компиляция, творческое задание и другие[4].
Веб-квест может успешно применяться при изучении русского языка на разных этапах образовательного процесса: при изучении нового материала, закреплении или повторении полученных знаний.
Рассмотрим возможности применения технологии веб-квеста при изучении русского языка на примере веб-квестов «Путешествие во фразеологию» (автор - Вохмянина И. Г.)[1] и «Орфографиада. Путешествие во времени» (автор - Лукьяненко Ю.В.)[3]. Анализ веб-квестов представлен в таблице 1.
Таблица 1. Анализ веб-квестов по русскому языку
Описание веб-квеста |
Название веб-квеста |
|
Путешествие по фразеологии |
Орфографиада. Путешествие во времени |
|
Участники |
учащиеся 5-6 классов |
учащиеся 7-8 классов |
Применение |
на уроках русского языка при изучении темы «фразеологизмы» |
дополнительное задание по русскому языку во время проведения предметной недели |
Тип |
кратковременный веб-квест по русскому языку линейный |
долгосрочный веб-квест по русскому языку линейный |
Сюжет |
участники отправляются в необычное путешествие в страну Фразеологию, где живут фразеологизмы |
для изучения истории орфографии участники оправляются в страну Орфографию |
Роли |
- историки - литературоведы - зоологи - археологи |
- грамотеи - знатоки - книголюбы - лингвисты. |
Центральная задача |
- познакомится с достопримечательностями страны (музей, зоопарк, город мастеров, библиотека) и сделать им рекламу; - провести исследование |
- изучить историю страны Орфография; - ответить на серию вопросов, связанных с историей страны |
Информационный ресурс |
содержит 3 источника |
содержит 29 источников |
Этапы работы |
даны для каждой роли отдельно – как последовательность выполнения заданий |
единый алгоритм действий для всех участников |
Задания |
Каждой предложено выполнить несколько заданий и оформить в виде презентации, представлены задания типа компиляция, аналитическая задача, творческое задание |
каждой роли предложено поэтапно выполнить 6 заданий; преобладают задания типа: детектив (головоломка, таинственная история) |
Критерии оценивания |
1) оценивается деятельность участников: - работа в группе - создание презентации - подготовка творческих работ 2) трехуровневая шкала оценивания: высокий уровень – 5 баллов средний уровень – 4 балла низкий уровень – 3 балла 3) оценивается каждый вид работы отдельно 4) максимальное количество баллов – 15 5) оценка за работу: 5 – 14-15 баллов 4 – 11-13 баллов 3 – 9-10 баллов |
1) оценивается деятельность участников: - понимание задания - выполнение задания - результат работы - творческий подход 2) трехуровневая шкала оценивания: - отлично - 10-12 баллов - хорошо - 7-9 баллов удовлетворительно - 4-6 баллов |
Обратная связь |
Ответы на задания отправляются на электронную почту организатора |
Ответы отсылаются на электронную почту организатора с пометкой веб-квест Результаты выполнения задания отражаются в журнале: зеленый - задание выполнено красный – задание не выполнено, требуется доработка |
Рефлексия |
По окончанию веб-квеста участникам предлагается пройти анкетирование |
По окончанию веб-квеста участникам предлагается пройти анкетирование |
Интернет – ссылка на веб-квест |
https://www.listopadira2017.com/properties |
https://sites.google.com/site/orfografiada/ |
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) рассмотренные веб - квесты имеют все структурные компоненты;
2) они разработаны с учетом возрастных особенностей участников;
3) в основе веб-квестов заложена интрига, активизирующая познавательную активность участников;
4) используются задания разных типов;
5) имеют возможность применяться в урочной деятельности и внеклассной работе по русскому языку;
6) позволяют объективно оценить самостоятельную работу учащихся;
7) они могут быть использованы в педагогической практике учителей русского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Вохмянина, И. Г. Веб-квест «Путешествие по Фразеологии» [Электронный курс] / И. Г. Вохмянина. Режим доступа: https://www.listopadira2017.com/properties.
2. Кудаева, Н. Б. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный курс] / Н. Б. Кудаева. – 2012. – Режим доступа: https://clck.ru/Nyyoc.
3. Лукьяненко, Ю. В. Веб-квест «Орфографиада. Путешествие во времени» [Электронный курс] / Ю. В. Лукьяненко. Режим доступа: https://sites.google.com/site/orfografiada/.
4. Луткова, Н. В. Использование технологии веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся/ Н. В. Луткова // Проблемы современной науки и образования. – Соликамск, 2012. – С. 73 – 75.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.