ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
В настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. В образовательном процессе каждая дисциплина создает предпосылки для формирования у обучающихся ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной.
Для проведения аудиторных занятий считаю необходимостью создавать условия для практико-ориентированного обучения. Для этого использую различные формы организации учебного процесса. Целью моей профессиональной деятельности является формирование средствами дисциплин биологии, экологии и химии компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. На уроках химии применяю различные формы и методы для эффективного обучения, в том числе и такую, как технология критического мышления. Ведь творческие способности обучающихся можно развить, создав для этого специальные условия. Организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется мне инструментом, который позволяет разрешить и реализовать педагогические задачи. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают обучающихся самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. [1]. Сущность данной технологии заключается в развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Думать «критически»– это проявлять любознательность; использовать исследовательские методы; ставить перед собой вопросы; вскрывать причины и последствия фактов; вырабатывать свою точку зрения и отстаивать её логическими доводами. [1] Применение таких форм обеспечивает постепенное погружение в реальную профессиональную среду, что способствует более быстрой адаптации выпускников на рабочем месте и в профессиональной среде. Практико-ориентированная технология обучения позволяет студента из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. [4]
Сформированность данной компетенции на базовом уровне можно оценить на основе следующих признаков: знание студентом основных источников информации, необходимых для изучения темы, основных критериев его оценки. Обучающийся, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Развитие логического и ассоциативного мышления обеспечивают развитие личности обучающегося. Широко использую на учебных занятиях и
практико-ориентированные задачи. «Практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компетентностей обучающегося и выявление сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности».[2] Задачи такого рода развивают любознательность, формируют творческое отношение к процессу познания, развивают интеллект, повышают химическую компетентность и расширяют кругозор. В результате решения практико-ориентированных задач они учатся применять приобретенные знания на практике, в повседневной жизни для безопасного обращения с химическими веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Практико-ориентированные задачи направлены на формирование также и метапредметных компетентностей. [3]
В практико-ориентированном учебном процессе используется имеющийся у обучающихся жизненный опыт, а также формируется новый опыт на основе приобретаемых компетенций. Таким образом, формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста.
Практико-ориентированное обучение осуществляет единство эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретение новых знаний и формирование практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем. Данный подход позволяет обучающимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.
Реализация практико-ориентированного обучения закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения является творческим, в котором учебная деятельность для обучающихся является успешной, а знания – востребованными. [4]
Литература:
1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
2. Касимова С.П. «Практико-ориентированные задачи при обучении химии в непрофильных классах».
3. Калугина И.Ю. Диссертация и автореферат на тему «Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся», Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, 2000г.
4. Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 538 с.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.