ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В «ТЕХНИКУМЕ ХИМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФАРМАЦИИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»
В связи с серьезными преобразованиями в системе производства и распределения лекарств, высокой конкуренцией, повышением требований, предъявляемым к субъектам фармацевтического рынка со стороны Республики, кадровый вопрос в настоящее время приобретает все большую значимость для фармацевтических организаций.
Среди наиболее актуальных задач по совершенствованию лекарственной помощи в Республике на сегодняшний день можно выделить:
- улучшение её качества путем внедрения международных стандартов (система стандартов GXP) на всех этапах жизненного цикла лекарственных средств;
- обеспечение доступности лекарственной помощи за счет дальнейшего улучшения системы закупок лекарств, внедрения мониторинга и регулирования ценовой политики фармацевтических предприятий;
- улучшение эффективности и безопасности лекарственной помощи [1]. Роль специалиста с фармацевтическим образованием при этом существенно изменяется - от традиционного и обывательского образа фармацевта как «продавца лекарств» к представлению о фармацевте как о помощнике и консультанте врача по рациональному использованию лекарственных средств. Современный специалист в области фармации должен иметь возможность влиять на решение вопросов, касающихся лекарственной терапии. Взаимоотношения с работниками здравоохранения, в частности, с врачами, должны быть партнерскими, основываться на взаимном доверии, особенно в вопросах, касающихся лекарственных средств.
Таким образом, программы обучения специалиста фармацевта должны быть направлены на формирование ключевых компетентностей, позволяющих им эффективно работать в современной системе здравоохранения.
Педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения. Одним из таких методов является практикоориентированное обучение [1,3].
Практико-ориентированные технологии позволяют в максимальной мере моделировать фрагменты будущей профессиональной деятельности. Они оказывают решающее влияние на все процессы обучения: от предоставления обучающимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения, при этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала, высокий эффект использования преподавательских ресурсов [2,4].
В «Донецком техникуме химических технологий и фармации» большое внимание уделяется циклу профессиональных дисциплин, среди которых ведущими являются - «Технология изготовления лекарственных форм», «Лекарствоведение», «Контроль качества лекарственных средств», «Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» и «Организация деятельности аптек и её структурных подразделений».
На этих дисциплинах студенты обучаются профессии фармацевта. Теоретические занятия выстраиваются на примерах реальной деятельности аптечных учреждений, практические работы максимально приближены к производственной деятельности.
На занятиях по дисциплине «Технологии лекарственных форм» обучающиеся выполняют расчеты по приготовлению и готовят лекарственные формы. Учитывая физико-химические свойства лекарственных средств, входящих в лекарственную форму, для правильного хранения решают вопросы укупорки приготовленной лекарственной формы.
На занятиях по дисциплине «Контроль качества лекарственных средств» обучающиеся работают малыми группами, что способствует формированию таких компетенций, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность, выполняют небольшие фрагменты исследований (анализ лекарственных веществ неорганической и органической природы), затем это используется в курсовых и в дипломных работах, что предусматривает изучение дополнительного материала, использование информационных технологий и несет профессиональную направленность.
Освоение дисциплин «Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» и «Организация деятельности аптек и её структурных подразделений» предполагают приобретение навыков общения с посетителями аптек (имитационные занятия); изучение правил отпуска рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов, их приема и хранения.
Дисциплинарный курс «Лекарствоведение» позволяет обучающимся получить наиболее полное представление о современных средствах терапии как синтетическими, так и растительными лекарственными препаратами.
На занятиях создаются благоприятные условия для эффективного обучения и воспитания обучающихся. Широко используются новые, современные образовательные технологии (проблемная лекция,
семинарское занятие, дискуссия, ролевая игра), которые не только оживляют занятия, но и позволяют формировать базовые компетенции и подготавливать обучающихся к своей профессии. Практикоориентированные технологии помогают приобщить обучающихся к
самостоятельному поиску и отбору информации из различных источников, анализу и прогнозу, принятию нестандартных решений.
В период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики происходит непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.
Заключительный этап обучения предусматривает прохождение производственной практики по виду профессиональной деятельности, сдачу экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю, преддипломную практику и защиту дипломной работы. Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям фармацевта. Приветствуется практика, когда обучающиеся старших курсов имеют возможность в свободное от аудиторного учебного процесса время 2-3 ч работать в качестве помощника в аптеках, с которыми заключены договора о сотрудничестве.
Таким образом, практико-ориентированность на занятиях по профессиональным модулям в ходе промежуточной аттестации,
производственной практики, выполнении курсовых и выпускных
квалификационных работ, позволяет обучающимся приобрести
необходимый максимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний,
профессиональную мобильность и компетентность. Все выше перечисленное соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Литература
1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень[Текст]: Изд-во Тюменского гос. унив., 2006. - 216 с.
2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.[Текст]: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
3. Кичерова M. Н., Ефимова Г. 3. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки: интернет-журнал [Электрон. ресурс]. - 2016. - Т. 4, № 5. - С. 1-10.
4. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / Под общ. ред. докт. пед. наук, профессора А. А. Скамницкого. - М., 2006. - 247 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.