Применение приемов технологии критического мышления при изучении рассказа И.Бунина "Солнечный удар" изучении рассказа И.А. Бунина «Солнечный удар».

  • docx
  • 29.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель работы: продемонстрировать применение методических приемов технологии критического мышления: кластер, фишбоун , синквейн; предложить использовать их на уроках литературы.
Иконка файла материала Модель постановки и решение проблем.docx

Модель постановки и решение проблемы

 через применение приемов технологии критического мышление при                      изучении рассказа И.А. Бунина «Солнечный удар».

 

Коконова Л.И., учитель русского языка и литературы 1 категории.

 

Цель работы: продемонстрировать  применение  методических приемов технологии критического мышления: кластер, фишбоун , синквейн; предложить использовать их на уроках литературы.

Данные приемы технологии критического мышления развивают мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать обдуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны предлагаемого материала).

При организации урока с применением технологии критического мышления следует соблюдать модель трех стадий: вызов ,осмысление, рефлексия. На стадии вызова применяю прием «Кластер», что помогает учащимся настроиться на урок, вспомнить, что известно по данной теме.

Например,  общими усилиями составляем кластер на доске. Задание: подобрать определение к слову любовь в рассказах Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»,  «Солнечный удар» (чистая, светлая, вечная, мимолетная, роковая, трагичная, плотская, взаимная, счастливая).

                             Понимание любви в рассказах И.А.Бунина

«Чистый понедельник»          «Легкое дыхание»           « Солнечный удар»    

                                                                      

Взаимная, несчастная,       разрушительная, трагическая,                  

 светлая                                  темная(загадочная)                               ?  ?   ?                

После анализа рассказа дети допишут, что в «Солнечном ударе» любовь можно представить болезненной,  страстной, мимолетной.

На стадии осмысления эффективен «Фишбоун»: содержание темы урока представляется в виде схемы- рыбий скелет, где кратко прописывается проблема, причины, факты, вывод. Учащиеся могут работать индивидуально, парами, группами.

Прием «фишбоун» можно использовать на любом этапе урока: для активизации знаний, при изучении нового, при закреплении и обобщении.

 Результат работы представлен в схеме:

На стадии рефлексии  часто использую  технику «Синквейна».

 Правила написания синквейна:
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

 

Получаем результат:

 

Любовь

Сильная, болезненная (мгновенная, мучительная)

Мучает, терзает, радует (ослепляет, чарует, завораживает )

Любовь- солнечный удар (мгновения счастья и долговременная боль).

 

После составления «Синквейна» в качестве вывода предлагается цитата из дневника И.А. Бунина: « В счастье всегда есть привкус горечи, боязнь потерять его. Почти верное знание, что потеряешь».

 

Итак, используя приемы технологии критического мышления, учитель  способствует формированию и развитию УУД,  помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться». На  этом уроке  прослеживается развитие  регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Регулятивные  УУД-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Познавательные УУД- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные УУД- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

Использование приведенных выше приемов обучения предполагает сотрудничество учителя и учащихся, создание комфортных условий для осуществления деятельность самих учеников.