Применение приемов технологии критического мышления при изучении рассказа И.Бунина "Солнечный удар" изучении рассказа И.А. Бунина «Солнечный удар».
Оценка 4.7

Применение приемов технологии критического мышления при изучении рассказа И.Бунина "Солнечный удар" изучении рассказа И.А. Бунина «Солнечный удар».

Оценка 4.7
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
29.01.2020
Применение приемов технологии критического мышления  при изучении рассказа И.Бунина "Солнечный удар"                   изучении рассказа И.А. Бунина «Солнечный удар».
Цель работы: продемонстрировать применение методических приемов технологии критического мышления: кластер, фишбоун , синквейн; предложить использовать их на уроках литературы.
Модель постановки и решение проблем.docx

Модель постановки и решение проблемы

 через применение приемов технологии критического мышление при                      изучении рассказа И.А. Бунина «Солнечный удар».

 

Коконова Л.И., учитель русского языка и литературы 1 категории.

 

Цель работы: продемонстрировать  применение  методических приемов технологии критического мышления: кластер, фишбоун , синквейн; предложить использовать их на уроках литературы.

Данные приемы технологии критического мышления развивают мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать обдуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны предлагаемого материала).

При организации урока с применением технологии критического мышления следует соблюдать модель трех стадий: вызов ,осмысление, рефлексия. На стадии вызова применяю прием «Кластер», что помогает учащимся настроиться на урок, вспомнить, что известно по данной теме.

Например,  общими усилиями составляем кластер на доске. Задание: подобрать определение к слову любовь в рассказах Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»,  «Солнечный удар» (чистая, светлая, вечная, мимолетная, роковая, трагичная, плотская, взаимная, счастливая).

                             Понимание любви в рассказах И.А.Бунина

«Чистый понедельник»          «Легкое дыхание»           « Солнечный удар»    

                                                                      

Взаимная, несчастная,       разрушительная, трагическая,                  

 светлая                                  темная(загадочная)                               ?  ?   ?                

После анализа рассказа дети допишут, что в «Солнечном ударе» любовь можно представить болезненной,  страстной, мимолетной.

На стадии осмысления эффективен «Фишбоун»: содержание темы урока представляется в виде схемы- рыбий скелет, где кратко прописывается проблема, причины, факты, вывод. Учащиеся могут работать индивидуально, парами, группами.

Прием «фишбоун» можно использовать на любом этапе урока: для активизации знаний, при изучении нового, при закреплении и обобщении.

 Результат работы представлен в схеме:

На стадии рефлексии  часто использую  технику «Синквейна».

 Правила написания синквейна:
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

 

Получаем результат:

 

Любовь

Сильная, болезненная (мгновенная, мучительная)

Мучает, терзает, радует (ослепляет, чарует, завораживает )

Любовь- солнечный удар (мгновения счастья и долговременная боль).

 

После составления «Синквейна» в качестве вывода предлагается цитата из дневника И.А. Бунина: « В счастье всегда есть привкус горечи, боязнь потерять его. Почти верное знание, что потеряешь».

 

Итак, используя приемы технологии критического мышления, учитель  способствует формированию и развитию УУД,  помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться». На  этом уроке  прослеживается развитие  регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Регулятивные  УУД-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Познавательные УУД- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные УУД- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

Использование приведенных выше приемов обучения предполагает сотрудничество учителя и учащихся, создание комфортных условий для осуществления деятельность самих учеников.

 


 

Модель постановки и решение проблемы через применение приемов технологии критического мышление при изучении рассказа

Модель постановки и решение проблемы через применение приемов технологии критического мышление при изучении рассказа

Результат работы представлен в схеме:

Результат работы представлен в схеме:

Получаем результат: Любовь

Получаем результат: Любовь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020