Модель постановки и решение проблемы
через применение приемов технологии критического мышление при изучении рассказа И.А. Бунина «Солнечный удар».
Коконова Л.И., учитель русского языка и литературы 1 категории.
Цель работы: продемонстрировать применение методических приемов технологии критического мышления: кластер, фишбоун , синквейн; предложить использовать их на уроках литературы.
Данные приемы технологии критического мышления развивают мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать обдуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны предлагаемого материала).
При организации урока с применением технологии критического мышления следует соблюдать модель трех стадий: вызов ,осмысление, рефлексия. На стадии вызова применяю прием «Кластер», что помогает учащимся настроиться на урок, вспомнить, что известно по данной теме.
Например, общими усилиями составляем кластер на доске. Задание: подобрать определение к слову любовь в рассказах Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Солнечный удар» (чистая, светлая, вечная, мимолетная, роковая, трагичная, плотская, взаимная, счастливая).
Понимание любви в рассказах И.А.Бунина
«Чистый понедельник» «Легкое дыхание» « Солнечный удар»
Взаимная, несчастная, разрушительная, трагическая,
светлая темная(загадочная) ? ? ?
После анализа рассказа дети допишут, что в «Солнечном ударе» любовь можно представить болезненной, страстной, мимолетной.
На стадии осмысления эффективен «Фишбоун»: содержание темы урока представляется в виде схемы- рыбий скелет, где кратко прописывается проблема, причины, факты, вывод. Учащиеся могут работать индивидуально, парами, группами.
Прием «фишбоун» можно использовать на любом этапе урока: для активизации знаний, при изучении нового, при закреплении и обобщении.
Результат работы представлен в схеме:
На стадии рефлексии часто использую технику «Синквейна».
Правила
написания синквейна:
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем
существительным.
2
строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно
глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или
философско-обобщенном уровне.
Получаем результат:
Любовь
Сильная, болезненная (мгновенная, мучительная)
Мучает, терзает, радует (ослепляет, чарует, завораживает )
Любовь- солнечный удар (мгновения счастья и долговременная боль).
После составления «Синквейна» в качестве вывода предлагается цитата из дневника И.А. Бунина: « В счастье всегда есть привкус горечи, боязнь потерять его. Почти верное знание, что потеряешь».
Итак, используя приемы технологии критического мышления, учитель
способствует формированию и развитию УУД, помогает обучающимся стать активными
деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик
не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное
умение – «умение учиться». На этом уроке прослеживается развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных
УУД.
Регулятивные УУД-выдвигать версии решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат;
Познавательные УУД- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
Коммуникативные УУД- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.
Использование приведенных выше приемов обучения предполагает сотрудничество учителя и учащихся, создание комфортных условий для осуществления деятельность самих учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.