Лекция 4
А.П.Гайдар. Общая характеристика творчества писателя.
А.П.Гайдар – боец, писатель, гражданин. Круг идей, тем, образов.
Содержание лекции
Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904года, в небольшом городке Курской области. Отец его - школьный учитель, матьработала сначала учительницей, позже фельдшером. В 1912 переехали в Арзамас.Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл своей родиной, потому что здесь прошлодетство, здесь была учёба в реальном училище. Многие впечатления от“арзамасской жизни” потом нашли отражение в его произведениях.
В августе 1914 г его отца забрали в армию. Мать Аркадия осталасьодна с четырьмя детьми. В больнице, где она работала, было много забот. Надесятилетнего Аркадия легла дополнительная ответственность за сестренок. УчилсяАркадий не очень прилежно. Правда, чаще других получал пятерки по литературе.Очень любил Гайдар читать.
В декабре 1918-го Аркадий Голиков уходит в Красную Армию. Такзаканчивается детство Аркадия Голикова и начинается военная деятельность. Воттак с войны, в неполные пятнадцать лет началась взрослая жизнь Аркадия Гайдара.В декабре 1919 года на Польском фронте, где он командовал взводом, получаетранение в ногу и потому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжаетв Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии – командир полка. Нопо состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания сКрасной Армией. Осенью 1932 года Аркадий Гайдар решил поселиться в Москве. В1938 г Аркадий Гайдар приехал в Клину. Свою знаменитую повесть “Тимур и егокоманда” Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940г.Еще в Клину написаны “Чук и Гек”, “Судьбабарабанщика”, “Дым в лесу”, “Комендант снежной крепости”, “Зимой 41-го” и“Клятва Тимура”. Гайдар мог написать ещё много книг, но со всей странойслучилась огромное несчастье – на СССР напала фашистская Германия. И Гайдар немог остаться в стороне. Через день Аркадий Гайдар уехал на Юго-Западный фронт вкачестве корреспондента "Комсомольской правды". Гайдар погиб 26октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой.
Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегдаобращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями егорассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся исерьезно разговаривал.
К.Паустовский вспоминал: “Мы жили Аркадием Петровичем Гайдаром наодной улице, и надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, небыл бы остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Этобыло не просто знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольноеподчинение младшего старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которойцарствовал дух дисциплины и уважения…
- А все-таки ты с ними играешь, - говорил я Гайдару.
- Живу, а не играю, - отвечал он. – Ты не прав”.
Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, зато, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзьяпопадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.
Мысль написать “Тимур и его команду” подсказали ему сами дети. Онтолько подметил её, подхватил и облек в художественную форму.
А.Гайдар очень бережно работал над словом. Он помнил наизусть все,только что им написанное. Его слова, вроде бы и обыденные, светятся внутриогнем поэзии, хитро укрытой. Читатель доверчиво тянется на этот огонек,невидимо согревающий сердце и тихо зовущий к строгим и славным делам. Вот в чемсекрет гайдаровского языка. Простые слова у него становятся крылатыми, ибо вних была мысль высокого полета. Потому что писал он всегда с горячим сердцем и,разговаривая с читателем напрямик, очень уважал своего собеседника.
Сказка «Горячий камень» - художественное завещание писателя детям.Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий человек - в ранние или зрелыегоды - однажды непременно обожжется о «горячий камень», символизирующий поисксмысла жизни, и потому важно прожить свою единственную жизнь так, чтобы нестыдно было потом о ней рассказывать.
«Военная тайна» — емкое имногоплановое произведение. В нем раскрываются мысли об интернациональномединстве людей, показано формирование ребенка в коллективе. Героев повести —детей разных национальностей — объединяет дружба и любовь к Советской стране.Это отражается в их играх и мечтах; им хочется «сторожить» всю страну, стоять свинтовкой на самой высокой горе, смотреть в подзорную трубу, сидеть возлепередатчика, чтобы подать сигнал во время опасности.
Чувствуется перекличка героев повести со сказочным Мальчишем-Кибалъчишем,который «примчался на подмогу» отцам и братьям. Мальчиш вместе с товарищамивступает в борьбу с буржуинами и погибает, не открыв Военной тайны врагам.Создавая эту героическую сказку, Гайдар творчески осваивал художественныетрадиции устного народного творчества.
«Сказка о Военной тайне, оМальчише-Кибальчише и его твердом слове» символически раскрывает перед юнымчитателем смысл важнейших социальных и политических понятий. Не отступая отправды жизни, Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибельМальчиша-Кибальчиша.
Рассказ «Чук и Гек» (1939).
Чук и Гек — два брата, и у каждого свои привычки, свойственнаятолько ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока этомысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшейтелеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать?Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов поразным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».
И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее;он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хужесердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», чтоврать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь — вовсе и не ложь, азначит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает темулжи и правды, а ставит ее во всей остроте.
«Чук и Гек» — рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви кРодине. «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе людизнали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить иберечь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — вэтих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Замысел Гайдара написать«светлый, как жемчужина» рассказ осуществился в полной мере.
Повесть «Тимур и его команда» в 1941 г. трижды выходила отдельнымизданием. Книга эта написана в тревожное, предвоенное время.
Образ Жени — один из центральных в повести. С каждой новой сценойвсе отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки,выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее,но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понятьмаленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотноотвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар даетчитателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами:Ольга заботится о Жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, чтообижает сестру своим недоверием. Один из конфликтов повести - между взрослыми идетьми.
Второй конфликт повести — между друзьями Тимура и шайкой Квакина.
В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой,социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячийкомиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков,Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которуюведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложныотношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не вовсем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра.«Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель ифантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо,чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острыелучи красных звезд, которые «зажжены» им на домах тех, кто ушел в КраснуюАрмию. Гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подросткасоциалистического общества и сделал этот образ новой литературной и жизненнойреальностью.
Иначе создаются в повести образы отрицательныхперсонажей, например хулигана по кличке Фигура. Автор подчеркивает в нем чертыозлобленности, жестокости, тупости. Квакина в какой-то мере писатель наделяет способностьюшутить, чувством юмора. У Фигуры же нет этой способности, в обрисовке егохарактера не проскальзывает ничего юмористического, а следовательно, и ничегочеловеческого.© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.