Лекционный материал по предмету "Детская литература"
Оценка 4.8

Лекционный материал по предмету "Детская литература"

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература +2
Взрослым
13.11.2019
Лекционный материал по предмету "Детская литература"
Публикация является частью публикации:
Документ Microsoft Office Word (5).docx

Лекция 4

А.П.Гайдар. Общая характеристика творчества писателя.

А.П.Гайдар – боец, писатель, гражданин. Круг идей, тем, образов.

Содержание лекции

Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904года, в небольшом городке Курской области. Отец его - школьный учитель, матьработала сначала учительницей, позже фельдшером. В 1912 переехали в Арзамас.Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл своей родиной, потому что здесь прошлодетство, здесь была учёба в реальном училище. Многие впечатления от“арзамасской жизни” потом нашли отражение в его произведениях.

В августе 1914 г его отца забрали в армию. Мать Аркадия осталасьодна с четырьмя детьми. В больнице, где она работала, было много забот. Надесятилетнего Аркадия легла дополнительная ответственность за сестренок. УчилсяАркадий не очень прилежно. Правда, чаще других получал пятерки по литературе.Очень любил Гайдар читать.

В декабре 1918-го Аркадий Голиков уходит в Красную Армию. Такзаканчивается детство Аркадия Голикова и начинается военная деятельность. Воттак с войны, в неполные пятнадцать лет началась взрослая жизнь Аркадия Гайдара.В декабре 1919 года на Польском фронте, где он командовал взводом, получаетранение в ногу и потому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжаетв Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии – командир полка. Нопо состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания сКрасной Армией. Осенью 1932 года Аркадий Гайдар решил поселиться в Москве. В1938 г Аркадий Гайдар приехал в Клину. Свою знаменитую повесть “Тимур и егокоманда” Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940г.Еще в Клину написаны “Чук и Гек”, “Судьбабарабанщика”, “Дым в лесу”, “Комендант снежной крепости”, “Зимой 41-го” и“Клятва Тимура”. Гайдар мог написать ещё много книг, но со всей странойслучилась огромное несчастье – на СССР напала фашистская Германия. И Гайдар немог остаться в стороне. Через день Аркадий Гайдар уехал на Юго-Западный фронт вкачестве корреспондента "Комсомольской правды". Гайдар погиб 26октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой.

Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегдаобращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями егорассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся исерьезно разговаривал.

К.Паустовский вспоминал: “Мы жили Аркадием Петровичем Гайдаром наодной улице, и надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, небыл бы остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Этобыло не просто знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольноеподчинение младшего старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которойцарствовал дух дисциплины и уважения…

- А все-таки ты с ними играешь, - говорил я Гайдару.

- Живу, а не играю, - отвечал он. – Ты не прав”.

Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, зато, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзьяпопадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.

Мысль написать “Тимур и его команду” подсказали ему сами дети. Онтолько подметил её, подхватил и облек в художественную форму.

А.Гайдар очень бережно работал над словом. Он помнил наизусть все,только что им написанное. Его слова, вроде бы и обыденные, светятся внутриогнем поэзии, хитро укрытой. Читатель доверчиво тянется на этот огонек,невидимо согревающий сердце и тихо зовущий к строгим и славным делам. Вот в чемсекрет гайдаровского языка. Простые слова у него становятся крылатыми, ибо вних была мысль высокого полета. Потому что писал он всегда с горячим сердцем и,разговаривая с читателем напрямик, очень уважал своего собеседника.

Сказка «Горячий камень» - художественное завещание писателя детям.Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий человек - в ранние или зрелыегоды - однажды непременно обожжется о «горячий камень», символизирующий поисксмысла жизни, и потому важно прожить свою единственную жизнь так, чтобы нестыдно было потом о ней рассказывать.

 «Военная тайна» — емкое имногоплановое произведение. В нем раскрываются мысли об интернациональномединстве людей, показано формирование ребенка в коллективе. Героев повести —детей разных национальностей — объединяет дружба и любовь к Советской стране.Это отражается в их играх и мечтах; им хочется «сторожить» всю страну, стоять свинтовкой на самой высокой горе, смотреть в подзорную трубу, сидеть возлепередатчика, чтобы подать сигнал во время опасности.

Чувствуется перекличка героев повести со сказочным Мальчишем-Кибалъчишем,который «примчался на подмогу» отцам и братьям. Мальчиш вместе с товарищамивступает в борьбу с буржуинами и погибает, не открыв Военной тайны врагам.Создавая эту героическую сказку, Гайдар творчески осваивал художественныетрадиции устного народного творчества.

 «Сказка о Военной тайне, оМальчише-Кибальчише и его твердом слове» символически раскрывает перед юнымчитателем смысл важнейших социальных и политических понятий. Не отступая отправды жизни, Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибельМальчиша-Кибальчиша.

Рассказ  «Чук и Гек» (1939).

Чук и Гек — два брата, и у каждого свои привычки, свойственнаятолько ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока этомысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшейтелеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать?Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов поразным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее;он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хужесердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», чтоврать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь — вовсе и не ложь, азначит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает темулжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

«Чук и Гек» — рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви кРодине. «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе людизнали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить иберечь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — вэтих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Замысел Гайдара написать«светлый, как жемчужина» рассказ осуществился в полной мере.

Повесть «Тимур и его команда» в 1941 г. трижды выходила отдельнымизданием. Книга эта написана в тревожное, предвоенное время.

Образ Жени — один из центральных в повести. С каждой новой сценойвсе отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки,выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее,но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понятьмаленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотноотвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар даетчитателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами:Ольга заботится о Жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, чтообижает сестру своим недоверием. Один из конфликтов повести - между взрослыми идетьми.

Второй конфликт повести — между друзьями Тимура и шайкой Квакина.

В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой,социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячийкомиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков,Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которуюведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложныотношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не вовсем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра.«Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель ифантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо,чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острыелучи красных звезд, которые «зажжены» им на домах тех, кто ушел в КраснуюАрмию. Гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подросткасоциалистического общества и сделал этот образ новой литературной и жизненнойреальностью.

Иначе создаются в повести образы отрицательныхперсонажей, например хулигана по кличке Фигура. Автор подчеркивает в нем чертыозлобленности, жестокости, тупости. Квакина в какой-то мере писатель наделяет способностьюшутить, чувством юмора. У Фигуры же нет этой способности, в обрисовке егохарактера не проскальзывает ничего юмористического, а следовательно, и ничегочеловеческого.

Лекционный материал по предмету "Детская литература"

Лекционный материал по предмету "Детская литература"

Лекционный материал по предмету "Детская литература"

Лекционный материал по предмету "Детская литература"

Лекционный материал по предмету "Детская литература"

Лекционный материал по предмету "Детская литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019