Тема урока: «Символизм повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина как способ отображения Универсальных Законов бытия в жизни человека».
Оценка 4.9

Тема урока: «Символизм повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина как способ отображения Универсальных Законов бытия в жизни человека».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
30.12.2020
Тема урока: «Символизм повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина как способ отображения Универсальных Законов бытия в жизни человека».
Цель: рассмотреть на произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» смысл и значение символов, являющихся отображением Универсальных Законов Бытия в жизни человека.
Урок Пиковая дама 8 класс.docx

Тема урока: «Символизм повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина как способ отображения Универсальных Законов бытия в жизни человека».

 

Цель: рассмотреть на произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» смысл и значение символов, являющихся отображением Универсальных Законов Бытия в жизни человека.

 

Задачи:

 1) Познакомить учащихся с историей создания повести и особенностью её композиции.

2) Рассмотреть через анализ произведения символизм чисел: тройка, семерка, туз (одиннадцать) и их роль в жизни человека.

3) Развивать монологическую речь учащихся, формировать у них ориентиры на духовно-нравственные ценности.

 

Ход урока:

 

1. Вступительное слово учителя

 

Повесть «Пиковая дама» представляет собой поистине одно из чудес пушкинского творчества. Умение «писать просто, коротко и ясно» в этом произведении достигает совершенства. Философская глубина, стройность композиции, увлекательность фабулы, живость созданных образов, мастерство повествования – всё это делает «Пиковую даму» одним из лучших образцов пушкинского творения в русской литературе.

История создания повести. Работа над повестью была начата в 1833 году и закончена во «вторую Болдинскую осень» – 1833 год. Курьезный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу повести. Пушкин сообщил своему другу П.В. Нащокину, что главная завязка «Пиковой дамы» не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды он сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у нее денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигрывающих карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом. В аристократических кругах Франции он слыл чародеем, которому были открыты тайны черной магии (на самом деле, он был знаменитым авантюристом 18 века). – Попробуй, - сказала бабушка. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В основе замысла лежит история о трёх картах.

Проблемный вопрос: почему А.С. Пушкин во второй части повести «Пиковая дама» заменяет туза дамой?

При рассмотрении композиционной особенности повести и символизма чисел: тройка, семерка, туз (одиннадцать), постараемся ответить на этот вопрос.

2. Особенности композиции повести.

- Вспомним, что такое композиция?

- Композиция – это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

 

3. Сообщения подготовленных учеников

Ученик 1

Особенность композиции повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама» состоит в том, что она включает в себя 6 глав и заключение, которые в свою очередь разделены на две самостоятельные смысловые части. Первую часть составляют 1-4 главы, а вторую – 5, 6 главы и заключение. Через первую часть повести А. С. Пушкин показывает мир реальный, а вторая часть олицетворяет собой мир ирреальный, мистический, духовный. И именно две эти части в произведении композиционно и сюжетно связаны в единое целое повествование. А что их связывает? Символы: тройка, семерка, туз, которые присутствуют в начале первой части, в первой главе, и в начале второй части, в пятой главе. 

Так посредством этих чисел-символов «тройка, семерка, туз» происходит соединение реального и ирреального, мистического миров. Хотя, многие критики-литературоведы утверждают, что четвертой главой повесть могла бы и спокойно закончиться, не выйдя за рамки реализма. Но вдруг начинается глава пятая, предваряемая «мистическим» эпиграфом, а затем еще и похоронами графини, ее ночное явление Германну, и познание тайны «Трех карт». Так, казалось бы, уже вполне красиво законченная повесть вновь воскресает, подобно самой графине. Глава шестая, последняя, это такой своеобразный двойник главы третьей в том смысле, что обе они посвящены усилиям Германна, жаждущего своей цели, и опять же их краху. На сей раз провал окончателен! Германн проигрывает Чекалинскому все деньги и, кроме того, еще и узнает в «Даме» саму графиню.

Тем самым, Пушкин идет далее и видит глубже. Будучи пророком, посвященным, он видит и понимает всю глубину той реальной истории, которая положена в основу произведения, закономерность появления этих трех карт и их глубинный смысл.

В первой части Пушкин ничего не меняет из реальной истории о трех картах, положенной в основу сюжета, а во второй части, связанной с ирреальным мистическим (духовным) миром, писатель осуществляет замену Туза Дамой. Если Пушкин в  названии своего произведения «Пиковая дама» слово «дама» написал  с маленькой буквы, то мы в свою работу вписываем слово «Дама»  с заглавной буквы, рассматривая образ Пиковой Дамы не как тайную недоброжелательность, а как женщину, владеющую Высшими тайными знаниями и имеющую связь с Высшей Добродетелью, то есть Провиденциальными силами. Тем самым попытаемся осуществить глобальный поворот от тайной недоброжелательности к проявленной Высшей Добродетели.  Пушкин уже тогда, заменяя Туза Дамой, предрекает  наступление новой эпохи, где ведущая роль отводится Даме, прообразом которой является Великое Женское Начало – Великая Матерь Мира.

Ученик 2

 

Загадочность произведения связана, прежде всего, с фантастическим, мистическим  началом в повести.  Как известно, завязкой сюжета служит история о трех картах, рассказанная Томским. Эта история имеет реальную основу. Она была рассказана А. С. Пушкиным своему другу П. В. Нащокину. Главная завязка повести не вымышлена. Старуха-графиня – это Наталья Петровна Голицына, мать Дмитрия Васильевича Голицына, московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а назвала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй», – сказала бабушка. Внучок поставил карты и отыгрался.

Подробности этой истории нам стали известны не только из воспоминания П. В. Нащокина, но и из книги М. Н. Ишкова «Сен-Жермен. Суперчисла: тройка, семерка, туз», в которой писатель приводит рассказ самого Сен-Жермена. «…Взволнованный её предложением пожертвовать своей честью, я решительно возмутился и был готов прервать разговор… Вот когда меня буквально прошибло! Я отчетливо различил покрытый зеленым сукном стол, игроков, бледное лицо княгини, объемистый живот молодого, но уже заметно обрюзгшего Луи-Филиппа, герцога Орлеанского, услышал голос банкомета: «Ставки, господа, ваши ставки!» – явственно увидел карты, которые он по очереди открыл – тройка, потом семерка и туз…».

Из рассказа мы воочию убеждаемся, что в этот напряженный момент Сен-Жермену было явлено видение Свыше, видение о трех картах. И далее Сен-Жермен предупреждает Голицыну: «Денег я не дам… Они сведут вас в ад. Дайте мне слово, что вы никогда больше не подойдете к ломберному столу, и я открою вам три карты, на которые вы можете поставить сегодня вечером. Но только сегодня и только на один розыгрыш». Три карты сделали свое дело: графиня отыгралась у герцога Орлеанского и сдержала слово, данное Сен-Жермену.

 

4. Слово учителя.

А. С. Пушкин в своей повести только называет эти три карты: тройка, семерка, туз, но не раскрывает их значение. Тайну же этих трех карт мы постараемся раскрыть и доказать, что эта история с тремя картами не случайность и не сказка, как утверждают герои повести. В них сокрыт глубинный философский смысл, касающийся напрямую течения Эволюции человека и человечества, которая осуществляется через действие Универсальных Законов Бытия. Космических законов великое множество. Но среди них выделяются главенствующие. Назовем некоторые из них:

1.      Закон Иерархии Сил Света – основной закон Мироздания

2.      Закон Космического Магнита

3.      Закон Любви и закон Жертвы

4.      Закон тождественности Макро и микрокосма

5.      Закон Космической Справедливости (или Закон кармы)

6.      Закон реинкарнации (закон перевоплощения)

7.      Закон труда на Общее Благо

8.      Закон Единства Всего Сущего

С падением духа в материю знание законов Космических было утрачено человечеством, но наступившая новая эпоха, о приходе которой предрек в повести «Пиковая дама» А. С. Пушкин, требует не только восстановления этих законов в жизни, но и вмещения их сознанием каждого человека.

Так, анализ повести «Пиковая дама» раскрыл действие Закона Космической Справедливости – Закона Кармы (судьбы). Это и есть безошибочный закон Воздаяния, который говорит: «Что посеет человек, то и пожнет».

Космическая Справедливость воздает каждому по делам его: за добро добром, и за зло злом. Судьба человека складывается его помыслами и делами. Человек, незнающий Космических законов, не сообразуется с ними, и направляемый эгоистическими побуждениями, совершает поступки, которые причиняют ему в итоге и страдания, как и произошло с героем повести Германном.

Таким образом, незнание Космических законов является для человека источником постоянных страданий и не освобождает от ответственности. Перед законом все равны. И до тех пор, пока он этих законов не будет знать и будет их нарушать, он будет страдать. А. С. Пушкин ярко продемонстрировал действие этого закона на примере судьбы Германна. А. С. Пушкин предупреждает человечество через Германна, что играть с Судьбой, с Огнем, очень опасно, ибо неотвратим обратный удар.

 

5. Раскрытие символизма чисел: тройка, семерка, туз (одиннадцать)

Для раскрытия символизма чисел, необходимо рассмотреть понятие «символ».

Слово «символ» одно из самых многозначных в системе семиотических наук. Символ – это вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-либо понятия и явления.  Так, в своей статье «Символ в системе культуры» Ю. М. Лотман отмечает, что существует два научных подхода к соотношению выражения и содержания символа. По первому подходу значение «символ» и «знак» не отождествляются, а противопоставляются друг другу как «выражение» (внешняя форма) и «содержание» (внутренняя суть).  Второй же подход показывает их единство как средство перевода плана «выражения» в план «содержания». Таким образом, символ является мостом, соединяющим мир рациональный-земной и мир мистический-небесный (духовный).  Тем самым символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной скрытой сущности. 

- Что же означает каждое из этих чисел как символ?

 

6. Работа в группах.

 

Группа № 1. Задание: рассмотреть символизм числа 3

 

Число «три» называют Мудростью, потому что люди организуют настоящее, предвидят будущее и используют опыт прошлого. В основе этого числа лежит принцип троичности, который являет собой закон построения всего явленного. Три или триада, как называет ее Пифагор, является первым числом на Высшем плане в Космогонии. Сначала возникла три или треугольник.  Священность триады и ее символа – треугольника – следует из того факта, что она строится из монады (единица) и дуады (два). Монада – есть символ Божественного Отца, а дуада – символ Великой Матери. Монада, объединяясь с дуадой, творят третье объединенное начало -  Сына. Идея триединства составляет основу многих древних философских и религиозных учений. Триединство есть сердце Вечности, Пресвятая Троица и являет собой Духовное Солнце. Тройка – небесное число, символизирующее душу. С тройкой связывают трёхмерность пространства.

Число три (внутренняя природа человека, состоящая из духа, ума, души), нисходит в четыре (в мир), и результатом является сумма семь или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Через это и проявляется глубинная внутренняя связь тройки и семерки в повести «Пиковая дама» А. С. Пушкина.

 

Группа № 2. Задание: рассмотреть символизм числа 7

 

Число семь является числом закона, потому что это число Создателя   Космического закона семеричности, который лежит в основании Мироздания. Также семь – число, знаменующее конец одного цикла и начала другого. Число 7 является одним из самых значимых. Что же такого особенного в числе 7? Мы знаем, что в радуге семь цветов. То же самое касается и звука: именно семь нот составляют звукоряд и дают возможность образовывать гармоничные созвучия. В древности человека и вселенную в целом полагали существующими на семи планах материальности. Возможно, всё совсем не случайно, и внимание к числу «семь» является следствием более глубоких представлений об устройстве мира, чем мы могли бы предположить. И А. С. Пушкин как человек, обладающий тайными знаниями, не мог этого не знать.

Более того, число «семь» напрямую связано с числом «три», как уже было сказано выше, и является в каком-то смысле его следствием, порождением. По утверждению Пифагора, сумма чисел 3 и 4 (символизирующих собой треугольник и квадрат) считалась проявлением законченности и совершенства. Поэтому число 7, сумма тройки и четвёрки, воспринималось как священное.

Метафизические представления о сотворении мира всегда предполагают наличие единого источника и трех творящих сил. Это важно: источник один и един, а творящих сил всегда три. Это отражено в представлении о Трех Логосах неоплатоников, Троице в христианстве, Тримурти в Древней Индии, египетских божественных триадах и т. п.

Таким образом, число «семь» совершенно заслуженно имеет особое значение для понимания природы человека и этого мира: оно отражает самое гармоничное разделение. Мы живем в мире, который по самой своей природе семеричен. И именно семеричное его (и его частей) деление будет лучше всего описывать его природу.

 

Группа № 3. Задание: рассмотреть символизм числа 11 (туз)

 

В сумме три плюс семь дают десять – идеальное число или число Абсолюта, через которое человечество, проходя цикл в своем эволюционном развитии, вновь возвращается к единице – к Отцу Небесному, но уже на более высоком уровне эволюционного развития, выйдя на уровень которого, человечество проявляет сокрытое за десятью число одиннадцать, олицетворяющее собой Беспредельный Разум Космоса, водительствующий Эволюцией мира Земли. Число 11 окутано мистической аурой и символизирует магическую силу. Одиннадцать – это символ единства противоположностей. 11 – число мастера в нумерологии и означает духовный путь. В сакральном эзотерическом смысле 11 является числом, символизирующим понятие очищение, знак жизни и смерти, открывающий путь в высшие сферы бытия.

 

Учитель (обобщение работы в группах)

Таким образом, числа-символы «тройка, семерка, туз (одиннадцать)» в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», как показало исследование, выполняют ряд важных функций:

- они выявляют мифологический и метафорический контексты произведения, служат средством образной характеристики главного героя, выражают авторские оценки;

- через эти символы в произведении раскрываются основные Принципы Универсальных законов Бытия и их роль в Эволюции человека и человечества в целом;

- через них А. С. Пушкин приоткрывает внимательному и вдумчивому читателю завесу тайны о строении Мироздании, о роли чисел в построении Вселенной и о грядущих эволюционно-значимых событиях, которые и приведут человека и человечество к духовному преображению и осознанию человеком целостной картины Мира, к признанию Универсальных законов бытия и неукоснительному следованию им.

Итак, тройка, семерка, туз (одиннадцать) является тем основанием, краеугольным камнем, на котором зарождались Космос (макрокосм) и человек как микрокосм. А. С. Пушкин словно в миниатюре показал читателю через повесть «Пиковая дама» принципы построения Мироздания и утверждал, что в основе этого построения лежит число. Подтверждением этому является высказывание Е. П. Блаватской, что эволюция движется мерою и числом. Кроме того, А. С. Пушкин словно приоткрывает завесу Великой тайны Космоса, указуя, что все в Космосе, в том числе человек, строится по единому космо-планетному механизму, то есть он указывает на тождественность Макрокосма и микрокосма (человека) как носителя принципов всех Высших планов бытия. Это еще раз подтверждает божественную природу человека.

 

Учитель:

Выслушав сообщения каждой группы о символизме чисел, попробуем ответить на проблемный вопрос: почему же в повести «Пиковая дама» происходит замена Туза Дамой? (учащиеся высказывают свою точку зрения, идет обсуждение проблемного вопроса в группах)

Итак, ребята, всё в Природе двуполюсно. Беспредельный Разум Космоса являет собой гармонию двух Духовных Начал – Мужского и Женского.

На нисходящей дуге Эволюции ведущим началом было Мужское, символом которого в повести и является Туз. Чтобы начать восходящую дугу Эволюции – новый цикл, должна произойти замена ведущего Мужского  Начала на Женское, т.е. Даму. Это значит, что Новая эпоха, в которую вошло человечество, будет строиться и созидаться под Водительством Великой Матери Мира, в лоне которой и будут рождаться новые одухотворенные формы жизни и новый человек. А. С. Пушкин уже тогда, будучи пророком, через замену Туза Дамой предрекает наступление Новой эпохи – эпохи Матери, в которую в настоящее время вошло все человечество.

 

7. Итог урока

 

Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» носит пророческий характер. Одна и та же «История о трех картах», положенная в основу и первой, и второй части произведения, через которую А. С. Пушкин соединяет два мира в единый, является стремлением автора донести до читателя будущих поколений пророческое провозвестие, благую весть, что на стыке двух эпох – уходящей темной эпохи и грядущей светлой, произойдет слияние миров: реального (земного) и мистического (небесного, духовного). А через замену Туза Дамой А. С. Пушкин наглядно показал, что в Водительствующей роли Беспредельного Разума Космоса в Эволюции человечества произойдет замена Мужского Начала Женским и в свои права войдёт эпоха Матери Мира.

Проведенный нами анализ повести «Пиковая дама» показал, что А. С. Пушкин – истинный пророк русской культуры и его произведения не потеряли актуальность в настоящее время.

 

8. Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Какое открытие для себя я сделал, читая повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама».


 

Тема урока: «Символизм повести «Пиковая дама»

Тема урока: «Символизм повести «Пиковая дама»

При рассмотрении композиционной особенности повести и символизма чисел: тройка, семерка, туз (одиннадцать), постараемся ответить на этот вопрос

При рассмотрении композиционной особенности повести и символизма чисел: тройка, семерка, туз (одиннадцать), постараемся ответить на этот вопрос

Высшими тайными знаниями и имеющую связь с

Высшими тайными знаниями и имеющую связь с

Универсальных Законов Бытия. Космических законов великое множество

Универсальных Законов Бытия. Космических законов великое множество

Второй же подход показывает их единство как средство перевода плана «выражения» в план «содержания»

Второй же подход показывает их единство как средство перевода плана «выражения» в план «содержания»

И А. С. Пушкин как человек, обладающий тайными знаниями, не мог этого не знать

И А. С. Пушкин как человек, обладающий тайными знаниями, не мог этого не знать

А. С. Пушкин приоткрывает внимательному и вдумчивому читателю завесу тайны о строении

А. С. Пушкин приоткрывает внимательному и вдумчивому читателю завесу тайны о строении

А через замену Туза Дамой А. С

А через замену Туза Дамой А. С
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020