Применение современных образовательных технологий в процессе социализации учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения.
Е.К. Паксянова
Государственное образовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №1 г. Саратова»
Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.
Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов.
Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни.
Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особо оговорено в декларации право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для возможности воспользоваться этими правами ребенок с ОВЗ должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания и в период обучения в школе.
Трудовое обучение в школе представляет собой систему, звенья которой тесно связаны и дополняют друг друга.
Это обучение доступным трудовым приемам; развитие самостоятельности; формирование организационных умений, воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к профессии); привитие интереса к трудовой деятельности; исправление недостатков мелкой моторики, формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также эстетическому воспитанию.
Учащиеся школы очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке.
Поэтому организация учебного процесса должна не только способствовать сохранению здоровья учащихся, но и формировать здоровье. Чтобы достичь этого результата следует применять различные виды учебной деятельности на уроке (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д.). А также включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.
Физминутки нужно проводить на начальном этапе утомления, обеспечивая позитивный эмоциональный настрой. Предпочтение отдается упражнениям для утомлённых групп мышц. Обязательно соблюдается режим проветривания и температурный режим.
На уроке необходимо создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.
Применяя на уроках здоровьесберегающие технологии, учитель должен стремиться обучить каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
Еще одним перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ стали информационно-коммуникационные технологии.
Коррекционный смысл применения ИКТ состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Обучение с помощью ИКТ приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Использование презентаций на уроках трудового обучения позволяет стимулировать интерес учащихся к предмету, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формированию и коррекции образного представления об изучаемых изделиях.Презентация дает возможность при объяснении включать и корректировать 3 вида памяти учащихся (зрительную, слуховую, моторную).
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. По данным ЮНЕСКО при аудио восприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
Использование ИКТ при проведении уроков трудового обучения делает учебный процесс увлекательным, интересным как для детей, так и для педагога. На таких уроках у детей с ОВЗ повышается мотивация к обучению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
Современные образовательные технологии позволяют не только дать каждому учащемуся запас знаний, но в первую очередь создать условия для проявления собственной активности учащихся. Правильно подобранные технологии обучения создают необходимый уровень качества знаний учащихся, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература
1. Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке М., 1992г.
Бухвалов В.А. Методики и технологии образования г. Рига,1994г
2. Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. науч. труд Вып.3 в 2-х ч, Ч1 М., 1994г. С.36-41.
3. Ильясов И.И. Структура процесса обучения М., 1986г.
4. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников. М.,1972г.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.