это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
Педагогическая технология -
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология развивающего обучения
5. Здоровьесберегающие технологии
6. Технология проблемного обучения
7. Игровые технологии
8. Модульная технология
9. Технология мастерских
10. Кейс – технология
11. Технология интегрированного обучения
12. Педагогика сотрудничества
13. Технологии уровневой дифференциации
14. Групповые технологии
15. Традиционные технологии (классно-урочная система) и другие
Современные педагогические технологии
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение –
это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения:
творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
- проблемное изложение; - частично-поисковая деятельность; - самостоятельная исследовательская деятельность
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям :
- проблемные вопросы;
- проблемные задачи;
- проблемный эксперимент.
При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях
Проблемная задача — это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов физики, качественногo и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса
При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойства тел
Особенность создания проблемных ситуаций
Вопрос становится проблемным при определенных условиях:
он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями
Структура проблемного урока :
1) подготовительный этап;
2) этап создания проблемной ситуации;
3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях
Технология проблемного обучения позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке;
- сформировать стойкую учебную мотивацию;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Информационно-коммуникационная технология
Главным преимуществом информационно-коммуникационных технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, домашнее задание
Использование ИКТ:
1. Во время изучения нового материала используются графики, схемы, модели явлений, презентации, электронные образовательные ресурсы;
2. Предлагаются учащимся исследовательские и проблемные задания. В ходе выполнения задания учащиеся планируют и проводят компьютерный эксперимент, который позволяет выявить зависимость или установить факт;
3. Для демонстрации сложных экспериментов, обработки результатов, отображения результатов эксперимента;
4. При решении задач. Используются готовые задачи с решениями, задачи с подсказками;
5. При проведении лабораторных работ;
6. Для контроля и оценки знаний и умений учащихся используются тесты.
7. Подготовка к ЦТ;
8. Творческие задания с использованием Интернета.
Технология развития критического мышления позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
1– я стадия | 2– я стадия | 3– я стадия |
Вызов: | Реализация смысла: | Рефлексия: |
Технология развития критического мышления: стадии и методические приемы
Стадия (фаза) | Возможные приёмы и методы |
Вызов | Парная мозговая атака. |
I стадия вызова
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Парная мозговая атака
На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;
на втором – учащиеся обмениваются информацией. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
«Корзина» идей
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Кластер
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Технология развития критического мышления: стадии и методические приемы
Стадия (фаза) | Возможные приёмы и методы |
Осмысление содержания | Инсерт-система маркировки текста. |
Инсерт
«» – уже знал
«+» – новое
«–» – думал иначе
«?» – есть вопросы
٧ | + | – | ? |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете | Поставьте на полях | Поставьте на полях | Поставьте на полях |
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
кто... | дайте объяснение, почему... |
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Прием "Кубик"
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмысливать ту или иную тему занятия. Учащиеся выступают с групповым сообщением.
Технология развития критического мышления: стадии и методические приемы
Стадия (фаза) | Возможные приёмы и методы |
3. Рефлексия (размышление, рождение нового знания; | Синквейн; |
На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д.
«Синквейн»
Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Образовательные результаты
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Этапы работы над проектом
Этап | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационно- | Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп | Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах |
Этапы работы над проектом
Этап | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Поисковый | Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. | Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Этапы работы над проектом
Этап | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Итоговый | Оформление проекта, подготовка к защите | Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта |
Рефлексия | Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» | Оценивание каждого участника проекта |
Вопросы:
В чем актуальность данной проблемы?
Какова цель проекта?
Что является объектом исследования?
Решения каких задач помогут достигнуть поставленной цели?
Какие методы исследования целесообразно использовать в работе?
Какие варианты по решению проблемы можно предложить?
Какие практические мероприятия можно организовать по решению данной проблемы?
Сформулировать вывод по изученной проблеме.
Форма конечного продукта проекта:
видеофильм;
электронная презентация;
модель;
газета;
доклад-сообщение, который может сопровождаться интересными опытами;
создание тестов, вопросников;
другие формы.
Игровые технологии
Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
1. «Эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают «эстафетную палочку» следующему для ответа ученику.
2. «Что лишнее и почему» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения (Пример: наблюдение, опыт, ампер, эксперимент).
3. «Найди физическую ошибку» - учитель составляет подборку физических объектов, у которых неправильно указывает их значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.
4. «Почта» - игра на распределение объектов, написанных на карточках по темам, приборам, законам и т.д. ( Амперметр – сила тока; барометр -…..; вольтметр -…..; и т.д.)
5. «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда.
6. «Узнай ученого физика по описанию его научной деятельности» .
7. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями.
8. «Занимательная физика» - ребусы, кроссворды, чайнворды, загадки, шарады.
Игровые ситуации на уроках физики
Использование игровых ситуаций в преподавании физики помогают учителю активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес школьников к предмету.
Игра является довольно эффективным средством для обучения, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.