Применение современных технологий в профессиональном образовании
Оценка 5

Применение современных технологий в профессиональном образовании

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
преподавание
12.02.2020
Применение современных технологий в профессиональном образовании
На примере преподавания физики автор показывает применение на занятиях личностно-ориентированного подхода.
статья.docx

Применение современных технологий в профессиональном образовании

 

Автор: Трубочкина Светлана Васильевна,

преподаватель физики ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

 

Новое поколение ФГОС СПО основано на идеологии формирования содержания образования «от результата» и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Квалификационная модель образования была заменена компетентностной. Причинами возникновения такой системы образования являются:

1. Возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, индивидуальной трудовой деятельности.

2.Высокий уровень квалификации, качество профессионального образования стали факторами социальной защищенности работников, повышения их конкурентоспособности.

 3. Совершенно новые условия профессиональной деятельности вызвали необходимость подготовки рабочих и специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий.

4. Интеграция в мировое экономическое сообщество.

Компетентностная модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник образовательного учреждения. Например, по ФГОС III поколения по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»  техник должен обладать, например,  такими общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Т.е. выпускник должен обладать способностью и готовностью применять знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях – как в конкретной области знаний, так и в областях, слабо привязанных к конкретным объектам, проявляя гибкость в изменяющихся условиях рынка труда. В понятие квалификации помимо знаний, умений и навыков  стали входить профессионально важные качества личности.

Реализации данных целей способствует личностно ориентированное профессиональное образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности. Личностно-ориентированное профессиональное образование  понимается как новый тип образования, ядром которой провозглашается личность обучающегося.

Личностно-ориентированный  подход в профессиональном образовании означает:

– создание условий  для развития всех участников профессионально-образовательного процесса: обучающихся, мастеров, преподавателей;

– создание  действенных стимулов профессионального развития обучающихся, акцентируя  внимание на развитие профессионально важных качеств личности;

– внедрение  в профессионально - образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития личности;

–мониторинг профессионального развития всех участников образования, для осуществления обратной связи с целью коррекции развития и образования личности;

– развитие  вариативного образования для расширения возможностей профессионального самоопределения и саморазвития личности обучающегося;

– организация  учебно-пространственной среды, предусматривающей создание многофункциональных учебно-производственных мастерских, лабораторий.

Личностно-ориентированное содержание образования. Рассмотрим применение технологий личностно-ориентированного обучения на примере преподавания общеобразовательной дисциплины «физика».

Для усиления личностной ориентированности учебных программ, весь учебный материал можно разбить на учебные блоки-модули. Например, в модульной программе по физике весь материал разбит на 5 модулей:

Модуль 1. Механика.

Модуль 2. Молекулярная физика и термодинамика.

Модуль 3. Электродинамика.

Модуль 4. Строение атома и квантовая физика..

Модуль 5. Эволюция Вселенной.

При таком структурировании важно добиться автономности каждого блока, возможность его замены или обновления. В таком случае обучающемуся можно предоставить возможность выбора для изучения учебных блоков, например, начать изучение физики с модуля «Эволюция вселенной», предоставив ему самостоятельно или корпоративно изучать темы в своем темпе. Поэтому для студентов, проявляющих повышенный интерес к изучению физики, организуется индивидуальная образовательная траектория. В соответствии с учебным планом индивидуальный план такого студента составляется на 72 занятия.

 

Таблица 1.

Индивидуальный план изучения курса физики студента 1 курса Ф.И.О.

№ занятия

Тема

№ сам. работы

№ билета

Итоговый тест

1

Тема 1.1 Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.

№ 1

1

-

2

Тема 1.1 Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.

№ 2

4

-

3

Тема 1.1 Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

№ 4

5

«Движение тел»

 

 

 

 

 

10

Практическая работа №1 «Механика»

Сам. разбор решения задач выбранного уровня сложности

-

Контрольная работа №1 выбранного уровня сложности

 

 

 

 

 

72

Итоговое занятие

 

 

Итоговый зачет

 

Технологии личностно-ориентированного содержания образования предполагают специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов, форм контроля личностного развития  обучающихся. Помимо информационно-справочного учебного материала необходимо применять проблемные тексты, противоречивые сведения, неопределенные  ситуации. Например, как при изучении нового материала, так и при контроле знаний на занятиях по физике можно предлагать такие тексты:

 а) с описанием физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни,

б) с описанием наблюдений или опытов по одному из разделов курса физики,

в) с описанием технических устройств, принцип действия которых основан на использовании каких-либо законов физики,

г) содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды.

Важно, чтобы  учебный материал помогал самообразованию: содержал указания, рекомендации, комментарии, смысловые таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования. Например, при модульном изучении учебного материала можно составлять информационные карты. Информационная карта-это программа деятельности обучающегося по изучению определенной темы, в ней представлен основной и дополнительный материал, даются рекомендации по усвоению материала.

 

Таблица 2.

Информационная карта по изучению темы «Переменный ток»

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Учебник (§, стр.)

Руководство по усвоению

1

Ваша цель: 1. Знать формулы для нахождения параметров переменного тока: напряжения, силы тока, ЭДС индукции.

2. Систематизировать изучаемый материал.

Для этого заполните таблицу:

§31

Величина

Обозначение

Формула

Описание величин

ЭДС индукции

 

 

 

Напряжение

 

 

 

Сила тока

 

 

 

2

Ваша цель: усвоить понятия «действующие» значения силы тока и напряжения.

§32

Внимательно прочитайте указанный параграф и выполните задания:

1.Допишите предложение: а) Величина равная квадратному корню из среднего значения квадрата силы тока называется….

2. …

3.

Это интересно !!!. Как поджарить котлеты на льду.

 

 Вы можете проделать эффектный трюк. Спрячьте катушку от трансформатора, например, в ящик, положите на ящик лед, на лед-сковороду с котлетами. Включите ток, котлеты поджарятся. Почему?

4.

Ваша цель: Сделать вывод о проделанной работе.

Для этого ответьте на вопросы:

 

1.Довольны ли вы результатом своей работы: а) да, б) нет в) не совсем.

2.Как бы Вы оценили свою работу: а) отлично,

б) хорошо, в) удовлетворительно.

 

Одной из наиболее личностно ориентированных форм обучения является интерактивное обучение. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Интерактивное обучение способствует развитию социально и профессионально важных качеств обучающихся, т.е. формированию ключевых компетенций будущих специалистов.

Какие же приемы интерактивного обучения и воспитания применяю на занятиях: 1.Реакция педагога на скрытые чувства обучающихся, для этого необходимо обладать развитой педагогической эмпатией. 2. Уважение личности обучающегося, избегание негативных оценочных суждений. 3. Проявление педагогического такта. 4. Искренняя эмоциональная реакция на протекание педагогического взаимодействия на вербальном и невербальном уровне.5. Искреннее внимание к обучающемуся, поддержка и одобрение.

При личностно-ориентированном обучении необходимо постоянно проводить мониторинг профессионального развития обучающихся. В контексте основных параметров нового качества образования педагогический мониторинг становится основой управления образовательным процессом и запуска инновационных процессов. Основная цель такого мониторинга-осуществление индивидуального подхода к обучающимся, использование зоны его ближайшего развития, достижение максимально возможного эффекта обучения.

Независимо от целеустановок применения мониторинга, он расследуется в системе основных видов контроля: входного, текущего, тематического, промежуточного

итогового.

Входной контроль рекомендуется в первые две недели учебного года. На основе анализа результатов диагностики корректируется  календарно-тематическое планирование, определяются количество часов и темы повторения изученного материала, планируется  индивидуальная и групповая работа с обучающимися на дополнительных занятиях.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения учебной работы. Объектом контроля здесь являются промежуточные результаты деятельности обучающихся, их отношение к работе. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений текущих результатов от запланированных.

Промежуточный контроль проводится с целью определения результатов учебной деятельности в отчетный период, к примеру, конец изучения темы учебного предмета, конец семестра. Анализ результатов промежуточного контроля является основой для сохранения или коррекции хода учебного процесса в учебной группе.

Итоговый контроль подводит итоги изучения учебной дисциплины. Объектом итогового контроля являются результаты достигнутого от уровня запланированного (требуемого).

Литература

1.    ФГОС СПО по специальностям СПО 3-го поколения.

2.    Профессиональная педагогика. Под ред. С.Я. Батыршина и А.М. Новикова.-М., РАО. 2010.

3.    Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.

4.    Н. В. Гафурова, В.И. Лях, Е.В. Феськова и др. Психология профессионального образования. Красноярск, ИПК СФУ,2009.

5.    Д.А. Лопатин. Задачник для учителя и репетитора. ж-л «Школьные технологии» №3,1998 г.


 

Применение современных технологий в профессиональном образовании

Применение современных технологий в профессиональном образовании

Личностно-ориентированное содержание образования

Личностно-ориентированное содержание образования

Практическая работа №1 «Механика »

Практическая работа №1 «Механика »

Ваша цель: Сделать вывод о проделанной работе

Ваша цель: Сделать вывод о проделанной работе

Анализ результатов промежуточного контроля является основой для сохранения или коррекции хода учебного процесса в учебной группе

Анализ результатов промежуточного контроля является основой для сохранения или коррекции хода учебного процесса в учебной группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020