"Применение технологии "Экспресс-дебаты" в процессе изучения романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

  • doc
  • 12.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Комиссарова И.Ю..doc

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЭКСПРЕСС-ДЕБАТЫ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Комиссарова Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 15 Советского района Волгограда»

 

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не столько система знаний, умений и навыков учащихся, сколько комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, коммуникативная, информационная, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

Развитие коммуникативной культуры личности учащихся предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных навыков.

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой форму дискуссии, которая формирует универсальные учебные действия учащихся. Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями [1].

В процессе реализации данной педагогической технологии предполагается [8]:

1) активное включение обучающихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

2) организация совместной деятельности, партнерских отношений;

3) обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Применение данной технологии в учебном процессе способствует взаимодействию участников образовательного процесса, отвечает за формирование навыков поиска, отбора, структурирования информации, аргументирования своей позиции и координирования ее с позициями других учащихся, стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

При использовании дебатов осуществляется формирование универсальных учебных действий с учетом определенных функций обучения [7]:

1) личностные УУД – учащиеся понимают обстановку, ориентируются в ней, умело конкурируют, отстаивая свою позицию (социализирующая функция);

2) личностные и коммуникативные УУД – учащиеся слушают и слышат других участников, подвергают самокритике собственное мнение и умеют его совершенствовать (воспитательная функция);

3) регулятивные УУД – развитие воли, мышления, памяти, внимания учащихся и других индивидуально значимых качеств (развивающая функция);

4) познавательные УУД – учащиеся приучаются отбирать существенный, актуальный материал по теме дебатов, конспектировать его, представлять в виде графиков, чертежей, ментальных карт и др. (обучающая функция)

Данные универсальные учебные действия могут формироваться при помощи следующих видов учебных дебатов [5]:

1. Проблемные дебаты: учащиеся используют разнообразную дополнительную литературу, поэтому время на подготовку данного вида дебатов должно быть достаточным.

2.                  Модифицированные дебаты: на уроках используются лишь некоторые элементы дебатов — увеличивается или уменьшается количество спикеров, меняется регламент игры, осуществляется ролевая игра и т.д.

3.                  Обобщающие уроки-дебаты: ориентированы на выявление наиболее общих и существенных понятий, законов и закономерностей, основных теорий и ведущих идей; позволяют устанавливать причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями и усваивать широкие категории понятий, их системы и наиболее общие закономерности.

4.                  Экспресс-дебаты (или мини-дебаты): используются для активизации мыслительной деятельности учащихся, которым предлагаются темы для коллективного обсуждения. Подготовка к данному виду дебатов осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или сообщению учителя. Экспресс-дебаты могут рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала или как форма активизации познавательной деятельности.

В данной статье мы подробнее остановимся на применении экспресс-дебатов при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Урок проводился в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 15 Советского района Волгограда» в 9 «Б» классе. На уроке присутствовало 24 учащихся, учитель, преподающий в данном классе, а также трое приглашенных педагогов, выполняющих роль экспертов.

На столах у учащихся находились экземпляры романа, толковые словари, также был свободный выход в Интернет.

В начале урока были продемонстрированы два ряда фотографий с изображением действий людей. Учащимся был задан вопрос: «Что объединяет фотографии каждого ряда?». Ученики ответили, что на фотографиях запечатлены поступки людей. При этом первая последовательность фотографий представляет поступки продиктованные разумом, а вторая – эмоциями.

Учащимся было предложено поразмышлять о том, что движет поступками Григория Александровича Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: разум или чувства?

Для участия в экспресс-дебатах учащиеся разделились на две команды. Участники каждой команды самостоятельно должны были выбрать двух спикеров, подобрать аргументы в поддержку той или иной позиции. На подготовку кейсов ученикам было дано 15 минут. На выступление каждого спикера – 2 минуты.

Во время подготовки учащихся учителя-эксперты определили критерии оценивания: ясность изложения аргументов и логичность их построения, грамотность речи, наличие примеров из текста произведения, эмоциональность повествования, соблюдение регламента.

По истечении отведенного на подготовку времени, следовали поочередные выступления спикеров команд. Доклады выступающих были основаны на кейсах, подготовленных командами (см. рис. 1 – 4). Стадия вопросов отсутствовала.

По окончании выступлений спикеров, эксперты озвучили результаты, прокомментировали выступление каждого спикера.

Учащимся было предложено вернуться к вопросу, поставленному в начале урока («Что движет поступками Печорина: рациональное или эмоциональное?»), и попытаться ответить на него однозначно. Ученики отметили, что дать точного ответа на данный вопрос нельзя, так как поступками Печорина движет и разум, и эмоции.

Также ребятам была предложена анкета обратной связи. Она содержала вопросы: «Что удалось выполнить в ходе дебатов?», «Что не удалось выполнить в ходе дебатов?», ответы на которые нужно было выбрать из предложенного списка (см. табл. 1).

В конце урока мы попросили учащихся рассказать, чем руководствуются они сами при совершении поступков (см. табл. 2). Затем ребята обратились к портрету Григория Александровича Печорина и дали ему [Печорину] советы.

Учащиеся 9 «Б» класса во время уроков литературы сталкиваются с рядом проблем:

1. отсутствие умения работать в группе;

2. боязнь выступать перед аудиторией;

3. отсутствие умения анализировать и обобщать материал;

4. отсутствие умения ясно и четко формулировать свои мысли.

Использование технологии экспресс-дебатов помогло решить возникающие у учащихся проблемы. Данный вид дебатов позволил:

1) использовать учащимся в качестве аргументов уже знакомый текст художественного произведения, что способствовало формированию умения анализировать и обобщать материал;

2) учиться работать в группе;

3) формулировать мысли в более последовательной, структурированной форме;

4) за сравнительно короткий промежуток времени проконтролировать выполнение большого объема домашнего задания;

5) узнать и оценить мнение учащихся в непринужденной обстановке;

6) привлечь к участию в уроке свыше 20 человек;

7) обратиться к таким дисциплинам, как культура речи, логика, стилистика, т.е. осуществить межпредметные связи;

8) попытаться решить психологические проблемы учащихся, связанные с повышенной тревожностью (страх самореализации, боязнь не оправдать надежд окружающих);

9) осуществить личностно-ориентированный подход в образовании (учитывался разный уровень подготовленности учащихся и заинтересованность в объеме и глубине изучаемого материала, на всех этапах урока).

Таким образом, использование технологии «Дебаты» направлено на решение возникающих у учащихся проблем, и, как следствие, формирование у них универсальных учебных действий.

 

Литература

1.  Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С.50-52.
2.  Бондаренко Е.Е.. Путило О.О. Применение технологии «Дебаты» в процессе изучения рассказа Людмилы Улицкой «Бедная родственница» // студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2015. № 4(04). С. 44 - 47. 

3.                  Досмаханова Р. А., Ажиев К. О., Файзуллаева А. Х. Дебатная технология на уроках русской литературы // Молодой ученый. 2015. №7.2. С. 71-73.

4.  Куприянова В. И., Назаров А. И. «Дебаты»: от теории к практике: руководство. Хабаровск: ДВАГС, 2009. 

5.                  Курицина С. И. Технология проведения дебатов. Лекции. Курсы повышения квалификации. Углич: 2007.

6.                  Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. М/: Эксмо, 2018.

7.  Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М/: Владос, 2003. 

8.                  Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты» // Школьные технологии.. 2007. №1. С. 89-92.

9.  Светенко Т.В. Дебаты: Учебно-методический комплект. М: «Бонфи», 2001.

10.               Сун Лэй «Дебаты» - образовательная технология инновационного типа. // Вестник МГУ. М: 2012. № 2. С. 118-126.


Приложение

Рисунок1

Рисунок 2

 

 

Рисунок 3

Рисунок 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Таблица 2