Применение технологии проектно-исследовательской деятельности при изучении химии.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала файл работы.doc

 

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ   ХИМИИ»

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила: учитель химии

          МКОУ «Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С.Сергеева»

                                                            Мимонова Лидия Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСК – 2014

 

 

Содержание

 

1.

Введение

3

 

 

 

2.

Проектная методика – технология нового образования

4

 

 

 

3.

Проекты во внеурочной деятельности

6

 

 

 

 

4.

Проекты в системе уроков химии

9

 

 

 

 

5.

Результаты применения метода проектов

10

 

 

 

6.

Заключение

11

7.    

Литература                                                                

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Педагог – это человек, который умеет обострить интерес

и понимание растущей души в нужном направлении.

Учитель не может не задумываться над тем, что ожидает его учеников, особенно в современных условиях «информационного века», когда само время заставляет человека решать новые задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Отличительной чертой нового столетия является его “всепронизывающая проектность”. В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Образованный человек в современном обществе – это исследователь, умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, критически мыслить, быть коммуникабельным и контактным. Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.

Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов сегодня выходят за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий. Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность. Каждый ребенок вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно-полезного учебного продукта. Все, что создают ученики, становится составной частью их индивидуальных достижений. Бесспорная актуальность указанных выше проблем, их достаточное своеобразие в школьном курсе химии, определили интерес автора к проектной методике, цель и задачи работы, ее объект и предмет.

Объект – проектно-исследовательская технология как важная часть научно-педагогического знания .

Предмет – исследовательские проекты учащихся в урочной и внеурочной работе по химии.

Цель работы – обосновать и показать, что проектно-исследовательская технология может быть эффективно использована для повышения качества обучения химии.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

·   Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме;

·   Выявить основные направления проектно-исследовательской деятельности в работе учителя химии;

·   Предоставить разработки учебных проектов, выполненных учащимися под руководством учителя.

Новизна опыта заключается в:

1.       применении инновационного проектного подхода при изучении традиционных тем школьного курса химии;

2.       использовании междисциплинарного подхода при разработке учащимися творческих проектов;

3.       формировании у учащихся способности самостоятельно формулировать, исследовать и решать проблемы современной химии в тесной связи со смежными областями научного знания.

 

1. Проектная методика – педагогическая технология нового образования

В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. Преимущества метода проектов: он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Учебный проект – это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, организованной на основе информационных и коммуникационных технологий, имеющей социально значимую и образовательную цель. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

 Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.

 Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность ученика.

Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится с технологией организации проектной деятельности. В 2009 году я прошла курсы по программе Intel «Обучение для будущего». Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках информационно-коммуникационных технологий. Программа «Обучение для будущего» синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий, главным действующим лицом в ней стал учащийся. Сейчас моей задачей является научить учащихся работать над проектами. Я знакомлю учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:

·    в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;

·    в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;

·    исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;

·    учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;

·    содержательная часть проекта структурирована;

·    результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;

·    результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;

·    если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;

·    по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.

В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, собраны в папку все необходимые материалы:

Ø  требования к проектам;

Ø  методические рекомендации по подготовке проекта;  

Ø  памятки “Как оформить результаты проекта”, “Как подготовить защиту, планирование содержания презентации учащегося , критерии оценки презентации, критерии оценивания буклета, “Как оформить визитную карточку проекта”;

Ø  лист “Оценивание проекта”;

Ø  лист “Номинации проектов” и др.

На подготовительном этапе презентую учащимся проекты прошлых лет и предлагаю примерные темы для проектов по химии.

 

2. Проекты во внеурочной деятельности

Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.

Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.

Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые.

Работа над проектами включает в себя несколько этапов:

1.       Целеполагание

2.       Планирование;

3.       Исследование;

4.       Обработка результатов исследования;

5.       Презентация;

6.       Защита

7.       Рефлексия.

При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Одним из важных этапов осуществления проекта является презентация. Традиционной формой презентации, которую выбирают учащиеся, является устный доклад с демонстрацией продукта (результата) проекта. Однако в последнее время школьники выбирают самую современную форму – мультимедийную презентацию. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

В процессе обучения химии, рассматривая региональный компонент на уроках «Об экологической ситуации в Курском крае», учащихся заинтересовал вопрос, как обстоят дела с загрязнением атмосферного воздуха в нашем селе? Так зародилась идея создания проекта «Проблема чистого воздуха в селе Удерево». Ребята придумали творческое название проекта «Глоток чистого воздуха», основополагающий вопрос – каким воздухом мы дышим? Распределили обязанности каждому в группе. Одни работали с информационными источниками, другие изучали материалы Курского Статистического управления, третьи проводили исследование загрязнения воздуха различными видами транспорта.  Более подробная информация дается в листе планирования проекта. Результаты своей работы оформили в виде презентации. Я считаю очень важно использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы. Проект «Проблема чистого воздуха в селе Удерево»  дает возможность:

·   привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;

·   воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.

·  приобрести практические умения и навыки, позволяющие школьникам не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

 

Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты.

Так, например, проект «Вода – уникальное вещество» включает информацию исторического содержания, решает экологические проблемы.

 Изучая в 9 классе элективный курс «Здоровье, красота и химия», который вооружает знаниями, необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности, позволяет лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека, учащихся заинтересовал вопрос – почему вода является самым главным веществом на Земле? Чтобы дать ответ на этот вопрос учащиеся разделились на мини-группы:

·                    историки

·                    географы

·                    физики

·                    химики

·                    биологи

·                    экологи

Каждая мини-группа находила, изучала дополнительную литературу по определенному кругу вопросов. К сотрудничеству были привлечены учителя – предметники. Так создавался проект «Вода – уникальное вещество». Результаты своей работы учащиеся оформили в виде презентации. Теперь ее можно использовать как электронное пособие к урокам в 8 - 9 классах, на элективных курсах, а также во внеурочной работе. В ходе работы над проектом учащиеся узнали много нового и интересного о свойствах воды, ее распространении и использовании, рассмотрели экологические проблемы – загрязнение воды, провели исследование воды ближайшего водоема. Группа учащихся 9-х классов в рамках школьного проекта «Даже не пробуй», изучив и проанализировав, информационные источники подготовила проект по теме «Наркомания – опасное пристрастие». Эпиграфом своей работы учащиеся взяли слова Дж. Герберта « Творец, ты человеку клад вручил, но он глупец, богатства те напрасно расточил...». Выступили с ним обучающие нашей школы во время школьной акции «Даже не пробуй». В  конкурсе социальных проектов, этот проект занял второе место. Руководителями проекта являются учитель истории  и учитель химии.

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

1.                  Связь проектов с учебными темами (на уроке).

2.                  Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности).

В практике своей работы я использую оба подхода.

 

3. Проекты в системе уроков химии

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии.

Так, программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как:

·   8 класс:

o    “Соединения химических элементов”,

o    “Изменения, происходящие с веществами”,

o    “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”,

o    “Шеренга великих химиков”.

·   9 класс:

o    “Металлы”,

o    “Неметаллы”,

o    “Органические вещества”.

 

В учебном процессе часто провожу уроки, на которых могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Некоторые учащиеся с удовольствием работают над проектами и презентуют их на уроках. А учитель выступает в роли консультанта. Я приведу ряд таких работ, выполненных моими учениками.

В 2012-2013 учебном году Писарева Екатерина ученица 9 класса стала участником  в конкурсе проектов на тему «Экология воздушного бассейна», за что была награждена сертификатом, а ее проектная работа помещена в сборник «В мире исследований». Проект «Чистые вещества и смеси» выполнила ученица 9 класса Берлизова Кристина. Очень наглядно и ярко в своем проекте, используя компьютерное моделирование, она показала способы разделения смесей, а также применение их в жизни человека. Иванова Анна ученица 9 класса к уроку по теме: «Сера и ее соединения» подготовила проект «Самый адский элемент», «Какой элемент образует самое твердое и мягкое вещества» по теме «Углерод», по теме «Фосфор» - «Магия 15 элемента». Корнеева Ангелина ученица 9 класса подготовила проект по теме «Кислород». Хочется отметить высокую степень самостоятельности учащихся в выполнении проектов. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Кабинет химии, в котором я работаю оснащен компьютером, проектором и экраном. Это дает возможность использовать ИКТ в урочной и внеурочной работе, во время работы над проектами, подготовке презентаций к урокам.

Для проектной деятельности на уроках использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.

 

4. Результаты применения метода проектов

Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода:

·         работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

o    уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;

o    на подготовительном этапе я формирую универсальные учебные действия (УУД), такие как, познавательные, личностные, коммуникативные,

o    при построении проекта формирую (УУД), такие как личностные, познавательные, коммуникативные, в заключении применяю коммуникативные (УУД),

o    с каждым годом увеличивается количество учащихся, желающих участвовать в работе над проектами.

o    увеличилось качество знаний по предмету .

o    прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);

o    у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;

o    ученики с удовольствием участвуют в Интернет-проектах  по химии.

o    создают презентации к урокам.

·         наука химия – наука трудная для понимания большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее;

·         у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

o    проблематизация,

o    целеполагание,

o    планирование,

o    поисковые (исследовательские) умения,

o    коммуникативные умения,

o    презентационные умения,

o    рефлексивные умения;

·         учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие в школьных и районных олимпиадах; участвуют в районных конкурсах учебных проектов.

 

Заключение

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Применение опыта проектно-исследовательской деятельности позволяет:

Учителю – усилить лично-ориентированный подход в обучении. Что особенно важно для учебных предметов с большим объемом экспериментальных работ, таких как химия, биология, физика; расширить межпредметные связи химии со смежными отраслями научного знания, стимулировать познавательный интерес учащихся к учебному предмету.

Ученику – приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; расширять свой кругозор; вырабатывать практические навыки исследовательской работы, способствующие более глубокому усвоению теоретического материала.

Вместе с тем, стоит отметить, что проектно-исследовательская методика не является панацеей в процессе школьного обучения, а дает максимальный эффект при комплексном использовании с традиционными и инновационными формами и методами обучения химии.

По мнению автора, применение проектно-исследовательской методики имеет широкие перспективы в школьном образовании, особенно в профильном обучении и подготовке учащихся к продолжению образования и получению специализированных профессиональных навыков.