лучшедома
Применение технологии развивающего обучения на уроках географии

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии

docx
23.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии.docx

Применение технологии развивающего обучения  на уроках географии

 

           Выступая в качестве учебного предмета в школе география - как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения географии основное внимание следует уделять не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

           Образовательный стандарт по географии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

           Начиная новый учебный год, каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У каждого педагога есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения.

           По мнению  профессора В.П. Сухова « в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход». Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности».

         Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников.

            На мой взгляд, главное в работе с детьми – это творчество учителя, помноженное на творчество учеников. Без этого не будет движущей силы, способной свернуть горы на пути овладения знаниями. Система творческих заданий помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, дает возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера.

Развивающее обучение дает:

Учащимся: развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться; радость от свободного умственного труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству.

Учителю: изменение взгляда на образование и ученика; технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества.

Родителям: уверенность в успешном будущем своего ребёнка.

           Сегодня большое внимание уделяется воспитанию талантливых, уверенных в себе и своем будущем учеников. Применяя методы развивающего обучения и опираясь на личностно-ориентированный подход к каждому ученику, я стараюсь разрабатывать задания, интересные для всех. В этом случае общение учителя и ученика приносит радость, взаимопонимание и усвоение материала урока.

           Я считаю, что дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

       Анализируя уроки, проведенные с применением технологии развивающего обучения, я выделила следующие особенности развивающей ситуации на уроке:
- на учебных занятиях по развитию познавательной мыслительной деятельности каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.
 -  познавательные задания применяю на каждом уроке, стоит их на каком – то уроке не дать – и дети расхолаживаются. Им уже не интересно, ведь они привыкают к мыслительной деятельности, им нравится быть искателями, творцами.
   - очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребенке я стараюсь видеть личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников. Пусть слабый ученик неправильно выполнил задание, но он думал, искал нужные пути решения. Ему стоит где-то помочь, подсказать путь к нахождению правильного ответа.
   - необходимо от детей требовать аргументированных ответов на поставленный вопрос. Бывают случаи на уроках, когда ученики просто отгадывают ответы, поэтому обязательно ученик должен доказать свою правоту.
                 Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.
       Использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определенных результатов: у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии; возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Опыт работы по данной теме показывает, что технология развивающего обучения дает положительные результаты познавательной активности учащихся.

Примеры заданий:

            В процессе выполнения творческих заданий применяю конспекты учебной информации, опорные схемы, что позволяет учащимся непроизвольно запоминать учебный материал, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и способность применять знания в практических ситуациях.

           По изучению каждого раздела или темы сообщаю школьникам название творческой работы, и они на протяжении всей темы работают над ней. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих работ, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры некоторых из них (8 – 9 классы): -Составление кроссвордов «Реки России», « Страны Евразии».
- Сочинения на тему «Я хотел бы побывать…», «Любимые уголки России»
-Путешествие по одной из республик России, по одной из стран мира.(презентации)
-Разработка маршрута экскурсии по городам России ( презентации).
          Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие.
          На уроках необходим совместный поиск, при котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности с товарищами и взрослыми. Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю доказать своё высказывание по заданному вопросу. Возьмем, к примеру, тему «Климат России». Для этого классу задаю сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. Я пришла к выводу, что ценность данного методического приема в том, что ученики начинают осознавать значимость изучаемого материала.
                     Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Я предлагаю школьникам такие задания: на основе карт атласа составить комплексную характеристику одного из регионов России, дать анализ климатической карты России. Продолжая разговор о родной стране, предлагаю ученикам задание «Здесь был я»

             Сегодня у многих есть возможность путешествовать и фотографировать увиденное. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родной стране, показывают преимущества семейного отдыха в данном месте, иллюстрируя рассказ фотографиями  Так постепенно формируется образ своей страны и сознание сопричастности с ней. Кроме того, ребенок чувствует связь со своей семьей, что очень важно для становления личности и повышения авторитета родителей.

      

  Целенаправленная работа по развитию познавательной мыслительной деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и сформировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях, происходящих в природе.

       

 

                                                                                                                Учитель географии: Игонина Н.А.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)