Применение Теории развития
критического мышления
на уроках биологии
Опыт моей педагогической деятельности, как учителя биологии сравнительно небольшой. Придя в школу, я столкнулась со следующей проблемой: учащиеся активно работают на уроке, добросовестно выполняют домашнее задание, но спустя некоторое время утрачивается конкретика в понятиях, структуре и классификации по определённым темам, также учащиеся не всегда могут применить полученные знания на практике.
Таким образом, проанализировав свою деятельность на уроке и деятельность ребят, я постаралась сделать её продуктивной, что, в свою очередь невозможно без использования эффективных методов и приёмов обучения.
Актуальность опыта состоит в том, что отличительной особенностью нашего времени является переход к новому состоянию общества, которое характеризуется повышением роли информационных процессов. А это требует от современного человека умения мыслить критически, т.е. уметь работать с информацией: находить и отбирать нужную информацию для решения поставленных задач, анализировать и оценивать ее, делать обоснованные выводы и принимать решения.
В своей работе я активно использую интерактивные методы обучения, среди которых особое место уделяю технологии развития критического мышления, которая предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную деятельность.
Одна из основных целей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Технология критического мышления через чтение и письмо была разработана американскими педагогами Дж. Стиллом, К. Мередитом и Ч.Темплом в середине 90-х годов и поддержанная нашими учеными С.И.Заир Беком, И.В.Муштавинской, И О.Загашевым). Это особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить.
Таким образом, ориентируясь на существенные изменения системы образования, мною была поставлена следующая цель: создать условия для развития критического мышления учащихся на уроках биологии.
Были сформулированы следующие задачи:
1.Отбор наиболее эффективных приёмов и методов ТРКМ на уроках биологии и их применение на практике.
2.Построение продуктивной совместной работы с учащимися
3.Анализ динамикой развития мышления учащихся в процессе работы с использованием приемов ТРКМ
В своей работе я использую элементы (приёмы) ТРКМ:
1. Методический приём «Составление кластера»
На этапе подготовки школьников к самостоятельному оформлению своих мыслей в устной или письменной форме можно использовать кластер. Он поможет нелинейно представить свои мысли, идеи.
Кластер я использую на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Так на уроках биологии в 5 классе учащимися были изготовлены кластеры по темам «Клетка и ее особенности»
2. Кейс технологии»
Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, относится:
· метод разбора деловой корреспонденции;
· метод инцидента;
· метод ситуационного анализа
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Такой метод был использован в 5 классе при изучении тем «Важность охраны живого мира»
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткую информацию. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.
На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.
И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод использован при изучении темы «Бактерии», 5 классе
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Так метод использовался в 8 классе, по теме «Преобразование планеты живыми организмами»
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, устной и мультимедийной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.
· Результат применения кейс технологии:
· Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
· Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
· У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
· Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.
3. Синквейн.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
4. Методический Прием «Шесть шляп критического мышления».
Это задание обычно для обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:
Количественных
Наблюдается повышение уровня сдачи ОГЭ по биологии .
Мои ученики становятся победителями школьного и призёрами муниципального этапа по биологии в 5- 9 классах.
Качественные
- сформировалось положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
- у учащихся изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
- у учащихся возникла мотивация к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры);
-установилась атмосфера доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс" осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности
Результативность показала, что у учащихся успешно формируются способности:
- логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;
- классифицировать и систематизировать материал;
- формулировать проблемные вопросы
- применять полученные знания в новых условиях.
ВЫВОД:
Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний обучающихся по курсу биология;
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.