Применение теории развития критического мышления на уроках биологии

  • docx
  • 04.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Опыт моей педагогической деятельности.docx

Применение Теории развития

критического мышления

на уроках биологии

 

Опыт моей педагогической деятельности, как учителя биологии сравнительно небольшой. Придя в школу, я столкнулась со следующей проблемой: учащиеся активно работают на уроке, добросовестно выполняют домашнее задание, но спустя некоторое время утрачивается конкретика в   понятиях, структуре и классификации по определённым темам, также  учащиеся не всегда могут применить полученные знания на практике.  

          Таким образом, проанализировав свою деятельность на уроке и деятельность ребят, я постаралась сделать её продуктивной, что, в свою очередь невозможно без использования эффективных методов и приёмов обучения.

           Актуальность опыта состоит в том, что отличительной особенностью нашего времени является переход к новому состоянию общества, которое характеризуется повышением роли информационных процессов. А это требует от современного человека умения мыслить критически, т.е. уметь работать с информацией: находить и отбирать нужную информацию для решения поставленных задач, анализировать и оценивать ее, делать обоснованные выводы и принимать решения.

В своей работе я активно использую интерактивные методы обучения, среди которых особое место уделяю технологии развития критического мышления, которая предполагает  умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений,  умение подвергать рефлексии собственную деятельность.

Одна из основных целей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Технология критического мышления через чтение и письмо была разработана американскими педагогами Дж. Стиллом, К. Мередитом и Ч.Темплом в середине 90-х годов и поддержанная нашими учеными С.И.Заир Беком, И.В.Муштавинской, И О.Загашевым). Это особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить.

Таким образом, ориентируясь на существенные изменения системы образования, мною была поставлена следующая цель: создать условия для развития критического мышления учащихся на уроках биологии.

            Были  сформулированы  следующие  задачи:

      1.Отбор наиболее эффективных приёмов и методов ТРКМ на уроках биологии и их применение на практике.

      2.Построение  продуктивной совместной работы с учащимися

      3.Анализ динамикой развития мышления учащихся в процессе работы с использованием приемов ТРКМ

В своей работе я использую элементы (приёмы) ТРКМ:

1.     Методический  приём «Составление кластера»

На этапе подготовки школьников к самостоятельному оформлению своих мыслей в устной или письменной форме можно использовать кластер. Он поможет нелинейно представить свои мысли, идеи.

Кластер я использую на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили. 

Так на  уроках  биологии  в 5 классе учащимися были изготовлены кластеры  по темам   «Клетка и ее особенности»

 

2.     Кейс технологии»

Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, относится:

·        метод разбора деловой корреспонденции;

·        метод инцидента;

·        метод ситуационного анализа

 

Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают  папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Такой метод  был использован   в 5 классе  при изучении тем «Важность охраны живого мира»

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткую информацию. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.

На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод использован при изучении темы «Бактерии», 5 классе

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.  В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Так метод использовался в 8 классе, по теме  «Преобразование планеты живыми организмами»

 

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, устной и мультимедийной форме.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

 

·        Результат применения кейс технологии:

·        Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

·        Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

·        У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

·        Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений.

 

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.

 

3.     Синквейн.

     Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.

          Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

 

4.     Методический Прием «Шесть шляп критического мышления».

Это задание обычно для обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

 

       Использование технологии развития критического мышления  позволило достичь следующих результатов:

Количественных

Наблюдается повышение уровня   сдачи ОГЭ по биологии . 

Мои ученики становятся победителями школьного и призёрами   муниципального этапа по биологии в 5- 9 классах.

Качественные

- сформировалось положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

-  у учащихся изменилось  отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

- у учащихся возникла мотивация к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры);

-установилась атмосфера доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс" осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности

 

   Результативность показала, что у учащихся успешно формируются способности:

- логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;

- классифицировать  и систематизировать материал;

- формулировать проблемные вопросы

- применять полученные знания в новых условиях.

 

ВЫВОД:

Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний обучающихся по курсу биология;

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.