Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Добрый день! Тема моего доклада «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка»
Считаю, их применение на уроках английского языка
имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный
предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом
должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы,
грамматические формы). На уроках учащимся приходится много запоминать,
говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учитель
должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
На уроках я использую методы позитивной
психологической поддержки ученика, учитываю индивидуальные особенности
учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными
возможностями.
Смена различных видов должна проводиться через
каждые 7-10 минут.
В целях предотвращения утомления учащихся, а
также профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать
оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы; минутки
релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз.
Остановимся
подробнее на каждом из них.
Часто я прошу учеников провести физкультминутку, и они делают это с большим удовольствием. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Вот пример одной из
активных форм работы, с успехом используемых мною на уроках. After a bath. After a bath I try, try, try, to
wipe myself Till I dry, dry, dry. I wipe my hands and fingers and toes and two
wet legs and a little shiny nose. Just think how much Less time I'd take If I
were a dog and could shake, shake, shake. Все эти
рифмовки забавны и могут использоваться для проведения физзарядок. На уроках я
также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.
Five little gentlemen
Going for a walk. Five little gentlemen Stop for a talk. Along came five ladies
They stood all together and they began to dance. (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди,
они встречаются и начинают танцевать).
Современный урок иностранного языка
характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания,
напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в
середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от
предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них
необходима психологическая поддержка.
Чтобы помочь им в этом, я планирую использовать
элементы аутогенной тренировки. Аутогенная (буквально «самородная») тренировка —
это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно
управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать
внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный
ритм. Центральной задачей аутотренинга является регуляция собственных эмоций.
Прежде чем приступить к аутотренингу, уменьшается освещенность кабинета,
включается тихая, спокойная музыку. После этого ребята психологически
настраивают себя, принимают удобную позу, отрегулировав дыхание,
расслабляются.
Сидя на стуле, просим ребят слегка наклонить
туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги при этом
поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья
рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть
принять позу «кучера». Расслабление. Тихим голосом просим учеников расслабить
мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног,
не отвлекаться на посторонние мысли. Все тело погружается в покой, дыхание
спокойное: I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed.
My breast muscles are relaxed. My body is resting. Nothing can trouble me. Расслабление мышц субъективно воспринимается как
чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках -
в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может
смениться приятным ощущением легкости, невесомости: My left arm is heavy. My right leg is heavy. All my muscles are relaxed
and resting. I am quiet. Ощущение
тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему: My right arm is
warm. My body is
warm. Nothing diverts my attention. Заключительная часть. Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным. I
open my eyes. I have a lot of energy. I am active and strong. I can do any work
easily. My body is light. Пример комплексной релаксации. (Quiet music) Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in. Breathe out. Let's pretend it's summer. You are lying on a sandy
beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds
are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your
brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You
are relaxing. (Pause) Your troubles float away. You love your relatives, your
school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing.
The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself,
that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes. How do you
feel?
На уроках английского языка обязательно следует
использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях
обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на
чувства и эмоции учащихся. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов,
развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного
языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка.
Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и
непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. На сайте
learnenglishkids.britishcouncil.org представлен широкий выбор флэш-песен разной
тематики. Они яркие, красочные и «зажигательные»: I
am driving in a car (4 times) Over the mountains Through the trees, Travel the
world And the seven seas (I am travelling in a boat… I am travelling on a
train… I am travelling on a horse…)
Одной из
форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке
языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в мяч
имеет несколько интерпретаций:
• Учитель называет слово по-английски и бросает
мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода.
• Учащийся (или двое) выходит к доске и, отбивая
мяч от пола, называет 5 англоговорящих стран, частей тела, видов спорта,
продуктов питания, личных/притяжательных местоимений, неправильных глаголов и
т.д. (I know five English-speaking countries: The UK-one, The USA-two,
Canada-three, New Zealand-four, Australia-five)
Поскольку количество учащихся с плохим зрением
неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает
такой комплекс простых упражнений. Для 5-го класса:
1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем
откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек
(считаем десятками от 10 до 100 на английском).
3. Расположите указательный палец правой руки
напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик
пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем в качестве
повторения дни недели, названия месяцев).
4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте
глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие
сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).
5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем
переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми
числительными по-английски: the first, the second, …, the tenth).
6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой
стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев,
затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can
smell, My head can nod, My arms can hold, My mouth can talk, My legs can walk,
And walk and walk.
Существуют
специальные комплексы упражнений, помогающие укрепить глазные мышцы, замедлить развитие патологических
процессов, например:
- движение глазами вверх и вниз с максимальной
амплитудой. Первое время лучше следить глазами за движущим предметом, например,
за карандашом, по мере освоения упражнения выполнять без предмета, лишь
воображая его.
- Движение глазами вверх и вниз можно
производить под стишок, расположенный в нестандартной форме: Red, red, red, the
rose. Blue, blue
blue, the dress. Grey grey grey the cat. And is so the rat.
- Или же движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при этом произносим скороговорку: "Ann has a fat black cat and a rabbit”.
- Движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая:
"That is the man who sat on my hat in the tram”.
- Движение глазами по дуге - выпуклой и вогнутой под рифмовку: "Fat Pat had a fat cat, Pat 's fat cat sat
at Pat's hat”.
- Движение глазами по периметру ромба, рифмовка расположена соответственно очертаниям ромба, проговаривая "
A friend in need is a friend indeed”.
- Моргайте веками, подобно тому, как бабочка машет крыльями, проговариваем стишок: "Rain on the grass And rain on the tree
Rain on the house-top But not on me”.
На своих уроках я стараюсь проводить дыхательную
гимнастику. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших
полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например, упражнение «Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они
воздушные шарики. «You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких
вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают
«Breath out!» Аналогичная игра может называться и по-другому – «Дайверы» (с
задержкой дыхания).
В заключение хотелось бы добавить, что
использование на уроке физкультминуток как одного из успешных видов смены
деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми
знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения
иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше с каждым уроком.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает
пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем
обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и
укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый
образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения
будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но
и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух”, то не
ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения
показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно
проводить профилактику асоциального поведения.
Также учителю не стоит забывать о своем здоровье, на эту тему есть замечательная статья преподавателя английского языка Шкуренковой Л.В., затрагивающая вопросы здоровья учителя. В статье предлагались различные способы саморегуляции эмоционального состояния учителя, приёмы самовнушения. Вот один из них:
«Работа учителя сложна, но благородна. Я делаю благородное дело. Работая, я встречаю много интересных людей. Работая, я узнаю много нового, я расту и совершенствуюсь. Уча других, я многому учусь сам. Учительская работа — мой жизненный путь. Это — мой путь. Это — хороший путь».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.