Применение игровых технологий на уроках географии
Оценка 5

Применение игровых технологий на уроках географии

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
география
8 кл
01.02.2019
Применение игровых технологий на уроках географии
Игра - одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности.
+Применение игровых технологий на уроках географии.docx
Применение игровых технологий на уроках географии Данные   особенности   характерны   и   для   игровой   технологии обучения,   которая   относится   к   технологии   на   основе   активизации   и интенсификации деятельности ученика. Игровая   технологиястроится   как   целостное   образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и   упражнения,   формирующие   умение   выделять   основные,   характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Игровые   технологии   всегда   находились   в   поле   активного   зрения   всех участников   образовательного   процесса,   являясь   комплексным   носителем информации   формой,   помогающей   вспомнить,   осмыслить   материал   за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни. В  современной   практике   обучения   географии   большую   популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество   игровых     представлены   классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. сюжетов, В   современной   школе,   делающей   ставку   на   активизацию   и интенсификацию   учебного   процесса,   игровая   деятельность   используется   в следующих случаях: ­ в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; ­ как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; ­   в   качестве   урока   (занятия)   или   его   части   (введения,   объяснения, закрепления, упражнения, контроля); ­ как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», и др.). Понятие   «игровые   педагогические   технологии»   включает   достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [1]. Особенности   игровых   технологий.  Все   следующие   за   дошкольным возрастные   периоды   со   своими   ведущими   видами   деятельности   (младший школьный возраст ­ учебная деятельность, средний ­ общественно полезная, старший   школьный   возраст   ­   учебно­профессиональная   деятельность)   не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. Схема технологичного построения учебного процесса: 1 этап. Обобщенные цели и содержание обучения. 2 этап. Конкретные учебные цели, по усмотрению учителя 3 этап. Процесс обучения (средства, методы, формы по усмотрению учителя) 4 этап. Диагностика (контроль) *поправки Игровая   технология   охватывает   все   этапы   учебного   процесса.   Но преимущественно используется для первого (слайд 11 ­ 13). Особенности   игровых   технологий.  Все   следующие   за   дошкольным возрастные   периоды   со   своими   ведущими   видами   деятельности   (младший школьный возраст ­ учебная деятельность, средний ­ общественно полезная, старший   школьный   возраст   ­   учебно­профессиональная   деятельность)   не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. 1.1 Учебная игра как современная образовательная технология Игра ­ одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в   сочетании   с   другими   методическими   приёмами   и   формами   повышают эффективность   преподавания   географии.   Они   могут   быть   проведены   на уроках,   семинарах,   факультативах,   в   кружках,   их   можно   предложить   в качестве   домашнего   задания.   Игры   разнообразны   по   содержанию,   целям проведения,   организации.   Игры   обучающего   характера   с   творческим подходом:   к   ним   относятся   настольные   и   подвижные   на   местности.   К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть учащиеся с VI по IX класс как на физической так и на   экономической   географии.   Настольные   игры   развивают   воображение, сообразительность   и   наблюдательность.   В   них   присутствует   элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать [3]. В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения   пользоваться   справочной,   научно­популярной   литературой, географической картой. А главное ­ в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие.Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика   в   целом.  Поэтому   настольные   игры   ­   одно   из   средств   развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально,  так   и   входе   групповой   и   коллективной   работы.   Они   дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм. С целью активизации учебно­ познавательной деятельности в учебном процессе всё чаще используют учебные игры в обучении географии.  Игра­вид   деятельности,   в   условиях   ситуации   направленных   на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и усовершенствуется самоуправление поведением. В большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации   обучения,   изменяющий   в   целом   систему   взаимоотношений   и взаимодействий. Для ребенка игра ­ увлекательное прежде всего занятие. Этим­то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более   того,   слабый   ученик   может   стать   первым   в   игре:   находчивость   и сообразительность   здесь   оказывается   порой   более   важным,   чем   знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности   заданий   ­   все   это   дает   возможность   ребятам   преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.  Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько   позиций.   Эта   особенность   позиции   вытекает   из   двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном.   И   именно   на   эту   черту   должен   обратить   внимание   учитель.   В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает [2]. Спектр целевых ориентаций: ©  Дидактические:  расширение   кругозора,   познавательная   деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений   и   навыков,   необходимых   в   практической   деятельности;   развитие географических умений и навыков; развитие трудовых навыков. позиций,   нравственных, ©  Воспитывающие:  воспитание   самостоятельности,   воли;   формирование определенных   подходов,   эстетических   и мировоззренческих   установок;   воспитание   сотрудничества,   коллективизма, общительности, коммуникативности. ©  Развивающие:  развитие   внимания,   памяти,   речи,   мышления,   умений сравнивать,   сопоставлять,   находить   аналогии,   воображения,   фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. ©  Социализирующие:  приобщение   к   нормам   и   ценностям   общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия (слайд 14). Ученики   сами   формируют   цель,   выявляют   проблемы,   анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Применяют свой жизненный опыт. Ученик превращается в главную фигуру всего   учебно­воспитательного   процесса,   что   и   делает   обучение     по­ настоящему   личностно­ориентированным.   Личность   ребёнка   в   современной образовательной технологии­ субъект учебной деятельности. В традиционной педагогике­ как объект [3.стр 59]. Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:  © игры способствуют становлению творческой личности ученика;  © формирование умения выделять проблемы;  © принимать решения;  © развивают познавательный интерес к предмету;  © оказывают сильное воздействие на учащихся;  © формируют черты характера;   ­ стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.  Игра на уроке ­ комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой ­ занимает примерно   пятую   часть,   не   вытесняя   ценной   практической   деятельности. Выучить   необходимый   материал   ученика   можно,   либо   заставив,   либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит   стопроцентная   активизация   познавательной   деятельности учащихся   на   уроке.   Соперничество   в   работе,   возможность   посовещаться, острейший   дефицит   времени   ­   все   эти   игровые   элементы   способствуют активизации   учебной   деятельности   учащихся,   формируют   интерес   к предмету. Функции игры:   активизации   обучения, 1. Обучающая­  развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие); 2.   Развлекательная­   создание   благоприятной   атмосферы   на   занятиях, превратить урок в увлекательное приключение; 3.   Коммуникативная­  объединяет   учеников   и   учителя,   устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения; 4.   Релаксирующая­  формирование   навыков   подготовки   своего   психо­ физического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения; 5. Функция самовыражения­ стремление ребёнка; В  процессе   игровой   деятельности   происходит   формирование   всех   четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе (слайд 15). Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений: 1)   в  процессе   игры   выявляются   уровень   знаний   и  умений   применять   их   в новой, сложной ситуации; 2)   наличие   элемента   состязательности, эмоциональности   деятельности   приводят   к   повышению   качества   учебного процесса (в ходе игры усваивается 90 % учебного материала против 20­3­% на обычном уроке); 3) проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников; 4) учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки; 5) формальные знания превращаются в действенные. Значение   игровой   деятельности   в  усвоении   опыта   творческой деятельности    : 1) происходит приобщение к исследовательской деятельности; 2) раскрываются и развиваются творческие способности личности; 3)   ученики   получают   возможности   применять   воображение,   развивать ораторские способности. Значение   игровой   деятельности   в  приобретении   опыта   эмоционально­ ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу: 1) игра отражает различные мотивы поведения; 2)   происходит   раскрепощение   личности:   преодолеваются   неуверенность   в себе,   застенчивость,   робость   и   развиваются   такие   качества   личности,   как самостоятельность, коммуникабельность, контактность; 3)   эмоциональные   переживания   в   ходе   игры   оказывают   влияние   на формирование мировоззрения; 4) расширяются кругозор и общая культура; 5) формируется нестандартное, критическое отношение к действительности. 1.2 Классификация географических игр В   подростковом   возрасте   наблюдается   обострение   потребности   в создании   своего   собственного   мира,   в   стремлении   к   взрослости,   бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу.  По месту проведения игры: урочные и внеурочные По   дидактической   цели­  игры   на   изучение   нового   материала,   проверку знаний и умений, закрепление и обобщение (слайд 15). По   форме   организации   учебной   деятельности­  индивидуальные   и коллективные. Ниже   представлена   классификация   игр   базируется   на   двух   признаках: характере действия и содержания: Деление академических  игр на имитационные  и неимитационные  связано с технологией   их   создания   и   использования.   Если   при   использовании   игры моделируется   какой­   либо   изучаемый   процесс   или   имитируется   какая­то реальность, то такие игры относятся к имитационным. Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификации игр [3, стр. 130]. Имитационные  Ролевые   игры   (путешествий,   экспедиции   и   др.)   требуют   от   учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.  Наиболее известны следующие виды ролей: 1.   Представления   в   лицах   (инсценировка)   идеи   какой­   либо   истории, описанной в литературе, в печати. Например, известная в республике охраны природы истории создания Барсакелмеского заповедника. 2. Выход за пределы реального происходящей истории. Например, разработка ситуации   связанная   с   тем,   что   стало   бы   с   природой,   если   сократить количество заказников и заповедников? 3.   Действия   за   другого:   попытка   понять   действия   другого   человека (например,   директора   АЭС   и   т.п.)   через   принятие   в   игре   его   установок (привычных   способов   действия   и   мышления)   и   перемещение   себя   в обстоятельства его деятельности. 4.   Имитационная   игра,   или   разыгрывание   действия   по   определённому сценарию,   который   может   быть   связан   с   перипетиями   решения   вопроса, скажем, об использовании территории для строительства жилого комплекса или сохранение лесопарковой зоны и т.д. 5.   Общая   тема   в   частном   (персональном)   преломлении.   Например,   общая задача   ознакомления   с   природными   процессами   переформулируется:   как родители могут помочь своему ребёнку­школьнику лучше узнать окружающий мир. 6.   Непосредственное   изучение   социальных   ситуаций,   таких,   как   «жители города загрязняют водоёмы, в частности те, из которых пьют воду» 7. Тренировка в исполнении роли. Например, действия Шерлока Холмса при расследовании убийства лосёнка в Королевском лесопарке. Ролевые   игры   рассчитаны   не   столько   на   улучшение   предметных   знаний, сколько   на   приобретение   способностей   самовыражения,   понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни. Для   создания   атмосферы   свободного   разыгрывания   ролевой   ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах. Во­ первых, это исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей   существуют   различные,   более   или   менее   продуктивные   пути   их исполнения, но не может быть «правильных» и «не правильных», «лучших» и «плохих» путей. Учитель должен попросить ребят ни над кем не смеяться. Второй момент­полноценное участие учителя в разыгрывании ситуации: учитель должен играть двойную роль: с одной стороны, он достаточно часто непосредственно вступает в исполнение роли вместе учениками, а с другой, остаётся объективным наблюдателем происходящего и несёт ответственность за общее направление в развитии процесс взаимодействия. Этапы содержания ролевых игр: I. Этап­ подготовительный.  Установка целей; выбор ситуации; разделение игры   на   фрагменты;   определение   целей,   приёмов   и   действий;   разработка правил игры и определение ролей для каждого участника и т.д. II. Этап­ организация игры. Выбор ведущих III. Этап ­проведение игры. IV. Этап­ анализ результатов игры. Деловая игра  частный, более структурированный вариант исполнения ролей.   Весьма   перспективная   и   эффективная   форма   группового   обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Действие участников по особому сценарию, моделирующие какие­либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Отдельные игроки не могут достичь цели, действуя в одиночку. Требует   объединения   усилий,   ресурсов   отдельных   участников   для достижения значимых целей. Актуально проводить в 9­10 классах. Деловая игра является сильным стимулятором активной деятельности школьников.   Достижение   целей   группы   зависит   от   активности   каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем. Динамичный   процесс,   в   котором   игра   развивает   навыки   принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирование действий на длительную   перспективу,   способствуя   таким   образом   творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.  Этап­   подготовительный   планирование   ролевой   игры.   Организатору Для   целей   игры   природоохранного   содержания   особенно   ценной стороной   игровой   деятельности   является   динамическое   воспроизведение природных и социальных процессов в рамках общей системы и времени. Этапы содержания деловой игры I. необходимо: 1) отобрать материал, для проигрывания ситуации; подготовка раздаточного материала: описание игры, методические рекомендации и т.д.; 2) наметить роли и группы учеников; 3) подготовить реквизиты, справочные материалы; 4) решить и использовать результаты игры; II. Этап­ Организационный III. подгруппы) IV. Заключительный этап­ межгрупповая дискуссия (слайд 16).  Этап­   Самостоятельная   работа   учащихся   (деление   на   группы   и

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2019