В современных условиях перехода на новый ФГОС и реализации основных направлений инициативы «Наша новая школа» огромную роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения играет потенциал педагога.
На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство.
Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании учебных дисциплин.
Применение ИКТ на различных
этапах урока
Учитель: Лейкер Юлия Александровна
В современных условиях перехода на новый ФГОС и реализации
основных направлений инициативы «Наша новая школа» огромную роль в
достижении личностных, предметных и метапредметных результатов
обучения играет потенциал педагога.
Виссарион Григорьевич Белинский очень давно сказал: «Без стремления
к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Тогда о компьютерных
технологиях никто и не помышлял. Мне кажется, эти слова можно отнести к
современному учителю, который стремится вперёд, который готов осваивать
всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
«Если бы компьютер не был
как универсальное
изобретен
техническое
устройство,
его
изобрести
следовало
специально для целей образования».
бы
Энтони Маллан.
На современном этапе развития трудно представить общество без
компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является
введение человека в информационное пространство.
Мир информационных и коммуникативных технологий очень
динамичен. В настоящее время происходит внедрение современных
компьютерных технологий в преподавании учебных дисциплин.
Основной задачей обучения на современном этапе является
формирование ключевых компетенций, необходимых для практической
деятельности каждого человека. Поэтому мною не случайно выбрана тема по
самообразованию «Формирование ключевых компетенций у
учащихся через применение ИКТ на уроках математики»
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система
универсальных знаний, умений, навыков (на языке ФГОС – это ничто иное как
УУД) а так же опыт самостоятельной деятельности обучающихся. В их
перечень входят: общекультурная, учебнопознавательная, информационная,
коммуникативная, ценностносмысловая, социальнотрудовая, личностная
компетенции.Современный учитель должен активно с высокой эффективностью
использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Информационно
образовательной среды, применять новые образовательные технологии в
работе, чтобы помочь ученикам успешно справиться с обучением.
Введение нового Образовательного стандарта фиксирует
информационно коммуникационную компетентность (ИКТ компетентность)
учащегося как одну из важнейших метапредметных компетенций,
формируемых в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных
средств заставляет меня как учителя , использовать все это многообразие на
уроках.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных
технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении
учебных занятий мною используются:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые
позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания
моих предметов и организовывать проектную деятельность учащихся;
Готовые электронные пособия,
выпускаемые различными
БЭ Кирилла и Мефодия, Виртуальная школа,
издательствами:
электронные пособия и приложения к учебникам
Компьютерные диски могут содержать
программы позволяющие выполнять различные математические
построения, измерения и вычисления;
разработки уроков, задачники, учебники, справочники; видеофрагменты,
показывающие различные математические построения;
могут использоваться на отдельной части урока; и как систематизация
учебного материала для подготовки учащихся к экзаменам.
Различные рабочие программы по предметам( они содержат
демонстрационный материал конкретно к определённому УМК, тесты,
практические работы;
образовательные ресурсы сети Интернет;
электронные образовательные ресурсы – ЭОР
Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных
этапах урока.
Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд
игрового содержания, яркий, привлекающий внимание.
На этапе проверки домашнего задания
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли
мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровеньнаглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации
позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах
учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи
На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи,
таблицы, опорные конспекты.
При проведении физкультминуток
Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые
обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой
ребята не знакомы.
На этапе проверки знаний возможно использование разных видов устного
счета, проведения автоматизированных математических диктантов
На этапе повторения пройденного материала
На этапе контроля
Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших
элементов учебного процесса. Другая форма проведения контроля знаний и
умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие
т.е. проверяющие уровень усвоения материала
или обучающее
корректирующие, когда в результате неправильного ответа или затруднения в
ответе можно взять подсказку. Мне очень нравятся тесты в программе Excel:
Вопервых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний
обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их
знания.
Вовторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов
производится в считанные секунды, (это делает компьютер)
На этапе рефлексии
При выполнении практических работ
Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных
затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с
различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное
компьютерное сопровождение урока.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов
образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной
точки зрения. Для ее организации я использую следующие технологии
1. мультимедиа технологии: презентациявыступление для сопровождения выступления, содержит
иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
презентацияитог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая
таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.
2. компьютерные технологии:
стенные газеты информационный материал (Word, Publisher);
буклеты, памятки информационный материал (Word, Publisher);
брошюра сборник дидактических, методических материалов (Word);
плакат, заголовки текстовое оформление стендов, помещений (Word);
открытка оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
анкета документ для сбора статистических данных (Excel).
К.Д. Ушинский когдато сказал, что знания будут тем прочнее и
полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Как
говорит древняя китайская мудрость: «Расскажи мне и я забуду
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Опыт использования компьютера на моих уроках показал, что
обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение
к работе даже у самых проблемных учеников.
По данным исследований, в памяти человека
• 20% услышанного
• 30% увиденного
• более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
• 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе
обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при
этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента,
обучения.
объекта
Такие мультимедиа, как презентации уже доступны в течение длительного
времени.
При подготовке материалов к уроку для демонстрации в режиме
мультимедийного проектора удобнее всего создавать собственные
презентации. Средство подготовки презентаций самое распространенное –
Power Point. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок,
создать свой, вставить график, схему, формулу, видео, звуковое
сопровождение, анимацию и др.
Такие презентации необходимы при изучении нового материала и
решении геометрических задач, так как дополнительно сопровождаютсябольшим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая
лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося.
Заранее созданная презентация заменяет мне классную доску при
объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких
либо иллюстрациях, данных, графиках, формулах. Очень удобно
настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему
ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение
изучаемого материала, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование
презентации позволяет чередовать различные виды деятельности, такие, как:
работа с книгой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование
видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать
восприятие учащихся, способствует повышению внимания и росту активности
школьников на уроке, снижает утомляемость.
С помощью текстовых редакторов составляются разноуровневые
контрольные и самостоятельные работы, которые раздаются каждому ученику
на парту, при этом нет необходимости использовать доску. Одновременно
решается проблема плохого зрения у школьников.
Центральным
хранилищем ЭОР нового поколения является
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
(ФЦИОР)
ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные
картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только
познавательным, но и занимательным. Богатую коллекцию к урокам
можно найти на сайтах
www.schoolcollection.edu.ru, www.fcior.edu.ru.
В рамках реализации проекта «Информатизация системы образования»
было разработано свыше 130 тысяч различных образовательных ресурсов.
Значит, чтобы их применять на уроках современный учитель должен хорошо
владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями.
Уроки с использованием ЭОР – это на мой взгляд, однин из важных
результатов инновационной работы в школе.
Медиауроки показывают, что учащиеся лучше усваивают материал. Особенно
удачно проводятся уроки закрепления изученного материала.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд
преимуществ перед традиционными уроками. Наверно никто не сомневается
в эффективности использования ИКТ
1. повышение интереса к предмету
2. возрастает уровень использования наглядности3. реализация коррекционной работы
4. облегчение труда учителя на уроке
5. возможность организации проектной деятельности
Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог
его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока,
применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность
применения тех или иных информационных ресурсов, с учётом
здоровьесбережения.
Да,
возможности использования информационных и
коммуникационных технологий на уроках огромны, но, конечно же, они
не могут заменить учителя. Без него трудно себе представить урок.
Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия
произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства!
УРОК
У – установка на поиск, улыбка друзей и учителя, увертюра к
познавательной деятельности.
Р – работа разума, режим поиска, риск гипотез, установка на
результат.
О – очарование новизной, обобщение сделанного и понятого.
К – конец урока, его завершение, концентрация на рефлексии,
багаже урока, который каждый собрал для себя.
Своё выступление я хочу завершить словами:
"Учитель это человек, который учится всю жизнь”.
Нужно уметь плыть в нужном направлении. Сенека сказал « Если не знаешь
куда плыть никакой ветер не будет попутным».
Поэтому я хочу Вам всем пожелать попутного ветра в нужном
направлении!!!!!