В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
для-печати.doc
»
Применение ИКТтехнологий для формирования УУД
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования
при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными
методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и
возможностей современной информационнообразовательной среды. Ориентировка
младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и
формирование способности их грамотно применять (ИКТкомпетентность) являются
одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий
обучающихся на ступени начального общего образования.
Для современного человека понятие ИКТкомпетентности означает возможность
решать в своей повседневной жизни общераспространенные задачи, правильно
используя там, где это нужно, широко применяя средства ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения.
Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от
объяснительноиллюстрированного способа обучения к деятельностному. Благодаря
современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность
каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, что дает новый мощный импульс
для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится
активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника,
консультанта, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность,
инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более
эмоционально насыщенными и наиболее наглядными.
Использование информационнокоммуникационных технологий позволяет
сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей
практической деятельности.
Организация урочной и внеурочной деятельности с использованием
информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования
коммуникативных УУД, обеспечивает социальную компетентность и поисковую
активность личности.
Работа с информацией как основа формирования коммуникативных УУД:
первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования
информации;
умение работать с текстовыми документами, таблицами, схемами и иллюстрациями;
умение использовать компьютерную технику;
овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных
источниках.
Познавательные УУД:
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Личностные УУД:
устойчивый учебнопознавательный интерес к новым способам решения задач; умение обнаруживать и подвергать сомнению недостоверность и противоречивость
информации на основе имеющихся знаний и жизненного опыта, находить пути
восполнения этих пробелов.
Рассмотрим на примере обобщающего урока окружающего мира во 2 классе.
Тема урока «Наш дом – планета Земля». Цель: обобщение знаний по разделу «Земля –
наш общий дом». Класс разделён на 5 групп, каждая выполняет своё задание: 1
создать модель рельефа Земли; 2
изобразить ландшафт нашей местности; 3
составить памятку «Как не заблудиться в незнакомом месте»; 4 составить словарик
географических терминов; 5 техническое обслуживание работы групп.
В ходе урока в результате выполнения учебных заданий у обучающихся
формировались определённые УУД.
1группа – коммуникативные УУД:
поиск, использование информации;
умение работать с текстовыми документами;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные высказывания;
Познавательные УУД:
поиск необходимой информации;
создавать модели;
строить речевые высказывания;
2группа – коммуникативные УУД:
умения поиска, преобразования, использования информации;
умение работать с текстовыми документами, схемами и иллюстрациями;
умение использовать компьютерную технику;
овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных
источниках;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
поиск необходимой информации;
создавать и преобразовывать схемы;
проводить сравнение;
строить речевые высказывания;
3группа – коммуникативные УУД:
умения поиска, преобразования, использования информации;
умение работать с текстовыми документами, схемами и иллюстрациями;
умение использовать компьютерную технику;
овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных
источниках;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные высказывания. Познавательные УУД:
поиск необходимой информации;
создавать и преобразовывать схемы;
строить речевые высказывания;
4группа – коммуникативные УУД:
умения поиска, преобразования, использования информации;
умение работать с текстовыми документами;
поиск информации в различных источниках;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
поиск необходимой информации;
проводить сравнение, анализ и синтез;
строить речевые высказывания;
5группа – коммуникативные УУД:
первоначальные умения передачи, хранения информации;
умение использовать компьютерную (фото) технику;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планирование своей деятельности;
осуществление контроля;
оценивание.
Личностные УУД:
устойчивый учебнопознавательный интерес;
Т.о., ИКТтехнологии способствуют развитию познавательных, регулятивных,
коммуникативных и личностных УУД, что в свою очередь позволяет добиться
выполнения требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения
предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с
информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать
нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать
информацию, интерпретировать и преобразовывать ее».
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТресурсов для
решения разнообразных учебнопознавательных и учебнопрактических задач,
охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся формируются и
развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные
умения, что закладывает основу успешной учебной деятельности в средней и старшей
школе.
Применение ИКТ-технологий для формирования УУД
Применение ИКТ-технологий для формирования УУД
Применение ИКТ-технологий для формирования УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.