Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»
Оценка 4.7

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
экология
Взрослым
07.02.2017
Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»
Методическая разработка практического занятия – «Вертушка». Методическая разработка демонстрирует применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций, обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии». Методическая разработка предназначена для преподавателей спец. дисциплин и студентов специальности «Ветеринария».Содержит интересные, увлекательные и занимательные задания, решение которых требует от обучающихся не только знания, но и применение практических навыков
Метод разработка. Молокова..docx
Министерство общего и профессионального образования  Свердловской области ГБПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум» для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы Применение кейс­технологии  микробиологии» Автор: Молокова Людмила Николаевна Преподаватель спец. дисциплин  первой квалификационной категории Зайково 2016 Аннотация Молокова Л.Н. Методическая разработка практического занятия – «Вертушка». Методическая разработка демонстрирует применение кейс­технологии для  формирования профессиональных компетенций, обучающихся на практическом  занятии по дисциплине «Основы микробиологии». Методическая разработка предназначена для преподавателей спец. дисциплин и  студентов специальности «Ветеринария». Пояснительная записка Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых,  более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих  способностей обучающихся.  Необходимо добиваться, что бы обучающийся стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором  познавательной деятельности ученика.  Предлагаю вашему вниманию  технологию развития критического  мышления  (вертушка), которую  использовала на практических занятиях для  формирования профессиональных компетенций. Тема: Морфологические особенности микроорганизмов. Методическая цель занятия: продемонстрировать применение  кейс­технологии по  формированию профессиональных компетенций обучающихся на практическом  занятии по дисциплине «Основы микробиологии» Задачи занятия: Формирование признаков ПК­1.3 Организовывать и проводить ветеринарную  профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных  животных. ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно­диагностический процесс с  использованием специальной аппаратуры и инструментария: ­дифференцирует заболевания животных по лабораторным показателям. ­ дифференцирует заболевания животных по клиническим признакам. ­ определяет подвижность микроорганизмов. ­ проводит описание колоний микроорганизмов с помощью характерных признаков. ­ готовит мазки из культур микроорганизмов. ­ проводит фиксацию мазков физическим и химическим способом. ­ проводит окраску мазков простыми и сложными методами. Планируемый результат: Приготовление мазков из культур микроорганизмов, их фиксация и окраска. Представление описания колоний микроорганизмов с помощью характерных  признаков. Продукт деятельности обучающихся: Приготовление мазков из культур микроорганизмов, их фиксация и окраска.(в  соответствии с заданием) Представление описания колоний микроорганизмов с помощью характерных  признаков. Техника безопасности: работать в спецодежде, соблюдать тишину на рабочем месте, после работы вымыть руки с мылом или обработать спиртовым тампоном. В конце  занятия прибрать рабочее место, навести чистоту в лаборатории. Оснащение занятия: Культуры микроорганизмов, чашки Петри, бактериологические петли, штатив,  микроскоп, предметные и покровные стёкла, спирт, анилиновые краски, спички,  спиртовки, спиртовые тампоны, дезинфицирующий раствор.   Комплект инструкционных карт с алгоритмом выполнения работ и инструкции по  безопасности труда (Приложение №3). Время (мин) 45 мин Оборудован ие Карточки с ситуационны ми заданиями. Микроскоп. Карточки с терминами. Содержание занятия №п/п 1. Содержание работы. Последовательность её выполнения Допуск контроль Маршрутные   листы   по   посещению   секций В начале  занятия студентам выдаются:  1. (Приложение 1) 2.   Комплект   инструкционных   карт   с   алгоритмом выполнения                               практических работ (приложение 5); 3.Инструкции   по   безопасности   труда   при выполнении работ (приложение 3). 4. Маршрутный лист студента (Приложение 2 ) 5. Протокол исследований ( приложение 4) 1. Организация готовности студентов к занятию. 2. Теоретическая часть: В секции “А” (терминологическая) предлагается  ответить на теоретические вопросы, дать  определение терминам; В секции “Б” (ситуационная) предлагается  выполнить ситуационное задание. В секции “В”(техническая) рассказать устройство  микроскопа и правила работы с ним; Преподаватель может варьировать задания в  зависимости от уровня группы и вопросов, которые  необходимо проверить  (Приложение №.7). Оценки  можно выставлять за работу в каждой секции или  вывести общую. Опрос проводит преподаватель и  студенты. 2. Самостоятельная работа студентов 4 часа 1.Сообщение темы занятия. «Морфологические  особенности микроорганизмов» 2.Сообщение цели работы: с помощью лабораторных  исследований определить подвижность  микроорганизмов, провести описание имеющейся колонии микроорганизмов, а также провести окраску мазков простым  и сложным методом. 3.Студенты  знакомятся с правилами безопасности  труда при выполнении задания (Приложение 3). Согласно полученным инструкциям приступают к  самостоятельному выполнению задания. •Алгоритм выполнения работы секциями 1,2,3 : Секция 1«Определение подвижности бактерий»  Алгоритм выполнения практического задания   показывает преподаватель  Секция 2 «Описание культуры микроорганизмов»  Практическое задание показывает преподаватель  Секция 3 «Окрашивание мазков из культур  микроорганизмов» Алгоритм выполнения задания  показывает преподаватель.   •Самостоятельное проведение практического  задания и оформление в дневниках, согласно  инструкционным картам  (приложение 5). •Оформление записи результатов исследования  в  протокол (приложение 4)  Преподавателем осуществляются обходы рабочих  мест и демонстрация проведения  исследований  студентам. 3.  Актуализация знаний ­Подведение итогов, сдача протоколов и  маршрутных листов студентов. ­Проведение диктанта. ­Выставление оценок обучающимся (Приложение 6) 4.  Домашнее задание Повторить тему «физиология микроорганизмов» 40 мин 5 мин Приложение 1 1 группа: Секция «А»___Секция «Б»___Секция «В»___Секция «1»___Секция «2»___Секция «3» 2 группа: Секция «Б»___Секция «В»___Секция «А»___Секция «2»___Секция «3»___Секция «1» 3 группа: Секция «В»___Секция «А»___Секция «Б»___Секция «3»___Секция «1»___Секция «2» Приложение 2 Маршрутный лист студента     Очерёдность этапов № задания Оценка Подпись  проверяющего                                         ФИО студента Название этапа Теоретическая часть­40­45 мин 1. СекцияА:терминологическая 2. СекцияБ: ситуационная 3. СекцияВ: техническая Практическая часть­4 часа Секция 1 Определение подвижности  бактерий Секция 2 Описание культуры на  питательной среде Секция 3 Окраска мазков культур  микроорганизмов Заключительный этап30­40 мин 1.Подведение итогов вводного и  текущего инструктажа 2.Выставление оценок за занятие Преподаватель : Молокова Л.Н. Приложение 3 Правила безопасности труда при работе в лаборатории  ­ работу с инфекционным материалом проводят с помощью инструментов (пинцеты, иглы,  петли, корнцанги и пр.); запрещается прикасаться руками к исследуемому материалу; ­ посев инфекционного материала в пробирки и чашки Петри производят вблизи от огня  горелки с обжиганием петли, шпателя, краев пробирки; ­ не допускается соприкосновение рук с конденсатом воды в засеянных чашках; ­ при посеве инфекционного материала делают надпись на пробирках, чашках, колбах,  флаконах и пр. с указанием названия материала, номера культуры (анализа) и даты посева или  соответствующего регистрационного номера; ­ во время работы все чашки с посевами помещают в кюветы или на подносы, а пробирки ­ в  штативы. Размещение посевов патогенных бактерий непосредственно на столах не допускается; ­ перед работой тщательно проверяют целость стеклянной посуды и проходимость игл и  поршней у шприцов; ­ переливание инфицированных жидкостей из сосуда в сосуд через край не допускается; ­ по окончании работы запрещается оставлять на рабочих столах нефиксированные мазки,  чашки Петри, пробирки и другую посуду с инфекционным материалом. Приложение 4 Протокол исследований             Студента группы 211______________________________________ Цель работы: с помощью исследований определить морфологические и                           тинкториальные признаки: подвижность микроорганизмов, описать                           культуру на питательной среде, окрасить мазки культур                           микроорганизмов. Оборудование: 1)флаконы с микроорганизмами,  ватные палочки, пипетка, вазелин,  физ.раствор, микроскоп, предметные и покровные стёкла.  2)чашка Петри с культурой микроорганизмов. 3)предметные стёкла, карандаш по стеклу,  анилиновые краски для окрашивания  мазков, микроскоп 1. Ознакомиться с теоретическим материалом в каждой секции. Сделать краткие  Ход работы: записи в дневник. (15 мин)      2. Подготовить таблицу для записи выполнения работы по форме (5 мин): №  секции Что делали Результат(отрицательный,  положительный)зарисовать.      Вывод Секция 1 Секция 2 Секция 3 3. Выполнить работу (30мин). 4. Заполнить таблицу (5 мин). 5. Сделать общий вывод (5 мин). Приложение 5 СЕКЦИЯ     1. Определение подвижности бактерий Задание: В Ирбитскую зональную вет.бак.лабораторию поступили пробы для  бактериологического исследования. Из сопроводительной к пробам было выяснено  что предполагаемый микроорганизм должен обладать подвижностью. Как  и какими способами можно определить подвижность микроорганизмов? (Работа в  группе: в дневниках сделать краткие записи о способах определения  подвижности  микроорганизмов). (15 мин) Приготовление препаратов для микроскопии От качества приготовления препарата в значительной степени зависит результат микроскопии. Предметные и покровные стекла, употребляемые для приготовления препаратов, нуждаются в специальной подготовке. Стекла должны быть чистыми и хорошо обезжиренными. Это может быть достигнуто  разными способами. Стекла кипятят 15 минут в 1% растворе соды (или в мыльной воде), споласкивают  водой, кладут в слабую соляную кислоту и, наконец, хорошо промывают водой. Хранят стекла в сосудах (банках) с притертыми пробками в смеси равных количеств спирта и эфира или в  96° спирте или промытыми и вытертыми досуха. 3­ Исследование микроорганизмов в живом состоянии Исследование микроорганизмов в живом состоянии применяется главным образом для изучения  формы и подвижности бактерий, реже при реакции агглютинации. Исследование в висячей и раздавленной капле. Исследование проводят либо в висячей, либо в раздавленной капле, т. е. в капле на предметном стекле,  покрытом покровным. Для висячей капли необходимо иметь специальное предметное стекло с луночкой. Препарат «висячая капля» «Висячей каплей» удобнее пользоваться для наблюдения подвижности микробов, их развития,  размножение прорастанием спор. Для приготовления препарата небольшую каплю суспензии микроорганизмов наносят на покровное  стекло, переворачивают его каплей вниз и помещают на специальное предметное стекло с углублением в центре. (рис. 1). Рис.1 «Висячая капля» Условные обозначения: 4­ предметное стекло с углублением в центре, 2 – покровное стекло, 3 – капля суспензии микроорганизмов. Если имеют дело с культурой на жидкой среде, то маленькую капельку культуры прямо наносят на  тщательно вымытое покровное стекло; если же имеется культура на плотной среде, то на покровное стекло предварительно наносят маленькую капельку водопроводной воды или физиологического раствора, затем  петлей прикасаются к культуре и приставшие к ней бактерии размешивают в приготовленной капельке.  Можно также заранее приготовить взвесь микроорганизмов в физиологическом растворе и взять капельку  из нее. В том и в другом случае на покровное стекло накладывают предметное стекло с луночкой  посередине, края которой предварительно обмазаны вазелином. Предметное стекло слегка  прижимают к покровному, в результате чего оба стекла склеиваются. После этого препарат  переворачивают покровным стеклом кверху. Получается герметически закрытая камера, в которой капля долго не высыхает. Под микроскопом край капли сначала отыскивают со слабым увеличением и при  суженной диафрагме, а потом исследуют препарат при помощи более сильной сухой системы. Препарат «раздавленная капля» При пользовании простыми предметными стеклами материал (физиологический раствор и культуру)  наносят на предметное стекло, которое покрывают покровным. Капельки материала надо брать  такой величины, чтобы они заполняли все пространство между покровным и предметным стеклом и  не выступали за края покровного. Препарат можно рассматривать как с сухими системами, так и с иммерсионной. Очень хорошо рассматривать живые бактерии с помощью фазово­контрастной или  аноптральной установки . Препараты на простых предметных стеклах быстро высыхают, поэтому, если их  приходится рассматривать не тотчас, а спустя некоторое время, их помещают во влажную камеру (чашку  Петри), на дно которой положено 2—3 влажных кружка фильтровальной бумаги, покрытых двумя сухими. С помощью предложенных способов («висячая» и «раздавленная» капля) определить  подвижность микроорганизмов (дрожжи).(30 мин) Результаты  наблюдений под микроскопом зарисовать в протоколе исследований  (приложение №4).(10 мин)    2.                                                                   СЕКЦИЯ  Задание В вет.бак.лабораторию доставлены пробы материала. Были сделаны посевы на  питательную среду для выделения чистой культуры.  Через 48 часов в чашке Петри  наблюдался рост колоний различных микроорганизмов. Требуется описать  полученные колонии, для постановки более точного  диагноза. Какие признаки используют для описания роста колоний на плотных и жидких  питательных средах?  (Работа в группе: Изучить характеристики  применяемые для описания колонии и  сделать  краткие записи в дневник) (25 мин).  Описание культуры на питательной среде Характер роста микробов на питательных средах.  Рост микробов на плотной питательной среде.  Для изучения свойств колоний микробы культивируют на плотных питательных средах в чашках  Петри. При этом посев материала проводят таким образом, чтобы получить изолированные  колонии.  Для характеристики колоний используют следующие признаки:  1. Размер колонии. Колонии обычно измеряют в миллиметрах или пользуются для этого  описательными терминами, такими, например, как точечные (диаметр менее 1 мм), мелкие  (диаметр 1­2 мм), средние (диаметр 2­4 мм) и крупные (диаметр 4­6 мм и более).  2. Форма колонии. Бывает правильной (круглая), неправильной (амебовидная), ризоидной  (корневидная, напоминающая переплетающиеся корни деревьев).  3. Контуры края. Определяют при рассмотрении колонии под лупой или микроскопом с малым  увеличением. Различают ровные края в виде четко выраженной линии и неровные края  (фестончатый, волнистый, эрозированный или зазубренный, бахромчатый).  4. Рельеф колонии характеризуется приподнятостью ее над поверхностью питательной среды и  формой на вертикальном разрезе. Определяется рельеф колонии невооруженным глазом или при  помощи лупы при рассматривании сверху и сбоку. Различают каплеобразные и куполообразные  колонии правильной круглой формы, плоско­выпуклые колонии, конусообразные колонии, колонии с приподнятой серединой, колонии с вдавленным центром, плоские колонии.  5. Поверхность колонии. Изучают при помощи лупы или под микроскопом при малом  увеличении. Поверхность колонии бывает матовая или блестящая с глянцем, сухая или влажная,  гладкая или шероховатая. Гладкие колонии обозначают буквой S (smooth ­ гладкий), шероховатые ­ буквой R (rough ­ шероховатый).  6. Цвет колонии. Определяется пигментом, который продуцирует культура микробов.  Преобладающее большинство патогенных бактерий пигмента не образует, вследствие чего колонии  их бесцветны или молочно­мутного цвета. Пигментообразующие виды микробов дают колонии  различных цветов: кремовые, желтые, золотисто­оранжевые, синие, красные, сиреневые, черные и  др.  7. Структура колоний. Определяется в проходящем свете при слабом увеличении микроскопа,  суженной диафрагме или при несколько опущенном конденсоре. По структуре различают  гиалиновые колонии, зернистые колонии, нитевидные или волокнистые колонии.  8. Консистенция колоний. Исследуют посредством прикосновения или взятия из нее части  материала бактериологической петлей. По характеру консистенции колонии бывают  пастообразные, вязкие или слизистые, волокнистые или кожистые, хрупкие сухие.   Особенности микробного роста на жидких питательных средах.  1. Рост бактерий с равномерным помутнением сред. 2. Придонный рост бактерий, характеризующийся образованием осадка на дне пробирки с жидкой  питательной средой. 3. Пристеночный рост бактерий, выражающийся в образовании рыхлых хлопьев, прикрепленных к  внутренней поверхности стенок сосуда.  4. Поверхностный рост бактерий, характеризующийся появлением на поверхности жидкой  питательной среды пленки.  Рост на полужидкой питательной среде характеризуется помутнением всей толщи среды или  образованием сосульки цилиндрической или конической формы. С помощью предложенных признаков произвести подробное описание данной  колонии. Результаты   записать в протоколе исследований (приложение №4).(25 мин) Задание В вет.бак.лаборатории   выделена чистая культура  из исследуемого материала. СЕКЦИЯ     3. Требуется  провести  идентификацию полученных микроорганизмов, с целью  изучения их строения.  А также выяснить грамположительные или грамотрицательные  выделенные   микроорганизмы? Каким методом окраски (простым или сложным) можно определить сходные по  своим  морфологическим свойствам микроорганизмы? (Работа в группе: Изучить способы окрашивания мазков и сделать краткие записи  простого и сложного метода в дневник) (15 мин).                                    Окраска мазков культур микроорганизмов ОКРАСКА МИКРООРГАНИЗМОВ ­ комплекс методов и приемов, применяемый для изучения  морфологических свойств микроорганизмов. В нативном (естественном) состоянии бактерии  имеют такой же коэффициент преломления, как и стекло, поэтому они невидимы под  микроскопом. Благодаря окраске мазков можно изучать их морфологические особенности, что  необходимо при проведении бактериологического исследования. Окрашивание бактерий  производится как для обнаружения их в исследуемом материале при бактериоскопической  диагностике, так и для их идентификации после выделения чистой культуры из исследуемого  материала при бактериологическом исследовании.  Приготовление окрашенного препарата состоит из следующих этапов: 1. приготовление мазка. 2. его высушивание, фиксация. 3. окраска.  Для приготовления мазка на середину чистого предметного стекла наносят небольшую каплю  воды и с помощью бактериальной петли помещают в нее исследуемый материал. Материал  равномерно распределяют на стекле таким образом, чтобы образовался тонкий мазок круглой или  овальной формы размером 1­2 см2.  Затем препарат высушивают либо при комнатной температуре на воздухе, либо в струе теплого  воздуха высоко над пламенем горелки. Высушенный мазок подвергают фиксации, вследствие чего  он прикрепляется к стеклу (фиксируется), микробы инактивируются и становятся безопасными,  возрастает их восприимчивость к окраске. Применяют различные способы фиксации. Наиболее  простым и самым распространенным способом является фиксация жаром ­ нагреванием на пламени горелки (препарат несколько раз проводят через наиболее горячую часть пламени горелки). В  некоторых случаях прибегают к фиксации препарата этиловым или метиловым спиртом, ацетоном,  смесью равных объемов этилового спирта и эфира (по Никифорову).  После фиксации производят окраску мазка. Наиболее пригодными для окраски микробов  являются основные и нейтральные анилиновые красители. Окрашенный препарат промывают водой  и высушивают. На высушенный мазок наносят каплю иммерсионного масла и микроскопируют,  пользуясь иммерсионной системой микроскопа.  Существуют простые и сложные способы окрашивания микробов.  При простой окраске, которая позволяет быстро изучить морфологические особенности  микробов, обычно используют только один краситель, чаще всего красного цвета ­ фуксин  (окраска производится в течение 1­2 мин) или синего цвета ­ метиленовый синий (время  обработки мазка краской 3­5 мин).  При сложных методах окраски применяют два или более контрастных красителя, протравы,  дифференцирующие вещества и др. Среди сложных методов окраски различают дифференциальные методы и методы, предназначенные для выявления отдельных структур клетки. К  дифференциальным методам относятся методы Грама и Циля­Нельсена, позволяющие различать по цвету микроорганизмы, сходные по морфологическим свойствам.  Метод окраски по Граму ­ наиболее распространенный сложный способ окраски. Бактерии в  зависимости от того, подвергаются они окраске по этому методу или нет, разделяют на две группы: грамположительные (красящиеся по Граму) и грамотрицательные (не красящиеся) Различие в  окраске обусловлено разным строением клеточной стенки грамположительных и  грамотрицательных бактерий.  Методика окраски по Граму заключается в последовательной обработке фиксированного  мазка:  окраске генцианвиолетом через фильтровальную бумагу (1­2 мин),  обработке р­ром Люголя (1 мин),  1. 2. 3. обесцвечивании спиртом (1/2­1 мин ­ до отхождения фиолетовых струек краски),  4. промывании водой.  5. окрашивании фуксином (1­2 мин). Сущность метода состоит в том, что грамположительные бактерии удерживают комплекс  краситель ­ йод и не обесцвечиваются спиртом, грамотрицательные не обладают этим  свойством, т. е. обесцвечиваются спиртом (дифференцирующим веществом) и  докрашиваются фуксином. В результате грамположительные бактерии приобретают фиолетовый цвет,  грамотрицательные ­ красный. Провести окрашивание мазков простым методом и методом по Граму.(30 мин). Результаты   зарисовать в протоколе исследований (приложение №4).(15 мин) Приложение 6 Критерии оценок выполнения занятия «вертушка». Оценка «5» ставится в том случае, если студент: а) при ответе обнаруживает понимание сущности изучаемых явлений и процессов; правильно  формулирует основные понятия; знает свойства микрорганизмов и умеет распознавать их,  б) излагаемые теоретические положения подтверждает конкретными примерами; в) умеет решать задачи, связанные с теоретической частью дисциплины; г) владеет практическими умениями и навыками экспериментального характера; д) умеет применять полученные знания для профессиональной подготовки. Оценка «4» ставится в том случае, если ответ в основном соответствует тем же  требованиям, которые установлены для оценки «5», но студент: а) допустил неточности и незначительные ошибки, которые легко исправляет с помощью  преподавателя; б) отвечает только близко к тексту учебника или конспекта, но по вопросам преподавателя  обнаруживает должное понимание изучаемого материала; в) владеет практическими умениями и навыками экспериментального характера , но допускает  неточности последовательности в ходе выполнения практического задания или решения задачи.  Оценка «3» ставится в том случае, если студент обнаруживает знание и  понимание основного учебного материала, но: а) затрудняется без помощи преподавателя подтвердить излагаемые теоретические положения  конкретными примерами или объяснить практическое значение основных явлений и процессов; б) затрудняется делать обобщения и выводы, хотя достаточно полно излагает фактический  материал; в) отвечает схематично, опуская существенные подробности, в основном пересказывает текст  учебника или конспекта, при этом обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых  положений.  г) допускает неточности последовательности в ходе выполнения практического задания или  решения задачи недостаточно владеет практическими умениями и навыками экспериментального  характера.  Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся: а) не знает или не понимает большей или наиболее существенной части учебного материала в  соответствии с поставленными вопросами; б) даже с помощью преподавателя не может использовать при ответе ранее усвоенные знания по  дисциплине и по другим учебным дисциплинам. в) допускает грубые ошибки в последовательности выполнения практического задания или решения задачи, не владеет практическими умениями и навыками экспериментального характера. Приложение 7 СекцияА: терминологическая  Каждая группа должна представить точное определение понятий: 1.аутотрофы (микроорганизмы, которые готовят органические вещества из неорганических веществ) 3.гетеротрофы (организмы, использующие для питания готовые  органические вещества) 4.анаэробы (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода) 5.зоонозы (инфекционные болезни, передающиеся человеку от больных  животных) 6.пастеризация (нагревание продукта до 63 – 90º С с целью уничтожения  большинства микробов) СекцияБ: ситуационная   Задание №1  Микробиология   рыбы Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи,   внутри   кишечника   и   в   жабрах   головы.   После   улова   все   эти   микробы проникают   внутрь   ткани   рыбы,   вызывая   ее   порчу.   В   рыбе   обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая   тяжелое   отравление   –  сальмонеллёз.   (Правильно   –   ботулизм).   При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится  бесконечно долго, так как при температуре   ­   5ºС   все   микробы   гибнут.  (Правильно   –   довольно   долго,   т.к.   при температуре   ­   5ºС   микробиологические   процессы   приостанавливаются   или   идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)  Задание 2. Микробиология яиц Некоторое время после снесения снаружи яйцо остается стерильным. (Правильно – яйцо   обсеменяется   микробами   во   время   снесения)   Внутреннее   содержимое   яйца здоровой птицы долго остается без микробов благодаря естественному имунному веществу яйца – лизоциму, высохшей пленки на поверхности яйца и подскорлупной оболочки, препятствующих проникновению микробов внутрь. В процессе хранения защитные   силы   яйца   слабеют,   микробы,   такие,   как  эхинококк,   трихинеллы,   (это паразитические черви, а не микробы, через скорлупу в яйцо не проникают) через поры в скорлупе проникают внутрь, подвергая его порче. У больной птицы, часто водоплавающей, в кишечнике могут содержаться микробы ботулинус, обсеменяющие яйцо внутри при формировании его в организме птицы и на скорлупе. Такое яйцо вызывает у людей заболевание – ботулизм (правильно – сальмонеллы, сальмонеллез). Чтобы  удалить   микробы   с  поверхности   яиц,  их   перед  использованием   тщательно моют. Задание 3. Микробиология молока Молоко   является   прекрасной   средой   для   развития   микроорганизмов,   которые попадают в него с вымени и шерсти животных, с рук доярок, подстилки скотного двора, инвентаря. В 1 мл молока обнаруживают  несколько миллиардов микробов (правильно – несколько сотен тысяч). Охлаждение молока до +3ºС предотвращает дальнейшее   развитие   микробов   в   течение   2­30   часов.   Затем   наступает   быстрое развитие всех микробов с преобладанием патогенных (правильно – молочно–кислых). Молоко   прокисает,   создаются   благоприятные   условия   для   развития   плесневых грибов,   а   затем   гнилостных   микробов.   В  молоко   могут   попадать   болезнетворные микробы – возбудители дизентерии, брюшного тифа, бруцеллеза, туберкулеза и др. Поэтому в общественном питании молоко обязательно кипятят. Практически совсем не содержит микробов стерилизованное, т.е. нагретое до 63­90ºС молоко (правильно – до 100ºС). Задание №4 Микробы в процессе жизнедеятельности могут влиять друг на друга, способствуя  развитию или угнетению. Многие бактерии, плесневые грибы выделяют в  окружающую среду вещества –сульфаниламиды,(правильно: антибиотики)  губительно действующие на развитие других микробов, оказывают бактерицидное  действие. Пенициллин, стрептомицин, грамицидин, биомицин – антибиотики, широко применяемые в ветеринарии для лечения  инвазионных (правильно:  инфекционных)болезней. Другими веществами, близкими к антибиотиками по характеру действия на микробы, являются фагоциты (правильно: фиттонциды). Эти вещества, выделяемые многими  растениями (луком, чесноком, хреном, цитрусовыми и др.), вообще не  убивают ( правильно: убивают)болезнетворные микробы дизентерии, гнилостную  палочку и др.  Задание №5 Микрофлора воды. Вода является неблагоприятной (правильно: благоприятной) средой для  жизнедеятельности микроорганизмов. Загрязнённость воды может составлять до 1 микроорганизма ( правильно: до 1  миллиона микоорганизмов)в 1 мл. Микроорганизмы попадают в водоемы с различными стоками с поверхности почвы,  из воздуха и т. д. Количество микроорганизмов в воде зависит от ее происхождения.  В открытых водоёмах (реках, озёрах, прудах) меньше (больше) всего  микроорганизмов; в артезианской воде – больше(правильно: меньше), т. к. проходя  через слои почвы она загрязняется.(правильно:очищается) Вода является очень опасным источником распространения патогенных  микроорганизмов, особенно во время эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии  и других кишечных инфекций. Они способны сохраняться в воде бесконечно долго  (правильно: несколько месяцев) месяцев. Питьевую воду и очищенные сточные воды можно обеззараживать путем  хлорирования газообразным хлором, хлорной известью или другими  хлорсодержащими соединениями, креолином,( правильно:нельзя креолином, т.к.  сильно пахнущее вещество) озонирования, облучения ультрафиолетовыми лучами.  Задание №6 Микрофлора почвы. Почва является главным источником распространения микроорганизмов, т. к в  почве:  • много питательных веществ (органические, минеральные),  • достаточное количество влаги, которое защищает от воздействия прямых  солнечных лучей и от резких перепадов температуры.  Больше всего микробов содержится на глубине 2 метра .(правильно: от 1 до 30 см.) В песчаной почве их меньше, чем в черноземной. Микроорганизмы почвы представлены эпифитной микрофлорой (правильно:  патогенной) бактериями, микроскопическими грибами и дрожжами. Микроорганизмы играют большую роль в процессах образования и обогащения почв,  влияют на их плодородие. Наибольшее количество микробов встречается в почвах,  где содержится мало (правильно: много) органических остатков (в пахотных,  удобряемых перегноем и влажных почвах). В почве встречаются и болезнетворные микроорганизмы, которые попадают с  трупами животных, отбросами. Они являются возбудителями ботулизма, столбняка,  газовой гангрены и других заболеваний. С целью предотвращения тяжелых  заболеваний,требуется постоянно проводить пастеризацию ( правильно:  дезинфекцию)почвы. Почва является основным резервуаром, из которого микробы попадают в воду и  воздух. СекцияВ:  техническая Микроскоп­ это оптический прибор, позволяющий получить обратное  изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его  строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности  глаз. Правила работы с микроскопом При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке: 1. Работать с микроскопом следует сидя; 2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало или  электроосветитель; 3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2­3 см от края стола. Во время работы его  не сдвигать; 4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение; 5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения; 6. Опустить объектив 8 ­ в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла; 7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя электроосветитель или зеркало.  Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в  объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения. Если микроскоп снабжен  осветителем, то подсоединить микроскоп к источнику питания, включить лампу и установить  необходимую яркость горения; 8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под  объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние  между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4­5 мм; 9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая  объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней  появятся царапины; 10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения  микроскопа; 11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9; 12. Для изучения объекта при большом увеличении, сначала нужно поставить выбранный участок в  центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х,  поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного  винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются  две риски, а на микрометренном винте ­ точка, которая должна все время находиться между  рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При  несоблюдении этого правила, микрометренный винт рможет перестать действовать; 13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф. Приложение №8 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум» Инструкционно­технологическая  карта занятия №3 Дисциплины «Основы микробиологии» Тема: Морфологические особенности микроорганизмов. Цель занятия: Формирование признаков ПК­1.3 Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных  и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных. ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно­ диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария: ­дифференцирует заболевания животных по лабораторным показателям. ­ дифференцирует заболевания животных по клиническим признакам. ­ определяет подвижность микроорганизмов. ­ проводит описание колоний микроорганизмов с помощью характерных признаков. ­ готовит мазки из культур микроорганизмов. ­ проводит фиксацию мазков физическим и химическим способом. ­ проводит окраску мазков простыми и сложными методами.  Вид занятия: практическое занятие  Планируемый результат: Приготовление мазков из культур микроорганизмов, их фиксация и окраска. Представление описания колоний микроорганизмов с помощью характерных признаков. Норма времени: 6 часов Место проведения: кабинет­лаборатория № 315 Техника безопасности: работать в спецодежде, соблюдать тишину на рабочем месте, после работы вымыть  руки с мылом или обработать спиртовым тампоном. В конце занятия прибрать рабочее место, навести  чистоту в лаборатории. Оснащение занятия: Культуры микроорганизмов, чашки Петри, бактериологические петли, штатив, микроскоп, предметные и  покровные стёкла, спирт, анилиновые краски, спички, спиртовки, спиртовые тампоны, дезинфицирующий  раствор.   Литература: Бакулов И.А. «эпизоотология с микробиологией» Колос,2000 г. комплект инструкционных карт с алгоритмом выполнения  работ и инструкции по безопасности труда  (Приложение №3).  №п/п Содержание работы. Последовательность её выполнения Оборудован ие Время (мин) 1. Допуск контроль 45 мин Карточки с ситуационны ми заданиями. Микроскоп. Карточки с терминами. Маршрутные   листы   по   посещению   секций В начале  занятия студентам выдаются:  1. (Приложение 1) 2.   Комплект   инструкционных   карт   с   алгоритмом выполнения                               практических работ (приложение 5); 3.Инструкции   по   безопасности   труда   при выполнении работ (приложение 3). 4. Маршрутный лист студента (Приложение 2 ) 5. Протокол исследований ( приложение 4) 1. Организация готовности студентов к занятию. 2. Теоретическая часть: В секции “А” (терминологическая) предлагается  ответить на теоретические вопросы, дать  определение терминам; В секции “Б” (ситуационная) предлагается  выполнить ситуационное задание. В секции “В”(техническая) рассказать устройство  микроскопа и правила работы с ним; Преподаватель может варьировать задания в  зависимости от уровня группы и вопросов, которые  необходимо проверить  (Приложение №.7). Оценки  можно выставлять за работу в каждой секции или  вывести общую. Опрос проводит преподаватель и  студенты. 2. Самостоятельная работа студентов 4 часа 1.Сообщение темы занятия. «Морфологические  особенности микроорганизмов» 2.Сообщение цели работы: с помощью лабораторных  исследований определить подвижность  микроорганизмов, провести описание имеющейся  колонии микроорганизмов, а также провести окраску мазков простым  и сложным методом. 3.Студенты  знакомятся с правилами безопасности  труда при выполнении задания (Приложение 3). Согласно полученным инструкциям приступают к  самостоятельному выполнению задания. •Алгоритм выполнения работы секциями 1,2,3 : Секция 1«Определение подвижности бактерий»  Алгоритм выполнения практического задания   Культуры  микрооргани змов, чашки  Петри,  бактериологи ческие петли, штатив,  микроскоп,  предметные  и покровные  стёкла,  спирт,  анилиновые краски,  спички,  спиртовки,  спиртовые  тампоны,  дез.раствор.   показывает преподаватель  Секция 2 «Описание культуры микроорганизмов»  Практическое задание показывает преподаватель  Секция 3 «Окрашивание мазков из культур  микроорганизмов» Алгоритм выполнения задания  показывает преподаватель.   •Самостоятельное проведение практического  задания и оформление в дневниках, согласно  инструкционным картам  (приложение 5). •Оформление записи результатов исследования  в  протокол (приложение 4)  Преподавателем осуществляются обходы рабочих  мест и демонстрация проведения  исследований  студентам. 3.  Актуализация знаний ­Подведение итогов, сдача протоколов и  маршрутных листов студентов. ­Проведение диктанта. ­Выставление оценок обучающимся (Приложение 6) 4.  Домашнее задание Повторить тему «физиология микроорганизмов».  Подготовить презентацию. 40 мин 5 мин Преподаватель: Молокова Л.Н. Литература: 1. Бакулов И.А. «Эпизоотология с микробиологией» Колос,2000 г. 2. Колычев Н.М., Госманов Р.Г.  «Ветеринарная микробиология и иммунология» ­ М.: КолосС, 2006г. 3. Кузьмин В.А. «Эпизоотология с микробиологией»­М.: Академия, 2005г. 4. Костенко Т.С., Родионова В.Б. «Практикум по ветеринарной микробиологии и  иммунологии». –М.: Колос, 2003. 5. Третьяков А.В. Ветеринарное законодательство. Т.1­4.­М. «Колос», 1975. 6. Шильников В.К. и др. «Микробиология» «Дрофа» 2006г. 7. http://rvlrt.ru/blanki­dokumentov/ 8. http://blog.vetatlas.ru/veterinariya/ 9. http://shamrina.my1.ru/forum/2­6­1 10.http://medic.social/veterinariya_727/dezinfitsiruyuschie­sredstva­ primenyaemyie.html 11.http://labx.narod.ru/documents/pravila_raboty_s_microscopom.html 12.http://bio­x.ru/articles/pravila­tehniki­bezopasnosti­v­laboratorii 13.http://labx.narod.ru/documents/prigotovlenie_micropreparatov.html 14.http://www.studfiles.ru/preview/1155462/

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»

Применение кейс-технологии  для формирования профессиональных компетенций обучающихся на практическом занятии по дисциплине «Основы микробиологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017