Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса
Оценка 4.9

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Оценка 4.9
Научные работы
docx
информатика
9 кл
15.04.2018
Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса
В настоящее время все образовательные учреждения общего и среднего образования осуществляют переход на обновленную систему образования. Основу этой системы составляет критериальное оценивание. Система критериального оценивания определяет базу для внесения изменений в действительную систему оценивания учебных достижений учащихся общеобразовательных учреждений. Обновленная для Республики Казахстан система критериального оценивания будет направлена на развитие у учеников, увеличение их интереса и мотивации к процессу обучения.
НОУ 2018.docx
ВВЕДЕНИЕ В   настоящее   время   все   образовательные   учреждения   общего   и среднего   образования   осуществляют   переход   на   обновленную   систему образования. Основу этой системы составляет критериальное оценивание. Система   критериального   оценивания   определяет   базу   для   внесения изменений   в   действительную   систему   оценивания   учебных   достижений учащихся   общеобразовательных   учреждений.   Это   позволяет   обеспечить качество системы оценивания, их соответствие международным стандартам и потребностям обучения каждого учащегося. Обновленная для Республики Казахстан   система   критериального   оценивания   будет   направлена   на развитие   у   учеников,   увеличение   их   интереса   и   мотивации   к   процессу обучения. Этого можно достичь, если установить конкретные и измеримые критерии оценивания, доступные каждому учащемуся и его родителям.[1]                    Оценивание – неотъемлемая часть образовательного процесса, представляющая собой сбор и анализ информации об успеваемости ученика на текущих и итоговых этапах обучения.  Система   оценивания   является   основным   средством   определения достижений   и   диагностики   проблем   обучения,   позволяет   определить качество   образования,   соответствие   мировому   стандарту,   принимать конкретные   решения   по   методам   и   формам   обучения   в   случае   его несоответствия   современным   задачам   в   области   образования, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования.  Оценивание   процесс   соответствия   полученных   результатов   и поставленных   целей.   В   настоящее   время   преподаватели   не   располагают критериальными   средствами   педагогического   контроля.   Методические объединения   в   школах   самостоятельно   разрабатывают   критерии оценивания, содержание и структура которого определяются спецификой изучаемого предмета (темы), особенностями форм и методов мониторинга. Качество   такого   оценивания   не   подвергается   серьезной   проверке,   что делает недопустимым принятие объективных решений по итогам контроля. Так,  возникают вопросы между методическими требованиями к изучению предмета   и   содержанием   контроля   со   стороны   органов   управления образования.  В связи с этим темой моего научного проекта явилось "Применение критериального   оценивания   на   уроке   информатике   седьмого   класса". Актуальность   данной   темы   заключается   в   том,   что   при   разработке суммативных работ за раздел и за четверть необходимо составить критерии оценивания которые были бы применимы к данным работам и являлись бы подходящими   под   требования   современной   системы   обновленного содержания в обучении. [2] Целью   данной   ноучной   работы   явилось   составить   несколько вариантов   СОР   и   СОЧ   и   весь   необходимый   к   ним   методический инструментарий. Задачи данной дипломной работы: разработка СОР и СОЧ для учащихся 7 класса; разработка   критериев   к   оцениванию   в   соответствии   с государственным стандартом образования РК; разработка электронного пособия с СОР и СОЧ для 7 класса.  Глава   1.   Обзор   литературы   по   теме:   «Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса» 1.1 Теоретические основы оценивания на уроках информатики Оценивание   учащихся   играет   немаловажную   значимость   как   для учителя, так и для самих учеников. При отсутствии оценивания учебный процесс не возможен.  Проблема   оценивания   как   элемента   учебной   деятельности многообразна.   В   психолого­педагогических   источниках   важную   роль отводят   пониманию   оценивания   как   индивидуально­личностных   качеств учащегося,   так   и   итогов   его   учебной   деятельности.   Анализ   успешности учебных   достижений   учащегося   может   заключаться   в   следующих   видах: малые   формы   (проявляющиеся   в   мимике,   жестах,   модуляции   голоса кратких замечаниях по поводу успеваемости и др.);   общей характеристики учащегося;   отметки;           оценочных высказываний (в индивидуальных беседах с учеником, на родительских собраниях);   в других формах, предусмотренных внутренним распорядком конкретной школы.  такие   аспекты     В   психологических   и   педагогических   исследованиях   рассмотрены различные стороны оценки: суть, значимость, функции оценки, структура оценочной работы педагога и другие. Однако никак не отыскали конечного   решения как: формирование общей концепции оценивающих критериев  учебных достижений   учащихся,   субъективность   отметок,   влияние   личностных особенностей учителей и учащихся на                                           и выставление   оценки.   В   их   отсутствии,   считаем,   тяжело   успешно реализовать   задачу   формирования   личности.   Функции   педагогической оценки.  проблемы, данной   В   первую   очередь   установим   функции   исполняющие   в   настоящий период времени концепцию оценивания:  Нормативная функция, содержит, с одной стороны, фиксирование достижений определенного ученика сравнительно одобренного образца с эт им,   чтобы   для   учащегося   наступили   все   правовые   последствия, соответствующие   успешности   его   обучения   и   окончания   им   учебного заведения,   а   с   другой,   административное   отслеживание   успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы   учителя   (в   соответствии   с   практикой,   сложившейся   несколько десятилетий назад).   Информативно­диагностическая функция, включает   основные факторы содержательной связи между абсолютно всеми участниками педагогического процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь непосредственно оценивание, в первую очередь, предоставляет пищу для размышлений на тему, все ли в   порядке с образовательным процессом в определенном классе, как и по поводу школьного благополучия некоторых учеников.   Влияние   оценки   на   формирование   ученика   разностороннее,   она может обладать многими функциями. Оценка может быть: ‒   а)   ориентирующей     влияет   на   интеллектуальный   труд   ученика, которая содействует осознанию процесса конкретной работы и пониманию им собственных знаний;   б)   стимулирующей   –   влияет   на   аффективно­волевую   сферу учащегося,   посредством   переживания   успеха   или   неуспеха,   развитие требований и целей, действий и взаимоотношений;  в)   воспитывающей,   где   совершается   «ускорение   или   замедление» темпов интеллектуальной деятельности, качественные сдвиги, изменение в структуре   влияния   на   восприятие   предметов   окружающего   мира предыдущего   опыта   и   установок   индивида,   т.е.   преобразование интеллектуальных механизмов.  Оценка   оказывает   влияние   на   индивидуальность   ученика   в   целом. Педагогическая оценка влияет на изменение взаимообношений и суждений, существующих   в   школе   между   классом   и   его   определенный   учеником. Изменение   мнений   об   ученике   и   взаимоотношения   внутри   класса   под влиянием педагогической оценки есть первая модификация педагогической оценки в новую оценочную форму.  Вторая   модификация   происходит   в   семье.   Педагогическая   оценка проявляет воздействие на взаимоотношения между семьей и школой. Под воздействием выставляемых оценок у ученика формируется самооценка и уровень   необходимых   требований.   Оценка   оказывает   воздействие   по принципу изменения самооценки, т.е. «изменения мнений и отношений к личности   со   стороны   представителей   социальной   групп»,  а   оценочные   и самооценочные   влияния   являются   «сильным   корректирующим   условием поведения   и   деятельности   личности   учащегося».   Ситуация   удачи   или неудачи в учебной деятельности ученика, которая поддерживается низкими или высокими отметками педагога, влечет к изменению уровня требований учащихся. Различный уровень требований учителя к учащимся с различной успеваемостью   формирует   у   них   разный   уровень   требований.   Сильные ученики в текущей работе высоко оцениваются учителями, благодаря этому формируется высокий уровень требований, очень часто ведущий за собой переоценку   собственных   знаний   и   задержку   в   дальнейшем   качественном продвижении.   Слабые   ученики   оцениваются   учителями   низко,   что способствует   формированию   у   них   низкого   уровня   требований,  которые способствуют лишь четвертной оценке, имеющим для них незначительную значимость собственного результата, их напряженная работа в этот период дает обычно условное продвижение, которое учитывается при выставлении оценки   педагогом.   Общая   направленность   по   вопросам   оценивания успешности учебной деятельности учащихся состоит в том, что одной из важнейших функций оценки является контроль как условие формирования знаний   и   умений   у   учащихся.   Контроль,   в   соответствии   с   теорией поэтапного   формирования   умственных   способностей,   формирует   состав оценочных  действий  как   одна  из  его   функциональных   частей. При  этом контроль выступает в качестве базы формирования способностей ученика к вниманию и развитию психологических познавательных действий.  1.2 Психолого­педагогическая характеристика семиклассника. В седьмом классе у учащихся начинается подростковый возраст. У подростков в ярко выраженной форме проявляются трудности переходного возраста;   в   данный   промежуток   времени   наблюдается   всплеск эмоциональной   неуравновешенности.   Подростки   очень   быстро   могут возбуждаться   и   не   часто   могут   совладать   со   своим   чувственным состоянием. Это может способствовать ухудшению дисциплины в классе, особенно   на   последних   уроках   или   после   контрольных   и   проверочных работ.   Подростки   начинают   громко   разговаривать,   смеяться,   внимание рассеивается.   Хохот   является   одним   из   способов   реагирования нарастающего   сексуального   возбуждения.   В   связи   с   этим   любое высказанное   слово   взрослого   в   свободном   общении   или   на   уроке, ассоциирующееся у ребят с сексуальной тематикой, вызывает смех. Настроение   семиклассников   подвержено   резким   перепадам. Переходы   от   безудержного   веселья   к   депрессивной   безразличности приводят к затруднению взаимодействие с ними. Усиливается обидчивость, раздражительность. По этой причине даже незначительное замечание часто приводит к бурной реакции подростка. Семиклассники  пытаются  доказать   всем  и  самим  себе  то, что  они стали   взрослыми.   Некоторые   прибегают   для   этого   к   демонстрации ровесникам   собственных   сексуальных   контактов   либо   же   к   принятию спиртных напитков. Главной   сферой   интересов   становится   общение   со   своими ровесниками.   В   связи   с   этим   качество   учебной   деятельности   может изменяться   в   худшею   сторону,   на   уроках   и   дома   подростки   стремятся общаться, переписываться. Они начинают долгое время разговаривать  друг с другом по телефону или общаться через интернет в различных социальных сетях. При всём этом важнейшим для них становится не только статус в классе   либо   компании,  да   и   то,  какие   качества   видят   в   них   ровесники. Потому им в особенности принципиально, что же о них думают, как их воспринимают. На   данном   этапе   интенсивно   развивается   словесно­логическое мышление, ученики с удовольствием воспринимают задания, для решения которых необходимо думать, поспорить, придумать всевоможные варианты решения поставленной проблемы. Помимо этого, семиклассники начинают мыслить быстрее. В   отношении   взрослого   поколения   семиклассники   занимают неоднозначную   позицию.   Подростки   четко   разделяют   на   тех,   кому возможно и кому невозможно доверять. С первой категорией они готовы дискутировать и решать глубочайшие личные проблемы, свои переживания по   поводу   недопонимания.   От   второй   группы   они   сразу   отстраняются, формализуют   контакты.   Новому   взрослому   человеку   завоевать   доверие молодых   людей   очень   не   просто,   это   занимает   большое   количество времени. В   отношениях   с   родителями   семиклассники,   как   правило,   уже выработали те или же иные защитные реакции, которые дают возможность им   преодолевать   свой   эмоциональный   фон.   Это   могут   быть   запреты   на чувства, закрытость в своем собственном внутреннем мире или что­то иное. В   общем   можно   сделать   выводы,   что   более   действенным   становится взаимодействие, основанное на уважении их чувства того, что я взрослый и самостоятельности. 1.3 Критериальная система оценивания, её характеристика Имеющаяся привычная нам всем система оценивания – это система «вычитания»:   «5»   –   задание   выполнено   без   единой   ошибки,   «4»   ­   за   1 недочет,   2   ошибки   ­   «3»   и   т.д.   Ситуация   «вычитания»   приводит   к тревожности у ученика. У ученика отсутствует положительный стимул, его сравнивают с каким­то недостижимым образцом, и он все время «плохой». Не   считая   того   нередко   возникает   двойственная   ситуация,   когда   на «хорошо»   ученик   не   знает,   но   пррилогает   все   силы   и   старания,   а «удовлетворительно»   поставить   –   рука   не   подымается.   В   связи   с   этим требуются   технологии   и   механизмы   перевода   на   другие   системы оценивания.   И   одной   из   таковых   систем   является   критериальное оценивание. При   организации   процесса   критериального   оценивания   учебных достижений   ученика   необходимо   предусматривать   ряд   психолого­ педагогических   особенностей   учебно­познавательной   деятельности ученика: самостоятельность, проявляющаяся в личном стремлении ученика к готовности и способности отыскивать пути для расширения своих знаний, умения,   отыскать   методы   решения   личностно­значимых   учебных   задач, адекватно   оценить   свои   успехи   в   обучении.   Также   влечение   ученика   к выбору персональной образовательной линии движения, и поиску методик ее   построения;   развитие   учебно­познавательной   активности   в   процессе обучения   и   самостоятельных   занятий;   влечение   к   общению   с одноклассниками,   его   заинтересованность   в   оценке   ровесников,   т.е. воплощение   взаимооценивания;   формирование   теоретического   и критического мышления; избирательность, развитии устойчивого внимания ‒  увеличение сосредоточении интереса, целенаправленность восприятия.  Психолого­педагогические   основы   контроля   состоят   в   выявлении дефектов   в   работе   учеников,   установлении   их   нрава   и   причин   с   целью устранении данных дефектов. Педагогу необходимо владеть информацией, как   об   усвоении   учащимся   знаний,   так   и   о   том,   какими   путями   они получены. Проверка знаний это форма закрепления, уточнения, осмысления и классификации знаний учащихся. Слушая своего однаклассника дающего ответ,   ученики   вместе   с   ним   вновь   повторяют   то,   что   они   выучили самостоятельно перед опросом. И чем лучше представоена проверка, тем больше   условий   для   такого   закрепления.   Если   учитывать,   что первостепенная   учебная   задача   педагога   заключается   в   том,   чтобы   весь программный материал был усвоен ребятами, то станет понятно, что без специальной проверки знаний не справиться. Ёе необходимо организовать так, чтобы имеющиеся знания были выявлены как можно глубже и в полном объеме. Современные тенденции в развитии системы оценивания в общем заключаются   в   сопоставлении   персональных   достижений   ученика   с конкретными  критериями, основанными  на  компетентностном   подходе  и новой   образовательной   реформе.   На   основании   имеющихся   подходов составляются   образовательные   стандарты,   выдвигающие   требования   к введению   в   педагогическую   практику   образовательных   учреждений обновленной критериальной системы оценивания.  Критериальное   опивывается   как   процесс, основывающийся   на   соответствии   учебных   достижений   ученика   с   оценивание конкретно определенными, коллективно выработанными, заблаговременно оглашенными   всем   участникам   процесса   критериями,   соответствующие целям   и   содержанию   обновленного   образования,   содействующие формированию учебно­познавательной компетентности учеников.  Критериальное оценивание используется в соглосовании с:   содержанием   учебных   программ,   соответствующих   формах контроля,   персональными   психолого­педагогическими   особенностями ученика;  на   базе   общности   формирующего   и   констатирующего   оценивания, заключающегося   в   целостном   применении   промежуточного   и   итогового контроля учебных достижений 9 учащихся;  осознанности,   служащей   эффективной   чертой   процесса   контроля учебных достижений учеников;  диагностической   основы,   осуществляющейся   в   проведении педагогического исследования эффективности применения представленной технологии.  Критериальное оценивание определяет задачу создания необходимых условий   и   возможностей   для   формирования   и   развития   учебно­ познавательной   активности   ученика,   их   творческой   и   исследовательской деятельности,   учебной   самостоятельности   и   ориентации   в   изобилии научной информации путем приобщения учеников к постоянной рефлексии, к поиску смысла данной работы. Методические   основы   критериального   оценивания   в   теории   и практике   внутришкольного   управления   предпологают   различные   виды педагогического контроля (Таблица 1)  Таблица 1  Виды контроля   тематический фронтально­ обзорный сравнительный персональный классно­ обобщающий предметно­ ‒  Виды педагогического контроля Содержание глубокое изучение знаний и умений учеников по основным темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы пилотажное   изучение   знаний   и   умений коллектива  учеников (успешность  работы группы учителей) по совокупным задачам параллельное   изучение   личности   ученика, учебных групп, некоторых учителей всестороннее изучение личности конкретного ученика, системы профессиональной деятельности конкретного учителя изучение   качеств   знаний   и   умений   ученика (качества преподавания) в определенном классе изучение   качеств   знаний   и   умений   ученика обобщающий комплексно­ обобщающий оперативный формулирующий (качества преподавания) по определенным учебным предметам всестороннее   изучение   качеств   знаний   и умений   ученика   (качества   преподавания)   в определенном   классе   на   уровнях   начальной, основной средней или общей средней школы изучение   неожиданно   возникших   проблем   в образовательном процессе оценивание осуществляется в течение всего времени   обучения   для   установления   обратной связи от ученика к учителю оценивание   направлено   на   подведение итоговый (суммативный) Все   виды   контроля   могут   проводиться   на   основании   разработанных критериев оценивания.[10] Методологической основой системы критериального оценивания считается технология критериально­ориентированного обучения В. П. Беспалько [4; 5].  конечных итогов обучения (аттестация). Рассмотрим   основные   положения   его   теории.   В   классическом   учебном процессе   всякий   раз   фиксированы   характеристики   условий   обучения (одинаковое для всех учебное время, способ представления информации и т.д.). Единственное,   собственно   что   остается   незафиксированным,   ­   это   итоги обучения,   которые   характеризуются   заметным   разбросом.   Американскими специалистами по пихологии Дж. Кероллом и Б. Блумом [7] было предложено в качестве   неизменного, фиксированного  параметра  как   раз  итоги  обучения. В этом случае характеристики других условий обучения станут применятся для достижения всеми учениками заданного результата­ критерия.  На основании подхода американских специалистов вобласти психологии, а также изучений российского ученого В. П. Беспалько [4;5] была разработана технология критериально­ориентированного обучения, которую иначе называют технологией   полного   усвоения,   так   как   ее   исходным   данным   является установка,   что   все   обучающиеся   способны   освоить   необходимый   учебный материал.   Для   этого   должны   быть   установлены   критерии   усвоения   или стандарты образования (мы уже делали акцент на то, что образование ­ понятие широкое и обученность – только его часть, поэтому фактически речь идет о стандартах   обученности).   Те   стандарты   обученности,   которые   сейчас предлагаются по всем предметам школьного курса, служат базой для разработки точных   критериев   усвоения.   Гуманность   технологии   критериально­ ориентированного   обучения   заключается   в   том,   что,   варьирование   видов заданий,   формы   их   предъявления,   видов   помощи   обучающимся,   позволяет достичь   всеми   обучающимися   заданного   уровня   обязательных   критериев,  без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности,   вхождение   в   культуру   современного   общества.   Согласно   модели критериально­ориентированного   обучения,   различия   в   учебных   результатах могут иметь место за пределами общего для всех образовательного результата, т. е. общеобразовательного минимума, над которым будут надстраиваться итоги последующего   дифференцированного   обучения.   Модель   критериально­ ориентированного обучения включает следующие элементы (этапы):  1. точно представляется эталон (критерии) усвоения темы (занятия), что выражается   в   списке   конкретных   результатов   обучения   (целей   обучения   с определением уровней усвоения, требуемых программой);  2. разрабатываются проверочные работы – тесты;  3.   Учебный   материал   разбивается   на   отдельные   модули   (учебные единицы).   Каждый   модуль   представляет   собой   целостный   раздел   учебного материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на модули может служить та или иная продолжительность изучения материала (2 – 3   занятия,   2   ­   3   недели).   После   выделения   учебных   единиц   определяются результаты (критерии), которые необходимо достигнуть в ходе их изучения, и составляются текущие суммативные работы за раздел, позволяющие убедиться в достижении   целей   изучения   каждой   учебной   единицы.   Главное   назначение текущих тестов – выявить необходимость коррекционных учебных процедур;  4. выбираются способы изучения материала, разрабатываются обучающие задания;  5. создаются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов. Система критериального оценивания позволяет:  отсутствуют четкие критерии оценки достижения итогов обучения,  понятные ученикам, родителям и педагогам;   учитель выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний  класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов  каждым учеником;   отметки, выставляемые ученикам, не дают конкретной картины усвоения  конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной  программы, что не позволяет определить индивидуальный путь обучения  каждого ученика;   при выставлении итоговой оценки учитываются только текущие оценки,  что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;   отсутствует взаимосвязь между учеником и учителем в процессе  обучения, что не оказывает влияние на мотивацию учащихся к обучению.  объективно оценить учебные достижения учащихся;  определить индивидуальный путь развития каждого ученика с учетом его  индивидуальных способностей;  повысить мотивацию учеников на развитие умений и навыков для  достижения ожидаемых результатов:  улучшить качество преподавания и обучения;  разработать систему работы по осуществлению взаимосвязи учитель –  родитель – ученик для выявления качества освоения учебного материала и  особенностей организации учебного процесса. 1.4. Структура критериального оценивания Критериальная   система   оценивания   включает   в   себя   формативное   и суммативное оценивание. Формативное оценивание. Значение   формативного   оценивания   это   то,   что   любой   ученик самооценивается   и   взаимооценивается   для   учеников   это   стимул   для последующей работы и последующего профессионального обучения. «Оценка   работы   и   поведения   ученика   только   тогда   оказывает положительную роль в воспитании, когда оценка итогов деятельности отделена от   оценки   личности   ребенка». Именно   эти   слова   педагога­гуманиста   Ш.А. Аманошвили и можно считать ведущими в стратегии позитивного оценивания. Предложенный   подход   может   помочь   удалить   пробелы   в   знаниях, усиливать   учебную   мотивацию   и   самостоятельность   учеников, индивидуализирует процесс обучения. Что же такое формативное оценивание?  Формативное оценивание – это оценивание достижений учеников с целью внесения изменений в процесс обучения и, в соответствии с этим, обучения на ранних стадиях. Помимо этого, формативное оценивание разрешает ученикам обдумывать и отслеживать собственные результаты и планировать дальнейшие шаги при поддержке учителя. Это означает прибывать рядом с учеником и вести его к успеху. Формативное   (формирующее)   оценивание –   это   целенаправленный постоянный   процесс   наблюдения   за   обучением   ученика.   Оно   считается «неформальным» (чаще   всего   без   отметочным)   оцениванием   и   базируется   на оценивании в согласование с критериями и подразумевают обратную связь. Формативное оценивание: ­ используется в каждодневной практике (ежеурочно, повседневно); ­ используется в форме, доступной как для учащихся, так и для учителя. При применении формативного оценивания учителям  необходимо знать и эффективно   использовать   всевозможные   техники   формативного   оценивания. Постоянное   и   целенаправленное   использование   предложенных   техник   может помочь учителю получить качественный итог обучения. Планировать   внедрение   данных   техник   формативного   оценивания необходимо в тех случаях, когда: ­ изучен некоторый объем нового материала; ­ необходимо сделать промежуточный вывод; ­ некоторые ученики перестали реагировать на указания по выполнению задания. Процесс формативного оценивания в деятельности учителя Проведение Планирование Организация  Учебная программа  Учебный план  Руководство по критериальному оцениванию для учителя  Сборники заданий по формативному оцениванию  Правила критериального оценивания Проводится анализ задач обучения и составляются критерии оценивания  согласно учебной программе Определяется инструментарий оценивания достижения итогов обучения Планируются методы обучения Разрабатывается план урока Проводится сбор информации для актуальной корректировки процесса  обучения Предоставляется обратная связь ученикам и родителям Создаются:  Задания в соответствие с критериями оценивания  Дескрипторы к заданиям  Форма предоставления обратной связи Главные вопросы в практике формативного оценивания учителя На какой стадии обучения ученик находятся? Куда они стремятся в своем обучении? Что нужно сделать, чтобы помочь им достигнуть этого? Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) определяет итог обученности учеников за конкретный промежуток времени.  Суммативное оценивание ведется для предоставления учителям, ученикам и родителям информации о прогрессе обучения по оканчании разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и закреплять степень усваивания содержания учебной программы   за   конкретный   период.   Итоги   формативного   и   суммативного оценивания   используются   педагогами   для   планирования   учебного   процесса, рефлексии и совершенствования собственной практики преподавания. Суммативное   оценивание   ведется   для   определения   и   фиксирования уровня усваивания содержания учебной программы за конкретно взятый период обучения.   В   процессе   фиксирования   осуществляется   сбор   доказательств, показывающих   знания   и   навыки   учеников   согласно   содержанию   учебной программы. Суммативное оценивание ведется в течение четверти (суммативное оценивание   за   раздел/сквозную   тему),   в   конце   четверти   (суммативное оценивание за четверть) и по окончании уровня образования (основное среднее, общее   среднее).   Решение   о   баллах/уровнях/оценках   по   итогам   суммативного оценивания  принимается   учителем   в согласовании  с  критериями  оценивания. Для предоставления помощи преподавателю в принятии объективного решения касающегося   каждого   ученика   к   заданиям   суммативного   оценивания   за раздел/сквозные   темы   разрабатываются   дескрипторы,   для   суммативного оценивания за четверть применяются схемы выставления баллов. Информация по итогам суммативного оценивания, как и формативного оценивания, может быть   применена   для   планирования,   корректировки   и   проведения   анализа процесса обучения. Методическому объединению по предмету рекомендуется составить   План   суммативного   оценивания   на   учебный   год   с   указанием конкретных дат, методов, контрольных заданий по всем видам суммативного оценивания. Суммативное   оценивание   за   раздел/сквозную   тему   проводится   по окончании изучения раздела или сквозной темы согласно учебным программам и планам.   По   итогам   этого   вида   суммативного   оценивания   ученикам выставляются баллы, которые учитываются при выставлении оценок за четверть. Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему составляются в соответствии   с   целями   обучения   и   критериями   оценивания.   В   методических рекомендациях   по   суммативному   оцениванию   предоставляются   примеры заданий   для   проведения   суммативного   оценивания   за   раздел/сквозную   тему. Методы   и   задания   для   суммативного   оценивания   за   раздел/сквозную   тему определяются и составляются школами самостоятельно. Планирование   и   организация   суммативного   оценивания   за   раздел/ сквозную   тему  ведется  согласно   утвержденному   порядку   проведения критериального   оценивания.   Количество   работ   суммативного   оценивания   за раздел/сквозную   тему   предлогается   в   методических   рекомендациях   по суммативному оцениванию и определяется для:  • естественно­научных предметов – по разделам;  • социально­гуманитарных предметов – по сквозным темам;  •   языковых   предметов   –   по   видам   речевой   деятельности:   слушание   и говорение, чтение и письмо.  Цели обучения, представленные в учебной программе,  дает возможность определять   содержание   процедуры   суммативного   оценивания   за  изученый раздел   или  же  сквозную   тему.   Количество   целей   обучения,  подвергающихся оцениванию, в разделе или  же сквозной теме может быть разным в зависимости от изучаемого предмета. При разработке заданий для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему  педагог  может  воспользоваться   образцами,   предложенные   в   22 методических   рекомендациях   по   суммативному   оцениванию.   Помимо   этого, педагогу  предлагается   самостоятельно  составить   инструментарий   для оценивания согласно предложенному алгоритму:  1. изучить учебную программу и цели обучения за раздел/сквозную тему;  2. определить те критерии оценивания в соответствии с целями обучения, которые   будут   оцениваться   в   суммативном   оценивании,   и   сапоставить   их   с уровнями мыслительных навыков;  3.   разраьотать   одно   или   несколько   заданий,  охватывающих   содержание целей   обучения,   проверяемые   критерии   и   соответствующий   уровень мыслительных навыков;  4. разработать дескрипторы к каждому заданию;  5. разработать рубрики (описание уровней в соответствии с критериями оценивания)   к   суммативному   оцениванию   за   раздел/сквозную   тему   для предоставления итогов суммативного оценивания обучающимся и их родителям. Суммативное   оценивание   за   раздел/сквозную   тему   –   это   оценивание учебных достижений учащегося по окончании изучения конкретного материала. Данное оценивание предлогается проводить так, чтобы оно не привышало 15­20 минут на уроке. После   проведения   суммативного   оценивания   за   раздел/сквозную   тему педагог должен проанализировать итог выполнения работы учащимися. Итоги  выполненной   работы   по   суммативному   оцениванию   за   раздел/ сквозную   тему   должны   быть  доступными  для   ученика   и  распологать  его   к дальнейшему   обучению.   Обратная   связь   должна   содержать   информацию   о полученом уровне учебных достижений ученика. Суммативное оценивание за четверть определяет прогресс в обучении за четверть и дает доказательства о знаниях, навыках и понимании содержания учебной   программы.   Суммативное   оценивание   за   четверть   ведется   в   конце учебной   четверти   с   выставлением   баллов,   которые   предусматривается   при выставлении   оценки   за   четверть.   Суммативное   оценивание   за   четверть предусматривает   проведение   разнообразных   контрольно­проверочных   работ. При составлении суммативных работ необходимо принимать во внимание то, что они должны включать разноуровневые задания, которые будут показывать достижение разнообразных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней   мышления   высокого   порядка:   анализ,   синтез   и   оценка.   План суммативного   оценивания,   разработанный   методическими   объединениями   на учебный год, также должен содержать процедуры суммативного оценивания за четверть. Планирование   суммативного   оценивания   за   четверть,   прежде   всего, включает   обзор   задач   обучения   учебной   программы,   в   связи   с   тем,   что оценивание   проверяет   их   усвоение.   При   планировании   и   организации   этой процедуры оценивания применяются спецификации суммативного оценивания за четверти   с   образцами   заданий,   которые   представлены   в   методических рекомендациях   по   суммативному   оцениванию.   Спецификация   суммативного оценивания   за   четверть   описывает   структуру,   содержание   и   включает следующие данные:  • цель суммативного оценивания за четверть;  •   обзор   суммативного   оценивания   за   четверть:   –   протяженность суммативной работы;  – структура оценивания;  – количество заданий;  – распределение баллов по заданиям:  • инструкции по проведению суммативного оценивания за четверть;  • примеры заданий суммативного оценивания за четверть;  • схемы выставления баллов к заданиям. Составление заданий суммативного оценивания за четверть производится на   базе   единых   условий   для   всех   классов   одной   параллели   согласно спецификации. Для   проведения   суммативного   оценивания   за   четверть   составляется график   суммативного   оценивания   за   четверть,   который   утверждает руководителем школы и проводим ознакомление с ним учеников и родителей на родительском собрании в начале четверти. Суммативное оценивание за четверть проводится на равных условиях для одной параллели. Повторное выполнение (переписывание) суммативного оценивания за четверть не допустимо. В случае отсутствия   обучающегося   во   время   проведения   суммативного   оценивания   за четверть   по   уважительной   причине   (болезнь,   смерть   близких   родственников, участие в конференциях, олимпиадах, научных и спортивных соревнованиях и др.) ученику разрешается написать его в течение двух недель после прибытия в школу, при этом используются дополнительные варианты заданий суммативного оценивания.   Материалы   суммативного   оценивания   за   четверть   необходимо хранить в месте недоступном для учеников до самого его выполнения. С целью обеспечения   безопасности   рекомендуется,   чтобы   задания   находилось   в конкретном   месте,   к   которому   разрешается   доступ   только   у   определенных работников   школы   (например,   Поскольку суммативное оценивание за четверть как правило проводится учителями, есть возмодность того, что в кабинете, где ученики будут работать над заданиями суммативного   оценивания,   будет   находиться   только   один   учитель.   По возможности рекомендуется, чтобы любой свободный учитель оказал помощь учителю   в   организации   и   проведении   суммативного   оценивания   за   четверть, например, в качестве наблюдающего. Принципиально, чтоб во время проведения суммативного оценивания за четверть, учителя вели постоянное наблюдение за проведением   суммативного   оценивания   и   не   осуществляли   ни   какой   другой работы   (например,   проверка   тетрадей,   работа   за   компьютером).   Классные комнаты,  где   будет   проходить   суммативное   оценивание   за   четверть,  должны быть   заблаговременно   подготовлены   учителем.   Рекомендуется,   чтобы   заместителей   директора). обстановка   была   наиболее   знакома   ученикам:   это   должен   быть   кабинет,   в котором у учеников обычно идут уроки. До момента проведения суммативного оценивания за четверть педагогу необходимо убедиться, что ученики не взяли с собой запрещенные предметы, которые   окажут   помочь   им   при   выполнении   суммативного   оценивания   за четверть. Ученики могут взять с собой только те предметы, инструменты или материалы, которые перечислены в спецификации по суммативному оцениванию за   четверть.   Присутствие   посторонних   предметов   необходимо   рассматривать как нарушение правил. Суммативное оценивание за четверть составляется с соответствующими схемами   выставления   баллов,  примеры   которых   предложены  в  методических рекомендациях по суммативному оцениванию. В соответствии с этими схемами педагоги выставляют баллы. Педагог обязан убедиться, что баллы за каждый ответ   выставлены   и   итоги   записаны   верно.   Педагог   и   ученики   могут использовать   итоги   оценивания   для   анализа   прогресса   в   обучении.   Итоги   и обратная связь педагога должны мотивировать к обучению, быть понятными для ученика   и   предоставлять   возможность   задуматься   над   полученными   в   итоге баллами,   которые   привели   к   этому   результату.   Учитель   может   использовать итоги суммативного оценивания за четверть для того, чтобы провести анализ, насколько эффективно ученики овладели содержанием учебной программы и какие навыки при этом они приобрели. Как и при формативном оценивании, данная   информация   может   помочь   учителям   при   планировании   процесса обучения в последующем. По итогам проведения суммативного оценивания за четверть необходимо провести модерация. Модерация   предназначена   для   обсуждения   педагогами   итогов суммативного   оценивания   учеников   за   четверть   с   целью   стандартизации оценивания.   Для   проведения   модерации   формируется   комиссия   из   тех педагогов, работающих в одной параллели. Они оговаривают предварительное оценивание   работ   по   конкретному   предмету,   чтобы   обеспечить   единое понимание  схемы  выставления  баллов педагогами.  Председателем  модерации может   быть   как   руководитель   методического   объединения,   например   любой учитель­предметник.   Педагогу   также   нужно   принимать   во   внимание,   что   по результатам модерации итог суммативного оценивания за четверть может быть изменен как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Процесс   модерации   суммативного   оценивания   за   четверть   проходит   в определенном порядке.  Учитель до модерации:  •   оценивает   суммативную   работу   ученика   в   соответствии   со   схемой выставления баллов. Баллы ставятся карандашом;  • отбирает образцы суммативных работ (с максимальным, минимальным баллами; работы, оценивание которых вызывает затруднение); • зашифровывает   личные   данные  обучающихся  на  отобранных  образцах суммативных работ и готовит их копии.  Во время модерации:  •   обсуждает   с   коллегами   итоги   работ   и   убеждается,   что   все   баллы выставлены в соответствии со схемой выставления баллов;  •   если   возникает   необходимость   вносит   изменения   в   результаты   или   в схему выставления баллов;  • подписывает протокол заседания.  После модерации:  •   с   учетом   модерации   перепроверяются   работы   учеников   и   может изменить баллы как в сторону повышения, так и в сторону понижения;  • выставляет окончательные баллы ручкой;  •   выставляет   окончательные   баллы   в   электронный   журнал   регистрации итогов оценивания.  Необходимые   условия   для   проведения   успешной   модерации:   культура сотрудничества,   открытая   и   прозрачная   коммуникация,   конструктивная обратная связь и профессиональная поддержка в коллективе. Глава 2 Практическая часть Данное электронное пособие создано с помощью Turbo Site/ С   помощью   программы TurboSite создаются   HTML­сайт   или   электронный учебник   с   поддержкой   комментариев.   Также   присутствует   возможность создавать формы обратной связи, вставки  видео­файлов и JavaScript­тесты  и другие   возможности   для   вашего   сайта   за   считанные   минуты!   В   несколько простых шагов вы получаете готовый сайт. Установка программы TurboSite 1.7.1 Первое что нужно сделать, это скачать программу TurboSite. И установить её на компьютер. По установке, проблем возникнуть не должно. Создаём новый проект Запускаем программу Turbo Site. И видим окно приветствия. Создадим   новый   проект   (кнопка Создать   проект).   Сохраните   проект электронного   учебника   в   пустую   папку.   Я   назвал   папку «Электронное руководство». После сохранения проекта появится рабочая область программы. Можно приступать к созданию страниц электронного учебника. Выбираем оформление для электронного учебника Давайте   изменим   внешний   вид   учебника.   Для   этого   перейдите   на вкладку Шаблон и выберете из списка понравившийся вам вариант. Например, такой (Condition): И   нажмите   кнопку Генерировать   сайт.   После   этого   электронный   учебник сгенерируется, и активируются дополнительные кнопки. Генерировать сайт – применяет все изменения. Нужно нажимать всегда, когда хотите закончить работу, и посмотреть текущий результат.  Открыть папку с сайтом – позволяет открыть папку со всеми файлами вашего учебника. Просмотр   сайта –   открывает   ваш   учебник.   Показывает   текущий   результат учебника в браузере. Основные настройки электронного учебника На   вкладке Параметры   сайта можно   установить   основные   настройки электронного учебника. Мы изменим только три основные настройки:  заголовок сайта, подзаголовок и подвал. Остальные настройки можете  опробовать самостоятельно в  процессе работы. Добавляем страницы учебника Перейдите на вкладку Страницы. В левой части окна будут отображаться все страницы учебника, а в правой их содержимое. По   умолчанию   у   вас   уже   создана   главная   страница(index).  Можете   начинать вводить данные с нее, но я обычно оставляю её для оглавления. Нажмите кнопку Добавить. В левом окошке появится новая страница. Теперь в правую часть вставьте свой текст. В   правую   часть   можно   копировать   любой   форматированный   текст,   с картинками, таблицами и т.д. Так же не забывайте менять заголовки страниц. Таким образом добавьте нужное вам количество страниц, и не забывайте время от времени нажимать кнопку Генерировать сайт. Создаем страницу оглавления После   того   как   добавили   все   необходимые   страницы   электронного   учебника, давайте создадим страницу оглавления. Перейдите на первую страницу (index). В правой части напишите оглавление своего учебника. Расставляем   ссылки   на   страницы,   согласно   оглавлению:   выделяем   пункт оглавления – жмем кнопку ссылка – на страницу проекта – указываем ту страницу, на которую нужно ссылаться. Теперь электронный учебник находится в папке public_html. Чтобы его открыть,  достаточно запустить внутри этой папки файл index.html. Заключение  Образовательная   концепция   12­летней   школы   определила   новое содержание   обучения   и   воспитания   школьников,   основанное   на   стратегии овладения фундаментальными знаниями по общеобразовательным предметам и формирования   функциональной   грамотности   школьников.   Реализация   новой концепции требует разработки оптимальной системы оценивания, позволяющей охватить   когнитивный   (предметный),   деятельностный   и   аксиологический аспекты образовательного процесса. В данное время пятибалльная система не может обеспечить контроль уровня функциональной грамотности, являющейся результатом   формирования   как   предметных,   так   и   ключевых   компетенций. Всесторонний   подход   к   формированию   личности   требует   специально разработанных   критериев   оценивания   по   каждой   компетенции.   В   данном пособии   раскрыты   научные   основы   системы   критериального   оценивания, проанализированы   концептуальные   подходы   к   образовательному   процессу (обучению   и   воспитанию),  определяющие   критерии   и   параметры   оценивания, разработана система критериального оценивания, отвечающая концептуальным основам 12­летнего образования; определен механизм оценивания предметных знаний   и   компетенций   по   многобалльной   системе   и   подведения   ее   под буквенные   обозначения   по   уровням   подготовки   соответственно   мировому опыту;   формой   контроля   сформированности   ключевых   компетенций   принято портфолио   учащихся,   содержание   и   структура   которых   определены соответственно   уровню   среднего   образования   (начальное,   основное   среднее, общее   среднее).   Методическая   значимость   предложенной   системы критериального   оценивания: субъектами образовательного процесса значения получаемых баллов, создание возможности контроля   и   самоконтроля   за   достижениями   в   освоении   определенного фрагмента обучения (знаний, навыков, компетенций по определенному блоку), планирования   деятельности   по   совершенствованию   компетенции   по определенному содержанию предмета. Кроме того, новая система оценивания разработана   в   русле   мирового   опыта   буквенного   обозначения   достижений, содержащего ранжированное количество баллов.   осознания     достижение Список используемой литературы. 1. РУКОВОДСТВО ПО КРИТЕРИАЛЬНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учебно­методическое пособие Астана, 2019, стр. 4(стр 48) 2. Система   критериального   оценивания   учебных   достижений учащихся.   Методическое   пособие.   –   Астана:   Национальная   академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 80 с. 3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011­2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. Психология педагогической оценки //Электронный ресурс. – 4. Режим доступа: knowledge.allbest.ru. 5. О ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. //Заседание Правительства РК от 11 сентября 2012 года //Электронный ресурс. – Режим доступа: ru.government.kz. 6. Р.Х. Шакирова, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. – Б.: Билим, 2012. ­ 80с.    Беспалъко, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. – 199 с.  Национальный   план   действий   по   развитию   функциональной 7. 8. грамотности школьников на 2012­2016 годы 12.07.2012.

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса

Применение критериального оценивания на уроке информатике седьмого класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018