установить знание учителем основного состава методов, в частности методов слова, а также умение целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном процессе.Оценить умение педагога творческих сочетать, варьировать и обогащать выбранные методы конкретными методическими приемами, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведения урока, учебные ситуации и возможности учащихся. Сделать вывод и дать рекомендации учителю. В практической работе учителя физической культуры осуществляют обучение физическим упражнениям, взаимосвязано используя несколько способов сочетания методов словесной передачи знаний и демонстраций. Так, например, при изучении новой учебной темы слово предшествует показу. Сам по себе показ учителя не должен сопровождаться объяснением.
Подобная взаимосвязь методов слова с методами наглядного восприятия, где объяснение следует за показом, показ сопровождается объяснением, делает процесс обучения насыщенным и высокоэффективным.
Применение методов слова.
Задачи наблюдений: установить знание учителем основного состава
методов, в частности методов слова, а также умение целесообразно
подбирать и эффективно применять их в учебновоспитательном
процессе.
Содержание анализа.
1. Методы слова, применяющиеся на уроке в целях вооружения учащихся
основами знаний, обучения физическим упражнениям, нравственного
воспитания занимающихся.
2. Использование рассказа при сообщении учащимся основ знаний,
изложении содержания и правил игры, информация о правилах и нормах
поведения и общения в ходе данного урока. Точность и логичность
изложения; образность, краткость, доходчивость и другие особенности
речи учителя; достигнутая познавательная и воспитательная ценность
рассказа.
3. Применение описания при ознакомлении учащихся с техникой
предлагаемых движений, тактическими приемами. Полнота и точность
описания, целесообразная последовательность характеристики
элементов предлагаемых упражнений; наличие проверки воспринятого;
ориентировка детей на мысленное построение модели собственных
двигательных действий по данному описанию.
4. Использование объяснений для раскрытия причинноследственных
отношений, закономерностей изучаемого, выяснение взаимосвязи его с
раннее полученными знаниями по другим предметам и по физической
культуре. Четкость определения назначения усваимого материала;
убедительность обоснования требований к процессу изучения и его
результатам; стремление привлекать к объяснению учащихся
(стимулирование участия в рассуждениях, выводах); научно
познавательная и воспитательная ценность данного метода.
5. Применение метода заданий при осуществлении наблюдений,
комментирования решения двигательных задач, приобретении новых
знаний, выполнений упражнений и пр. Характер предложенных заданий
(исполнительский, поисковый, творческий); их форма, доступность
формулировок; степень подготовленности и отношение учащихся к
самостоятельному выполнению заданного; качество учебной работы по
заданию, ее эффективность.
6. Использование беседы для формирования положительного отношения к
изучаемому, углубление и расширение знаний, выявления интересов,
понимания изучаемого, определения затруднений в работе, развитие у
занимающихся логического мышления, коллективного решения учебных
задач. Характер беседы (вопросноответное выявление знаний, взглядов,
отношений, суждений, оценок, свободное двух и многостороннееобсуждение, деловой спор). Умение учителя вести беседу, внимательно
слушать, активизировать учащихся, тактично направлять обсуждение,
обобщать высказывания; степень подготовленности и отношение
учащихся к беседе, ее воспитательнообразовательное значение.
7. Использование указаний для ориентировки занимающихся возможных
или уже допущенных ошибках, способах их предупреждения и
исправления; в целях предупреждения травматизма, обеспечения
организованности в коллективных действиях по поводу поведения и
общения учащихся. Соблюдение меры в количестве указаний. Отметить
целесообразность и авторитетность указаний, их роль в обучении и
воспитании занимающихся, отношение к ним учащихся. Выяснить,
обеспечен ли достаточный простор учащимся для принятия
самостоятельных решений, проявления личной активности и
ответственности.
8. Использование метода разбора при подведении итогов в части или всей
проделанной работы, выявлении достижений, определении
направленности, характера дальнейших учебных действий и т.п. Виды
разбора: односторонний (проводимый учителем или учеником),
коллективный (проводимый совместно учителем и учащимся или только
учащимися). Умение учителя руководить разбором, регулировать обмен
мнениями, обеспечивать деловитость высказываний, корректность
взаимоотношений. Достигнутый эффект разбора.
9. Применение команд, распоряжение и словесной сигнализации при
управлении действиями занимающихся, организованном начале,
продолжении и завершении заданной работы; регулирование темпа
движений. Соблюдение терминологических требований к командам в
зависимости от возраста и подготовленности учащихся, особенностей
выполняемых упражнений (строевых, гимнастических). Темп подачи
команд и распоряжений с учетом конкретных условий проведения
урока(в помещении или на открытом воздухе, местоположения
учащихся, их состояние и др.).
10.Использование методов убеждения, поощрения и порицания в
нравственном воспитании учащихся; их целесообразностью;
достигнутые результаты.
11.Использование слов в целях оценки успеваемости и поведения
учащихся. Виды оценок (оценочные суждения, оценка в баллах,
определение оценки). Объективность оценок, их своевременность и
форма объяснения детям; отношение учащихся к оценкам; привлечение
к оцениванию учащихся приемы побуждения к самооцениванию
выполняемых упражнений, поведения и отношений между учащимися.
Примечание. Оценить умение педагога творческих сочетать, варьировать
и обогащать выбранные методы конкретными методическими приемами,
учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условияпроведения урока, учебные ситуации и возможности учащихся. Сделать
вывод и дать рекомендации учителю. В практической работе учителя
физической культуры осуществляют обучение физическим упражнениям,
взаимосвязано используя несколько способов сочетания методов словесной
передачи знаний и демонстраций. Так, например, при изучении новой
учебной темы слово предшествует показу. Сам по себе показ учителя не
должен сопровождаться объяснением.
Подобная взаимосвязь методов слова с методами наглядного восприятия,
где объяснение следует за показом, показ сопровождается объяснением,
делает процесс обучения насыщенным и высокоэффективным.