Применение методов творческого характера на уроках русского языка и литературы.
Голова Елена Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ№17, г. Новочеркасск
Думается, что в методическом арсенале учителя-словесника имеется много приемов и методов по формированию языковой, речевой и коммуникативной компетенции учащихся. Нам бы хотелось поделиться некоторыми наработками.
Наша учебная деятельность базируется на технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Обязательным условием здесь является следующее: самым активным субъектом в процессе познавательной деятельности должен быть сам обучающийся. Главная функция учителя связана с организацией собственной деятельности школьников. Основным методом в нашей работе является метод учебных задач. Он заключается в творческом, большей частью интеллектуально-познавательном усвоении учениками заданного предметного материала. Деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех, если каждый из учеников сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы. Предлагаемые методы и приемы творческого характера помогают детям проникнуть в глубь изучаемого материала.
Я считаю, что большую роль в проведении полноценного, интересного урока играет его начало, поэтому каждый урок стараюсь начинать с пятиминутки - лингвистической или речевой разминки (скороговорки, мини-викторины, задание « найди ошибку») и т.д. Это стимулирует учащихся, настраивает на активную работу, развивает коммуникативные умения и навыки учащихся в микрогруппах, так же и в диалоге между группами.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов, а уровень грамотности учащихся - одной из острейших проблем народного образования. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня.
Цель изучения курса русского языка формируем сходно: «свободное владение речью». Здесь особую роль приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, о национальных традициях. При анализе текстов, на наш взгляд, происходит самонаучение, что постепенно приводит к формированию языковой личности. Коммуникативно-групповой метод обучения формирует навыки общения, активизирует деятельность: ученик неизбежно вовлекается в учебную работу. Состав групп - 4 - 5 человек, с различным уровнем знаний и творческих возможностей. Этот метод предполагает различные формы и виды работы (дискуссии, литературно-ролевые игры). Многократно замечено, что ребёнок, успешно выполнивший пусть маленькую, но творческую работу, начинает верить в себя.
Одно из основных направлений в работе по развитию речи - обучение школьников правилам построения текста.
Для решения этой сложной задачи необходим дидактический материал - тексты, образцы разных типов и разных стилей речи. На уроках русского языка в 5-8 классах я использую связные тексты, потому что такие уроки как бы соединяют воедино воспитание и обучение, и ученики, кроме грамматических правил, получают много сведений о своей Родине, о жизни великих людей, о природе.
Учащимся необходимо показать, что текст - не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана - это и самостоятельная речевая деятельность, это и средство лучшего осмысления, запоминания текста и организации его воспроизведения.
Управление процессом учения и формирования умений и навыков требует построения полной ориентировочной основы действия и соблюдения поэтапности его формирования. Исходя из этого, актуальна проблема перевода знания лингвистических определений и правил в умение пользоваться ими в практической деятельности. Как показывает наш опыт, эту проблему в какой-то мере можно решить, если использовать в качестве ориентировочной системы метод моделирования.
Каждый раздел алгоритмов включает модели алгоритмических предписаний, отражающих структурные особенности правил, включающих перечни орфографически трудных слов и словоформ, способы их применения по цепочке: правило — алгоритм — схема устного рассуждения — графическая фиксация умственных действий, образцы применения правил, обучающие и контролирующие тесты с ключами и системой оценок. Данная технология используется нами при обучении старшеклассников.
Приёмы введения алгоритмов могут быть разнообразными. Они могут быть готовыми, а также составляться вместе с учащимися. Составлению опорного конспекта предшествуют такие элементы урока, как создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений о языке, а также словарная работа с новыми терминами, отражающая не только структурные особенности правил, но и способы их применения.
Прием “Лови ошибку"
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием “Пометки на полях”.
Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
Прием “Двойной дневник”
Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
Прием “Написание эссе”.
Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение.
Прием “Составление синквейна” (белого стиха). Учащиеся пишут и озвучивают свои варианты синквейна.
Хочется рассказать о некоторых формах и приемах работы с сильным учащимися на уроках русского языка в нашей школе. Чтобы держать учащихся в «рабочей форме», не снижать их деловую активность, можно увеличивать объем работы за счет дополнительных заданий, которые выполняются на том или ином дидактическом материале. Такой путь обеспечивает занятость детей и содействует формированию более прочных навыков, повторению пройденного. Дополнительные задания имеют разнообразный характер.
Включение в урок заданий повышенной трудности способствует активизации деятельности учащихся. Для выполнения данных заданий нужно свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Какие формы и приемы работы использую?
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала. Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к упражнениям и выполнение их.
2. Задание на сравнение, сопоставление явлений.
3. Задания исследовательского характера. Включаю задания на формулировку собственных выводов. Например, по теме «Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри»; «Использование неодушевленных существительных в значении одушевленных в стихотворениях о родной природе» и т.д. Различные задания исследовательского характера воспитывают интерес к предмету, формируют навыки самостоятельной работы.
4. Задания, формирующие навыки самостоятельной работы. Цель таких заданий - пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, желание познавать новое, интересное.
5. Творческие задания. В работе с сильными учениками они должны занимать главное место. Это создание сочинений, миниатюр на различные темы. Это выполнение заданий на основе устной зарисовки, специально подобранного текста.
6. Задания, целью которых является расширение кругозора учащихся. Ребята готовят небольшие сообщения и выступают с ними на уроке. Используются книги по занимательной грамматике, «Энциклопедический словарь юного филолога», «Я познаю мир. Русский язык» и другие.
7. Задания, позволяющие отрабатывать навык использования полученных знаний на практике. Ребята проверяют задания, выполненные на доске, индивидуальные задания; помогают при выполнении работы над ошибками в диктантах, сочинениях, изложениях.
Современные учащиеся все больше понимают, что качественные знания - это нечто более ценное, чем знания вообще.
Каким должен быть современной урок литературы?
Этот вопрос является актуальным для всех педагогов-филологов, которых волнует проблема модернизации образования.
Большая часть традиционно построенных уроков литературы скучны для учащихся. Они не будоражат их мысль. В этих условиях не может быть и речи о личностном восприятии художественных произведений, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня литературно-художественного образования, качества гуманитарной подготовки учащихся. Поэтому на уроках литературы нужно как можно шире применять нетрадиционные формы обучения, искать новые эффективные методы и приемы обучения, которые активизировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый учащийся работал активно.
В своей работе мы применяем метод проблемного изложения. Ставится проблемная задача, ученики следят за логикой пути к её решению, контролируют правдоподобность предложенных гипотез, корректность выводов. Исследовательский метод обеспечивает творческое применение знаний, формирует черты творческой деятельности - большинство заданий - поисковые задачи. Умение заметить незначительные, па первый взгляд, детали, оценить их смысловую многозначность, эстетическую функцию в раскрытии нравственного идеала - не врождённое качество. Оно динамично и последовательно совершенствуется при взаимодействии учителя и ученика.
Наиболее продуктивным способом для общения на уроке является групповая дискуссия, в ходе которой анализируется полученная информация и принимается единое, обоснованное решение. Как способ последовательного решения коммуникативных задач, она вносит существенный вклад в активизацию мыслительной деятельности учащихся при обучении полилогическому общению. Для достижения эффективного речевого сотрудничества необходима также соответствующая содержательно - смысловая основа речевой деятельности, близкая, доступная и интересная учащимся. Этим требованиям наиболее полно отвечает учебная коммуникативная ролевая игра, которая в лёгкой и непринуждённой форме позволяет учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличивает объём их речевой практики, помогает каждому спланировать своё высказывание, а всех вместе объединяет сюжетом, организационными формами, закладывает основы технологии группового общения.
Умелое сочетание не одного, а нескольких методов работы с учащимися дает результаты в подготовке грамотных выпускников школы.
Для организации научно-исследовательской работы учащихся мною определены следующие задачи, поэтапные шаги в реализации:
- Заинтересовать учащихся ролью исследователя-аналитика.
- Правильно сформулировать темы частично-поисковых, научно- исследовательских работ и актуализировать их.
- Наметить поэтапные действия научно-исследовательского поиска учащихся: продуманный выбор темы области исследования - поиск литературы и исторических источников - их анализ и классификация для удобства использования.
- Разработка плана ведения научно-исследовательской деятельности.
- Постановка целей и прерогативных задач ведения научно-исследовательского поиска.
- Непосредственная работа учащегося в роли аналитика и исследователя с опорой на материально-техническую базу (литературные, исторические, изобразительные, музыкальные и архитектурные источники).
По моему мнению, при научно-исследовательской работе преподаватель не имеет права навязывать учащемуся-исследователю своего субъективного мнения, т.к. особенностью использование данной технологии служит тесное сотрудничество преподавателя и учащегося, но с направляющей, корректирующей ролью первого и свободой творческого поиска последнего.
В моей практике учащиеся, берущиеся за научно-исследовательскую работу, не только оглашают результаты своего творчества на проводимых научных конференциях и круглых столах в поурочных рамках, но и дискутируют с оппонентами, отстаивая собственную точку зрения, изложенную в научно-исследовательском труде.
Особый интерес у учащихся вызывают уроки-суды. Ребята с удовольствием играют роли следователей, адвокатов, подсудимых, судей. Я практикую уроки такого типа при изучении творчества Ф.М. Достоевского (От преступления к наказанию), МЮ. Лермонтова (Что же за человек этот Печорин?), И.С. Тургенева (В чем был прав и в чем заблуждался Базаров?). Уроки-суды развивают у учащихся умение излагать мысли, моделировать ситуацию, достойно вести спор, воспитывают уважение к сопернику, волю к победе.
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Также на уроках использую информационные проекты. Этот тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные методы анкетирования), её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация). Информационный проект, очень эффективен, потому что развивает ум, мышление и речь.
Проектная деятельность учит самостоятельно приобретать знания; использовать приобретённые знания для решения новых практических и познавательных задач; вырабатывать на основе освоенных приёмов исследовательской деятельности собственные стратегии, в основе которых лежат развитые умения и навыки регуляции учебно-познавательной деятельности.
В своей деятельности придерживаемся основных принципов: обучение на доступном, интересном, в то же время научном уровне; обучение творческое, деятельное, направленное на обогащение внутреннего мира личности.
Имея под рукой надежную опору (учитель - детально разработанный план урока, ученик - понятный конспект и желание учиться), можно успешно осуществлять плодотворное сотрудничество наставника и воспитанника на уроках русского языка и литературы, когда первый с удовольствием учит, а вторые с удовольствием учатся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.