Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин
Оценка 4.7

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.10.2018
Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин
В данной работе сравниваются подходы к организации проблемного обучения разных авторов. Используя технологию, предложенную Мельниковой Е.Л., дается конкретное описание приемов создания проблемных ситуаций приизучении специальных дисциплин. Эти приемы применяются на практике много лет, обеспечивают стабильный и высокий интерес обучающихся к изучению естественно-научных дисциплин.
5 проблемные технологии.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Всероссийский аграрный колледж заочного образования» (ГБОУ СПО МО «ВАКЗО») Рассмотрено на заседании  предметной (цикловой) комиссии  математических и  естественно­научных дисциплин Протокол № ____ от «____» _________ 2015 г. Председатель ПЦК_____________Е.Н. Лиховидова МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно- дисциплин научных Выпол нила: в препо Сергие Посад 2015 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин ОГЛАВЛЕНИЕ АННОТАЦИЯ...........................................................................................................3 ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...............................................................................................11 1. ГЛАВНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ........................................................................................................12 2. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ....................................13 3. ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ..............................................................15 4. ПОЭТАПНАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.......................................................17 6. ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ...........................................20 7. СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.........................................22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................25 2 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин АННОТАЦИЯ В данной работе сравниваются подходы к организации проблемного обучения   разных   авторов.   Используя   технологию,   предложенную   приемов   создания Мельниковой   Е.Л.,   дается   конкретное   описание   проблемных ситуаций приизучении специальных дисциплин.  Эти   приемы   применяются   на   практике   много   лет,   обеспечивают стабильный   и   высокий   интерес   обучающихся   к   изучению   естественно­ научных   дисциплин. 3 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин ВВЕДЕНИЕ Цель   методической   разработки:   теоретически   обосновать   и практически   подтвердить   эффективность   применения   проблемного обучения. Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В   его   основе   лежит   решение   какой­либо   проблемы,   задачи.   В   широком смысле   проблема  –  это   сложный   теоретический   и  практический   вопрос, требующий  изучения  и разрешения;  в  науке –  противоречивая  ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких­либо явлений,   объектов,   процессов   и   требующая   адекватной   теории   для   ее разрешения. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения   творческой   деятельности.   Преимущества   проблемного   обучения это,   прежде   всего,   большие   возможности   для   развития   внимания, наблюдательности,   активизации   мышления,   активизации   познавательной деятельности   самостоятельность, ответственность,   критичность   и   самокритичность,   нестандартность   оно   развивает студентов;   мышления.   Кроме   того,   что   очень   важно,   проблемное   обучение обеспечивает   прочность   приобретаемых   знаний,   ибо   они   добываются   в самостоятельной   деятельности,   это   во­первых,   и,   во­вторых,   здесь срабатывает  известный   в  психологии «эффект  неоконченного  действия», открытый   Б.В.   Зейгарник.   Его   суть   в   том,   что   действия,   которые   были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во 4 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин времени решение задачи. Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания и умения. Образование   в   последние   годы   превращается   в   одну   из   самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой,   сферами   материального   производства   и   духовной   жизни. Экономические, социальные и политические преобразования последних лет оказали существенное влияние на систему образования. В результате этих преобразований   повышаются   требования,   предъявляемые   к   уровню подготовки   квалифицированного   специалиста,   усложняется   структура умений и навыков, необходимых выпускнику среднего профессионального учебного заведения. В тоже время, появление рынка труда практически на все   без   исключения   профессии   и   специальности,   требует   существенных изменений   содержания   и   системы   подготовки   конкурентоспособных специалистов. Практический опыт, анализ педагогических информационных источников   показывает,   что   в   настоящее   время   основополагающей парадигмой   в   образовании   является   определение   качества   образования, адекватного   потребностям   общества   и   личности.   Нарастающая актуальность проблемы качества профессионального образования и уровня выпуска   специалистов   выдвигает   необходимость   организации образовательного   процесса,   обеспечивающего   высокий   уровень   качества подготовки   специалистов,   повышение   эффективности   управления образовательным процессом по подготовке специалистов за счет снижения отсева   среди   студентов   до   оптимальной   величины;   обеспечение 5 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин максимальных   возможностей   для   реализации   студентами   своих потенциальных способностей в ходе обучения. Проблеме   исследования   педагогических   условий,   активизирующих процесс обучения и повышающих его эффективность, уделялось большое внимание в психологической, педагогической и философской литературе (В.П.   Беспалько,   Н.Ф.   Талызина,   Т.В.   Кудрявцев,   М.А.   Данилов,   М.Н. Скаткин, И.Т. Огородников, П.Я. Гальперин, Ю.В. Шаров, Т.И. Щукина, А.М. Матюшокин и другие). За последние годы накоплен достаточный опыт по   совершенствованию   образовательного   процесса,   активизации   учебно­ воспитательного   процесса   и,   вместе   с   тем,   осуществляется   постоянный поиск   педагогических   условий,   способствующих   повышению   его эффективности.  Под   образовательным   процессом   понимается   совокупность следующих составляющих: образовательные программы и их содержание; потенциал   преподавательских   кадров;   потенциал   студентов; образовательные   технологии;   ресурсное   обеспечение   (информационное, учебно–методическое,   материально–техническое).   Все   перечисленные составляющие   элементы   образовательного   процесса   в   последние   годы подверглись   модернизации   и   совершенствованию.   Профессиональные образовательные программы были переработаны в соответствии с моделью выпускника и требованиями региона. Практический опыт и теоретический анализ педагогических источников показывает, что наибольший эффект в профессиональном   переводом образовательного   процесса   на   деятельностную   основу:   учебные   занятия, обеспечивается   образовании   учебно­методическая   документация   должны   передавать   технологии, используемые в обучении, а не только содержание материала.  6 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин Зачастую   некоторые   преподаватели   недооценивают   значение современных технологий и методов обучения, полагая, что для обучения студентов   вполне   достаточно   знания   предметной   области   науки.  Между тем,   преподавателю   необходимо   знать   современные   методы   и педагогические   технологии   обучения,   их   особенности   и   условия эффективного  применения. Чем  лучше  преподаватель  представляет  себе общие закономерности учебно­воспитательного процесса, тем успешнее и целенаправленнее   он   может   выбирать   наиболее   подходящие   методы   и технологии,   добиваясь   с   их   помощью   высокой   эффективности   своей работы.  Современные педагогические технологии и методы обучения имеют и большое воспитательное значение: они способствуют не только расширению объема   знаний   студентов,   но   и   активизируют   их   познавательную деятельность. Выбор  методов обучения в наибольшей степени зависит от самого преподавателя, поскольку универсальных методов, которые можно было бы использовать   всегда   и   везде,   не   существует.   Каждый   преподаватель самостоятельно   определяет   метод   обучения   и   определяет   область   его применения в зависимости от целей учебного процесса, специфики учебной дисциплины, содержания учебного материала, возможностей  студентов и других условий учебного процесса. Цель   данной   методической   разработки   –   обобщить практический   и   творческий   опыт   преподавателей,   активно использующих элементы современных педагогических технологий и методы   активного   обучения   в   организации   образовательного процесса, а также помочь молодым преподавателям в подготовке к 7 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин занятиям и внедрении современных технологий и методов обучения в образовательный процесс. 8 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ПО Г. СЕЛЕВКО) Общепедагогические Материа­ Антропо­ лизм софия Идеализм Теософия По уровню применения Частнопредметные,  отраслевые По философской основе Гуманизм Прагма­ Локальные, модульные тизм Экзистенци ализм Антигу­ манизм Диалектика Метафизика Сциентизм Природо­ сооб­ разность По ведущему фактору психического развития Биогенные Социогенные Идеалистические Психогенные По типу управления познавательной деятельностью Система малых групп: ­Обучение   с помощью ТСО Классическое  лекционное Обучение по книге Компьютерное ­Система обучение «Консультант» Авторитарные ­Дидактоцентрические; ­Социоцентрические; ­Антропоцентрические;  ­Педоцентрические. По подходу к ребенку Гуманно­личностные Свободного воспитания. ­Система «Репетитор» ­Программное управление Личностно­ ориентированные ­Эзотерические; ­Технологии сотрудничества. 9 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин ОБОБЩЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Технолог ия Цели обучения Сущность  обучения Развитие познавательной  Последовательное,  Механизмы  реализации Поисковые методы,  активности, творческой  самостоятельности е Создание максимально  близкой естественной  психологическим  е Обеспечение гибкости  обучения,  приспособления его к  е Развитие личности и ее    е способностей Создание оптимальных  условий для выявления  задатков, развития  интересов и  е Организация активности  обучающихся   Деятельностный  характер процесса н м е л б о р П и р т н е ц н о К ­ у б о   е о е и н е ч е о н н а в о р и н е ч у б о о н ь л у д о М е щ ю а в и в з а Р и н е ч у б о и н е ч у б о   е р и ц н е р е ф ф и Д е о н н а в о е и н е ч у б о о н в и т к А е и н е ч у б о е о в о р г И целенаправленное  выдвижение познаватель­ Глубокое изучение  постановка позна­ вательных задач Методы обучения,  предметов за счет  объединения занятий в  Самостоятельная работа  учитывающие динамику  работоспособности  Проблемный подход,  обучаемых с  индивидуальной учебной  Ориентация учебного  индивидуальный темп  обучения Вовлечение ученика в  процесса на  познавательные  Усвоение программного  возможности ученика материала на различных  различные виды  деятельности Методы индивидуального обучения планируемых уровнях, но не ниже стандарта Моделирование  предметного и  социального содержания  Самостоятельная  познавательная  деятельность Методы активного  обучения Игровые методы 10 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проблемное обучение основано на получении обучающимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Распространенные   объяснительно­репродуктивные   технологии   не   в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие обучающихся. Они могут дать   приращение   знаний,   умений,   навыков,   но   не   приращение   развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс "в зону ближайшего   развития"   (Л.   Выготский,   Л.   Занков).   Этим   и   обладает проблемное   обучение.   Оно   предполагает   наличие   особого,   внутренне ­противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно. Проблемное   обучение   —   это   такая   организация   учебных   занятий, которая   предполагает   создание   под   руководством   преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными   знаниями,   навыками   и   умениями   и   развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998). Проблемы   с   объективной   необходимостью   должны   возникнуть   в сознании обучающихся через проблемную ситуацию. Проблемная   технология   предполагает   раскрытие   того   способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, студент должен уходить с урока с проблемой. Обращу   внимание   на   то,   что   логическая   структура   проблемного урока имеет не линейный характер (одно­, двух­, трехлинейный), а более сложный   ­   спиралеобразный,   "криволинейный"   вид.   Логика   учебного процесса   здесь   проявляется   очень   зримо.   Если   в   начале   урока, 11 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин предположим,   поставлена   проблема,   а   последующий   ход   урока   будет направлен   на   разрешение   проблемы,   то   преподавателю   и   студентам периодически   придется   возвращаться   к   началу   урока,  к   тому,  как   была поставлена проблема. Суть   проблемного   обучения   состоит   в   том,   что   преподаватель   не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. 1. ГЛАВНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.2   развитие   мышления   и   способностей   студентов,   развития творческих и профессиональных  умений; 1.3   усвоение студентами знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; 1.4   воспитание активной творческой личности студента, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Важным   этапом   проблемного   обучения   является   создание   представляющей   собой   ощущение проблемной   ситуации, мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в   момент   возникновения   проблемной   ситуации,   должна   быть достаточно трудной, но посильной для обучающихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. 12 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин На   втором   этапе   разрешения   проблемы   («закрытом»)   студент перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Третий   этап   («открытый»)   направлен   на   приобретение   различными способами   необходимых   для   решения   проблемы   знаний.   Этот   этап завершается пониманием, как можно решить проблему. Далее   следуют   этапы   решения   проблемы,   верификации   (проверки) полученных   результатов, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.   сопоставления   с   исходной   гипотезой, 2. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 2.1 обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; 2.2   обеспечение   посильности   работы   с   возникающими   на   каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); 2.3 значимость информации, получаемой при решении проблемы; 2.4   необходимость   диалогического   доброжелательного   общения преподавателя и студента, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным студентом. Формы проблемного обучения:  13 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин  проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;   проблемное   изложение   учебного   материала   на   лекции,   когда преподаватель   ставит   проблемные   вопросы,   выстраивает   проблемные задачи   и   сам   их   решает,   а   студенты   лишь   мысленно   включаются   в процесс поиска решения;   частично­поисковая   деятельность   при   выполнении   эксперимента   на лабораторных   работах;   в   ходе   проблемных   семинаров,   эвристических бесед.   Вопросы   преподавателя   должны   вызвать   интеллектуальные затруднения   студентов   и   целенаправленный   мыслительный   поток; самостоятельная   исследовательская   деятельность,   когда   обучающиеся самостоятельно   формируют   проблему   и   решают   ее   с   последующим контролем преподавателя. Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр. Известный   польский   ученый   В.Оконь   в   своей   книге   «Основы проблемного обучения» пишет, что чем больше обучающиеся стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем   лучше   достигаемые   результаты.   Отечественные   психологи Т.В.Кудрявцев,   А.М.Матюшкин,   З.И.Калмыкова   и   другие   разработали психологические   основы   так   называемого   проблемного   обучения   в   его разных   модификациях.   Суть   его   заключается   в   следующем.   Перед студентами   ставится   проблема,   познавательная   задача,   и   студенты   (при непосредственном участии преподавателя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. 14 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин 3. ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 3.1 осознание общей проблемной ситуации; 3.2 ее анализ, формулировка конкретной проблемы; 3.3   решение   проблемы   (выдвижение,   обоснование   гипотез, последовательная проверка их); 3.4 проверка правильности решения проблемы. Этот   процесс   развертывается   по   аналогии   с   тремя   фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. «Мышление, —   отмечает   А.   В.   Брушлинский,   —   берет   свое   начало   в   проблемной ситуации,   которая   означает,   что   в   ходе   своей   деятельности   человек начинает   испытывать   какие­то   непонятные   трудности,   препятствующие успешному   продвижению   вперед...   Так   возникшая   проблемная   ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу». Поэтому   проблемное   обучение   основывается   на   аналитико­ синтетической   деятельности   обучающихся,   реализуемой   в   рассуждении, размышлении.   Это   эвристический,   исследовательский   тип   обучения   с большим развивающим потенциалом. ситуация   Проблемная     это   интеллектуально­ психологическое затруднение человека, возникающее в случае, когда ­ он   не   знает,   как   объяснить   возникшее   явление,   факт,   процесс действительности,   не   может   достичь   цели   известным   ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Суть активности, достигаемой при проблемном   обучении,   заключается   в   том,   что   ученик   должен анализировать   фактический   материал   и   оперировать   им   так, 15 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин чтобы   самому   получить   из   него   новую   информацию.   Другими словами,   это   расширение,   углубление   знаний   при   помощи   ранее усвоенных   знаний   или   новое   применение   прежних   знаний. Следовательно,   суть   активизации   учения   школьника   посредством проблемного  обучения  заключается  в  активизации  его  мышления   в   формировании путем   создания   проблемных   ситуаций, познавательного интереса и моделировании умственных процессов, адекватных   подлинному   творчеству.   При   этом   вырабатываются   исследовательского   подхода   к   решению навыки   поискового, теоретических или практических проблем. Структуру проблемного обучения можно схематически представить как  систему  проблемных ситуаций,  каждая из которых  включает  в  себя соответствующую   задачу   (или   вопрос),   систему   средств   обучения   и деятельность   по   преобразованию   условий   задачи   и   получению   искомых результатов. 16 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин 4. ПОЭТАПНАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В процессе использования технологии проблемного обучения особую роль   играет   этап   постановки   проблемы.   Формулируем   проблему   в несколько   этапов,   постепенно   переводя   ее   в   личную.   По   окончании рассуждений формулируется общая проблема по теме. Умственный   поиск   –   это   сложный   процесс,   он,   как   правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением   проблемы.   Если   преподаватель   дает   задание   студентам, указав,   как   его   выполнить,   то   даже   самостоятельный   поиск   не   будет решением проблемы. Основное различие между проблемным и традиционным обучением  в двух   моментах:   они   различаются   по   цели   и   принципам   организации педагогического процесса. Цель традиционного типа обучения ­ усвоение результатов научного познания,   вооружение   учащихся   знаниями   основ   наук,   привитие   им соответствующих умений и навыков Цель   проблемного   типа   обучения   не   только   усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути   формирования процесса   получения   этих   результатов, познавательной   самодеятельности   ученика   и   развития   его творческих способностей. При   традиционном   обучении   преподаватель   передаёт   студентам готовые выводы науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения   имеет   принцип   поисковой   учебно­познавательной   деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. 17 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин При   проблемном   обучении   деятельность   преподавателя   состоит   в том, что он систематически создает проблемные ситуации,   и организует (проблемные   ситуации)     учебно­познавательную   деятельность   студентов, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения.  В   результате   у   студентов     вырабатываются   навыки   умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Проблемное   преподавание   –   это   деятельность   преподавателя   по созданию системы проблемных ситуаций. Проблемное   учение   ­   это   учебно­познавательная   деятельность учащихся   по   усвоению   знаний   путём   решения   проблемной   ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, а также путем проверки правильности решения. Проблемная ситуация ­ это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт,   процесс   действительности   не   может   достичь   цели   известным   ему способом   действие   это   побуждает   человека   искать   новый   способ объяснения или способ действия.  Психологической   наукой   установлена   определенная последовательность   этапов   продуктивной   познавательной   деятельности человека ситуации: проблемной условиях     в     Проблемная ситуация Проблема 18 Поиск способов ее решения Решение проблемы Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин 19 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин 5. ОБЩИЕ ФУНКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: 5.1   усвоение   учениками   системы   знаний   и   способов   умственной практической деятельности;  5.2   развитие   познавательной   самостоятельности   и   творческих способностей учащихся;  Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции: 5.3 воспитание навыков творческого усвоения знаний; 5.4 воспитание навыков творческого применения знаний; 5.5 формирование и накопление опыта творческой деятельности. Мыслительная   деятельность   учащихся   стимулируется   постановкой вопросов.   Вопрос   должен   быть   сложным   настолько,   чтобы   вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.  6. ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Процесс   постановки   учебных   проблем   требует   знания   не   только логико­психологических   и   лингвистических,   но   и   дидактических   правил постановки проблем. Преподаватель, зная уровень подготовленности своих обучающихся, и исходя   из   специфики   обучения,   может   ставить   перед   ними   уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:  а) алгоритм решения ранее решенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач; 20 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин б) решение встречавшихся ранее но не решенных из за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес обучающихся к предмету, убеждает их в том, что практически преодолимы все учебные проблемы ­ для этого надо иметь больше знаний; в)   постановка   ранее   решавшейся   классом   проблемы   в   иной формулировке   обеспечивает   возможность   творческой   работы   при повторении пройденного материала; г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной   постановки   перед   слабыми   учащимися   для   самостоятельного решения. 21 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин 7. СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):  1. Объяснительно­иллюстративный; 2. Репродуктивный; 3. Проблемное изложение; 4. Частично­поисковый; 5. Исследовательский метод. В   целом   можно   говорить   о   шести   дидактических   способах организации   процесса   проблемного   обучения   (то   есть   общих   методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся: 7.1.Метод монологического изложения. При монологическом методе преподаватель сам объясняет сущность новых   понятий,   фактов,   дает   учащимся   готовые   выводы   науки,   но   это делается   в   условиях   проблемной   ситуации   форма   изложения   ­   рассказ, лекция. 7.2.Методы рассуждающего изложения.  Создав   проблемную   ситуацию,   учитель   анализирует   фактический материал, делает выводы и обобщения. 7.3.Метод диалогического изложения.  Представляет   диалог   преподавателя   с   группой.   Основы   формы преподавания ­ поисковая беседа, рассказ. 7.4.Метод эвристических заданий. 22 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона,   правила   и   тому   подобное   совершается   самими   учащимися   под руководством   и   с   помощью   учителя.   Формой   реализации   этого   метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий. 7.5.Метод исследовательских заданий. Организуется   преподавателем   путем   постановки   перед   учащимися теоретических   и   практических   исследовательских   заданий.   По   форме организации   исследовательские   работы   могут   быть   разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, проекта. 7.6.Структура проблемного урока. Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют   логику   анализа   урока.   Под   структурой   понимают различные   варианты   взаимодействия   между   элементами   состава, возникающие в процессе функционирования объекта. 7.7.Структурными элементами проблемного урока являются: 1. актуализация прежних знаний учащихся; 2. усвоение новых знаний и способов действия; 3. формирование умений и навыков. Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока. 23 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин Структура   проблемного   урока   создает   возможность   управления самостоятельной учебной деятельностью ученика. Неимитационные методы Имитационные методы Игровые методы 1.Игровое проектирование. 2.Стажировка   с выполнением должностной роли. 3.Разыгрывание ролей. 4.Паратеатр. 5.Психодрамма. 6.Деловая игра. 7.Тренинг и т.д. Неигровые методы 1.Анализ конкретных ситуаций. 2.Разбор корреспонденции. 3.Действие   по инструкции, алгоритму. 4.Решение ситуативных   и производственных задач и т.д. 1.Активные (проблемные) лекции. 2. Дискуссия:  Круглый стол;  Пресс­конференция;  Конференция. 3. Мозговая атака. 4.Выездные занятия с дискуссией. 5.Программированное обучение. 6.Выпускная (дипломная) работа с защитой.  7.   Стажировка   без   выполнения должностной роли. 8. Лекции вдвоем. 9.Групповая дискуссия. 10.Практикум и т.д. 24 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин ЗАКЛЮЧЕНИЕ Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит   к   тому,   что   он   не   «пасует»   перед   проблемами,   а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов. Столкнувшись с проблемой неуспеваемости учащихся  при изучении химии,   я   решила,   что   наиболее   удачным   приемом   подачи   материала является проблемное обучение.  Проблемные   вопросы   при   постановке   химического   эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать   свойства веществ. Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся, а внимание активизирует мышление.  Наиболее   эффективны   следующие   три   способа   проблемного обучения:   проблемное   изложение,   поисковая   беседа,   самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся. Для построения процесса проблемного обучения требуется создание соответствующих проблемных ситуаций, а это: 1.   Проблемные   ситуации   возникают   тогда,   когда   учащиеся сталкиваются   с  необходимостью   использовать   ранее   усвоенные   знания   в новых   практических   условиях.   Учащиеся   часто   сталкиваются   с   фактом недостаточности   знаний,   умений   и   навыков   для   решения   практической задачи.   Осознание   этого   факта   учащимися   возбуждает   познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. 25 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин 2. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие   между   теоретически   возможным   путём   решения   задачи   и практической неосуществимостью избранного способа. 3.   Проблемная   ситуация   возникает   тогда,   когда   имеется противоречие   между   практически   достигнутым   результатом   выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.                  4. Проблемные ситуации возникают, если учащиеся не знают способа решения   поставленной   задачи,   т.е.   в   случае   осознания   учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. Проблемные   ситуации   могут создаваться   на   всех   этапах процесса   обучения: объяснении,   при закреплении,   контроле. Технологическая   схема проблемного обучения такова: я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на её решение, организую поиск решения и применение полученных знаний в решении практических задач. При   реализации   проблемного   обучения   я   стараюсь   строить взаимоотношения с классом так, чтобы учащиеся могли проявлять инициативу, высказывать все предположения, даже неправильные, но их во время дискуссии опровергнут другие участники. 26 Применение проблемного обучения в процессе изучения естественно-научных дисциплин ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1 Беспалько   В.П.   Образование   и   обучение   с   участием   компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство МПСИ, 2002. 2 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. ­ Воронеж: Изд­ во Воронеж. ун­т, 1977. – 304 с. 3 Беспалько   В.П.,   Татур   Ю.Г.   Системно­методическое   обеспечение учебно­воспитательного процесса подготовки специалистов. ­ М.: 1989. – 144 с. 4 Беспалько В.С. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.  5 Г.М.   Коджаспирова,   А.Ю.   Коджаспиров   «Педагогический   словарь».   ­ М.: ACADEMIA, 2001 г. 6 Громкова   М.Т.   Педагогическая   деятельность   в   профессиональном образовании. – М.: НПЦ «Профессионал – Ф», 2001 7 Инновационные   процессы   в   образовании:   Матер.   Междунар.   конф.­ Кемерово: КемГУ, 2006. 8 Инновационный   менеджмент   в   образовательном   учреждении:   научно­ практическое   пособие/   Под   ред.   Л.А.   Шипилиной.   Омск:   Изд­во ОмГПУ, 2004г. 9 Кларин М.В. Педагогическая технология.­ М.: Арена, 1989. 10 Личностно­ориентированные   технологии   обучения   в   средних специальных   учебных   заведениях.   –   М.:   Издательский   дом   «Новый учебник», 2004. 11 Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы   обеспечения   качества.   Материалы   межвузовской   научно­ методической конференции, ­ Омск, 2­3 марта 2005. 12 Модернизация   профессионального   образования:   проблемы,   поиски, решения.   Материалы   III   межрегиональной   научно­практической конференции, ­ Омск, 28 марта 2005. 13 Модернизация   профессионального   образования:   проблемы,   поиски,   Материалы   IV   Всероссийской   научно­практической решения. конференции. ­ Омск, 30 марта 2006.  27

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в процесс изучения естественно-научных дисциплин

Применение проблемного обучения в  процесс изучения естественно-научных дисциплин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2018