Применение проблемных заданий при изучении темы: "Углерод и кремний"
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
химия
9 кл
17.08.2019
Ученик может усвоить информацию только в результате собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому задача учителя - заинтересовать ученика. На уроках я применяю различные проблемные ситуации, которые могут заинтересовать учащихся и включить их в активную самостоятельную деятельность по разрешению проблемной ситуации. В результате учащиеся овладевают новыми знаниями и умениями. Например, при изучении темы "Углерод. Аллотропные видоизменения углерода" учащимся необходимо объяснять противоречия:
-почему так сильно различаются температуры плавления элементов 2-ого периода: углерод +3750; азот -209; кислород -218,79?
-алмаз и графит состоят из атомов углерода. Почему их свойства так резко различаются?
проблемное обучение (1).docx
О применении проблемного обучения на уроках химии
Смирнова А.Ю., учитель химии
МАОУ «СОШ №102» г. Перми
ФГОС похимии ориентирует учителя на организацию учебного
в котором ведущая роль отводится самостоятельной
процесса,
познавательной деятельности учащихся.
Технология проблемного обучения способна в полной мере
осуществить данные требования. Под проблемнымобучением понимается
такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию
исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её,
пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам.
Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации
и направлено на её разрешение.
Проблемная ситуация характеризует определённое психологическое
состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для
которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о
предмете, способах или условиях выполнения задания.
Проблемная ситуация может вызвать состояние эмоционального
подъёма активности школьника, интереса к обучению, адекватной оценки
учениками своих интеллектуальных возможностей. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса
обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает
проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск
решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и
как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми
способами действия.
Курсы неорганической и органической химии, направленные на
формирование умений выделять связи и зависимости типа:
→
состав строение свойства область применения представляют особенно
широкие возможности для использования методов проблемного обучения.
→
→
Поэтому изучение всего основного содержания предмета можно построить
как систему познавательных проблем и способов их решения, но масштабы
проблем будут различны. Одни из них широкого плана, и решению их
подчиняется изучение отдельных тем или целых разделов химии, другие более
узкие, охватывающие содержание нескольких уроков или одного, являющиеся
ступенями к решению более общих проблем.
Использование методов проблемного обучения, по моему мнению,
следует начинать уже с первого года обучения химии, то есть с восьмого
класса. С первых уроков учащиеся знакомятся с основными химическими
понятиями и законами, расширяют знания о строении веществ и их свойствах.
Таким образом, оперируя основными положениями атомномолекулярного
учения, особенностями строения атомов в зависимости от положения в
Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, учащиеся
достаточно активно участвуют в решении проблемных вопросов и задач при
изучении различных тем курса химии.
Рассмотрим применение проблемного обучения при изучении темы:
«Углерод и кремний» (9 класс). Тема урока Проблемные вопросы
Предполагаемые ответы
учащихся
Примечания
Углерод и кремний.
Аллотропные
модификации
углерода
Основные проблемы:
Почему элементы подгруппы
углерода, имея только два
неспаренных электрона на
наружном уровне, способны
образовывать четыре ковалентные
связи? Укажите степени окисления
элементов данной подгруппы в
соединениях с водородом и
кислородом, составьте
электронные и структурные
формулы этих соединений.
Какое противоречие можно
сформулировать, анализируя
температуры плавления простых
веществ, образованных
следующими элементами:
IVгр.Vгр.VIгр.
С+37500С N2 1980CО22180С
Предположите, как Г.Дэви и
М.Фарадей смогли доказать, что
алмаз является углеродом? Как
доказать, что алмаз и графит
состоят только из атомов
углерода?
Почему алмаз и графит, имея
одинаковый состав, резко
различаются физикохимическими
свойствами?
Чем определяются свойства
веществ?
составляют
Учащиеся
графические
формулы строения атомов углерода и
кремния в обычном и возбужденном
состоянии. В возбужденном состоянии s
электрон переходит на свободную р
орбиталь: С* 1s22s12p3.
Работа в парах, заслушиваются
ответы учащихся в устной форме
проблему:
Формулируют
Почему
температуры плавления простых веществ,
образованных азотом и кислородом,
различаются незначительно, а температуры
плавления веществ, образованных азотом и
углеродом, существенно, хотя элементы
С, N, О стоят рядом в периодической
системе, и свойства образованных ими
веществ должны бы не изменяться так
резко? Высказывают гипотезу: вероятно,
кристаллы углерода, азота и кислорода
имеют разное строение: для азота и
кислорода характерна молекулярная
кристаллическая решетка, а для углерода –
атомная.
Предлагают сжечь оба вещества и
исследовать продукты сгорания
графита
решеток).
Различие обусловлено разным строением
кристаллических решеток алмаза и графита
(объясняют строение, используя модели
кристаллических
В
кристаллической решетке графита есть
свободные электроны, а в кристаллической
решетке алмаза их нет. В кристаллической
решетке
электроны,
осуществляющие связь между слоями,
более подвижны, чем другие, они могут
перемещаться по кристаллу графита, чем и
объясняются такие свойства графита, как
металлический блеск,
и
электропроводность.
Формулируют и записывают вывод:
свойства веществ зависят не только от
строения атомов элементов, но и от
кристаллического строения веществ.
тепло Адсорбция.
Химические
свойства углерода.
Основные проблемы:
Почему древесный уголь при
внесении его в окрашенный раствор
или в смесь газов удерживает на
своей поверхности пары, газы или
растворенные вещества?
Предложите конструкцию
противогаза.
Оксиды углерода
Угольная кислота и
ее соли.
Кремний. Свойства
и применение
Основные проблемы:
Почему оксид углерода (II) и
оксид углерода (IV), имея
одинаковый качественный состав,
представляют собой совершенно
разные вещества? Составьте их
сравнительную характеристику,
заполните таблицу (5 столбцов):
Вещество, строение, физические и
химические свойства, применение
5)область применения
Основные и вспомогательные
проблемы:
Почему водный раствор
углекислого газа имеет кислую
среду?
Как отличить угольную кислоту от
других кислот?
Почему карбонат кальция
растворяется при длительном
пропускании углекислого газа?
Как отличить соли угольной
кислоты от солей других кислот?
Испытайте отношение карбонатов и
гидрокарбонатов к кислоте.
Продумайте последовательность
операций, характер возможных
продуктов и их распознавание.
Где на практике можно
использовать подобные процессы ?
Предложите схему действия
огнетушителя.
Основные проблемы:
Какой вывод можно сделать о
строении кремния на основании
сопоставления температур
плавления простых веществ:
IVгр.Vгр.VIгр.
Si+14230С Р+440CS+1190С
Какие физикомеханические
свойства следует ожидать у
кремния?
Какое предположение вы можете
высказать о химической активности
кремния? Почему?
.
Уголь получают при нагревании
древесины без доступа воздуха, уголь
сохраняет структуру древесины, то есть
содержит множество канальцев и пор,
благодаря которым может удерживать на
своей поверхности различные вещества.
Предлагают различные конструкции
противогаза, в которых уголь используют
для поглощения газов, то есть в качестве
адсорбента.
Учащиеся составляют сравнительную
характеристику оксидов углерода (II) и
(IV), в случаях затруднения обращаются к
учебнику: 1)название вещества, формула;
2)строение; 3)физические свойства;
4)химические свойства; 5)область
применения
Работа в группах, затем ответы
представителей групп,
демонстрация конструкций
противогаза
Работа в группах. Письменные
развернутые ответы
Работа в группах, заслушиваются ответы
учащихся в устной форме
Учащиеся пропускают углекислый газ из
аппарата Киппа в воду и добавляют лакмус.
Лакмус окрашивается в слаборозовый цвет.
Один из учеников записывает на доске
уравнения: Н2О+СО2 Н↔ 2СО3 Н↔ ++НСО3
↔
2Н++СО3
2
Добавить известковой воды, она помутнеет
в результате выпадения осадка СаСО3
При длительном пропускании углекислого
газа карбонат кальция переходит в кислую
соль – гидрокарбонат кальция:
СаСО3 +Н2О+СО2 Са( НСО
3)2
↔
Записывают уравнения реакций:
NаНСО3 +НСl=NаСl + Н2О+СО2
В огнетушителях.
Учащиеся предлагают конструкцию
огнетушителя и исходные вещества для
получения углекислого газа.
Кристаллическая решетка кремния
должна быть атомного типа, а свойства,
близкие к свойствам алмаза.
Работа в парах, готовятся письменные и
устные ответы, заслушиваются ответы
учащихся в устной форме
Кремний, вероятно, следует отнести к
малоактивным веществам. Инертность его
можно объяснить прочностью связей в
кристалле. Соединения
оксид
кремния:
кремния
(IV),
кремниевая кислота
и ее соли.
Основные проблемы:
Почему оксид кремния (IV) при
обычных условиях – твердое
кристаллическое вещество, а оксид
углерода (IV) – газ?
Работа в парах, заслушиваются ответы
учащихся в устной форме
У оксидов разное строение кристаллов, а
потому и разные свойства. У углекислого
газа молекулярная кристаллическая
решетка, а у оксида кремния – атомная.
Оксид кремния сходен по свойствам с
алмазом, обладает высокой твердостью,
тугоплавкостью, прочностью, может
использоваться в качестве образивного
материала.
Литература
1 Глинка Н.Л. Общая химия. Ленинград. «Химия». 1992.
2 Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.М.:
Просвещение. 1982.
3 Габриелян О.С. Химия. 9класс.М.: Дрофа. 2014.
4 Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. –М.: Высшая школа. 1992.
5 Интернетресурсы.
Применение проблемных заданий при изучении темы: "Углерод и кремний"
Применение проблемных заданий при изучении темы: "Углерод и кремний"
Применение проблемных заданий при изучении темы: "Углерод и кремний"
Применение проблемных заданий при изучении темы: "Углерод и кремний"
Применение проблемных заданий при изучении темы: "Углерод и кремний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.