Применение современных образовательных технологий при проведении классных часов

  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на региональном семинаре на тему "Применение современных воспитательных технологий при проведении классных часов". Материал может быть использован при подготовке классных часов в средней и старшей школе, а также на выступлениях на педсовете или заседаниях ШМО классных руководителей. Опыт использования технологии критического мышления, игровой технологии и арт-технологии.
Иконка файла материала применение современных технологий.docx
Применение современных воспитательных технологий  при проведении классных часов            Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от   детей   прошлого   века.   Физиологически   и   психологически   они   не   похожи   на   своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно­смысловым, а не системно­структурным, характерными для детей 20 века. Системно­смысловое   сознание   ребенка   нацелено   на   осмысление   окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?».  Не   причинно­следственная   зависимость   объектов   и   явлений   интересует современного школьника, а смысл поступков и действий. Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности   иными   словами,   если   ребенок   принимает   и   понимает   смысл   поступка   или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития  личности каждого школьника и развитие творческой личности. Классный руководитель каждый раз думает: почему бы не использовать  инновационные технологии и в воспитательной работе. Причин для размышления можно  назвать несколько: Как поддержать интерес учащихся  к классным часам? Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность? В какой форме  проводить родительские собрания,  чтобы родители не потеряли желание  посещать школу? Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать  чему­то ребёнка, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше,  чем классные руководители?С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного  интереса в систему воспитательной работы необходимо вводить инновационные  технологии.      Я расскажу о своем опыте применения АРТ­технологии, игровой технологии,  технологии критического мышления и КЕЙС­технологии. Каждый год мы проводим классный час по теме «Безопасный Интернет». Я покажу свою  систему работы на примере этого классного часа. Игровая технология  Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не  подозревает о том, что чему­то учится. Алгоритм успешной игры   общий сбор­старт (постановка проблемы, объяснение правил),  работа по группам,  общий сбор­финиш (подведение итогов). В 6 классе я предложила своим ребятам игру «Безопасность в сети Интернет». Игра «Безопасность в сети Интернет» Правила безопасности в сети Интернет:  Не поддавайся навязчивым рекламам и не заходите на подозрительные незнакомые  сайты  Не выкладывай личные данные и данные своих близких  Не открывай все сайты подряд, ходи по Интернету с определенной целью  Всегда сообщай взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у тебя  смущение или тревогу Правила необходимо распечатать, нарезать на отдельные слова. Каждое слово помечается  определенным цветом (все слова первого предложения­красным, второго­синим и т.д.). Сначала дети разбиваются на команды, в зависимости от цвета вытащенного слова.  Затем в командах они должны собрать из слов предложения, которые затем вывешивают на  доску и зачитывают правила поведения в сети Интернет. Технология развития критического мышления (ТРКМ)Приемы технологии РКМ  (развития критического мышления) 1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые  слова 2.Кластеры, денотатный граф 3.Инсерт 4.Дерево предсказаний 5.Дневники и бортовые журналы 6.Работа в группах 7.Дискуссии 8.Приемы проведения рефлексии 9.Стратегия «РАФТ» 10.Ранжирование 11.Пирамида приоритетов 12.Стратегия IDEAL В своей практике я чаще всего использую кластеры и синквейн. Синквейн ­ это методический прием, который представляет собой составление  стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено  определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.  Синквейн активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо.  Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и  выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их,  сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах  написания стихотворения.    Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним  словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих  ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.  В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий,  описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В  третьей строке три слова.  Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой  составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое  выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте  раскрываемой темы.  Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог,  резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. Пример   синквейна,   который   составили   мои   ученики   в   7   классе   по   теме   «Безопасный Интернет».  Интернет  Полезный, доступный  Найти что угодно  Правильно веди себя в Интернете  Безопасность Преимущества ТРКМ:  работа   в   паре   и   в   малой   группе   удваивает,   утраивает   интеллектуальный   потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;  совместная   работа   способствует   лучшему   пониманию   трудного,   информационно насыщенного текста;  есть возможность повторения, усвоения материала;  усиливается   диалог   по   поводу   смысла   текста   (как   перекодировать   текст   для презентации полученной информации другим участникам процесса);  вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;  появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;  обостряется любознательность, наблюдательность;  дети   становятся   более   восприимчивы   к   опыту   других   детей:   совместная   работа выковывает   единство,   ученики   учатся   слушать   друг   друга,   несут   ответственность   за совместный способ познания;  письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;  развивает активное слушание;  исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;  предоставляется   случай   заблистать   в   глазах   одноклассников   и   учителей,   развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку. Современная   жизнь   устанавливает   свои   приоритеты:   не   простое   знание   фактов,   не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а  умение   получать  её   и  моделировать;  не   потребительство,   а  созидание  и сотрудничество.  Органичное   включение   работы   по   технологии   развития   критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к его индивидуальности. Кейс – технология  (метод конкретных ситуаций) Кейс­технология  –   технология,   основанная   на   использовании   в   учебном   процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления   проблем,   поиска   альтернативных   решений,   принятия   оптимального   решения проблемы. Кейс  (ситуация)   –   это   соответствующая   реальности   совокупность   взаимосвязанных факторов   и   явлений,   размышлений   и   действий   персонажей,   характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели, достигаемые при использовании кейс­технологии: 1.   Интеллектуальное развитие обучаемых. 2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5.    Обеспечение   повышения   качества   усвоения   знаний   за   счет   их   углубления   и обнаружения пробелов. 6.   Развитие коммуникативных навыков. Ситуация,   которую   я   предложила   ученикам   при   проведении   классного   часа «Безопасный Интернет», в 8 классе.Учитель предлагает купить нужную вещь, лежащую в чёрном ящике, убеждая учеников, что она очень нужная. Начинаются торги. После достают из ящика пустышку. Может ли подобная ситуация произойти при работе в Интернете? Далее   с   учащимися   обсуждаются   различные   виды   Интернет­мошенничества (покупка несуществующих услуг, получение призов и т.д.). Арт­технология – воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника   и   приемы   арт­педагогики:   музыкальная,   театральная   и   изобразительная   арт­ педагогики,   сказкотерапия,   фотоколлаж   другие.   Все   выше   перечисленные   техники   и приемы   взаимосвязаны. соответствует стандартам нового образования.  Арт­технология   основана   на   деятельностном   подходе   и Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. В 5 классе мои ребята рисовали рисунки по теме «Мой безопасный Интернет». Маленькие дети особенно любят рисовать, такой вид работы всегда вызывает у них интерес и хорошее настроение. Но учеба в выпускном классе – достаточно важный и сложный период в жизни ребенка. Я считаю, что нужно использовать арт­технологии в старших классах,   чтобы   снять   тревожность,   улучшить   самооценку,   добавить   уверенности   в собственных силах. В этом году я предложила своему 9 классу задание нарисовать баннеры по правилам безопасного поведения в Интернете. Время выполнения было всего 15 мин.  Все получили огромное удовольствие от выполнения этой работы.  Я   считаю   арт­технологии   и     методы   универсальными   для   любого   направления   в воспитательной работе, в учебном процессе, урочной и внеурочной деятельности, потому что   воспитание   и   личностный   рост   происходит   не   только   через   осознание,   а   главным образом через эмоциональное восприятие. ЗаключениеЯ думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество  воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их  родителей. Французский ученый  Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это  наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя добавлю, что труд  воспитателя бессмертен, потому что каким будет мир – добрым или злым – во многом  будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей. Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель,  воспитатель, классный руководитель будет в классе солнышком.