Выступление на региональном семинаре на тему "Применение современных воспитательных технологий при проведении классных часов". Материал может быть использован при подготовке классных часов в средней и старшей школе, а также на выступлениях на педсовете или заседаниях ШМО классных руководителей. Опыт использования технологии критического мышления, игровой технологии и арт-технологии.
Применение современных воспитательных технологий
при проведении классных часов
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются
от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих
родителей, что вызывает трудности в их воспитании.
Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым
типом сознания – системносмысловым, а не системноструктурным, характерными для
детей 20 века.
Системносмысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей
действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу
«Почему?». Не причинноследственная зависимость объектов и явлений интересует
современного школьника, а смысл поступков и действий.
Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития
личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или
действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.
Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной
эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития
личности каждого школьника и развитие творческой личности.
Классный руководитель каждый раз думает: почему бы не использовать
инновационные технологии и в воспитательной работе. Причин для размышления можно
назвать несколько:
Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание
посещать школу?
Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать
чемуто ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше,
чем классные руководители?С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного
интереса в систему воспитательной работы необходимо вводить инновационные
технологии.
Я расскажу о своем опыте применения АРТтехнологии, игровой технологии,
технологии критического мышления и КЕЙСтехнологии.
Каждый год мы проводим классный час по теме «Безопасный Интернет». Я покажу свою
систему работы на примере этого классного часа.
Игровая технология
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.
Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не
подозревает о том, что чемуто учится.
Алгоритм успешной игры
общий сборстарт (постановка проблемы, объяснение правил),
работа по группам,
общий сборфиниш (подведение итогов).
В 6 классе я предложила своим ребятам игру «Безопасность в сети Интернет».
Игра «Безопасность в сети Интернет»
Правила безопасности в сети Интернет:
Не поддавайся навязчивым рекламам и не заходите на подозрительные незнакомые
сайты
Не выкладывай личные данные и данные своих близких
Не открывай все сайты подряд, ходи по Интернету с определенной целью
Всегда сообщай взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у тебя
смущение или тревогу
Правила необходимо распечатать, нарезать на отдельные слова. Каждое слово помечается
определенным цветом (все слова первого предложениякрасным, второгосиним и т.д.).
Сначала дети разбиваются на команды, в зависимости от цвета вытащенного слова.
Затем в командах они должны собрать из слов предложения, которые затем вывешивают на
доску и зачитывают правила поведения в сети Интернет.
Технология развития критического мышления (ТРКМ)Приемы технологии РКМ
(развития критического мышления)
1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые
слова
2.Кластеры, денотатный граф
3.Инсерт
4.Дерево предсказаний
5.Дневники и бортовые журналы
6.Работа в группах
7.Дискуссии
8.Приемы проведения рефлексии
9.Стратегия «РАФТ»
10.Ранжирование
11.Пирамида приоритетов
12.Стратегия IDEAL
В своей практике я чаще всего использую кластеры и синквейн.
Синквейн это методический прием, который представляет собой составление
стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено
определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит
краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Синквейн активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо.
Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и
выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их,
сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах
написания стихотворения.
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним
словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих
ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий,
описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В
третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой
составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть
как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое
выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте
раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог,
резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Пример синквейна, который составили мои ученики в 7 классе по теме «Безопасный
Интернет».
Интернет
Полезный, доступный
Найти что угодно
Правильно веди себя в Интернете
Безопасность
Преимущества ТРКМ:
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал
участников, значительно расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно
насыщенного текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для
презентации полученной информации другим участникам процесса);
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
обостряется любознательность, наблюдательность;
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа
выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за
совместный способ познания;
письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания,
а это еще раз работает на понимание;
развивает активное слушание;
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять
стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не
умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации,
а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и
сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического
мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь
такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
Кейс – технология (метод конкретных ситуаций)
Кейстехнология – технология, основанная на использовании в учебном процессе
специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа,
выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения
проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных
факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая
определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия
решения.
Цели, достигаемые при использовании кейстехнологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и
обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Ситуация, которую я предложила ученикам при проведении классного часа
«Безопасный Интернет», в 8 классе.Учитель предлагает купить нужную вещь, лежащую в чёрном ящике, убеждая
учеников, что она очень нужная. Начинаются торги. После достают из ящика
пустышку. Может ли подобная ситуация произойти при работе в Интернете?
Далее с учащимися обсуждаются различные виды Интернетмошенничества
(покупка несуществующих услуг, получение призов и т.д.).
Арттехнология –
воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как
классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы артпедагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт
педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и
приемы взаимосвязаны.
соответствует стандартам нового образования.
Арттехнология основана на деятельностном подходе и
Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить
темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального
состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека.
В 5 классе мои ребята рисовали рисунки по теме «Мой безопасный Интернет».
Маленькие дети особенно любят рисовать, такой вид работы всегда вызывает у них интерес
и хорошее настроение. Но учеба в выпускном классе – достаточно важный и сложный
период в жизни ребенка. Я считаю, что нужно использовать арттехнологии в старших
классах, чтобы снять тревожность, улучшить самооценку, добавить уверенности в
собственных силах. В этом году я предложила своему 9 классу задание нарисовать баннеры
по правилам безопасного поведения в Интернете.
Время выполнения было всего 15 мин.
Все получили огромное удовольствие от выполнения этой работы.
Я считаю арттехнологии и
методы универсальными для любого направления в
воспитательной работе, в учебном процессе, урочной и внеурочной деятельности, потому
что воспитание и личностный рост происходит не только через осознание, а главным
образом через эмоциональное восприятие.
ЗаключениеЯ думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество
воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их
родителей.
Французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это
наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя добавлю, что труд
воспитателя бессмертен, потому что каким будет мир – добрым или злым – во многом
будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по
возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель,
воспитатель, классный руководитель будет в классе солнышком.