Применение технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.12.2017
Урок-мастерская – явление многомерное и многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах, но единственным условием здесь является творчество. Слоган технологии«Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему» задаёт тонпедагогической мастерской – процесс познания должен состоять не в прямой передаче информации от владеющего к незнающему, а в совместном поиске проблем и творческих путей их решения. Фундамент этой технологии – безусловная вера в ученика,в его творческие силы, поэтому от занятия к занятию растёт интерес обучающихся к процессамобучения, способствуя развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма. В процессе работы дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
В данной работе представлены основные этапы пед.мастерской и внеклассное мероприятие.
ст. Гедрович СОШ 2 Слюдянка готово.docx
Иркутская область, г.Слюдянка, Татьяна Викторовна Гедрович, учитель
русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2»
Применение технологии педагогических мастерских на уроках
гуманиитарного цикла
В последние годы многие творческие педагоги с успехом используютв своей
образовательной практике различные инновационные технологии,
например,
педагогические мастерские. Эта необычная система обучения была разработана
европейскими педагогами и психологами разработана в 70–80 годы. Её авторы известны в
мире как «Французская группа нового образования» (ЖФЭН), признанная Министерством
образования Франции в 1984 году.В России об этой технологии узнали на семинаре Андре
Дюни в СанктПетербургев 1990 году.
Кратко опишу эту технологию. Итак, урокмастерская – явление многомерное и
многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах, но
единственным условием здесь является творчество. Слоган технологии«Мастер не
призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай посвоему» задаёт тонпедагогической
мастерской – процесс познания должен состоять не в прямой передаче информации от
владеющего к незнающему, а в совместном поиске проблем и творческих путей их
решения. Фундамент этой технологии – безусловная вера в ученика,в его творческие силы,
поэтому от занятия к занятию растёт интерес обучающихся к процессамобучения,
способствуя развитию креативности,
навыков
аргументированного говорения и письма. В процессе работы дети обнаруживают у себя
способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют,
придумывают, мастерят.
социальной компетенции,
Основные этапы мастерской
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию (проблемная ситуация,
вопрос). В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок,
форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но
неожиданное, загадочное. Индукция–это и создание эмоционального настроя, и включение
подсознания, и создание личного отношения к предмету обсуждения.
Самоконструкция– индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка,
проекта.
Социоконструкция– построение, создание результата группой.
Социализация–всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть
обнародовано и обсуждено. Социализация может быть групповой или индивидуальной.
Разрыв– углубление в проблему, поиск ответов, сверка нового знания с
литературным и научным источником.
Рефлексия– отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе
мастерской. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах,
которые возникли у них в процессе работы.
Темы мастерских могут быть неразрывно связаны с предметом, но могут быть
выбраны такие темы, которые необходимы не только каждому ребёнку, но и каждому
взрослому. Они всепредметны. Данную форму можно использовать и при проведении классных часов,внеклассных мероприятий, и при проведении повышения квалификации
учителей.
Хотя технология педагогической мастерской для меня является инновационной, но
она уже позволила добиться высоких результатов в обучении по предметам, особенно по
литературе.Ниже представлен алгоритм этапов одного такого урока.
Ход урокамастерской по теме «Семья»
Индуктор:
Закройте глаза, произнесите мысленно (спокойно) слово семья. Обратите внимание
на фотографии и рисунки на доске по данной теме. Какие ассоциации у вас возникают,
когда слышите это слово?
Самоконструкция:
1. Давайте составим и запишем словосочетание с этим словом (запись
понравившихся или наиболее ярких словосочетаний).
2. Какой цвет вы представляете, когда слышите слово семья?(запись на листочках).
3. Прочитайте цитаты о семье, выпишите из них те слова и словосочетания
(высказывания, пословицы, поговорки), которые вам понравились:
«Счастлив тот,кто у себя дома»(Л.Н.Толстой);
«На что клад, коли в семье лад»;
«Согласье в семье –достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему»;
«Семья сильна,когда над ней крыша одна»;
«Добрая семья прибавит разумаума»;
«Коли вся семья вместе, так и душа на месте».
4. Прослушайте китайскую легенду о семье, выпишите слова, которые показались
очень важными.
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья была огромная –
100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил
посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу
семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда
глава семьи взял бумагу, написал на ней несколько слов и отдал правителю. Тот
быстро прочитал и удивился: на листе было написано 3 слова– «любовь, прощение,
терпение».И в конце листа: «сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». «И
это всё?»–спросил владыка. «Да, – ответил старик, –это и есть основа жизни всякой
хорошей семьи».
Социоконструкция:
Творческая работа в группах.
Задание:1. Составьте и запишите своё определение слова «семья» из любых
записанных вами слов и словосочетаний. 2. Нарисуйте символ семьи.
Социализация:
1. Чтение вслух творческих работ.
2. Демонстрация рисунков.
3. Обсуждение.
Рефлексия: Какое слово вы уносите из нашей мастерской? Что вам понравилось? Что нового
узнали? Довольны ли вы своим участием на занятии? Какие трудности возникали у вас?
В заключении могу поделится с вами теми источниками, которые я использовала
при подготовке к данному урокумастерской:
1. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии / Т. П. Сальникова. –
М.:Сфера,2010.
2.Лакоценина, Т.П. Современный урок. Ч.4 / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М.
Оганезова. – М.: Издательство «Учитель», 2009.
Применение технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла
Применение технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла
Применение технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.