Урок-мастерская – явление многомерное и многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах, но единственным условием здесь является творчество. Слоган технологии«Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему» задаёт тонпедагогической мастерской – процесс познания должен состоять не в прямой передаче информации от владеющего к незнающему, а в совместном поиске проблем и творческих путей их решения. Фундамент этой технологии – безусловная вера в ученика,в его творческие силы, поэтому от занятия к занятию растёт интерес обучающихся к процессамобучения, способствуя развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма. В процессе работы дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
В данной работе представлены основные этапы пед.мастерской и внеклассное мероприятие.
Иркутская область, г.Слюдянка, Татьяна Викторовна Гедрович, учитель
русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2»
Применение технологии педагогических мастерских на уроках
гуманиитарного цикла
В последние годы многие творческие педагоги с успехом используютв своей
образовательной практике различные инновационные технологии,
например,
педагогические мастерские. Эта необычная система обучения была разработана
европейскими педагогами и психологами разработана в 70–80 годы. Её авторы известны в
мире как «Французская группа нового образования» (ЖФЭН), признанная Министерством
образования Франции в 1984 году.В России об этой технологии узнали на семинаре Андре
Дюни в СанктПетербургев 1990 году.
Кратко опишу эту технологию. Итак, урокмастерская – явление многомерное и
многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах, но
единственным условием здесь является творчество. Слоган технологии«Мастер не
призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай посвоему» задаёт тонпедагогической
мастерской – процесс познания должен состоять не в прямой передаче информации от
владеющего к незнающему, а в совместном поиске проблем и творческих путей их
решения. Фундамент этой технологии – безусловная вера в ученика,в его творческие силы,
поэтому от занятия к занятию растёт интерес обучающихся к процессамобучения,
способствуя развитию креативности,
навыков
аргументированного говорения и письма. В процессе работы дети обнаруживают у себя
способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют,
придумывают, мастерят.
социальной компетенции,
Основные этапы мастерской
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию (проблемная ситуация,
вопрос). В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок,
форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но
неожиданное, загадочное. Индукция–это и создание эмоционального настроя, и включение
подсознания, и создание личного отношения к предмету обсуждения.
Самоконструкция– индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка,
проекта.
Социоконструкция– построение, создание результата группой.
Социализация–всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть
обнародовано и обсуждено. Социализация может быть групповой или индивидуальной.
Разрыв– углубление в проблему, поиск ответов, сверка нового знания с
литературным и научным источником.
Рефлексия– отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе
мастерской. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах,
которые возникли у них в процессе работы.
Темы мастерских могут быть неразрывно связаны с предметом, но могут быть
выбраны такие темы, которые необходимы не только каждому ребёнку, но и каждому
взрослому. Они всепредметны. Данную форму можно использовать и при проведенииклассных часов,внеклассных мероприятий, и при проведении повышения квалификации
учителей.
Хотя технология педагогической мастерской для меня является инновационной, но
она уже позволила добиться высоких результатов в обучении по предметам, особенно по
литературе.Ниже представлен алгоритм этапов одного такого урока.
Ход урокамастерской по теме «Семья»
Индуктор:
Закройте глаза, произнесите мысленно (спокойно) слово семья. Обратите внимание
на фотографии и рисунки на доске по данной теме. Какие ассоциации у вас возникают,
когда слышите это слово?
Самоконструкция:
1. Давайте составим и запишем словосочетание с этим словом (запись
понравившихся или наиболее ярких словосочетаний).
2. Какой цвет вы представляете, когда слышите слово семья?(запись на листочках).
3. Прочитайте цитаты о семье, выпишите из них те слова и словосочетания
(высказывания, пословицы, поговорки), которые вам понравились:
«Счастлив тот,кто у себя дома»(Л.Н.Толстой);
«На что клад, коли в семье лад»;
«Согласье в семье –достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему»;
«Семья сильна,когда над ней крыша одна»;
«Добрая семья прибавит разумаума»;
«Коли вся семья вместе, так и душа на месте».
4. Прослушайте китайскую легенду о семье, выпишите слова, которые показались
очень важными.
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья была огромная –
100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил
посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу
семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда
глава семьи взял бумагу, написал на ней несколько слов и отдал правителю. Тот
быстро прочитал и удивился: на листе было написано 3 слова– «любовь, прощение,
терпение».И в конце листа: «сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». «И
это всё?»–спросил владыка. «Да, – ответил старик, –это и есть основа жизни всякой
хорошей семьи».
Социоконструкция:
Творческая работа в группах.
Задание:1. Составьте и запишите своё определение слова «семья» из любых
записанных вами слов и словосочетаний. 2. Нарисуйте символ семьи.
Социализация:
1. Чтение вслух творческих работ.
2. Демонстрация рисунков.
3. Обсуждение.
Рефлексия:Какое слово вы уносите из нашей мастерской? Что вам понравилось? Что нового
узнали? Довольны ли вы своим участием на занятии? Какие трудности возникали у вас?
В заключении могу поделится с вами теми источниками, которые я использовала
при подготовке к данному урокумастерской:
1. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии / Т. П. Сальникова. –
М.:Сфера,2010.
2.Лакоценина, Т.П. Современный урок. Ч.4 / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М.
Оганезова. – М.: Издательство «Учитель», 2009.