Применение технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок-мастерская – явление многомерное и многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах, но единственным условием здесь является творчество. Слоган технологии«Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему» задаёт тонпедагогической мастерской – процесс познания должен состоять не в прямой передаче информации от владеющего к незнающему, а в совместном поиске проблем и творческих путей их решения. Фундамент этой технологии – безусловная вера в ученика,в его творческие силы, поэтому от занятия к занятию растёт интерес обучающихся к процессамобучения, способствуя развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма. В процессе работы дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят. В данной работе представлены основные этапы пед.мастерской и внеклассное мероприятие.
Иконка файла материала ст. Гедрович СОШ 2 Слюдянка готово.docx
Иркутская   область,   г.Слюдянка,   Татьяна   Викторовна   Гедрович,   учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2»  Применение технологии педагогических мастерских на уроках гуманиитарного цикла В   последние   годы   многие   творческие   педагоги   с   успехом   используютв   своей образовательной   практике   различные   инновационные   технологии,   например, педагогические   мастерские.   Эта   необычная   система   обучения   была   разработана европейскими педагогами и психологами разработана в 70–80 годы. Её авторы известны в мире как «Французская группа нового образования» (ЖФЭН), признанная Министерством образования Франции в 1984 году.В России об этой технологии узнали на семинаре Андре Дюни в Санкт­Петербургев 1990 году. Кратко опишу эту технологию. Итак, урок­мастерская – явление многомерное и многогранное,   которое   может   быть   представлено   в   самых   разных   вариантах,   но единственным   условием   здесь   является   творчество.   Слоган   технологии«Мастер   не призывает:   «Делай   как   я».   Он   говорит:   «Делай   по­своему»   задаёт   тонпедагогической мастерской – процесс познания должен состоять не в прямой передаче информации от владеющего   к   незнающему,   а   в   совместном   поиске   проблем   и   творческих   путей   их решения. Фундамент этой технологии – безусловная вера в ученика,в его творческие силы, поэтому   от   занятия   к   занятию   растёт   интерес   обучающихся   к   процессамобучения, способствуя   развитию   креативности,   навыков аргументированного говорения и письма. В процессе работы дети обнаруживают у себя способности   писать   стихи   и   прозу,   составляют   аннотации   и   пишут   эссе,   рисуют, придумывают, мастерят.   социальной   компетенции, Основные этапы мастерской Индуктор  –   всё   то,   что   побуждает   ребёнка   к   действию   (проблемная   ситуация, вопрос).   В   качестве   индуктора  может  выступать  слово,   текст,  предмет,  звук,   рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Индукция–это и создание эмоционального настроя, и включение подсознания, и создание личного отношения к предмету обсуждения. Самоконструкция– индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Социоконструкция– построение, создание результата группой. Социализация–всё,   что   сделано   индивидуально,   в   паре,   в   группе,   должно   быть обнародовано и обсуждено. Социализация может быть групповой или индивидуальной. Разрыв–   углубление   в   проблему,   поиск   ответов,   сверка   нового   знания   с литературным и научным источником. Рефлексия–   отражение   чувств,   ощущений,   возникших   у   участников   в   ходе мастерской. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Темы   мастерских   могут   быть   неразрывно   связаны   с   предметом,   но   могут   быть выбраны такие  темы, которые  необходимы  не только  каждому  ребёнку, но и каждому взрослому.   Они   всепредметны.     Данную   форму   можно   использовать   и   при   проведенииклассных   часов,внеклассных  мероприятий,  и   при  проведении   повышения  квалификации учителей. Хотя технология педагогической мастерской для меня является инновационной, но она уже позволила добиться высоких результатов в обучении по предметам, особенно по литературе.Ниже представлен алгоритм этапов одного такого урока. Ход урока­мастерской по теме «Семья» Индуктор: Закройте глаза, произнесите мысленно (спокойно) слово семья. Обратите внимание на фотографии и рисунки на доске по данной теме. Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите это слово? Самоконструкция: 1.   Давайте   составим   и   запишем   словосочетание   с   этим   словом   (запись понравившихся или наиболее ярких словосочетаний). 2. Какой цвет вы представляете, когда слышите слово семья?(запись на листочках). 3.   Прочитайте   цитаты  о   семье,  выпишите   из   них   те   слова   и   словосочетания (высказывания, пословицы, поговорки), которые вам понравились: ­ «Счастлив тот,кто у себя дома»(Л.Н.Толстой); ­ «На что клад, коли в семье лад»; ­ «Согласье в семье –достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему»; ­ «Семья сильна,когда над ней крыша одна»; ­ «Добрая семья прибавит разума­ума»; ­ «Коли вся семья вместе, так и душа на месте». 4. Прослушайте китайскую легенду о семье, выпишите слова, которые показались очень важными. В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья была огромная – 100   человек.   Молва   об этом   долетела   до самого   верховного   правителя.   И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава   семьи   взял   бумагу,   написал   на ней   несколько   слов   и отдал   правителю.   Тот быстро   прочитал   и удивился:   на листе   было   написано   3   слова–  «любовь,   прощение, терпение».И в конце листа: «сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». «И это всё?»–спросил владыка. «Да, – ответил старик, –это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». Социоконструкция: Творческая работа в группах. Задание:1.   Составьте   и   запишите   своё   определение   слова  «семья»  из   любых записанных вами слов и словосочетаний. 2. Нарисуйте символ семьи. Социализация: 1. Чтение вслух творческих работ. 2. Демонстрация рисунков. 3. Обсуждение. Рефлексия:Какое слово вы уносите из нашей мастерской?  Что вам понравилось? Что нового узнали? Довольны ли вы своим участием на занятии? Какие трудности возникали у вас? В заключении могу поделится с вами теми источниками, которые я использовала при подготовке к данному уроку­мастерской: 1.   Сальникова,   Т.   П.   Педагогические   технологии   /   Т.   П.   Сальникова.   – М.:Сфера,2010. 2.Лакоценина, Т.П. Современный урок. Ч.4 / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – М.: Издательство «Учитель», 2009.