Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

  • Презентации учебные
  • docx
  • 20.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

учебная презентация по теме "Тихая моя родина" анализ текста Н.Рубцова
Иконка файла материала Проблемное обучение.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная» города Новый Уренгой «Технология проблемного обучения как эффективный способ повышения качества образования на уроках русского языка и литературы» Секция 2. Инновации в школьном образовании ( русский язык и литература (родной язык и литература)) Подготовила Боркивец Любовь Сергеевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Новый Уренгой2018 Всё, что я даю, так или иначе возвращается ко мне. Даю же я сейчас то, что хочу получить взамен. Д. Джампольски Концепция   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010   года   определяет   цели общего   образования   на   современном   этапе,   подчёркивает   необходимость   «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных   способностей. Общеобразовательная школа должна   формировать   целостную   систему   универсальных   знаний,   умений   и   навыков,   а   также самостоятельной   деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   т.е.   ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Современный урок русского языка и литературы претерпевает существенные изменения с    ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.             Неизбежно   встаёт   вопрос   выбора   технологии   обучения,   которая   позволила   бы   так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать   факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Важно сформировать  поисковый стиль мышления, прививать интерес и вкус к решению проблемных задач, развивать способность доказательного рассуждения с опорой на теоретически материал либо на поиск нестандартных решений. Решение проблемных задач представляется   не просто   актуальным   инновационным     процессом   в   стенах   школы,   а   жизненно   необходимым умением.  Дьюи (1859—1952) американского психолога,        В основе проблемного обучения – идеи    Дж.  философа и педагога; (1894 г.  Чикаго, опытная школа) В   80­е годы  XX  в. российские авторы теоретических   работ,   посвященных   проблемному   обучению,   не   только   защитили   его дидактический статус, разработали некоторые аспекты, но и создали конкретные методики по   разным предметам ( Скаткин М.Н.­1967 г., Лернер И.Я.­1968 г., Оконь В­ 1968 г., Матюшкин А.М.,­1972г., Кудрявцев В.П.,­ 1975 г., Ильина Т.А.­1976 г., Ильинская И.А., ­1985 г.,) Наиболее   полно   сущность   проблемного   обучения,   его   процессуальную   сторону   и дидактический   статус   охарактеризовал   В.П.   Кудрявцев:   «…   это   тип   развивающего   обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общимруководством   происходит   овладение   новыми   знаниями   и   способами   действия,   а   через   это   – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций». Наукой   установлена   определенная   последовательность   этапов   продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация   проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы. Полый   цикл   умственных   действий   от   возникновения   проблемной   ситуации   до   решения проблемы имеет несколько этапов:  возникновение проблемной ситуации,  осознание сущности затруднения и постановка проблемы,  нахождение   способа   решения   путем   догадки   или   выдвижения предположений и обоснование гипотезы,          доказательство гипотезы,  проверка правильности решения проблем. Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:  учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;  сталкивает противоречия практической деятельности;  излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;  предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;  побуждает   учащихся   делать   сравнения,   обобщения,   выводы   из   ситуаций, сопоставлять факты;  ставит   конкретные   вопросы   на   обобщение,   обоснование,   конкретизацию, логику рассуждения;  определяет проблемные теоретические и практические задания;  ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с  неопределенностью в постановке  вопроса, с  противоречивыми данными,   с   заведомо   допущенными   ошибками,   с   ограниченным   временем решения. Специфика проектирования проблемного урокаНа основе полученных знаний о технологии проблемного обучения можно выстроить следующую структуру урока: Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е введение воспроизведение Постановка              ­ формулирование вопроса учебной проблемы     или темы урока Поиск решения       ­  открытие субъективно                                               нового знания  Выражение  решения                     в доступной форме Реализация              ­  представление продукта   продукта                      учителю и классу  ­  выражение нового знания Ученик проходит четыре этапа: введение знаний – постановку   проблемы и поиск решения, воспроизведение ­ выражение решения и реализация проекта. Постановка учебной проблемы Тип ПС    с удивлением Тип противоречия между двумя (или более)  положениями  между житейским  представлением учащихся  и научным фактом     с  затруднением между необходимостью и  невозможностью  выполнить задание учителя Приемы создания ПС 1. Одновременно предъявить  противоречивые факты, теории или  точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников  вопросом или практическим заданием 3. Шаг 1. Обнажить житейское  представление учащихся вопросом или  практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт  сообщением, экспериментом или  наглядностью  4. Дать практическое задание, не  выполнимое вообще  5. Дать практическое задание, не  сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое  практическое задание, сходное с  предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание  учениками не выполнено   Учебную проблему можно поставить тремя методами.Первый – побуждающий от проблемной    ситуации   диалог  (он  представляет  собой  отдельные фразы,   для   сильных   детей).   Второй ­ подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий,  то есть логическая  цепочка, для слабых  детей).  Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждение к формулированию учебной проблемы Выбрать подходящее: Какой вопрос созрел? Сформулируйте тему  урока?            Побуждение к осознанию противоречия  Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что вам знакомо?  Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует  точек  зрения? Прием 2.Выскажите вашу точку зрения по проблемной  задаче? Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4. Как выполняли задание? В чём затруднялись? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не  получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили?  Задание выполнено? Побуждающий к гипотезам диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее  побуждение к любым гипотезам:  Какие есть гипотезы? к аргументу / контраргументу: согласны с этой гипотезой?  Почему? Подсказка  Сообщение  к решающей гипотезе решающей гипотезы  к аргументу / контраргументу аргумента / контраргумента к плану проверки: Как можно  проверить эту  гипотезу? к плану проверки  плана проверки  Сравнительная характеристика диалогов Структура Побуждающий Подводящий отдельные вопросы и побудительные  предложения, подталкивающие мысль  ученика  система посильных ученику  вопросов и заданий, подводящих  его к открытию мыслиПризнаки ­ мысль ученика делает скачок к  неизвестному ­ переживание учеником чувства риска  ­ возможны неожиданные ответы  учеников ­ прекращается с появлением нужной  мысли ученика Результат развитие творческих способностей  ­ пошаговое, жесткое ведение  мысли ученика ­ переживание учеником  удивления от открытия в конце  диалога  ­ почти не возможны неожиданные  ответы учеников ­ не может быть прекращен, идет  до последнего вопроса на  обобщение   развитие логического мышления  Итак, на уроке возможны три метода поиска решения УП:    1)  побуждающий  к  гипотезам   диалог,   который   развивает  творческие  способности  и  речь   учеников;    2)  подводящий  диалог,   который  разворачивается  от  сформулированной  УП – он  развивает   логическое мышление и речь;    3)  подводящий  диалог,  который разворачивается без УП – он развивает логическое мышление   и речь.  Таким  образом,  лучший  способ  обеспечить  выдвижение  и  проверку  гипотез  на уроке – это    побуждающий диалог. Реакция на неожиданные формулировки           При развитии диалога важно выслушать мнение каждого ученика. Принятие  неожиданной            формулировки →      ТАК Побуждение к переформулированию     иначе?  →   Кто думает  Проблемный урок изучения нового материала       Если схематически сопоставить традиционный урок  и урок по технологии проблемного  обучения, то можно наглядно увидеть, что на уроке с использованием технологии проблемного  обучения  больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей  учащихся.Этапы и звенья урока Проблемный урок Проблемные методы Введени е  знаний Постановка  учебной  проблемы побуждающий от проблемной  ситуации диалог  Подводящий  к теме  диалог Поиск  решения Побуждающий к  гипотезам  диалог подводящий  от проблемы  диалог сообщение темы  с  мотивирующим  приемом  подводящий без  проблемы  диалог  Традиционн ый  урок Методы сообщение  темы  сообщение  знания  Воспро из ведение знаний  Выражение  решения Реализация  продукта Продуктивные задания формулирование темы, вопросов  составление  опорного  сигнала Художественн ые задания Задания повтори выучи перескажи  На основе выстроенных  алгоритмов  были  разработаны  проблемные  задачи, ситуации   по русскому языку и литературе, а также уроки  по данной технологии. Построение урока русского языка по технологии проблемного обучения Урок русского языка по теме  «Графическое платье слова» Анализ Постановка учебной проблемы выдвижение гипотезы Учитель Запишите слова: Снег          снежный Снега        снеговик  Снегу        подснежник Снегом      снегурочка о снеге      снежинка    По какому принципу подобраны слова в столбиках? Все   слова   связаны   «снежной» темой,   значит,   ЛЗ   у   слов одинаковое. Тогда что скрывают за собой морфемы? Ученик Это   всё   однокоренные слова,   но   разные   части речи В   первом   столбике   – существительные, во втором   –   разные   части речи  (ошибочная гипотеза)   Разное строение словПодводящий  к теме диалог Подводящий  к теме диалог   Проверим, морфемный разбор слов. Что получилось? выполните Изменилось   ли   лексическое значение   слова в 1 столбике? А что изменилось? Какая морфема заключает в себе грамматическое значение? А во втором? Как   вы   думаете,   какие   слова можно назвать однокоренными,а какие ­ формой одного и того же слова? Почему? Формулировка темы Итак, над какой темой мы будем работать сегодня? Воспроизведени е    (1 вывод) У них разное строение В   первом   столбике меняется только окончание,   во   втором­ изменяются   суффиксы, приставки Нет, содержание слова не  изменилось, изменилось  лишь его число и падеж. Меняется и строение, и  значение слова.(2 вывод) Форма слова образуется  при изменении окончания одного и того же слова, а  однокоренные –при  изменении значимых  частей слова, лексическое  значение этих слов  отличается.  (общий  вывод) Однокоренные   слова   и формы слов. Построение урока литературы с мотивирующим  приемом    К проблемной ситуации   на уроке литературы часто помогает мотивирующий прием   ­ «яркое   пятно»   (ассоциации,   музыка,   иллюстрации,   отрывки   из   произведений,   любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать  учеников )       Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи с каким­либо литературным  именем или с названием произведения, можно актуализировать  знания учащихся по  проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить   связи с миром, найти “общую точку”, с которой только и возможно начать диалог. Учебная ситуация Мотивирующий приём И.А. Бунин  «Листопад» Полотна русских художников­ пейзажистов. «..Есть в осени….красивая и дивная пора…»Г.Г.Мясоедов «Косцы» (Н.А.Некрасов «Кому живется  весело, вольготно на Руси…» «  … Петровки. Время жаркое. В разгаре  сенокос…­­Прокосы широчайшие!...Здесь  богатырь народ! Вопрос:   Как помогает картина Г.Г. Мясоедова  «Косцы» сформулировать тему урока.  Предъявление противоречивых точек зрения Неоднозначность содержания и формы литературы  создает возможность для  полемики как метода разрешения проблем, встающих перед учащимися. Предъявление  противоречивых точек зрения на произведение, характер героя или его поступки, рождает  эмоциональный отклик в душах учащихся  и является очень эффективным на уроке. Произведение  Вопрос  Высказывания  Что спасет мир?  По мнению Ф. М. Достоевского, красота  Ф.М.  Достоевский  «Преступление  и наказание» И. А. Куприн  «Гранатовый  браслет», Любовь – подарок или слепой  восторг?  Чувства  Желткова ­это  большая любовь  или слепой  восторг? спасет мир;  Л. Н. Толстой считает, что   целомудренная женщина;   В Библии говорится, что мир спасет  Любовь. В. Львов — Рогачевский. «Куприн говорит  о любви, но не о той ... любви, которую свели  к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию  и подглядыванию... „Гранатовый браслет“  Куприна — это подарок новому поколению, это  призыв к большой любви».  Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть  безотчетной, она должна быть умной. Это  значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться  с недостатками — как в любимом человеке, так  и в окружающих людях. Она не должна быть  слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь  любовью) может привести к ужасным  последствиям» Результативность применения технологии проблемного обучения: Появилась индивидуальная заинтересованность предметом (русский язык, литература)  Обучающиеся, формулируя проблему, проводят ассоциацию с современностью;  Решение задач проблемного характера, заставляет взглянуть на себя с другой точки зрения, приводит к искренности и честной оценке своих поступков;  На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий  ученикам свободнее и увереннее высказывать свою точку зрения по проблеме урока;  Отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;  Данный опыт может быть использован учителями­словесниками в любом образовательном  учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат, приемлем для всех  видов действующих программ. Список литературы 1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения  школьников. ­ Ростов­на­Дону, 1970. ru.wikipedia.org 2.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. ­ М.: Изд­во МГУ,  1985. 3.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. ­ М.: Просвещение, 1972. 4.Крутецкий   В.   А.   Психология   обучения   и   воспитания   школьников.   ­   М., 1976.ru.wikipedia.org 5.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. ­ М.: Знание, 1991.  6.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984. 7.Мельникова   Е.Л.   Технология   проблемного   обучения.   Школа   2100.   Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999