Применение технологий критического мышления на уроках истории Древнего мира
Подготовила:
Учитель истории и обществознания
Кировской СОШ №2
Казанова К.А.
Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне самому сделать это – и я поймукитайская пословица
Что такое «критическое мышление»?
Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт;
Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;
Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;
Мышление рефлексивное.
Освоение технологий критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
Развитие умения анализировать полученную информацию
Технологические этапы
Фаза 1
ВЫЗОВ
(пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации)
Фаза 2 Реализация смысла
(получение новой информации)
Фаза 3 Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Используемые технологии
Фаза ВЫЗОВА
ПОНЯТИЙНОЕ КОЛЕСО
СТРАТЕГИЯ ЗХУ
Фаза РЕАЛИЗАЦИИ смысла
СТРАТЕГИЯ «ИНСЕРТ» (УСЛОВНЫЕ ЗНАЧКИ»
ГРАФИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАТОРЫ «КЛАСТЕРЫ»
ПРИЕМ «ФИШБОУН» (РЫБНАЯ КОСТЬ)
Фаза РЕФЛЕКСИИ
ТАБЛИЦА ПМИ – НЕДОСТАТКИ, ДОСТОИНСТВА, ПЕРСПЕКТИВЫ
СИНКВЕЙН
Понятийное колесо
Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.
Синонимы, ассоциации, понятие.
Фаза Вызов
Стратегия ЗХУ («Знаю- хочу знать-узнал»)
Цель данной стратегии – развитие рефлексивности в процессе познания. Используя ее при работе с информацией, мы учимся соотносить известное и новое, учимся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной нам информацией. Также, с помощью таблицы можно научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы.
Автор- Донна Огл
Фаза ВЫЗОВ
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Рождество Христово является | Когда и кем было принято в нашей стране летоисчисление от Рождества Христова. | Первыми людьми, у которых сложились представления о продолжительности года, были земледельцы. |
Фаза ВЫЗОВ
Инсерт
Инсерт— это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
«V» — я это знаю;
«+» — это новая информация для меня;
«-» — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
«?» — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Значки | Ключевые слова |
| Уже знал, что Библия Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. |
+ | Иудаизм- религия евреев. |
- | Думал, что Ветхий Завет- священная книга только христиан. |
? | Почему египетские фараоны невзлюбили евреев? |
Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Культура Древнего Египта
Религия
Искусство
Письменность
Знания
Многобожие
Храм
Жрец
Саркофаг
Гробница
Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Прием «ФИШБОУН» (рыбная кость)
Фишбоун- название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.
Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Военные походы фараона Тутмоса
Военные походы фараона Тутмоса
Расширились границы
Обогащение
Захват новых территрий
Захват рабов
Скот, ценную древесину, золото, серебро
Присоединение Нубии, Сирии, Финикии, Палестины
Обращение пленных в рабство
Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы.
П | Все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. |
м | Все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. |
и | Факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
«П» – «плюс», положительные черты, достоинства
«М» – «минус», отрицательные черты, недостатки
«И» – «интересно», возможности для развития
Фаза РЕФЛЕКСИЯ
Синквейн
1 строка: тема одним словом (существительное)
2 строка: описание темы (два прилагательных)
3 строка: описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции 9фраза из 4 слов)
5 строка: повторение сути темы одним словом (синоним)
1 строка: тема одним словом (существительное)
2 строка: описание темы (два прилагательных)
3 строка: описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из 4 слов)
5 строка: повторение сути темы одним словом (синоним).
Фаза РЕФЛЕКСИЯ
Финикийцы
Предприимчивые, умелые.
Плавать. Торговать. Грабить.
Удивлен многообразием изготавливаемых изделий.
Тема урока: «Финикийские мореплаватели».
Фаза Рефлексия
Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.