Что такое «критическое мышление»?
Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт;
Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;
Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;
Мышление рефлексивное.
Освоение технологий критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
Развитие умения анализировать полученную информацию
Понятийное колесо
Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.
Синонимы, ассоциации, понятие.
Фаза Вызов
Стратегия ЗХУ («Знаю- хочу знать-узнал»)
Цель данной стратегии – развитие рефлексивности в процессе познания. Используя ее при работе с информацией, мы учимся соотносить известное и новое, учимся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной нам информацией. Также, с помощью таблицы можно научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы.
Автор- Донна Огл
Фаза ВЫЗОВ
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Рождество Христово является | Когда и кем было принято в нашей стране летоисчисление от Рождества Христова. | Первыми людьми, у которых сложились представления о продолжительности года, были земледельцы. |
Фаза ВЫЗОВ
Инсерт
Инсерт— это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
«V» — я это знаю;
«+» — это новая информация для меня;
«-» — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
«?» — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Значки | Ключевые слова |
| Уже знал, что Библия Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. |
+ | Иудаизм- религия евреев. |
- | Думал, что Ветхий Завет- священная книга только христиан. |
? | Почему египетские фараоны невзлюбили евреев? |
Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Прием «ФИШБОУН» (рыбная кость)
Фишбоун- название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.
Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы.
П | Все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. |
м | Все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. |
и | Факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
«П» – «плюс», положительные черты, достоинства
«М» – «минус», отрицательные черты, недостатки
«И» – «интересно», возможности для развития
Фаза РЕФЛЕКСИЯ
Синквейн
1 строка: тема одним словом (существительное)
2 строка: описание темы (два прилагательных)
3 строка: описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции 9фраза из 4 слов)
5 строка: повторение сути темы одним словом (синоним)
1 строка: тема одним словом (существительное)
2 строка: описание темы (два прилагательных)
3 строка: описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из 4 слов)
5 строка: повторение сути темы одним словом (синоним).
Фаза РЕФЛЕКСИЯ
Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.