Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл
06.11.2018
Примерная адаптированная рабочая программа по мир природы и человека для детей с ОВЗ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе "Примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ". Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, 34 учебных недели).
2кл окр мир.docx
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для
реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы для 2 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева,
М.С.Котина, Москва "Просвещение" 2016г. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов
понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
и науки
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства
РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
образования
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016
Учебный план образовательного учреждения, принятый педагогическим советом. Общая характеристика курса
Специфика предмета «Мир природы и человека» состоит в том, что умственно отсталый ребенок не видит
окружающие его предметы и явления, не может сравнивать их, устанавливать сходства и различия, делать
обобщения, не может воспринимать наблюдаемые явления и предметы.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-
ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в
окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает
широкими возможностями для уточнения и обогащения знаний и представлений о предметах ближайшего
окружения у школьников с ОВЗ. Ребенок получая знания о предметах и явлениях окружающей его
действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение
слов, правильно употреблять их в речи.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний
о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об
основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой
и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,
использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить
учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
2 Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения
школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе
обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов,
картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или
указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми
объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более
точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают
большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям,
позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме
того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи,
макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы,
наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа
на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.
Место курса «Мир природы и человека» в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю, 34 учебных недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
3 Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России,
народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Труд и творчество как черты развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному
наследию, к самому себе и окружающим людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах
по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
4 Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-
трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей
этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
5 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- формирование логического мышления на основе действий: сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах
разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
в зимнее и летнее время.
Основное содержание учебного курса
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки,
6 пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи,
капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за
погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина,
Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
1.Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).
Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности.
Уход за растениями сада и огорода.
температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
2. Животные.
шиповник.
3. Труд человека в разное время года.
7 3. Человек
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание,
названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода,
тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные
представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
о растениях сада и огорода, их отличии;
о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Учебно - методическое обеспечение.
1 . Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2016г.
2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под
редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион».
Ростов-на Дону, 2010. 4.Наглядное пособия.
8 Календарнотематическое планирование
результаты
Личностные
Планируемые
Предметные
№ Тема раздела
Дата
Колво
часов
Тема урока
1
2
3
Сезонные изменения.
Экскурсия в природу.
Влияние солнца на смену
времен года.
Сутки
Долгота дня летом и зимой.
Времена года. Осень.
Растения осенью.
1
1
1
Привить любовь к
природе; знать о
предметах
ближайшего
окружения.
Знать из каких
частей состоят
сутки
Знать части суток
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе;
Деятельность
учащихся
Наблюдения в
природе.
Мониторинг
Беседа
Работа с
учебником.
Фронтальный
опрос
Знать названия
осенних месяцев,
понимание личной
ответственности за свои
Наблюдения в
природе.
Беседа
9 4
5
6
7
8
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима . Зимние месяцы.
Растения зимой.
Животные зимой.
признаки осени
Знать названия
осенних месяцев,
признаки осени
Знать названия
животных и птиц;
знать какую
функцию
выполняют птицы
Знать как следить
за своим
здоровьем; знать
какую одежду
выбирать осенью;
знать, что "осень"
пора сбора и
урожая.
знать названия
зимних месяцев,
признаки зимы
знать названия
деревьев и
кустарников
знать названия
животных и птиц;
знать какие
животные остаются
поступки на основе
представлений о
этических нормах и
правилах поведения в
современном обществе.
Целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его природой
и социальной частей.
ценностное отношение
к природе;
бережное отношение к
живым организмам,
способность
сочувствовать природе
и её обитателям;
элементарные
представления об
окружающем мире в
совокупности его
Работа с
наглядным
материалом.
Работа с
раздаточным
материалом;
составление
предложений о
опорным
картинкам.
Работа с
сюжетными
картинками,
работа с
учебником.
Наблюдения в
природе.
Составление
предложений по
опорным
картинкам;
1
1
1
1
1
Тест
Фронтальный
опрос
10 9
Занятие людей зимой.
10
Весна .Весенние месяцы.
11
12
Растения весной.
Животные весной
13
Занятие людей весной
зимовать
природных и
социальных
компонентов;
отвечать на
вопросы.
1
1
1
1
1
знать необходимые
условия для жизни
животных; знать
какую одежду
выбирать зимой;
какие игры можно
играть.
овладение умениями
ориентироваться в
окружающем мире,
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих действиях и
поступках, принимать
решения.
Знать и называть
весенние месяцы;
знать что
происходит с
природой.
знать названия
деревьев и
кустарников
знать названия
диких животных
знать какие работы
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе;
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением.
бережное отношение к
Работа с
учебником.
Тест
Отгадывать
загадки, чтение
стихов
Беседа
Фронтальный
опрос
Работа с
раздаточным
материалом
Отгадывание
загадок, чтение
рассказов
Работа с
Тест
11 14
15
16
Лето. Летние месяцы.
Растения летом.
Животные летом.
17
Занятие людей летом
18
Вода .Свойства воды.
1
1
1
1
1
живым организмам,
способность
сочувствовать природе
и её обитателям;
ценностное отношение
к природе;
Целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его природой
и социальной частей.
проводятся в
огороде весной.
Знать летние
месяцы; уметь
называть летние
месяцы
Знать название
растений; уметь
ухаживать за
растениями
уметь отличать
диких животных и
птиц
учебником
Отгадывание
загадок, чтение
стихов
Работа с
раздаточным
материалом
Составлять
предложения по
опорным
картинкам;
работать с
учебником.
Знать какие работы
проводятся летом в
огороде.
Знать свойства
воды; знать когда и
как можно
использовать воду.
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
ценностное отношение
к природе;
Определение
времени года по
сюжетным
картинкам, работа
с учебником,
отвечать на
вопросы.
Делать опыты
Беседа
Тест
Беседа
Практическа
я работа
12 19
Температура воды . Вода в
природе.
20
Растения. Части растений.
21
22
23
Растения. Комнатные
растения. Части растений.
Жизнь растений.
Растения. Уход за
комнатными растениями.
24
Огород .Овощи. Овощи в
питании человека.
1
1
1
1
1
1
Знать о важности
воды; знать откуда
идет вода в
природе; знать
значение воды.
знать части
растения; знать что
необходимо
растениям.
Знать и называть
комнатные
растения; знать и
показать части
растений.
Знать , что
необходимо для
роста растений
знать
влаголюбивые и
засухоустойчивые
растения
знать растения
светолюбивые и
тенелюбивые
знать правила
высаживания семян
овощей
знать значение
овощей в питании
Целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его природой
и социальной частей
ценностное отношение
к природе;
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением.
ценностное отношение
к природе;
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе;
Делать опыты,
работать в
рабочей тетради
Практическа
я работа
Определение
сходства и
различия растений
по графической
схеме.
Составление
предложений по
картинкам,
зарисовка в
рабочих тетрадях
Составление
рассказа "Жизнь
растения"
Уход за
комнатными
растениями.
Фронтальный
опрос
Беседа
Практическа
я работа
элементарные
представления об
окружающем мире в
совокупности его
природных и
социальных
компонентов;
Фронтальный
опрос
раздаточным
материалом;
работа с
учебником и с
рабочей тетрадью
13 25
26
Сад . Фрукты. Фрукты в
питании человека.
Уход за растениями сада и
огорода.
27
Животные и их породы.
28
Рыбы: внешний вид, среда
обитания.
1
1
1
1
знать 23
фруктовых дерева
Знать значение
фруктов в питании
знать правила ухода
за растениями;
уметь ухаживать за
растениями
знать повадки
кошек, рыси; знать
2/3 породы кошек
Знать повадки
собаки
Волка; знать их
породы.
Уметь
использовать в речи
новые понятия.
знать несколько
названий рыб, части
тела рыб
Знать как
размножаются
рыбы;
уметь использовать
в речи новые
понятия
ценностное отношение
к природе;
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе;
Отвечать на
вопросы, работать
с рабочей
тетрадью
Ухаживать за
растениями
школьного сада
Тест
Практическо
е занятие
Беседа
Работа с
учебником и с
рабочей тетрадью,
составлять
рассказ по плану
Целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его природой
и социальной частей
Работа с
раздаточным
материалом
Фронтальный
опрос
14 29
Гигиена тела человека.
30
Органы пищеварения.
Питание человека.
31
Профилактика отравлений.
32
34
Повторение изученного
материала.
1
1
1
2
элементарные
представления об
окружающем мире в
совокупности его
природных и
социальных
компонентов;
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением.
уметь составлять
рассказ по плану.
Знать правила
гигиены; уметь
следить за
гигиеной; уметь
использовать в речи
новые понятия
знать названия
органов
пищеварения
знать полезные
продукты
знать полезные и
вредные продукты
знать главные
правила питания;
уметь называть
полезные и вредные
продукты
знать правила
гигиены; знать
оказать первую
помощь при
отравление
Знать пройденный
материал; показать
свои знания на
понимание личной
ответственности за свои
поступки на основе
представлений о
этических нормах и
правилах поведения в
современном обществе.
овладение умениями
ориентироваться в
окружающем мире,
Уход за своим
телом
Практическо
е занятие
Беседа
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Работа с
учебником
Беседа
Выполнение
самостоятельной
работы, работа в
Тест
15 практике; Уметь
слушать учителя,
отвечать на
вопросы; уметь
работать
самостоятельно.
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих действиях и
поступках, принимать
решения.
рабочих тетрадях
16
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.