Примерное
содержание разделов поурочного плана.
I. Тема
урока.
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приёмы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО и ИВТ.
II. Повторение опорных
знаний.
1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в
сознании учащихся,
чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (её объём, смысл)
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
III. Усвоение новых
знаний.
1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны знать
или усвоить ученики.
3. Самостоятельная работа и её содержание (дидактическое
назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.
IV.
Формирование умений и навыков.
1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
V. Домашнее
задание.
1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объём и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).
Триединая цель урока
(ТДЦ)
Образовательная, учебная |
Воспитывающая |
Развивающая |
1. Научить
самостоятельно 2. Главное
требование к овладению знаниями: 3. Формировать: 4. Что
конкретно учащийся 5. Уровень
качества знаний, умений и навыков, которое предполагается
|
Любой урок является Принцип «молнии». |
1. Развитие речи 2. Развитие мышления. 4. Развитие двигательной |
|
|
I. По источникам знаний
|
1. Словесные 2. Наглядные 3. Практические |
II. По характеру движения мысли от незнания к знанию |
1. Индуктивный 2. Дедуктивный 3. Традуктивный |
III. По характеру
взаимодействия |
1. Изложение 2. Беседа 3. Самостоятельная работа |
IV. От дидактических задач |
1. Подготовка к восприятию 2. Объяснение 3. Закрепление материала и т.д |
V. От познавательной деятельности |
1. Объяснительно-иллюстративный 2. Репродуктивный 3. Проблемный 4. Частично-поисковый 5. Исследовательский |
VI. По принципу
расчленения или |
1. Аналитический 2. Синтетический 3. Сравнительный 4. Обобщающий 5. Классификационный |
|
|
VII. Метод – способ учебной работы |
1. догматический – приобретение знаний в готовом виде 2. эвристический
– усвоение знаний и умений путём рассуждений, 3. исследовательский – добывание знаний и умений
путём проведения наблюдений, опытов, измерения … - путём самостоятельного |
VIII. Методы контроля |
1.Устный : а) устный опрос 2. Письменный: а) контрольная работа 3. Лабораторно-практический |
IX. МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ |
Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе.
Методы объяснения ► |
Словесные |
Наглядные |
Практические |
Способ рассуждения, умозаключения |
|||
Индуктивные
|
СИ |
НИ |
ПИ |
Дедуктивные
|
СД |
НД |
ПД |
Традуктивные
|
СТ |
НТ |
ПТ |
Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.
Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.
Традукция – логическое умозаключение, в котором
посылки и заключения являются
суждениями одинаковой степени общности.
Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок
и вывода традукция может быть 3-х типов:
═══► заключение от единичного к единичному;
═══► заключение от частного к частному;
═══► заключение от общего к общему.
1. Объяснительно-иллюстративные
СИ |
Рассказ |
НИ |
Описание схемы, алгоритма |
ПИ |
Упражнение |
СД |
Беседа с опорой на правила, законы |
НД |
Письменные упражнения на применение знаний с использованием таблиц, схем |
ПД |
Практическая работа на применение знаний, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов. |
СТ |
Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов. |
НТ |
Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов. |
ПТ |
Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов. |
2. Репродуктивные методы
СИ |
Пересказ прочитанного. |
НИ |
Списывание готового материала с доски. |
ПИ |
Выполнение заданий по образцу с последующим обобщением. |
СД |
Придумывание приёмов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса. |
НД |
Анализ события по определённому правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму). |
ПД |
Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон. |
СТ |
Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений. |
НТ |
Нахождения подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель. |
ПТ |
Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов. |
3. Проблемно-сообщающие методы
СИ |
Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах. |
НИ |
То же с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели, ТСО (проекционная) |
ПИ |
Записи действий учителя при доказательстве гипотезы. |
СД |
Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов. |
НД |
То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, к/ф, д/ф, диапозитивы и т.д. |
ПД |
То же с опорой на упражнение. |
СТ |
Доказательства путём сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах. |
НТ |
То же с опорой на наглядность (предметы, таблицы, иллюстрации, модели) |
ПТ |
То же с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты. |
4. Частично-поисковые методы
СИ |
Эвристическая беседа, ведущая к выводу. |
НИ |
То же с опорой на наглядность. |
ПИ |
Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом. |
СД |
Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов) |
НД |
Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д. |
ПД |
Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм. |
СТ |
Перенос общих признаков известного на новое. |
НТ |
Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность. |
ПТ |
Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания). |
5. Исследовательские методы
СИ |
Работа с книгой по поиску метода. |
НИ |
Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода. |
ПИ |
Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности. |
СД |
Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма. |
НД |
То же с опорой на наглядность. |
ПД |
Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся. |
СТ |
Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов. |
НТ |
То же с опорой на наглядность. |
ПТ |
Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся. |
Типы вопросов:
1. Катехизический (что, где, когда?)
2. Эвристический (почему, по какой причине?)
3. Конвергентный (требующий единственно правильного ответа)
4. Дивергентный (допускающие
множество ответов в виде мнения и гипотезы)
Формы организации учебной работы с учащимися:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Групповая
4. Фронтальная (классная)
Наиболее эффективная продолжительность
выполнения домашнего задания.
классы |
время |
1 – 2 классы |
45 – 60 мин. |
3 класс |
1 – 1,5 часа |
4 - 5 классы |
1,5 – 2 часа |
6 – 8 классы |
2 – 2,5 часа |
9 – 11 классы |
3 часа |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.