В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
«Примерное тематическое планирование классных
часов «понимание двойственности окружающего
мира. Знакомство с ценностями человека»
Тематическое планирование предназначено для проведения классных часов в
7 классе.
Месяц
2
Тема классного часа
Содержание
Последействие
3
4
5
Знакомство с
духовными
ценностями
Ценность.
Добро
Антиномия
«добро – зло»
Ценность.
Красота
Ценность.
Красота
Антиномия
«красота –
безобразие»
Ценность.
Истина
Антиномия
«истина – ложь»
Антиномия
«ценности
духовные –
материальные»
Оформление
«Дневника
успеха»
Составление
списка добрых дел
«Случайное зло…
Как его
избежать»
Список «Встреча
с Красотой»
Заполнение
таблицы «Как
стать красивым»
Обсуждение
таблицы «Как
стать красивым»:
«Чего я достиг за
неделю?»
Заполнение
таблицы
«Неправда в моей
жизни»
Заполнение
таблицы «К чему
приводит ложь»
Составление
анализа своих
ценностей
№
1
1
2
3
4
5
6
Сентябрь Что такое ценность?
Сентябрь Ценность «Добро»
Октябрь Как выглядит зло
Октябрь Ценность «Красота»
Ноябрь
Красота внешняя и
внутренняя
Ноябрь
Дихотомия «красота –
безобразие»
7
Декабрь Ценность «Истина»
8
9
Январь
Истина – ложь
Февраль Материальное и духовное в
жизни человека10 Февраль Цена и ценность
Ценностный выбор Заполнение
таблицы «Самые
дорогие для меня
вещи»1
2
11 Март
3
4
5
Окончание табл.
Гармония и дисгармония
Антиномия
«гармония –
дисгармония»
Работа над
таблицей
(коллажем) «Мои
мечты»
12 Март
Счастье и несчастье
Ценностный выбор Заполнение
13 Апрель Шанс и выбор
Ценностный выбор Работа над
таблицы «Мой
самый
счастливый
момент»
14 Май
Позитивная сторона
отрицательных явлений
таблицей
«Шансы, которые
мне предоставила
жизнь»
Заполнение
таблицы «Глядеть
на мир
позитивно»
Поступок,
основанный на
антиномичности
мира
КОНСПЕКТЫ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Т е м а «Что такое ценность?»
Введение: «Мы зачастую говорим "Ваше мнение ценно для меня", "Ты мне
подарил ценный подарок" и т. п. Однако редко когда задумываемся, что же такое
ценность в ее философском содержании. Сегодня мы с вами постараемся найти
ответ на поставленный вопрос».
Противоречие: учащимся предлагается высказать ассоциации, которые
возникают у них с категорией «ценность». Учитель фиксирует их на доске и
делает вывод о множественности смысла этого понятия, о типах ценностей
(духовные и материальные).
В качестве взаимодействия организуется дискуссия в группах. Одна группа
получает задание доказать, что дружбу и любовь можно купить за деньги, а
другая группа приводит аргументы, что любовь и дружба не покупаются.
Рефлексия предполагает устные ответы на вопросы:
– Что такое ценность?
– Какие ценности есть у вас?– С какими ценностями вы сегодня познакомились?
– Какую роль играют ценности в жизни человека?
– С какими трудностями вы столкнулись при доказательстве утверждений?
В качестве последействия учащимся предлагает завести «Дневник успеха», в
котором будут фиксироваться итоги всех классных часов, отмечаться успехи в
решении проблем и т. п. После первого классного часа подростки должны
«завести» дневник, оформить его, вклеить красивые картинки, определить свои
цели в жизни и т. п. – тем самым подготовиться к предстоящим беседам. На
последующих классных часах можно показать дневник одноклассникам,
объяснить, почему он имеет такой вид и т. п. Учитель может организовать
конкурс на самое лучшее оформление дневника, а также взаимопомощь
учащихся в подготовке интересного, красочного вида дневников друг друга.
Такое знакомство с дневником другого человека возможно только в самом
начале, пока он не заполнен. В дальнейшем классный руководитель и другие
одноклассники не должны «заглядывать» в чужие дневники без согласия
хозяина. На этом стоит акцентировать внимание подростков, для того чтобы при
выполнении заданий они выражали свое искреннее мнение, оформляя записи в
дневнике.
Т е м а «Ценность "Добро"»
Введение:
«Добро в широком смысле слова является положительной
ценностью, благом. В этом значении словом «добро» обозначается как то, что
имеет (с точки зрения отдельного человека или группы) положительное значение
в соотнесении с неким стандартом, так и сам этот стандарт. Сегодня мы
познакомимся более подробно с ценностью "Добро"».
Противоречие: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни
понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру»1 (Л. Н.
Толстой) и «От добра добра не ищут» (пословица).
Учащимся предлагается присоединить свое мнение к одному из
высказываний, на основании чего формируются две группы. Каждая группа
обосновывает свою позицию: «за» или «против».
В качестве рефлексии учащимся предлагается письменно ответить на
вопросы:
Сегодня я узнал, что добро…
Самое важное для меня сегодня…
Полученные знания мне пригодятся (где и когда)…
Ответы на вопросы учащиеся по желанию могут озвучить всему классу.Для организации последействия учащимся предлагается дома заполнить
таблицу в «Дневнике успеха»:
Мое доброе дело
Когда осуществил
Что почувствовал после
совершения доброго дела
Добрые дела могут быть самые разные: помочь маме помыть посуду, посидеть
с младшим братом, улыбнуться незнакомому человеку, который грустит, и т. п.
Т е м а «Как выглядит зло»
Введение: учащимся предлагается ряд фотографий на тему «Зло в
человеческой жизни». После просмотра задаются вопросы для обсуждения:
«Какие чувства вы испытывали при просмотре фотографий? Чем обусловлены
эти чувства?».
Изображения на фотоснимках могут быть следующими: покинутые старики,
брошенные родителями дети, жестокое отношение к животным, погубленная
природа и т. п.
Форма представления фотографий – самая разнообразная: в виде
компьютерной презентации, выставки при входе в класс и т. д. Просмотр
необходимо сопроводить какойлибо музыкой, например звучанием Седьмой
симфонии Д. Д. Шостаковича.
Организуется работа в парах – каждая пара обсуждает противоречия,
выделяя в них «зло» и «добро», затем результаты выносятся на обсуждение
классу. Примеры разных сфер жизни человека для обсуждения: сфера
взаимоотношений людей, финансовая сфера, научная сфера, сфера семейной
жизни, сфера искусства, сфера дружбы и т. п.
В качестве раздаточного материала учащимся предоставляется таблица,
например:
Финансовая сфера
Добро
Зло
После обсуждения результаты, отраженные в таблице, выносятся на
обсуждение в классе. Учитель делает вывод о том, что все проявлениясуществования человека неразрывно связаны с категориями добра и зла, потому
следует четко осознавать их роль в жизни.
Рефлексия:
– Можно ли назвать безответственность, предательство, неточность в словах и
поступках, трусость причинением вреда и ущерба человеку?
– Значит ли это, что вред и ущерб, нанесенный человеку, и есть зло?
– По какому принципу вы выделяли в различных сферах добро и зло?
– Как избежать совершения злого поступка?
В качестве последействия учащимся предлагается заполнить таблицу в
дневнике «Случайное зло… Как его избежать».
Случайное зло
Как его избежать
«Случайным злом» могут быть самые разные поступки: проявление эгоизма
по отношению к родителям, равнодушное отношение к чужому горю, сорванный
красивый цветок и т. п.
Т е м а «Ценность "Красота"»
Введение:
преподаватель предлагает учащимся различные проявления
прекрасного: стихотворения, репродукции картин, фотографии с изображением
природы, музыкальные отрывки. Вопрос для обсуждения: «Какие чувства в вас
пробудили представленные "прекрасные моменты"?».
Противоречие: учащимся предлагается решить парадокс: «Один старик,
умирая, говорил: «Я всю жизнь прожил без искусства, и от этого жизнь моя не
была хуже». Другой, умирая, говорил: «Я всю жизнь не мог ни дня прожить без
искусства, поэтому она была для меня ценна и богата».
Учитель организует обсуждение противоречия, акцентирует внимание на
ценности «Красота» в жизни человека.
Рефлексия:
– Почему Красота является ценностью?
– Как в твоей жизни проявляется Красота?
– Когда, в каких ситуациях ты встречался с Красотой?
Для последействия в «Дневнике успеха» составляется список «Встреча с
Красотой», в котором отражаются планы учащихся по знакомству с
проявлениями Красоты. Список мест может быть следующим: прогулка по
осеннему или весеннему парку, посещение музея изобразительных искусств,театра, оперы и т. п. Учитель в качестве последействия может организовать одно
из предложенных учениками мероприятий, после каждого мероприятия
заполняется таблица в «Дневнике успеха»:
Мероприятие
В чем проявлялась Красота?
возникли после знакомства
Какие эмоции у меня
с Красотой
Пример заполнения таблицы:
Мероприятие
В чем проявлялась Красота?
возникли после знакомства
Какие эмоции у меня
с Красотой
Прогулка по
осеннему парку
Буйство красок,
щебетание птиц, гармония
природы
Восхищение природой,
тем, как в ней все
продумано
Т е м а «Красота внутренняя и внешняя»
Введение: учащимся предлагается отрывок из произведения А. М. Горького
«На пароходе»: «Жаркий летний день. На палубе парохода стоят люди. Все
смотрят в сторону одной женщины.
Чем же она обратила внимание? Женщина очень красива.
Люди в очаровании наблюдают за ее движениями. Один юноша, поражённый
красотой женщины, шепнул своему соседу: "Заговорите с нею. Мне хочется
видеть, что даст речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. Тогда
она, эта женщина... будет вдвойне хороша". Но женщина заговорила сама: "Вот
как жарко сёдни! Взопрела я". И все очарование сразу исчезло. Красота
пропала!»2.
После ознакомления с фрагментом текста подросткам предлагается ответить
на вопросы: «Действительно ли хороша эта женщина? Почему вы так считаете?».
Для создания противоречия учащимся предлагается ответить на вопрос:
«Какие ассоциации возникают у вас со словом "красота"?». Ответы фиксируются
на доске, проводится их анализ.
Задание для групп учащихся: создать образ красивого человека, изобразив его
на ватмане. Класс делится на две группы: первая доказывает, что красота не
имеет внутреннего наполнения; вторая – то, что красивый человек внутреннеосвещается богатством духовного мира. Для работы над образами подростки
должны нарисовать портрет или сделать коллаж. Все материалы предоставляет
учитель: фломастеры, карандаши, краски, вырезки из журналов, клей и т. п.
Созданные группами «портреты красивого человека» предъявляются всему
классу.
Рефлексия:
– Что значит «красота внешняя», если она не освещена изнутри?
– Легко ли было создать образ красивого человека? С какими трудностями вы
столкнулись?
– Как можно обнаружить, что человек некрасив внутренне? В чем это
проявляется?
В качестве последействия ученикам предлагается составить список качеств
внешне и внутренне красивого человека, заполнив таблицу «Как стать
красивым»:
Качества
внешней
красоты
Что сделать, чтобы
стать внешне
красивым
Что
сделано
Качества
внутренней
красоты
Что сделать,
чтобы стать
внутренне
красивым
Что
сделано
Пример заполнения таблицы подростками:
Качества
внешней
красоты
Хорошая
фигура
Что сделать, чтобы
стать внешне
красивым
Бегать по утрам
Качества
внутренней
красоты
Что сделать,
чтобы стать
внутренне
красивым
Красивая речь Читать
классическую
литературу
Что
сделано
Бегаю
каждое
утро
вокруг
дома
Что
сделано
Прочит
ал
книгу
Л. Н.
Тол
стого
«Война
и мир»
Т е м а «Дихотомия "красота – безобразие"»
Введение: чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»3.Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье,
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?
Для создания противоречия подросткам предлагается ответить на вопрос
«Почему возникают такие ситуации?»:
– Люди делают посмешище из толстого человека, не зная о том, что у него
серьёзные проблемы со здоровьем, что и делает его таким.
– Увидев на улице мужчину со шрамами на лице, люди называют его уродом,
не подозревая о том, что он получил это серьёзное повреждение лица, служа
своей Родине и спасая жизни миллионов людей.
Для организации работы в группах учащимся предлагаются картинки с
изображением людей, которые внешне не симпатичны (лицо со шрамом, полный
человек и подобные отклонения от красоты, по мнению подростков),
необходимо рассказать о них, описав их внешний вид, возможный вид
деятельности, отношения с другими людьми и т. п. Во время обсуждения учитель
акцентирует внимание на том, что в характеристиках, представленных
учащимися, описывается лишь внешний вид, а внутренней красоты не видно.
Рефлексия:
– Приведите примеры отображения красоты/безобразия во внешнем виде
людей.
– Если человек некрасивый внешне, значит ли это, что он безобразен
внутренне? Почему?
– Как избежать стереотипов?
В качестве последействия организуется обсуждение таблицы, которую
подростки начали заполнять после предшествующего классного часа, – «Как
стать красивым». Подросткам предлагается ответить на вопрос с опорой на
таблицу: «Чего я достиг за неделю?».
Т е м а «Ценность "Истина"»
В качестве введения преподаватель знакомит учащихся с цитатами: «Даже о
правде следует умолчать, если она принесёт несчастье»4 (мудрость народа
Древней Индии) и «Истина не терпит отсрочек»5 (Сенека).
Противоречие: предлагается вопрос «Как вы понимаете, что такое истина?».
Ответы записываются учителем на доске. Необходимо акцентировать внимание,
что ценность «Истина» для каждого человека имеет свой смысл.
Взаимодействие: организуется в группах обсуждение словарных определений
категории «истина».1) ИСТИНА – соответствие знания действительности; объективное
содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории
философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как
вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон,
Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как
согласие мышления с самим собой, его априорными формами (И. Кант). В
современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как
соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности
– степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий (Большой
энциклопедический словарь)6.
2) ИСТИНА.
– Идеал познания,
действительностью,
действительности.
заключающийся в совпадении мыслимого с
знании объективной
в правильном понимании,
– То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда
(Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова)6.
3) ИСТИНА.
– Идеал познания,
заключающийся в совпадении мыслимого с
действительностью, в правильном понимании и знании объективной
действительности.
– Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим
субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от
сознания в философии (Новый словарь русского языка под редакцией Т. Ф.
Ефремовой)7.
4) ИСТИНА – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно,
справедливо, что есть; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет
понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота
(Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)9.
Учащимся предлагается выписать синонимы и антонимы к категории
«истина».
Рефлексия:
– Что для вас истина?
– Как соотносятся истина и правда?
– Что нового для себя вы сегодня узнали?
В качестве последействия подросткам предлагается вспомнить и отметить
дома в дневнике, когда они последний раз говорили неправду родителям, брату,сестре, незнакомым людям, одноклассникам, заполнить таблицу «Неправда в
моей жизни»:
Кому и что я сказал
Зачем?
Какие чувства испытывал
позже?
Пример заполнения таблицы:
Кому и что я сказал
Зачем?
Сказал маме, что надо
учить много уроков,
чтобы не мыть посуду
после ужина
Лень мыть посуду, не
люблю я это делать
Какие чувства испытывал
позже?
Стало стыдно за себя,
жалко маму, так как
она устала после
работы
Т е м а «Истина – ложь»
Классный час начинается с обсуждения таблицы «Неправда в моей жизни»,
учащимся предлагается вспомнить, когда они в последний раз говорили неправду
(родителям, учителям, друзьям). Какие чувства при этом испытывали? С чем это
связано?
Противоречия: «И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет
безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается» (Г. Троепольский)8
и «Ложь – это воплощение зла» (В. Гюго)9.
Взаимодействие: обсуждение в группах предложенных противоречий, поиск
аргументов «за» и «против». Обсуждение в классе полученных «доказательств».
Группам предлагаются рабочие таблицы «За и против». Результаты обсуждаются
в классе.
Рефлексия:
– Поступила ли мать ребенка плохо, соврав ему?
– Как бы вы поступили на ее месте? Почему?
– Соврете ли вы умирающему человеку, зная, что любая ложь является злом?
– Что легче: говорить правду или лгать? Почему?
– Может ли быть ложь во спасение?
В качестве последействия предлагается заполнить таблицу в дневнике «К
чему приводит ложь»:Моя ложь
Возможные последствия
Пример заполнения таблицы:
Моя ложь
Возможные последствия
Соврал маме о том, что получил
хорошую оценку (а мне поставили
двойку)
Маме позвонит учитель и
расскажет о плохой оценке, мама
разочаруется во мне: мало того что
я получил двойку, но еще и соврал
ей. Через некоторое время она
перестанет доверять мне не только
в учебе, но и в остальном тоже
Т е м а «Материальное и духовное в жизни человека»
Введение: «Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос "Можно ли за
деньги приобрести такие ценности, как любовь, дружба, доверие?"».
Противоречие: «Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на
которой держится душа, – это кошелек» (Т. Карлейль)10 и противоположная
позиция «душа не "держится" на кошельке». Подросткам предлагается
присоединить свое мнение к одному из высказываний (без обоснования выбора).
Взаимодействие: для разрешения противоречия предъявляется ситуация
«Магазин одной покупки» (Т. Н. Гущина). «Сейчас каждый из вас выберет из
предложенных карточек ту, на которой обозначена необходимая ему вещь. А
затем вы пройдете в "зал ожиданий", где можно посидеть и подумать о цене,
которую вы как "покупатель" можете заплатить за товар. Эта цена записана на
оборотной стороне карточки. Определившись со своим выбором, вы
возвращаетесь в "зал покупок" и объявляете свое решение – покупаете или нет,
объясняете причину».
Примеры карточек А (ценности духовные)
Товар
Терпимость
Самостоятельность
Добросердечие
Цена
Будешь более жадным
Станешь деспотичным
Будешь более злым по отношению кОбщительность
Уравновешенность
Решительность
окружающим
Будешь грубым с людьми
Станешь черствым
Станешь более надменным
Примеры карточек Б (ценности утилитарные)
Товар
Цена
Гитара
Сникерс
Смартфон
Велосипед
Новые кроссовки
Компьютер
Маме придется считать каждую
копейку
Мама еще год будет ходить в
старой куртке
Поругаешься со старым другом, так
как он будет завидовать
Родителям придется утроиться на
дополнительную работу
Редко сможешь видеть больного
друга
Бабушка не сможет заменить
старые поломанные очки
Рефлексия:
– После проигранной ситуации изменилось ли ваше отношение к
предложенным в начале классного часа высказываниям? Почему?
– «Плата свободой» – что значит для вас?
– Можно ли купить свободу? Любовь? Дружбу? Почему?
– Какие мысли были у вас во время игры?
– Легко ли было сделать выбор в первом случае?
– Какие ценности более важные: в первом случае или во втором? Почему?
В качестве последействия учащимся предлагается заполнить таблицу «Мои
ценности»:
Мои материальные
Как сделать их
ценности
своими?
Мои духовные или
общечеловеческие
ценности
Как сделать их
своими?Пример заполнения таблицы подростками:
Мои материальные
Как сделать их
ценности
своими?
Мои духовные или
общечеловеческие
ценности
Красивый дом на
берегу моря
Учиться, много
работать
Семья
Как сделать их
своими?
Общаться со
своими
родителями и
сестрой,
помогать им
Т е м а «Цена и ценность»
Введение: подросткам предлагается вспомнить и рассказать о самой дорогой
для них вещи, объяснить, почему она дорога.
Противоречие: «Сувенир теряет свою ценность, когда прошлое, о котором он
напоминает, уже не имеет значения» (ХансГеорг Гадамер)11 и «Ценность вещи
определяется не тем, сколько вы готовы за нее заплатить, и не тем, во сколько
она обошлась производителю, а тем, сколько за нее дадут на аукционе» (Уильям
Лайон Фелпс)12. Подросткам предлагается присоединить свое мнение к одному
из высказываний (без обоснования выбора).
Для разрешения противоречия подросткам предлагается ситуация «Цена и
ценность» (Н. Е. Щуркова).
Имитируются торги между владельцем и покупателем: покупатель готов дать
самую высокую цену за то, что находится в руках владельца, он говорит:
«Продай мне, я дам тебе хорошую цену». Продавец может ответить «Продаю»
или «Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену».
Приведем примеры карточек«товаров»: стихи, написанные для любимого
человека, компьютер, любимая книга мамы, бинокль, доставшийся от дедушки, и
т. п.
Рефлексия: учащимся предлагается письменно закончить предложение «Я
понял, что…».
В качестве последействия подросткам дается задание составить список
дорогих для него вещей и объяснить почему, заполнив таблицу «Самые дорогие
для меня вещи»:Дорогая вещь
Почему эта вещь дорога
Пример заполнения таблицы подростками:
Дорогая вещь
Почему эта вещь дорога
Наручные часы
Подарил папа, когда мне
исполнилось 12 лет со словами:
«Теперь ты взрослый и должен
следить за своим временем,
контролировать его…». Я был
очень рад такому подарку
Т е м а : «Гармония и дисгармония»
Введение: гармония означает соразмерность частей и целого, согласованность
в сочетании чеголибо; неконфликтное соединение различного, единство
противоположностей.
Подросткам предлагается придумать словосочетания со словом «гармония».
Результаты записываются на доске.
Противоречие: «Из разнообразия возникает совершенная гармония»
(Гераклит) и противоположная позиция – «разнообразие разрушает гармонию».
Взаимодействие: Для того чтобы подростки разобрались в противоречии, им
предлагается ситуация Н. Е. Щурковой «Мечта мечте навстречу».
Учащиеся должны продолжить высказывания, показывающие с одной стороны
амбивалентность мира, а с другой – его постоянную дисгармонию:
– Учитель и ученик идут на урок. Учитель мечтает… Ученик мечтает…
– Пошел обильный снег. Дворник мечтает… Лыжник мечтает…
– Футбольная встреча. Чихает вратарь. Одна команда мечтает… Другая
мечтает…
– Продавец зонтов на курорте мечтает… Курортник мечтает…
– У писателя большая семья. За книгу он получит гонорар. Он мечтает…
Читатель мечтает…
– Папа получит зарплату. Мама мечтает… Дочка мечтает…
Рефлексия: «Какие эмоции я испытывал, слыша о противоречивых желаниях
людей?».– Гармония и дисгармония как связаны? Могут ли они существовать друг без
друга?
– Какого высказывания из предложенных вы придерживаетесь? Почему?
Последействие организуется в форме заполнения в дневнике таблицы «Мои
мечты»:
Я мечтаю о…
Мама мечтает о…
Вывод
Пример заполнения таблицы подростками:
Я мечтаю о…
Новом компьютере
Мама мечтает о…
Вывод
Новой обуви
У меня компьютер уже
есть, а маме нужны
красивые новые туфли,
так как ей
не в чем ходить
Т е м а «Счастье и несчастье»
Введение: «Давайте мысленно нарисуем с вами день счастья и опишем, как он
выглядит».
Для того чтобы было легче это сделать, прослушаем стихотворение И. А.
Бунина «Вечер»13:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад весенний над сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Оно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет. Небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.Противоречием выступают высказывания в ситуации «Калоши счастья» (Н.
Е. Щуркова).
Фабула игры. Фея счастья сообщает Фее печали, что у нее есть «калоши
счастья», тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея печали
возражает: надевший калоши обретет немедленное желание от них избавиться.
Ведущий предлагает разрешить спор всем присутствующим.
Ход игры: ведущий предлагает детям поочередно выбрать карточку из
предложенных, прочитать, какое «счастье» ему досталось. Тут же Фея счастья
объявляет, какие блага ожидают играющего, если он согласится принять это
«счастье». А Фея печали торопится объявить, сколько неприятностей падет на
голову того, кто такое счастье приобретет.
Примеры карточек «счастья» и примерные высказывания Феи счастья и Феи
несчастья приведены в таблице:
Высказывание
1
Ты станешь
очень богатым
Фея счастья
2
Фея несчастья
3
Это счастье, так как тебе
будет доступно все, что бы
ты ни пожелал, ты сможешь
не работать. Ты не будешь
одинок, вокруг тебя всегда
будут люди
Это печально, ты
постоянно будешь
нервничать и переживать,
бояться потерять деньги,
ты будешь думать о том,
что любят не тебя, а твое
состояние1
Ты станешь
самым
красивым
У тебя
появится новый
друг, умный и
интересный
собеседник
Ты найдешь
настоящую
любовь
Ты займешь
руководящую
должность
Ты будешь
читать чужие
мысли
2
3
Продолжение табл.
Это же счастье, ты будешь
себя уверенно чувствовать
всегда, ты сможешь
говорить глупости – никто
на них не будет обращать
внимания, рядом с тобой
будут всегда друзья
Это счастье сулит тебе
богатое общение, минуты
радости в жизни, общее
интересное дело
Это счастье, так как ты
будешь проживать это
прекрасное состояние,
чувствовать всю полноту
жизни, тебе будет ради кого
жить
Это счастье, ты реализуешь
себя в профессии, ты
сможешь изменить жизнь в
лучшую сторону, к твоему
мнению будут
прислушиваться
Это счастье, потому что ты
сможешь понимать поступки
других людей, ты точно
будешь знать, что о тебе
думают
Это печально, тебе будут
все завидовать, думать,
что ты глупый и
недалекий человек
Это печально, тебе
придется всегда быть
вторым, чувствовать себя
в чемто ущербным
Это печально, так как ты
растворишься в этом
человеке, потеряешь свое
«я»
Это печально, так как
тобой и твоими связями
будут пользоваться твои
друзья, со временем ты
останешься один
Это печально, так как
тебе станет неинтересно
жить, для тебя не будет
никаких загадок, все
люди будут
предсказуемыми1
2
3
Ты станешь
самым добрым
Это счастье совершать
добрые поступки, помогать
другим. И тебе придут на
помощь в трудную минуту,
ты будешь чувствовать себя
нужным другим
Это печально, так как
тобой будут все
пользоваться, ты будешь
всем помогать, жертвуя
собой1
Ты станешь
самым
совестливым
Ты будешь
всегда прав
Ты станешь
самым умным
Тебе подарят
собаку
Тебе будет
всегда
сопутствовать
удача
Ты будешь
самым честным
2
3
Окончание табл.
Это счастье, так как ты
будешь сочувствовать
другому человеку и
осознавать последствия
совершаемых действий в
адрес другого, ты будешь
освобожден от
необходимости внешнего
надзирающего контроля
Это счастье, тебя не будут
критиковать и обсуждать,
твоя самооценка не будет
заниженной
Это счастье, тебя будут
уважать и ценить, просить
твоего совета, ты добьешься
в любой сфере всего того,
чего хочешь
Это счастье, так как у тебя
появится верный друг,
который тебя никогда не
предаст. Он каждый день
будет тебя встречать и
радоваться просто твоему
присутствию рядом
Это счастье, тебе будет
везти во всем, даже если
чтото против тебя. Ты не
встретишь преград на своем
пути, жизнь будет
безоблачной, безбедной
Это счастье, так как тебе не
надо будет ничего скрывать
и бояться случайно
проговориться. Ты будешь
чувствовать себя всегда
уверенно, станешь гордиться
Это печально, так как ты
постоянно будешь
заниматься
самокопанием, думать
только о других людях в
ущерб себе
Это несчастье, так как
через некоторое время
выльется в самодурство
Это печально, так как
вокруг тебя будут менее
умные, ты останешься
один, тебе не с кем даже
будет поговорить
Это грустно, так как тебе
придется за собакой
ухаживать, гулять с ней,
несмотря на снег или
дождь
Это печально, так как
у тебя не будет преград
в жизни, поэтому ты
будешь слабым и
неинтересным
Это печально, так как
окружающие тебя люди
будут этим пользоваться1
2
3
собой
Организуется работа в двух группах. Одна группа рисует портрет
счастливого человека, другая – несчастного. Важно отобразить внешний вид
человека, во что он одет, как он себя ведет, с кем он рядом находится.
Полученные портреты сравниваются.
Рефлексия:
– Что такое счастье для вас?
– Почему тема классного часа названа «Счастье и несчастье», а не просто
«Счастье»?
– Бывает ли «безоблачное счастье»? Когда? В каких ситуациях?
В качестве последействия учащимся предлагается заполнить таблицу «Мой
самый счастливый момент»:
Счастливый момент
Почему я был счастлив
Пример заполнения таблицы подростками:
Счастливый момент
Почему я был счастлив
Посещение кинотеатра в субботу
Со мной рядом были мои мама,
папа, брат. Мы общались целый
день, потом поехали гулять в парк.
Папа и мама радовались в течение
всего дня
Т е м а «Шанс и выбор»
Введение: подросткам предлагается познакомиться с отрывком произведения
«Ночной Дозор» С. Лукъяненко.
«Прекратив забивать голову ерундой, я снова посмотрел на мальчика. С
закрытыми глазами, сканируя ауру.
Результат был обескураживающим.
Его окружало переливчатое, полупрозрачное сияние. Временами –
окрашивающееся красным, порой наливающееся густой зеленью, иногда
вспыхивающее темносиним цветом.Редкий случай. Несформированная судьба. Расплывчатый потенциал.
Мальчик может вырасти большим мерзавцем, может стать добрым и
справедливым человеком, а может оказаться никем, пустышкой, каких на самом
деле – большинство в мире. Все впереди, как говорится…»14.
Каждый человек, как и Егор из книги «Ночной Дозор», может оказаться в
такой ситуации, которая даст ему шанс – стать Человеком, совершив поступок, и
каждый человек может такой шанс не заметить.
Противоречие содержится в высказываниях ситуации «Шанс и выбор» (Н. Е.
Щуркова). Из корзины дети поочередно вынимают карточки с описанной
ситуацией, определяют, какой именно шанс «посылает им жизнь», и принимают
решение, использовать ли этот шанс, сделать ли соответствующий шансу выбор.
Взявшему карточку и прочитавшему текст предлагается произнести: «Я вижу,
что ситуация предоставляет мне шанс проявить …, и я выбираю (не выбираю)
этот шанс».
Приведем примерные тексты, обозначающие предоставление шанса «быть
Человеком»:
– Посреди улицы стоит в одиночестве малыш…
– Во время урока ктото обидел учительницу…
– У меня есть деньги. На углу продают первые весенние цветы…
– Из сумки впереди идущего чтото падает…
– Я пообещал маме вернуться домой в восемь вечера…
Рефлексия:
– Каково значение выбора в жизни человека?
– Легко ли вам было делать выбор в предложенных ситуациях?
– На что вы опирались, делая выбор?
– Вспомните подобные ситуации выбора, с которыми вы сталкивались в
повседневной жизни. Всегда ли в них был реализован шанс «стать Человеком»?
В качестве последействия учащимся предлагается в «Дневнике успеха»
заполнить таблицу «Шансы, которые мне предоставила жизнь».
Ситуация
Шанс
Как я им воспользовался
Пример заполнения таблицы:
Ситуация
Маленькие дети
Шанс
Сохранить красоту
Как я им воспользовался
Попросил детейобрывали розы с
кустов на
пришкольном участке
посмотреть на куст роз
и сказать, красив ли
он?
А будет ли красивым
без цветов? Дети
поняли, что не правы, и
обещали не обрывать
розы
Т е м а «Позитивная сторона отрицательных явлений»
Введение:
И камень к камню рознь бывает.
Один – нам гранями сверкает,
Другой – вдруг рядом просвистит.
Есть камень – душу тяготит...
И к памяти взывающий без слов,
Что с Соловецких островов15.
Н. Белоусов
Противоречие: одни люди считают, что их жизнь состоит из черных и белых
полос, что среднего не может быть. Другие же считают, что черных полос не
бывает, им видимы только белые.
Взаимодействие:
для разрешения противоречия воспитанникам
предлагаются следующие задания, которые выполняются в группах.
1) Попробуйте найти позитивную сторону отрицательных явлений и качеств
человека: ненастье, лень, горе, слезы, ложь, болезнь, наказание.
2) Попробуйте найти негативную сторону позитивных явлений и качеств
личности: школа, деньги, поощрение, сон, гордость.
3) Мысленно помогите другу найти выход из сложных жизненных ситуаций
(на основе двойственности мира): «друг получил незаслуженную двойку»,
«потерял деньги», «растерялся и упустил хорошую возможность».
Рефлексия:
– Как вы относитесь к предложенному противоречию? Почему?
– Легко ли вам было помочь другу?
– Что нового вы узнали для себя на классном часе? Что вам пригодится в
жизни?
В качестве последействия подросткам предлагается заполнить таблицу
«Глядеть на мир позитивно».Неприятная ситуация
Положительное в ситуации
Пример заполнения таблицы подростками:
Неприятная ситуация
Положительное в ситуации
Упал, когда катался
на коньках. Болит нога.
Сижу дома
Есть время почитать хорошие книги,
пообщаться с мамой и младшей сестрой. Ко
мне в гости приходят друзья, я понял, кому я
дорог