Таблица 6
Виды занятий по физическому развитию детей 6-7 лет
№ п/п |
Вид занятия |
Специфика структуры и содержания занятия |
||
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
||
1. |
Физкультурно-оздоровительного характера |
Разные виды ходьбы; строевые упражнения; ориентировка в пространстве; разминочный бег |
ОРУ с предметами, основные движения, подвижная игра |
Успокоительная ходьба (малоподвижная игра), дыхательные упражнения, релаксация |
2. |
Сюжетное |
Игровой стретчинг |
Любые физические упражнения, органично сочетаемые с сюжетом |
Малоподвижная игра по сюжету, релаксация |
3. |
Игровое |
Игра средней подвижности |
2-3 подвижные игры с разными видами движений (последняя - большой подвижности) |
Малоподвижная игра, релаксация |
4. |
Тематическое |
С одним видом физических упражнений: лыжи, плавание и др. (проводится по специфичной методике) |
||
5. |
Комплексное |
С элементами включения в занятие задач других образовательных областей, которые решаются в комплексе с организацией физического развития |
||
6. |
На воздухе |
С большим содержанием движений (бега, прыжков) |
||
7. |
Контрольное |
Проводятся в начале и конце года. Включают мониторинг ИФРР, основанный на индивидуально-личностном подходе |
Конспект занятия по физическому развитию в подготовительной группе. 23 человека (17 девочек и 6 мальчиков)
Май 3 неделя Занятие №
Задачи:
Образовательные (развивающие, обучающие): обогащение двигательного опыта детей с помощью упражнений основной гимнастики, строевых упражнений; развивать умение технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять подбрасывание мяча и прыжки; развивать психофизические качества ловкость, координация; развивать глазомер, мелкую моторику.
Оздоровительные: укреплять здоровье ребёнка, опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать иммунитет средствами физического воспитания.
Воспитательные: воспитывать стремление соблюдать правила в подвижной игре.
Место проведения: спортивный зал.
Метод (способ) организации детей на занятии: фронтальный, групповой.
Время проведения: первая половина дня.
Физкультурное оборудование и инвентарь: теннисный мяч на каждого ребенка, монтажная лента 50 метров (ширина 5 см), длинная веревка диаметр 10 мм 8 метров.
Пособие: шапочка цапли
Структурная часть занятия |
Ход занятия |
Дозировка (время или кол-во раз) |
Организационно-методические рекомендации |
|||
Вводная часть (мотивационный или эмоционально стимулирующий аспект) |
Вход в зал в колонну по одному. Построение в одну шеренгу. Приветствие. Визуальная проверка самочувствия Инструктор. Сегодня ребята, прежде чем заниматься, вам необходимо отгадать загадку. Готовы? Дети: Готовы! Инструктор. Звонкий, громкий и прыгучий. Улетает аж за тучи И на радость детворе Звонко скачет во дворе. - Как всегда, по традиции мы выполним небольшую разминку. - Направо за направляющим шагом марш! - Ходьба на носках, руки в стороны (мяч в правой руке), на пятках руки за спиной (мяч в левой руке), обычный шаг. - Бегом марш! Бег в среднем темпе передавая мяч из одной руки в другую, врассыпную - остановка (меняясь мячом друг с другом), в колонне по одному (мяч в правой руке). - Шагом марш! Дыхательные упражнения. Руки через стороны вверх вдох через нос (мяч переложить из правой руки в левую) опуская руки вниз выдох через рот. - Перестроение в три колонны тройками через нижнюю середину по маркерам. Инструктор: Построение (руки в сторону и вперед - для соблюдения дистанции, стать лицом к инструктору). |
1 мин
1 мин
1 мин |
Построение в шеренгу. Первые девочки по росту, далее мальчики по росту.
Познавательная часть занятия с опросом размера, цвета мяча.
Дети проходят возле воспитателя получают по теннисному мячу. Воспитатель и инструктор занимают место в углах зала (что видеть и контролировать выполнение упражнений всех детей Напомнить правила бега (не толкать, быть внимательным по отношению к другим бегущим)
Использование разметки зала. |
|||
Основная часть (операционно-деятельностный аспект) |
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Комплекс № 4 с теннисным мячом. 1. И. п.: О. с., мяч в правой руке. 1 - правую руку и правую ногу одновременно отвести в сторону, 2 - И.п., 3-4 мяч переложить в левую руку, 5-8 -то же в другую сторону. 2. И. п.: стоя, ноги врозь, мяч в правой руке. 1 -2 – руки согнуть в локтях вперед перед собой передать мяч в левую, 3-4 – руки завести за спину мяч передать из левой руки в правую. 3. И.п.: ноги врозь, мяч в правой руке. 1 - развести руки в стороны, 2 - сделать наклон к правой ноге, 3 - прокатить мяч от правой ноги к левой, взять мяч в левую руку, 4 - И. п., 5-8 - то же к другой ноге. 4. И. п.: лежа на спине, мяч зажат ступнями ног, руки прямые над головой. 1 - повернуться на правый бок, 2 - на спину, 3 - на левый бок, 4 - И. п. 5. И. п.: сед на полу, ноги вместе прямые, мяч в правой руке. 1 - развести руки в стороны, 2 -приподнять согнутые ноги в коленях, 3 - переложить мяч под ногами в левую руку. 4 - И. п. 6. И.п.: О.с., мяч на полу сбоку. Выполнить 10 прыжков вокруг мяча на двух ногах в одну сторону, а затем 10 прыжков в другую сторону. По окончании ОРУ Инструктор дает команду перестроится из 3-х колон в одну. За направляющем шагом марш.
Основная гимнастика (основные виды движений) ОВД 1 группа Мальчики выполняют упражнение «Мы ловкие». Подбросить мяч правой рукой на высоту уровня своих глаз и поймать без ошибки 10 раз. То же самое левой рукой. Дополнительно. У кого очень хорошо получается. Добавить во время полета мяча выполнить хлопок, а потом поймать мяч. Дополнительно. У кого плохо получается. Можно побрасывать одной рукой, а ловить двумя руками 2 группа Девочки. Выполняют прыжки в «классики» 3 колонны девочек (2-2-3).
Построение в шеренгу, уборка инвентаря Сегодня мы поиграем в игру «Цапля и лягушки» А какие подвижные игры вы ещё знаете? Дети называют название. Дети игру знают, и кто-то рассказывает правила. Далее другой ребенок считалочкой выбирает водящего «Цаплю». Подвижная Игра «Лягушки на болоте»
|
6 минут
8 раз
8 раз
8 раз
8 раз
8 раз
8 раз
11 минут
5 минут выполнение упражнения
1 минута на смену групп в упражнениях
30 секунд
1 минута 30 секунд
5 минут (5 водящих) |
Инструктор показ и объяснение. Воспитатель. Исправление неправильных поз. Способ организации детей - фронтальный
1-2 упражнение для кистей рук, развитие и укрепление мышц рук и плечевого пояса. Воспитатель следит за правильной осанкой. 3-4 упражнение для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Воспитатель контролирует глубокий наклоном при прямых ногах, не согнутых в коленях.
5-6 упражнение для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса.
Каждое упражнение с показом и объяснением выполняется до 1 минуты Дети перестраиваются в колонну по одному проходят возле воспитателя и девочки отдают мячи.
Инструктор работает с детьми по выполнению упражнения «Мы ловкие» Воспитатель работает с детьми по выполнению упражнением «Классики» Способ организации детей по подгруппам (мальчики и девочки) Используя маркерную ленту на полу (линолеум) обручи (ковровое покрытие) выкладываем схематично 1 нога – 1 нога – 2 ноги – 2 ноги 1 нога – 2 ноги – поворот на 180 градусов в прыжке и обратно. Познавательное развитие, речевое развитие. Слова: Цапля, болото, лягушки Пока инструктор с детьми вспоминает подвижные игры и выбирает водящего, воспитатель выкладывает в центре зала круг из веревки. Во время игры воспитатель и инструктор следят за соблюдением правил, а также подсчитывают количество пойманных. Через 1 минуту водящий меняется способом выбора воспитателем самого стеснительного. Акцентирование на правильность выполнения двигательных действий (прыжки на двух ногах в обозначенный круг через веревку и обратно). |
|||
Заключительная часть (аналитический конспект) |
Инструктор по окончании игры. Предлагает сыграть еще в одну игру под названием «Не зевай свое место занимай». Рефлексия (умения анализировать и делать вывод). Инструктор спрашивает у детей: - Чем мы сегодня занимались? Ответы детей. Индивидуальное поощрение детей особо отличившихся.
Инструктор. Дети поаплодируйте себя за отлично проведенное занятие. Традиционное или (нетрадиционное) Прощание с детьми. Инструктор: - Направо! За направляющим шагом марш! Дети уходят из зала под руководством воспитателя. |
3 мин |
Формирование самооценки, установка на расслабление организма, подведение итогов. По сигналу 1-2-3 в шеренгу становись! Дети быстро пока инструктор считает до 5 должны занять свои места в шеренге, как в начале занятия. Если был ребенок, у которого не получалось или он немного шалил (мешал). То сначала похвалить за то что он выполнил хорошо, а потом пожурить что он делал не так и предложить на прогулке с воспитателем исправить. |
Анализ занятия по физическому развитию дошкольников
После проведения занятия должен быть осуществлен его анализ. В первую очередь, этот этап проектирования важен для самого педагога, так как позволяет оценить качество своей профессиональной деятельности по определенным параметрам, а в дальнейшем - учесть индивидуальные особенности детей, степень освоения ими нового материала при планировании образовательной деятельности по физическому развитию.
Алгоритм проведения аналитической деятельности, приведенный нами ниже, может быть использован и для организации внешней оценки качества образовательной деятельности педагога со стороны коллег, администрации:
1. Сведения о группе, в которой проводилось занятие (количество детей, их возраст, состояние здоровья).
2. Подготовленность и разработанность занятия (наличие конспекта занятия, правильность и тщательность его разработки, подготовка помещения для проведения занятия и физкультурного инвентаря).
3. Наличие и состояние спортивной формы (обуви) детей и педагогов.
4. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
5. Организация занятия:
- своевременность начала и окончания;
- логичность и методическая правильность структуры занятия;
- эффективность способов организации детей для выполнения упражнений и заданий;
- рациональность использования помещения;
- мобильность раздачи и сбора физкультурного инвентаря.
6. Эффективность решения обучающих задач:
- реализация задач по обучению физическим упражнениям и закреплению двигательных навыков; качество выполнения упражнений детьми (степень владения двигательными умениями и навыками);
- реализация задач формирования и развития физических качеств: ловкости, быстроты, глазомера, равновесия, гибкости, силы, координации;
- практическая реализация дидактических принципов (сознательности, активности, наглядности и др.), соответствие применяемых методов и приемов возрасту и подготовленности детей, этапу обучения;
- умение предупреждать ошибки детей, видеть их и исправлять, обеспечивать страховку;
- соответствие дозировки и темпа выполнения каждого упражнения возрасту детей; регулирование физической нагрузки, оценка двигательной плотности занятия.
7. Осуществление воспитательных задач:
- привитие умений заниматься физическими упражнениями самостоятельно и в коллективе с другими детьми;
- развитие интереса к результатам занятия (здоровью, физическому развитию, физической подготовленности, повышению работоспособности);
- формирование нравственных качеств (честности, справедливости, чувства товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к оборудованию);
- развитие волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, выдержки).
8. Решение оздоровительных задач:
- укрепление всех органов и систем организма - связок, суставов, костной, мышечной, сердечнососудистой, нервной систем;
- закаливание.
9. Развивающий эффект занятия:
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, речи, мышления, памяти, воображения);
- развитие мыслительных процессов (наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
- формирование умения творчески пользоваться знаниями, навыками;
- формирование активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости;
- формирование положительных эмоций, умения преодолевать отрицательные эмоции и поддерживать бодрое, жизнерадостное настроение;
- развитие способности воспринимать, понимать, оценивать правильность (красоту, изящество, выразительность) движений, осанки, оборудования окружающей обстановки, музыкального сопровождения.
10. Поведение и самочувствие детей:
- проявлялись ли: заинтересованность, внимание, активность, инициатива, организованность, дисциплинированность, взаимоотношения с другими детьми;
- отмечались ли: признаки утомления, характеризующие самочувствие, настроение детей.
11. Уровень методической подготовленности педагога и его мастерство:
- качество показа физических упражнений, правильность объяснений, указаний, подачи команд и распоряжений;
- умение видеть всех детей группы и осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений, самочувствием и поведением детей;
- владение педагогической техникой, голосом, культура речи;
- соблюдение педагогического такта, тона в обращении с детьми;
- характер ведения занятия (уверенно-неуверенно), настроение педагога.
12. Выводы, предложения, рекомендации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.