Примеры интеграции общечеловеческих ценностей на уроках.

  • docx
  • 17.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Интеграция предмета.docx

Интеграция предмета «Самопознание» и математики в 3 классе.

 

Гимназия «Самопознание» 
Интеграция предмета «Самопознание» и математики в 3 классе. 
Учитель начальных классов Токовенко О.М. 
Алматы 2013год. 

Тема: Зависимость между длиной и площадью прямоугольника. 
Цель: Выведение формулы нахождения стороны прямоугольника по его площади и другой стороны через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. 
Задачи: 
• формировать представление о формуле, как равенстве, устанавливающем взаимосвязь между величинами; 
• формировать умение (в простейших случаях) выражать зависимость между величинами с помощью формул; 
• развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать; 
• способствовать осознанию детьми, что всё в мире взаимосвязано, и математические законы есть отображение всеобщих законов единства и гармонии; 
• способствовать духовному росту детей, развитию чувства радости от осознания единства и гармонии мироздания; 
• способствовать воспитанию коммуникативных способностей, культуры математической речи. 

Ход урока. 
I. Позитивный настрой 
Концентрация на чувствах любви, единения, под спокойную мелодию: 

Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. 
Дышите ровно, глубоко. С каждым вздохом старайтесь расслабиться и стать спокойными. Вспомните ласковые руки мамы, её нежные слова… Почувствуйте в своём сердечке любовь, признательность, благодарность… 
Бережно направьте это чувство любви , признательности на себя, на своих товарищей, на наших гостей… 
Сохраните в себе эти чувства. Они помогут вам сегодня на уроке услышать, понять и принять мнения своих товарищей, учителя… 
Откройте глаза. Улыбнитесь. Мысленно пожелаем друг другу удачного урока, хорошей, интересной и дружной работы! 

II. Актуализация знаний 
1) Добрые задачи: 
a) В сказочном болоте жила-была весёлая маленькая лягушка. Она очень хорошо считала. А знаете, почему? Она считала всё прекрасное, что есть вокруг. Весной откладывая икринки, она считала: 100 икринок будут расти в луже под солнышком, и из них вырастут лягушата с солнечными сердечками. 200 икринок я положу под цветок кувшинки, и из них вырастут лягушата, которые будут любить цветы и ухаживать за ними, а 300 икринок положу в большую лужу, и из них вырастут лягушата, которые будут заботиться о лесных деревьях. Сколько всего вырастет замечательных, добрых, трудолюбивых лягушат? 
100+200+300=600(л.) 
b) А добрых , заботливых детей в начальной школе на 320 учеников больше, чем лягушат. Сколько таких ребят? 
600+320=920(уч.) 
c) Два друга пошли в лес и взяли с собой 8 бутербродов. Один был голоден и сразу съел 4 бутерброда, второй - не хотел есть, так как только что пообедал. Друзья заблудились в лесу и оба почувствовали, что очень проголодались. Как справедливо поделить бутерброды в данной ситуации? 

2) «Математика учит мыслить. А мысль - гордость и украшение. Вселенной»- сказал известный австрийский математик Гедель. 
Поразмыслите над следующим заданием: 
В каждом прямоугольнике одного ряда цифры расположены в определённой закономерности. Попытайтесь найти правило для каждого ряда и, используя его, определить пропущенные цифры. 

5 0 6 10 5 11 6 __ __ (-5,+6) 

2 4 12 5 10 30 10 __ __ (∙2 ; ∙3) 

3) Что общего в записях? 

2∙ х=18 d : 5=8 S= a ∙ b 

y – 56=64 P= a∙ 2 + b∙ 2 36+ c =90-20 
(равенства, содержащие буквы, т.е. переменные) 

- На какие две группы можно разделить эти равенства? (Уравнения и формулы.) 
- Прочтите уравнение, в котором неизвестен множитель. Как найти неизвестный множитель? 
- Прочтите формулу нахождения S (площади) прямоугольника. 
- На какое слово похоже слово «формула»? 
- Вспомните, как вы играли в песочнице. У вас были формочки? Для чего? А для чего нужны формулы? 
Прочтите определение понятия «формула»: 

Формула – это верное равенство, устанавливающее зависимость между величинами. 

III. Проблемная ситуация, постановка задачи. 
1) Работа в парах. 
- Решите задачи: 
А) Длина прямоугольника 7см , ширина 4 см. Чему равна площадь? 
Б) Площадь прямоугольника 16 см2 , длина 8 см . Чему равна ширина? 
2) Проверка. 
- С решением какой задачи вы справились легко? Почему? 
- Почему вторая задача у вас вызвала затруднение? 
3) Постановка задачи. 
- Что нужно сделать? 
4) Чтение темы урока. 

IV. Открытие нового знания. 

1. Работа в группах по 4 человека. (По мере необходимости используются вспомогательные дифференцированные карточки алгоритмы) 
2. Вывод: 
a = S : b b= S : a 
- Что помогло нам вывести новые формулы? (Знание взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения). 

3. Практическая работа по проверке правильности формул. 
a = S : b b= S : a 
(Детям выдаются модели прямоугольников, предлагается измерить стороны прямоугольников, вычислить площадь; применяя формулы получить длину и ширину. Сделать вывод о правильности полученных формул.) 

V. Беседа о взаимосвязях в жизни человека. 
- Математические законы есть земное отражение законов взаимосвязи, гармонии: человека с окружающим миром, человека с человеком , человека с самим собой. 
- Приведите примеры взаимосвязи. 
Цитата: 
1)Если человек спокоен, будет мир в семье. 
Если мир в семье, будет мир в обществе. 
Мир в обществе, будет мир в стране. 
Если мир в стране, будет мир во всем мире. 

2)«Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью» 
Симон Стевин. 

VI. Физминутка. 
Солнце заглянуло в класс, 
Отдыхать зовет всех нас. 
В какой песне поётся о взаимосвязи настроения и улыбки? 
(Дети с движениями поют 1 куплет песни «От улыбки»). 

VII. Первичное закрепление. 
1)Третьеклассники решили украсить школьный двор. Они посадили цветы на прямоугольной клумбе, площадь которой 48 дм2 , а ширина 6 дм. Какова длина этой клумбы? 

VIII. Домашнее задание: 
Составить и решить «добрую задачу» о нахождении стороны прямоугольника по его площади. 
Рефлексия. 
- Какова была цель нашего урока? 
- Достигли ли мы поставленной цели? Кто считает, что «да» - хлопните в ладоши 3 раза. 
- Кто доволен своей работой на уроке, поднимите весёлый смайлик, а кто не совсем доволен – грустный. 
- Кто хочет отметить хорошую работу своих товарищей по группе? Назовите их имена. 
- Что интересного о связи математики с законами жизни вы узнали? 
  

Если человек спокоен, будет мир в семье. 
Если мир в семье, будет мир 
в обществе. 
Мир в обществе, будет мир 
в стране. 
Если мир в стране, будет мир 
во всем мире. 

«Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью» 
Симон Стевин.