Согласно требованиям ФГОС одна из основных задач учителя - создать на уроке такую учебную ситуацию, которая предполагает активность и инициативу каждого ученика. Не секрет, что у многих современных школьников уже к 5-6 классу нет высокой мотивации к обучению. В частности, учебный материал арифметики, изучаемый в этом возрасте, детям кажется скучным, однообразным. Чтобы сделать математический материал живым и интересным для пятиклассника или шестиклассника, каждый учитель-предметник придумывает свой методический маршрут.
По своему опыту знаю, что любое включение в урок элементов новизны или неизвестности, ребята принимают с удовольствием, стараются проявить себя. Нестандартность в ходе урока, занимательный материал – это те средства, которые позволяют поддерживать внимание и интерес детей к предмету.
Мне нравится дидактическая игра «Путешествие». В 5 и 6 классах её хорошо использовать на уроках закрепления изученного материала. Суть игры: решая задачи и примеры, вопросы на смекалку, дети узнают что-то новое для себя по заявленной теме. Круг путешествий на протяжении учебного года расширяется. В сентябре мы с пятиклассниками «открываем» для себя историю школы, знакомимся с преподавателями, зданием. Затем узнаём интересные факты о микрорайоне вокруг образовательной организации, «перемещаемся» в пространстве Невского района и территорий, находящихся рядом. Во второй половине 5 класса наш маршрут проходит по Петербургу в разные периоды его истории. С шестиклассниками «открываем» города и достопримечательности России.
Мир путешествий начинаем с темы «Моя школа». Четыре года дети проучились здесь, им кажется, что они всё знают о своей образовательной организации. Поэтому ребята легко включаются в задания на догадку.
Приведу примеры вопросов, заданий, которые предлагались пятиклассникам при изучении темы «Деление нацело», «Деление с остатком».
1. Как ты думаешь, в каком году в нашем городе открылась школа №347?
Найди частное при делении числа 5835 на 3, оно даст правильный ответ.
2. Здание бывшей школы №347 размещалось на Ивановской улице, дом. 16. Сейчас там находится Педагогический колледж №8. В каком году школа №347 открылась в нашем здании?
Вычисли частное чисел 21780 и 11. Знаешь ли ты, чем знаменателен для нашей страны был этот год?
3. Сколько в истории нашей школы было директоров?
Найди остаток при делении чисел 2435 и 7.
4. Наша школа получила статус школы с углублённым изучением английского языка сравнительно недавно. Сегодняшние выпускники были первоклассниками, когда школа получила это звание. Установите год.
Выполните действия 2 000 000 : 100 : 10 + 6000 : 100 : 10
5. Сколько учителей английского языка работают в нашей школе?
Вычисли 4899 : (150 + 7 ∙ 9)
6. Как ты думаешь, сколько в школе учителей французского языка? Сколько учителей начальной школы? Заполни недостающие данные таблицы. Число остатков в строке покажет, сколько в школе учителей французского языка, неполное частное – число учителей начальной школы.
Делимое |
Делитель |
Неполное частное |
Остаток |
1293 |
86 |
|
|
7. Сколько учительских династий было в истории нашей школы?
Их столько же, сколько ниже чисел, которые делятся на 10.
5447, 900, 4005, 99309, 420340, 15345, 33000, 77777, 347, 50, 368705, 100.
8. В школе 943 ученика. Сколько учителей?
Реши уравнение х ∙ 120 = 8400
9. Какое наибольшее количество детей в классе в текущем учебном году?
Определи делитель, если 307 : а = 8 (остаток 3), это число покажет максимальное число учеников в классе.
10. Какое наименьшее количество детей в классе в текущем учебном году?
Определи делитель, если 310 : а = 14 (остаток 2), это число покажет максимальное число учеников в классе.
11. Вы каждый день поднимаетесь или спускаетесь по школьным лестницам. Сколько ступенек между двумя пролётами лестницы?
Составь выражение и найди его значение: из частного чисел 315 и 15 вычитается частное чисел 300 и 30.
12. Во сколько раз лестница с 1 до 4 этажа длиннее лестницы с 1 на 2 этаж?
Подобные задания можно создавать на любом учебном материале. Чаще всего, их объединяю по несколько вопросов, занимая небольшую часть урока, либо даю в качестве домашнего задания.
Опыт показывает, что вопросы, связанные с местами, где бывал ребёнок, или о которых он читал, слышал на уроках, стимулируют желание дать ответ на поставленный вопрос, высказать своё предположение. При этом активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету. А главное — нет равнодушных на уроке. Играя, дети непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические действия.
Наша школа имеет специализацию – углублённое изучение английского языка. Когда на уроке математики возникают вопросы, которые можно связать с темой «Великобритания», они становятся неожиданными и интересными для детей. В пятом классе изучается тема «Величины», позволяющая затронуть вопрос о существовании различных единиц измерения не только в России, но и в других странах. На уроках математики нельзя пройти мимо английских старинных мер длины. Приведу пример задания после изучения данной темы.
Прочитай текст. Найди и зачеркни все неверные слова, сверху впиши правильные.
С древних времен людям приходилось измерять длину разных отрезков.
Самая первая известная единица длины – это «сантиметр», которым измеряли пройденный путь и в Египте, и в Древнем Риме. Издавна употреблялись такие единицы, как «вершок» - расстояние от локтя до кончиков пальцев, "морская миля" – расстояние между вытянутыми руками человека.
В Англии с 1101 года была установлена длина пяди – расстояние от кончика носа до конца среднего пальца руки Его королевского Величества. Но как только сменился король, эта единица удлинилась, так как новый король имел более длинные руки.
Маленькие отрезки англичане измеряли в футах. Поэтому крошечную сказочную девочку, появившуюся из тюльпана, называли Футболочка.
Каждое государство пользовалось своими мерами, взятыми приближённо. С развитием торговли настало время договориться о создании единых мер. В России со времён Ивана Грозного появились привычные нам меры длины: километры, литры, метры, граммы, сантиметры, центнеры.
Когда дети на уроках активны, идёт развитие познавательного интереса школьников, тогда формируется положительное отношения к учению. Мне кажется, что ни в какие времена не потеряют актуальность слова В.А. Сухомлинского «Страшная эта опасность — безделье за партой… Ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.