Примеры приемов, используемых в технологии мастерской
Оценка 4.9

Примеры приемов, используемых в технологии мастерской

Оценка 4.9
doc
12.05.2020
Примеры приемов, используемых в технологии мастерской
Примеры приемов, используемых на мастерской.doc

 

                        Построение ассоциативных рядов.

 

Задание 1. Записать слово Достоевский и все слова, которые рождаются в вашем воображении, когда вы слышите или произносите эту фамилию. (писатель, гуманист, христианский гуманизм, каторга, Евангелие, Христос, Бог, человек, сострадание, любовь) 

Задание 2. Записать выражение современный Петербург и все слова, которые у вас ассоциативно рождаются при этом выражении. 

 


Задание 3. Записать словосочетание Петербург Достоевского и все слова, которые у вас ассоциативно рождаются при этом выражении. (мрачный, грязный, серый, униженные, оскорбленные, духота, жара, вонь, бедность, нищета, пьянство, подаяние) 
Прочитайте слова и попробуйте объяснить выбор записанных вами слов, хотя бы отдельных, тех, которые больше всего затронули вашу душу.

 

 

 

Задание 4.Перенесите в тетради запись с доски

        Положительный   -  отрицательный

 

1)К какому из них подходит слово герой, а к какому персонаж? Почему? Что с точки лексики представляют из себя эти слова?

           (антонимы: положительный – отрицательный;

            Синонимы: герой – персонаж).

Задание: в каждый столбик выпишите признаки названия персонажей (вообще).

 

Н-р: добрый                       эгоистичный

        сильный                      глупый

        благородный              завистливый

        честный                      подлый

        отзывчивый                жестокий

        умный                         заносчивый

        искренний                  циничный

                                   и т. д.

2) Озвучьте качества.

 

 

 

 

 

                                       Построение древопонятия

А) Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.

Учитель: Кем считал себя Базаров?

Ответ учащихся: нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.

Учитель: Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.

Нигилизм – это…

  • (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» ( Толковый словарь В.Даля)
  • «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка)
  • «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра !... ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н.Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин прировнял  нигилизм к скептицизму» (М.Катков)

Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.

Учитель: Попробуем их объединить. Что из этого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Работа с печатным текстом.

 

Задание №1

1.Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают понять, какой же цвет является основным в романе.(2-3 примера, не повторять уже названные примеры).

 

2. Психологи  утверждают, что «Желтый цвет – символ легкости, непринужденности, общительности, раскованности, смелости. Цвет солнца и тепла, греет, согревает»  

 Можно ли сказать, что данные значения соответствуют значению цвета в романе Достоевского? Почему?

Обсудите в группе все возможные предположения. Сделайте вывод.

 

3. Видите ли вы какую-то связь между желто-серым Петербургом Достоевского и Петербургом Мандельштама? Если да, докажите, проводя параллели.

 

Ленинград. (Осип Мандельштам)

Я вернулся в мой город, знакомый до слез, 
До прожилок, до детских припухлых желез. 

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей 
Рыбий жир ленинградских речных фонарей, 

Узнавай же скорее декабрьский денек, 
Где к зловещему дегтю подмешан желток. 

Петербург! я еще не хочу умирать: 
У тебя телефонов моих номера. 

Петербург! У меня еще есть адреса, 
По которым найду мертвецов голоса. 

Я на лестнице черной живу, и в висок 
Ударяет мне вырванный с мясом звонок, 

И всю ночь напролет жду гостей дорогих, 
Шевеля кандалами цепочек дверных. 

Декабрь 1930 
Результат деятельности: изобразить Петербург с помощью красок, линий, цветов.

 

Задание №2. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию. (перечень слов внизу).

Текст №1.
Ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.

И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то (………….)  и трусливое ощущение, которого (……….) и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб он был так труслив и (…..), совсем даже напротив, но с некоторого времени он был в (……………) и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того (углубился) в себя и (………)  от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой...

Раскольников вышел в решительном смущении… Смущение это все более и более увеличивалось. И, наконец, уже на улице, он воскликнул: «О Боже! Как это все (…………..)! И неужели, неужели я ...нет, это вздор, это нелепость!» - прибавил он решительно. 
Главное: (……), пакостно, гадко, гадко!... Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего (………). Чувство 
бесконечного (………) , начинавшее давить и мутить его сердце…

(болезненное, стыдился ,забит, раздражительном, углубился, уединился, отвратительно, грязно, отвращения, волнения)

 

Текст  №2

И тогда-то, милостивый государь, тогда я, тоже вдовец,

и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое (………).

Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили,

что она образованная и воспитанная и, фамилии известной, за меня согласилась пойти. Но пошла! (………..) и руки ломая пошла! Ибо (……)было идти…

 

-(……..)! Зачем меня (…….) !- вдруг возопил Мармеладов вставая с протянутой рукой…Да! Меня (……….)не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не (……..).

Она, кажется, унимала его, что-то шептала  ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время (………) следил за матерью своими большими темными глазами…

 

-И это в наслаждение! И это мне не (…..), а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь,- выкрикнул он. Спавший в углу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном (……).

(страдание , плача и рыдая, некуда ,жалеть, со страхом, боль, испуге)

 

Текст №3

«Любви тут не может быть», - пишет мамаша. А что , если, кроме любви-то, и уважения не может быть, а, напротив, уже есть (………), (……….), (………), что же тогда? Ведь она уже и теперь (……………), мучается; а тогда, когда все ясно увидит?...Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!...

 

Почти все время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было (…………), но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, (…….)  улыбка змеилась по его губам. Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и долго думал. Сильно (……..) его сердце, и сильно волновались его мысли. Наконец ему стало (……..) и тесно в этой (……..) каморке, похожей на шкаф или сундук…

 

 

(отвращение,  презрение,  омерзение,  неспокойна, мокро от слез, злая, билось,  душно, желтой)

 

 

 

 

 

 

                                                       Использование таблиц.

 

 

 

 

Заполнение третьей графы таблицы:  осмысление причин конфликта между героем и миром.

 

Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе:  какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?

Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы третьей  графы таблицы, на которые вы еще раз ответите дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Приёмы развития критического мышления.

Работа с таблицей «Взгляды Базарова» (таблица составлена на предыдущих уроках).

Точка зрения

Взгляды Базарова

 

«Всякий человек сам себя воспитывать должен»
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
«Русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения.»
«2*2=4, а остальное пустяки…»
«В теперешнее время полезнее всего отрицание…»
«Необходимо все сломать и разрушить, а строить будут другие…»
Об аристократии: «вот вы уважаете себя и сидите сложа руки, вы бы не уважали себя и делали тоже самое», «аристократизм, либерализм – русскому человеку даром не нужны…»
«Рафаэль гроша медного не стоит, любой химик в двадцать раз лучше поэта»

Учитель: Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Ответы учащихся.

Учитель: В этой же таблице  напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:

  • + согласен с позицией автора
  • -  не согласен с мнением автора
  • ! восхищаюсь мыслями автора
  • ? не понимаю автора.

Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Составление сиквейна.

 

 

 

4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ.

ž Первое слово – основное понятие, о котором идёт речь на уроке. (существительное)

ž Два прилагательных. Определения к основному слову.

ž Три глагола. Действия, которые производит предмет.

ž Предложение или фраза, несущее смысловую нагрузку.

ž Итоговая фраза, передающая восприятие предмета (явления, героя), его состояние.

(Использование этого приема позволяет учителю проверить уровень понимания изучаемого материала.)

Прочтение синквейнов.

Примеры написанных синквейнов учащимися.

Нигилизм.
Отрицающий, отвергающий, низкий. 
Отрицает, губит, калечит души.
Как будет жить человек с нигилизмом?
Это утопия.

Нигилизм.
Противоречащий, ломающий, испытывающий. 
Отвергает, испытывает, проверяет.
И это называется нигилизмом?
Камень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Построение ассоциативных рядов

Построение ассоциативных рядов

Построение древопонятия А) Построение древопонятия слова

Построение древопонятия А) Построение древопонятия слова

Работа с печатным текстом.

Работа с печатным текстом.

Задание №2. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию

Задание №2. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию

Использование таблиц.

Использование таблиц.

Приёмы развития критического мышления

Приёмы развития критического мышления

Составление сиквейна. 4

Составление сиквейна. 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020