Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.
Оценка 4.7

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
информатика
5 кл—9 кл
01.07.2018
Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.
Тема выбрана не случайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты и сегодня. Её практическая значимость доказана и выверена временем. Каждый из нас, в условиях программного марафона, ищет и находит свои пути к каждому ученику, развивает задатки ребят, способствуя раскрытию их талантов, не разрушая при этом внутренний мир, а, сохраняя в школьнике неповторимую личность, данную от бога и родителей индивидуальность.
Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроке информатики.docx
Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроке информатики. Обучение   –   сложный   процесс,   он   предполагает,   прежде   всего, деятельность   учителя   и   деятельность   учащихся.   Необходимым   условием успешности обучения является активность учащегося, которая реализуется через его деятельность. Как бы ни старался учитель, если ученики не работают, не трудятся – процесса познания нет. Всё чаще приходится считаться и с таким фактом,   как   неспособность   многих   учеников   самостоятельно   работать,   их стремление увильнуть, а порой и сорвать самостоятельную работу, их желание все получить в готовом виде без труда и собственных усилий. Задача учителя – научиться приемам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, выработать у них навыки, привычки и любовь к учебному   труду.   Самостоятельная   работа   может   принимать   разные   формы, способы и приемы. Для   оценки   уровня   подготовки   ребят   к   восприятию   нового   материала   и повторения, необходимых на уроке базовых понятий, как показывает практика, использование   традиционного   индивидуального   опроса   старшеклассников   не является оптимальным вариантом. Не секрет, что тратится где­то 40% времени урока, да и большинство учащихся бывают далеки от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала. Поэтому на своих уроках использую: диктанты (письменные ответы на вопросы учителя, затем их обсуждение и проверка, оцениваются лучшие ответы). Например,   “Организация   циклических   процессов   в   языке   Паскаль”   – диктант.      Дайте определение цикла.  Какого типа может быть переменная параметра цикла?  Условие выхода из цикла в цикле с предварительным условием.  В каком операторе цикла <тело цикла> обязательно исполнится хотя бы один раз?   В операторе цикла записать условие, чтобы тело цикла выполнилось 3 раза,   и   цикл   прекратил   работу.   Укажите   значения   переменных   X,   Y   после выполнения программы. 1 вариант: x=8; repeat y:=x*x; writeln(x: 3,y:5); x=x–2 until ... ; ,y:6); 2 вариант x=5; while…… …. do begin y:=x+5; writeln(x:4 x:=x+1 end; эстафеты  (класс   делится   на   несколько   групп,   каждая   группа   получает задание,   учащиеся   в   порядке   очередности   отвечают   на   вопросы,   поощряется сдавшая   первой   команда,   подсчитывается   количество   правильных   ответов, объявляется   победитель)   при   изучении   тем   “Системы   счисления”,   “Измерение информации”, “Алгоритмизация и программирование”; карточки в виде тестов  для отдельных учащихся, остальные в это время решают задачу, решение которой содержит элементы решения домашней задачи. Заранее   готовится   шаблон   решения   задачи   с   недостающими   блоками   (в обязательном порядке оцениваются работающие с тестом, а также “активисты” решения  задачи);  в  случае  затруднений   при  выполнении  домашней   работы   на уроке разбирается решение по готовой программе. Во   время   объяснения   нового   материала   привлекать   учащихся   к самостоятельной работе помогают следующие приемы: Первый прием. При объяснении новой темы,  в нужный момент задаются вопросы   классу:   “А   почему   это   происходит?”   Например,   при   изучении   темы: “Общие  принципы  организации   и   работы   компьютеров”   задаю   вопрос   “Вот   вы включили   питание   системы,   все   закрутилось,   зашумело   и   засветилось.   Что делает   компьютер   с   момента   включения   до   того,   как   вы   сможете   с   ним общаться?”. В своих ответах учащиеся пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Второй   прием.  Использование   практических   заданий  при   объяснении нового материала. Например, при изучении темы “Внутренняя и внешняя память ЭВМ” предложить учащимся определить объем ОЗУ и жесткого диска данного компьютера, ответить на вопрос “Какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD–ROM диск?”. Выполнив задание, ученики приходят к выводу, что количество помещаемой информации на разные носители неодинаково, при этом они делают вывод, что CD–ROM предназначен только для считывания информации, но не для записи её.  Третий   прием.   При   изучении   Паскаль   для   каждого   ученика   готовлю опорный конспект урока, в котором излагаю самое главное. Здесь есть задания и упражнения, которые рассматриваются на уроке, а также домашнее задание.  Четвертый прием. При объяснении нового материала используются ответы более   подготовленных   ребят.   И,   хотя   основная   часть   объяснения   нового материала дается учителем, учащиеся активно работают на уроке. Беседуя, я не только сообщаю новый материал, но и с его помощью ставлю вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным “открытиям”.  Пятый прием. Применение компьютерной обучающей программы позволяет сделать   уроки   необычными,   отличающимися   от   стандартного   урока классического образца. Они не заменяют этих уроков, но их дополняют, вносят оживление,   разнообразие,   повышают   интерес,   а   значит,   способствуют совершенствованию   учебного   процесса.   В   качестве   основного   я   использую электронный вариант учебника Л.З. Шауцуковой “Информатика”, оформленного в виде Web– страницы. Применение данного учебника позволяет организовать и моделировать   поисковую   деятельность   учащихся   на   уроке,   формировать   у каждого из них умения и навыки самостоятельно добывать знания, развивать такие   качества   личности   как   самостоятельность,   организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность. Для самоконтроля учащимся предлагаю   задания,   содержащие   основные   направления   поисковой деятельности. Для   активизации   мыслительной   деятельности   учащихся   во   время изложения   материала  предлагаю   составить   шпаргалку  по   данной   теме.   Это заставляет   учащихся   рассуждать,   обдумывать   отдельные   мысли,   выделять главное, формулировать свою мысль так, чтобы удобно было фиксировать ее на бумаге.  Усвоение   учебного   материала   учащимися   происходит   в   процессе формирования умений и навыков. Основным содержанием учебной деятельности является выполнение специально разработанных учителем учебных упражнений по отработке навыков применения ранее приобретенных знаний. Не секрет, что одной   из   трудно   решаемых   проблем   в   преподавании   информатики   является ограниченность времени, т.к. в неделю проводится всего один урок. Получается, что за несколько уроков, отведенных на изучение определенной темы, учащиеся должны   усвоить   теоретический   материал,   отработать   его   практическое применение с использованием ПК, показать учителю свои знания для получения оценки.   И   поэтому   учитель,   для   каждого   урока   должен   выбрать   такие   виды самостоятельных   работ,   которые   будут   наиболее   экономичными   по   времени   и эффективными   по   результатам.   Такие   самостоятельные   работы   носят репродуктивный характер:   решение   задач. Выполнение   тренировочных   упражнений,  Это предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы служат закреплению   материала.   При   планировании   заданий   обращаю   внимание   на оптимальность его объема, сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время,   которое   отводится   на   уроке,   на   дифференцированность   заданий   для наиболее   подготовленных   учеников,   в   какой   форме   предложить   помощь слабоуспевающим, использую способы повышения интереса к заданию (новизна задания, опыты, наблюдения, поиски собственных примеров и др.). На данном этапе   обучения   использую   парную   работу   за   компьютером.   Как   показывает практика,   если   учащийся   работает   за   компьютером   один,   и   у   него   возникли трудности, он может рассуждать так: “Сосед слева молчит, наверное, ему все понятно. И справа тихо. И вообще, никто не спрашивает. Значит, всем, кроме меня, все ясно. Значит, я один такой глупый, а это надо скрыть – сделать вид, что и   у   меня   все   в   порядке,   и   ничего   ни   у   кого   не   спрашивать”.   Если   за   одним компьютером работают двое, то меньше вероятность незнания одного и того же обоими сразу. Ряд мелких проблем двое могут решить сами путем обсуждения и не   будут   “тормошить”   учителя   по   пустякам.   Для   учащегося   помощь   товарища оказывается   порой   доступнее,   чем   помощь   учителя.   Возможно,   обучаемый   не боится спросить у товарища нечто для него важное и непонятное, но такое, что спрашивать у учителя стыдновато: давно уже “прошли”, наверное, все остальные это хорошо знают; так недолго и двойку схлопотать. При серьезном затруднении схема их рассуждений будет: "Тебе понятно? (шепотом) – “Нет”. – “И мне тоже”. – “Значит, я не один такой глупый, нас таких уже двое, а может, и больше. Давай спросим у учителя”. Итак, коллектив может дружно и громко заявить: “Нам не понятно”, но не так часто индивидуум говорит вслух при всех: “Мне не понятно”. Выполнение проверочных работ.  Например, для проверки знаний и умений работы с объектами в Paint использую карточки–задания вида:    Задание I– теория  Создайте   текст   –   ответы   на   вопросы   –   и   сохраните   под   именем z1_фамилия.   Как   просмотреть   рисунок,   размеры   которого   превышают   размер рабочей области окна программы Paint?   В   каких   случаях   работа   инструмента   Заливка   может   дать   не   тот эффект, который ожидался? Как можно отменить действие команды, которая выполнена неправильно?   Какие операции с выделенным фрагментом можно выполнить в окне программы Paint?       Задание II– практика  Открыть файл (указываю путь).  Из предложенных фрагментов объекта соберите левую половинку.  Не рисуя правой половины, воссоздайте объект.  Сохраните свою работу под именем z2_фамилия В качестве объектов я использую симметричные фигуры. При выполнении данной работы у кого­то появляются лишние детали, у кого­то их не достаёт, в итоге пазл собирается. При изучении особенностей конструирования разветвляющихся алгоритмов использую карточки вида:   Выбери   из   предложенных   шаблонов   тот,   который   может   являться алгоритмом решения такой задачи: (текст задачи)  ……..  Впиши в выбранную блок­схему вместо многоточия команды, которые  для Запиши ответ ___________________________  алгоритм   Исполни     m=2   и   n=7.    Укажи тип алгоритма _________________ Обзорные   работы.  Это   задания   на   упорядочение   и   систематизацию изучаемых   сведений.  Их применение  целесообразно  на  заключительном   этапе закрепления материала. Значительное место в упражнениях должны занимать задания с практической направленностью. В   качестве   итоговой   работы,   демонстрирующей   знания,   умения,   навыки работы   в   Paint,   предлагаю   задание   “Создание   обложки   для   аудиокассеты” средствами этого редактора. К выполнению данной работы готовимся заранее: за 2–3 урока объявляю тему будущей работы, учащиеся продумывают, создают в тетрадях эскизы обложки. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя. При изучении Word предлагаю учащимся следующие творческие задачи:  1. Оформить   грамоту   победителю   олимпиады   по   информатике   в произвольной форме.  2. 3. 4. и др. Оформить титульную страницу учебника информатики.  Оформить рекламное объявление.  Оформить афишу для кинотеатра о любом понравившемся вам фильме А при изучении темы “Базы данных”:  1. Спроектировать и создать структуру БД “Коллекция”, в которой можно хранить сведения  о какой­либо  коллекции (марок, монет, автомобилей  и т.д.). Создать   форму   для   заполнения   этой   БД   и   ввести   в   нее   сведения   о   15–20 экземплярах коллекции. Придумать и сформировать к созданной базе данных 3– 4 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям).  2. Спроектировать и создать структуру БД “Ученик”, в которой можно будет хранить сведения об ученике школы на протяжении всех лет обучения. Создать форму для заполнения этой БД и ввести в нее сведения о 8–10 учениках школы из различных классов (например, второго, шестого и девятого). Придумать и сформировать к созданной базе данных 3–4 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям). 3. Спроектировать   и   создать   структуру   БД   “Отдел   кадров   школы”,   в которой можно  будет хранить общие  сведения  о сотрудниках  учреждения, их послужные списки и информацию об отпусках. Создать форму для заполнения этой БД и ввести в нее сведения о 10 сотрудниках. Придумать и сформировать к созданной базе данных 3–4 запроса различной сложности. Такие   задачи   позволяют   индивидуализировать   учебный   процесс,   дают возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. В   целях   систематической   проверки   знаний   учащихся   по   каждой   теме   и недопущения образования пробелов провожу так называемый тематический учет. Такой учет предполагает либо проведение контрольной работы после каждой темы,   либо   зачет,   либо   обобщающие   опросы.   В   зависимости   от   темы,   при проведении зачета привлекаю сильных учащихся в качестве помощников: кроме традиционного   контроля   учителем   полезен   контроль   товарищем. Контролирующий учится понимать ход чужой мысли, объяснять то, что знает сам, переводит   свое   знание   во   внешнюю   речь.   Более   подготовленные   ребята предварительно   сдают   зачет   учителю.   Затем   каждый   их   них   готовит   свои задания для проверки, корректирует вместе с учителем формулировки и решение задач. Особую трудность представляет самостоятельная учебно–познавательная деятельность учащихся после уроков. Опыт показывает, что многие ученики не умеют выполнять домашние задания, правильно читать, разбирать прочитанное, делать   выписки,   учить   устные   предметы.   Домашняя   учебная   работа   –   это самостоятельная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения.   Её   особые   функции   состоят   в   умении   самостоятельно   учиться, определять   задачи   и   средства   работы,   планировать   учение.   Она   развивает мышление,   волю,   характер   ученика.   Главное   её   назначение   состоит   в закреплении   знаний   и   умений,   полученных   на   уроке,   отработке   навыков, усвоении нового материала. Учитель, как правило, не может регулировать сам процесс,   но   он   обязан   давать   задание   и   учить   рациональным   методам самостоятельной работы на уроке. При планировании и сообщении домашнего задания обращаю внимание на оптимальность его объема, сложность, смогут ли ученики   выполнить   его   за   то   время,   которое   отводится   на   этот   предмет   для домашней   работы.   В   конце   урока   предлагаю   ученикам   бегло   ознакомиться   с текстом   упражнения   для   домашней   работы,   предупреждаю   о   возможных затруднениях,   рекомендую   пути   их   преодоления,   сообщаю   требования   к оформлению   домашней   работы.   Для   наиболее   подготовленных   учеников предусмотрены дополнительные задачи. Удовлетворение запросов интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету осуществляется в значительной   степени   через   внеклассную   работу,   ведь   на   уроке   учитель ограничен   школьной   программой   и   временем.   Внеклассные   занятия,   в   свою очередь, оказывают положительное влияние и на классные занятия: учащиеся, члены кружков, более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную   литературу,   осваивают   новые   программы.   Привить   учащимся любовь   к   научной   и   технической   литературе,   научить   их   пользоваться литературой   помогают   конкурсы   для   учащихся   в   еженедельной   газете Издательского дома “Первое сентября” "Информатика”. По итогам конкурсов за активное участие похвальной грамотой были награждены: Альмухаметов Ришат, Комогорцев Сергей, Виноградов Алексей. Такие конкурсы развивают пытливость и любознательность. Проводится  работа  с группой увлеченных ребят. Именно они   являются   постоянными   участниками   районных   и   городских   олимпиад, делегатами   ежегодных   конференций   учащихся   по   информационным технологиям. В скором времени миллионы пользователей  “всемирной паутины” смогут познакомиться с руководством, учителями и лучшими учениками, узнать о школьных   новостях,   установить   деловые   контакты.   И   хотя   работа   над   сайтом продолжается, он уже успел занять 2  место  в районном  конкурсе. Ребята  не оставляют в стороне и издательское дело. Школьной газете “Перемена” придают яркость   и   индивидуальность   рисунки,   интервью,   статьи   о   жизни   школы выполненные ребятами. В наше время компьютер прочно занял место в средней школе. Применяется он не только на уроках информатики, но и при обучении другим предметам, в школьном делопроизводстве, в творческой, исследовательской работе учащихся. Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке и внеклассной работы по предмету поможет успешно решить те задачи, которые ставятся   перед   средней   школой   и   воспитать   творческую   личность. Использование   различных   видов   самостоятельных   работ   помогает преподавателю   повысить   уровень   знаний   учащихся,   активизировать познавательную   активность,   разнообразить   работу   с   учащимися,   как   при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Примеры использования самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2018