Методический материал включает:
1. Описание дидактического приема эффективного включения заданий в учебный процесс: «Примеры заданий, способствующих формированию метапредметных умений Умение определить проблему»
Прием позволяет решать следующие задачи:
- повысить интерес обучающихся изучаемым знаниям и приемам деятельности, пробудить у них любознательность, способствовать принятию обучающимися заданий для их выполнения (стимулирующие приемы),
- уменьшить вероятность неправильного выполнения задания, актуализировать необходимые знания (содержательные приемы),
- облегчить обучающимся нахождение способа выполнения задания (процессуальные приемы),
2. Примеры заданий, выполнение которых способствует формированию указанных в программе умений.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Примеры заданий, способствующих формированию метапредметных умений
Умение определить проблему
Задание 1.
Уровень 3. Опишите одну из глобальных проблем человечества.
Уровень 2. Опишите одну из глобальных проблем человечества (энергетическую,
сырьевую, продовольственную, экологическую, здоровья и долголетия человека),
используя схему:
Графическое изображение понятия «проблема»
Проблема
Противоречие
Существующая
ситуация
Желаемая
ситуация
Уровень 1. Формулировка задания такая же, как и для уровня 2, но его выполняют
обучающиеся фронтально.
Задание 2.
Прочитайте текст.
Вариант 1.
Специалисты института полярных и морских исследований Альфреда Вегенера (Германия)
опубликовали результаты исследования, согласно которым содержание пресной воды в
Северном Ледовитом океане за последние 20 лет увеличилось на 1∕5. Этому способствуют
не только северные реки в России, США и Канаде, но и осадки и таяние ледников. Ученые
бьют тревогу, ведь многие из обитателей самого северного океана планеты физически не
смогут жить в пресной воде, которая скапливается в верхних слоях океана.
Вариант 2.
Понятие «адекватное питание»подразумевает относительно равномерный прием пищи на
протяжении дня и сопряжение приема пищи с физиологической активностью. Такой режим
снимает нагрузку с пищеварительной системы и метаболических систем, связанных с
ассимиляцией пищи, прежде всего, с печенью. Напротив, редкий прием больших количеств
пищи, значительно увеличивает нагрузку на желудочнокишечный тракт и печень, снижаетэффективность пищеварения и утилизации пищевых веществ, увеличивает потери веществ
на этапах усвоения и утилизации. Неадекватный режим приема пищи часто приводит к
таким заболеваниям, как язвенная болезнь и панкреатит, нарушает работу печени и
функцию иммунной системы. Следует подчеркнуть, что опасность нарушения режима
питания во многом зависит от состояния обмена веществ и предрасположенности человека
к тому или иному заболеванию.
Вариант 3.
Сейчас житель России в среднем выбрасывает более 50 кг упаковочной тары в год. Данный
показатель все больше приближается к европейскому уровню. При этом процент
утилизируемой тары остается практически на прежнем уровне. Пластмассовые бутылки и
другая упаковочная тара не разлагается как обыкновенный мусор, что наносит
непоправимый ущерб экологии. Бесспорно. Бывшую в употреблении упаковочную тару
необходимо утилизировать.
Уровень 3. Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте.
Уровень 2. Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте, используя следующие
определения и алгоритм.
Проблема (от греческого – «задача») – в широком смысле сложный теоретический или
практический вопрос, требующий изучения, разрешения, в науке – противоречивая
ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какихлибо
явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проблема – это реально существующее противоречие, несоответствие между желаемым и
действительным.
Алгоритм
1. Подумайте о том, каким образом содержание текста касается вас, других людей,
человечества в целом. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация – это частный
случай, пример проявления определенной абстрактной идеи. Поэтому формулируйте
проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и
многие подобные ситуации.
2. Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте, одним из следующих способов:
одним словом или словосочетанием (проблема чего, слово «проблема» может сочетаться
с существительным в родительном падеже), например, проблема экологии.
в виде вопроса (проблема и вопрос, требующий решения), например, как затрачивать на
подготовку домашних заданий по химии меньше времени?Уровень 1. Формулировка задания такая же, как и для уровня 2, но выполняют его
обучающиеся фронтально.
Задание 3.
Уровень 3. Самостоятельно определите и сформулируйте проблему, связанную с
применением какоголибо вещества в повседневной жизни.
Уровень 2. Самостоятельно определите и сформулируйте проблему, связанную с
применением какоголибо вещества в повседневной жизни, используя алгоритм,
приведенный в задании 2.
Уровень 1. Формулировка задания такая же, как и для уровня 2, но выполняют его
обучающиеся фронтально, последовательно обсуждая каждый пункт в алгоритме.