Принцип действия тепловых двигателей

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Принцип действия тепловых двигателей.docx

 «Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Двигатели внутреннего сгорания».

Паспорт урока

3

Тема раздела

«Основы термодинамики»

4

Тема урока № 5

«Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Двигатели внутреннего сгорания».

5

Продолжительность по времени

45 мин.

6

Тип урока

Урок усвоения нового материала

7

Цель и задачи урока

Цель: изучить устройство, принцип действия и назначение тепловых машин на примере двигателя внутреннего сгорания.

Образовательные:

- закрепление основных термодинамических понятий – работа газа, давление газа, количество теплоты, ввод понятия КПД теплового двигателя;

- формирование у обучающихся знаний о принципе работы всех тепловых двигателей;

- формирование знаний о   работе двигателя внутреннего сгорания, его разновидностях, путях усовершенствования;

Развивающие:

 - развитие синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, выдвигать гипотезы, делать выводы;

- развитие умения работать в группах;

- развитие умения находить и использовать межпредметные связи.

Воспитательные:

- воспитание мотивации учения, положительного отношения к знаниям;

- развитие познавательного интереса к предмету и явлениям окружающего мира;

- воспитание ответственного отношения к окружающей среде;

8

Планируемые результаты

личностные:

  -    чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки;

−  умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−  умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

−  умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

метапредметные:

−  использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−  умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

−  умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;             

−            умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметные:

−  сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−  владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

−  сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−  сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

9

Технологии обучения

 

  • кейс-технология
  • технология проблемного обучения
  • информационные технологии

10

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

11

Методы

  • словесные: рассказ, беседа
  • наглядные: метод демонстраций
  • практические: решение поставленных задач и проблем

12

Межпредметные связи

  • устройство автомобилей
  • химия
  • экология
  • материаловедение

14

Оборудование

  • компьютер,
  • проектор,
  • электронная презентация, выполненная в программе Power Point
  • модель двигателя внутреннего сгорания
  • дидактический материал (кейс-сопроводители, карточки-задания)
  • видеофрагмент «Альтернативные двигатели»

15

Используемые учебники

- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Соцкий Н. Н.  Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2013 г.

 

Пояснительная записка

Тема урока: «Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей».

               Место урока в программе учебной дисциплины «Физика»: урок раздела «Основы термодинамики», входит в программу 1 курса. Обучающиеся уже изучили первый и второй законы термодинамики, изопроцессы в газах, владеют понятиями: количество теплоты, внутренняя энергия, работа газа. На следующем уроке обучающиеся решают задачи на нахождение КПД теплового двигателя, а для этого необходимо знать принцип работы двигателя.

               Данный урок используется мной в курсе физики для профессии 23.01.03 Автомеханик и специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка).

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Основы   термодинамики – 9 ч.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

Практическое занятие № 15. Решение задач по теме: «Работа в термодинамике».

1

Первый и второй законы термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе.

1

Практическое занятие № 16. Решение задач по теме «Первый закон термодинамики».

2

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

1

Практическое занятие № 17. Решение задач по теме: «КПД тепловых двигателей».

2

 

Урок формирует новые знания, дает представление о работе тепловых двигателей, подготавливает к изучению устройства двигателей внутреннего сгорания на специальных дисциплинах, в то же время закрепляется материал при групповой и индивидуальной работе, в конце урока предусмотрен контроль знаний.   

На уроке преобладают продуктивные формы работы, используются кейс-технологии, проблемно - поисковый метод, самостоятельная работа обучающихся в группах. Обучающиеся сами пробуют найти ответы на вопросы, сформулировать выводы. Все понятия и опорные моменты урока сопровождаются слайдами презентации, созданной именно для этого занятия. Большое внимание уделяется умению работать с информацией, а именно извлечению информации из текста и из видеоматериала, анализу полученной информации, что является важным для формирования общих компетенций.

Знания, приобретенные на данном занятии, ориентированы на подготовку к изучению специальных дисциплин, а именно, устройства автомобилей, а значит на формирование профессиональных компетенций.

Мною данный урок проводится не первый год. В ходе контрольных тестов и на контрольной работе обучающиеся, как правило, показывают высокие результаты качества знаний.

Методическая цель урока: связь теоретического обучения с практическим обучением.

Данный урок способствует формированию у обучающихся следующих знаний (нумерация знаний и умений согласно примерной программы учебной дисциплины Физика при профильном обучении ФИРО):

З1 смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, коэффициент полезного действия, работа газа;

З2 смысл физических величин: давление, работа, мощность, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, количество теплоты;

 З 3 смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы сохранения энергии, законы термодинамики, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

умений:

У 1 описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;

У 2 приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

У 3 описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

У 7 приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики;

У 8 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

-           анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

-           рационального природопользования и защиты окружающей среды;

-           определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.


Структурный план урока

 

Структурный

элемент урока

 

 

 

Время (мин)

 

 

Учебно-методического обеспечение, оборудование

 

Цель структурного элемента урока

 

Технологии и методы

обучения

 

 

Педагогическое взаимодействие

 

*

Формируемые  общие компетенции

Деятельность преподавателя

 

Деятельность обучающихся

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Приветствие, активизация внимания, объявление темы урока, постановка цели и задач урока

2

Слайды презентации.

Мобилизация внимания обучающихся, формирование их заинтересованности

Беседа, наглядный метод (слайды презентации)

 

 

 

Приветствие, объявление темы урока, постановка цели и задач урока

 

 

 

Активация внимания, актуализация задач.

Анализ актуальности темы.

 

Вступительное слово преподавателя, обсуждение актуальности темы

3

Слайд презентации.

Выявление степени подготовки обучающихся

к занятию и уровня усвоения материала по предыдущей теме

Фронтальная беседа,

наглядный метод (слайды презентации)

 

 

 

 

 

Озвучивание эпиграф урока, выявление уровня подготовленности обучающихся к восприятию нового материала.

 

 

 

Актуализация темы, ответы на вопросы преподавателя.

Поиск ответов на вопросы преподавателя.

 

Историческая справка

3

Слайды презентации.

 

Формирование знаний об истории тепловых двигателей и методах экспериментальной науки.

Развитие познавательного интереса к истории науки и техники

Рассказ преподавателя,

наглядный метод (слайды презентации)

Рассказ об истории создания тепловых двигателей.

 

 

 

 

 

Выслушивание и восприятие новой информации, формулировка вопросов.

Анализ полученной информации.

 

Изучение нового материала. Объяснение преподавателя, сопровождаемое слайдами и демонстрацией модели двигателя

10

Слайды презентации, плакат, модель двигателя

 

Формирование новых знаний на основе уже имеющихся.

Развитие аналитического мышления

Рассказ преподавателя,

наглядный метод (слайды презентации, модель двигателя)

Рассказ о принципе работы тепловых двигателей, их типах, значении, вводит новые понятия. Рассказ сопровождается демонстрациями

 

 

 

 

Актуализация уже имеющихся знаний, запоминание новой информации

Анализ получаемой информации, поиск ответов на вопросы преподавателя, формулировка вывода.

ОК 2.

Выявление и решение проблем при использовании ДВС. Работа в группах

5

Слайд презентации,

Кейс-сопроводители  

 

Закрепление материала, формирование умения делать выводы, обобщать, извлекать информацию из текста.  Развитие умения работать в команде

Кейс-технология с вовлечением в ролевую ситуацию, групповая форма работы

 

 

 

 

 

 

Помощь в   выявлении   проблем. Формирование 3-х групп: «инженеры-конструкторы», «экологи», «автомеханики». Каждой из групп ставится своя проблема.

 

 

 

 

 

Высказывание своей точки зрения, извлечение информации и кейс-сопроводителей, выработка общего решения группы, формулировка выводов.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 6.

 

Представление результатов работы в группах. Выступление «экспертов», общая работа, внесение дополнений, формулировка общих выводов

5

Слайды презентации

Обобщение материала. Развитие речи обучающихся, умения слушать друг друга, делать выводы.

 

Групповой метод

 

 

 

 

Выслушивает «экспертов», задает наводящие вопросы, подводит к общим выводам.

 

 

 

 

Выслушивание и восприятие новой информации, формулировка вопросов.

Представление выводов своей группы, обсуждение общих решений, ответы на вопросы аудитории.

 

ОК 2.

ОК 3.

ОК 6.

 

Просмотр видеоролика. Постановка задач

5

Видеофрагмент «Альтернативные двигатели»

Развитие умения работать с источниками информации

Поисковый метод, наглядный метод (просмотр видеоматериала)

Индивидуальная работа

 

 

 

Ставит задачи

Просмотр видеоматериала

Анализ полученной информации, извлечение необходимых данных, рещение проблем

ОК 2.

Проверка результатов

5

 

Контроль и самоконтроль результатов.

Индивидуальная работа

Контроль результатов, корректировка.

Озвучивание результатов

Самоконтроль результатов

ОК 2.

Закрепление и контроль знаний (работа по карточкам)

5

Раздаточный материал (карточки-задания).

Выявление степени усвоения материала, оценивание

Индивидуальная работа

Раздает карточки, объясняет условия выполнения задания

 

 

 

Самостоятельный поиск ответов на вопросы по новому материалу

ОК 3.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Задание на дом

2

Подведение итогов. Анализ рефлексии

Беседа

 

Подводит итоги, задает вопросы, выставляет оценки, задает домашнее задание

Запись или запоминание домашнего задания

Рефлексия

ОК 3.

Ход урока

 

1. Приветствие, активизация внимания, объявление темы урока, постановка цели и задач урока. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова русского писателя Д. Гранина: «Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники и радиоволны». К этим создателям цивилизации можно отнести и создателей тепловых двигателей.

 2. Вступительное слово преподавателя, обсуждение актуальности темы.     Вспомним то, что нам поможет лучше и быстрее понять тему.
Запасы внутренней энергии огромны. Очень важно умело и грамотно использовать ее запасы, содержащиеся в топливе.     Использовать внутреннюю энергию – значит совершить за счет нее полезную работу.

Применение тепловых двигателей чрезвычайно разнообразно. Они приводят в движение самолеты, ракеты, тепловозы, паровозы, наземный и водный транспорт.

3. Историческая справка. Прежде чем приступить к изучению новой темы, узнаем немного об истории создания тепловых двигателей.

Первые попытки применить силу давления водяного пара для получения работы – откачивания воды из шахт относятся к началу XVII в. Однако построенные с этой целью машины работали с очень небольшим давлением пара и были малоэффективны.
     В 1690 г. изобретатель парового котла Дени Папен построил первую поршневую машину, которая, хотя и не получила практического применения, явилась прообразом последующих паровых машин. В цилиндре паровой машины потенциальная энергия пара превращается в кинетическую энергию движения поршня.          Первым ДВС, получившим некоторое промышленное применение был двигатель, запатентованный в 1860 г. Французом Ленуаром.
Первый ДВС работал на газе. Изобрел его в 1878 г. немецкий механик-самоучка Николай Отто. Позже его коллега, инженер Даймлер, построил двигатель, работавший на бензине. Это был 1885 г.

            В 1878 г. немецкий изобретатель Отто и инженер Ланген построили более совершенный ДВС, имевший КПД 22%. Немецкий инженер Р. Дизель в 1897 г. изобрёл двигатель, в котором сжимали воздух и в момент максимального сжатия в камеру сгорания при помощи форсунки делали впрыск топлива. Далее раскалённые газы перемещали поршень, и происходило преобразование внутренней энергии в механическую.  В современной технике ДВС получили широкое распространение: в энергетике (на маломощных электростанциях), на транспорте – сухопутном, водном, воздушном, в сельском хозяйстве, военном деле.

Поршневыми, турбовинтовыми и турбореактивными двигателями снабжены самолеты и вертолеты. С помощью ракетных двигателей осуществляются запуски искусственных спутников, космических кораблей и станций.

 4. Изучение нового материала. Объяснение преподавателя, сопровождаемое слайдами, демонстрацией макета. Тепловые машины преобразуют внутреннюю энергию в механическую. Внутренняя энергия тепловых машин образуется за счет энергии топлива. К ним относятся: паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгора­ния, дизель, паровая машина, реактивный двигатель.

Разнообразие видов тепловых машин указывает лишь на различие в конструкции и принципах преобразования энергии. Общим для всех тепло­вых машин является то, что они изначально увеличивают свою внутрен­нюю энергию за счет сгорания топлива, с последующим преобразованием внутренней энергии в механическую. Любой газ, который расширяется, совершает положительную работу. Очевидно, что никогда не может произойти эквивалентного преобра­зования внутренней энергии в работу: часть внутренней энергии уходит на нагревание деталей машин, на преодоление трения в узлах, на рассеивание в окружающую среду.

Под коэффициентом полезного действия (КПД) машины понимают отношение работы к той энергии, которая выделилась при полном сгорании топлива. КПД машины обозначается буквой η («эта»).

η= ~ -100%. Так как А < Qдля всех машин η < 100%.

Если проследить историю развития тепловых машин, то следует заме­тить, что постоянное усовершенствование машин в конструкции, в создании новых видов топлива привело к тому, что современные машины имеют дос­таточно высокие значения КПД по сравнению с первоначальными моделями. Для современных паровых турбин КПД достигает 30-40%, для двигателей внутреннего сгорания 30-35%, для дизельных двигателей 35-42%.

В настоящее время наибольшее распространение имеют двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Остановимся на них. Работа двигателя этого типа основана на свойстве газов расширяться при нагревании. Источником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь).
              В ДВС топливо сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Поэтому он и называется двигателем внутреннего сгорания.
              Работают они на жидком топливе или горючем газе.
     Двигатель состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень, соединенный при помощи шатуна с коленчатым валом.
              В верхней части цилиндра имеется два клапана, которые при работе двигателя автоматически открываются и закрываются в нужные моменты. Через первый клапан (впускной) поступает горючая смесь, которая воспламеняется с помощью свечи, а через второй клапан (выпускной) выпускаются отработавшие газы.
              В цилиндре периодически происходит сгорание горючей смеси, состоящей из паров бензина и воздуха (температура достигает 1600-1800оС).
              Давление на поршень резко возрастает. Расширяясь, газы толкают поршень, а вместе с ним и коленчатый вал, совершая при этом механическую работу. При этом они охлаждаются, т.к. часть их внутренней энергии превращается в механическую.
              Ход поршня называют еще тактом. Двигатель, рабочий цикл которого происходит за 4 хода поршня, называется четырехтактным независимо от количества цилиндров
.

            Такты двигателя внутреннего сгорания:

- Впуск.

- Сжатие.

- Рабочий ход.

- Выпуск.

1-й такт – впуск. При движении поршня 3 вниз в цилиндре образуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горючая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газами в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;

2-й такт – сжатие. Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;

3-й такт – рабочий ход, или расширение. В конце такта сжатия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра.

4-й такт – выпуск. Поршень перемещается вверх, и через открывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отработавшие газы.

     Не во всех двигателях есть свеча для воспламенения рабочей смеси. В дизельных двигателях воспламенение происходит за счет резкого сжатия воздуха в цилиндре.

Двигатель Дизеля 

Немецкий инженер Р. Дизель в 1897 г. изобрёл двигатель, в котором сжимали воздух и в момент максимального сжатия в камеру сгорания при помощи форсунки делали впрыск топлива. Далее раскалённые газы перемещали поршень, и происходило преобразование внутренней энергии в механическую. В двигателе внутреннего сгорания есть карбюратор, при помощи которого образуется горючая смесь (смесь бензина с воздухом). В двигателе Дизеля нет карбюратора.

КПД дизельных двигателей достигает 35 – 44 %, а у двигателя внутреннего сгорания КПД не превышает 25 – 32 %. Дизельные двигатели нашли широкое применение в тракторах, большегрузных машинах, на кораблях, передвижных электростанциях.

Выводы:

- Тепловая машина преобразует внутреннюю энергию пара (газа) в механическую энергию.

- Для работы тепловой машины необходима повторяемость (цикличность) процесса.

- Тепловые машины являются основой механизации производства и быта.

Вопросы для контроля усвоения материала:

1)      Дайте определение теплового двигателя.

Ответ: Машина, в которой внутренняя энергия топлива превращается в механическую.

2)      Какие превращения энергии происходят в тепловом двигатели?

Внутренняя энергия топлива- энергия газа (пара) механическая энергия.

3)      Что такое КПД?

Ответ: Отношение полезной работы, совершенной двигателем, к количеству

теплоты, полученному от нагревателя.

4)      Почему КПД тепловых машин всегда меньше 100%?

Ответ: Часть энергии идет на нагревание деталей, окружающего воздуха.

5)      Приведите примеры тепловых машин.

Ответ: Паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгорания.

6) Куда попадают отработавшие газы?

Ответ: Через выхлопную систему в атмосферу.

6)      Какие типы двигателя вы знаете?

Ответ: Бензиновые и дизельные

8) В каких единицах измерения выражается объём двигателя?

Ответ: В литрах.

9) В каких единицах ещё может измеряться мощность двигателя?

Ответ: В кВт или лошадиных силах. При этом одна л. с. ≈ 0,74 кВт.

10) Можно ли ружьё считать тепловым двигатель?

Ответ: Да, можно. Так как при выстреле часть тепловой энергии превращается в кинетическую энергию пули.

11) Можно ли двигатель внутреннего сгорания использовать на подводной лодке?

Ответ: Нет, нельзя, так как недостаточно воздуха.

5.      Постановка и решение проблем. Применение кейс-технологий с вовлечением   в ролевую ситуацию.

Формируются 3 группы: «инженеры-конструкторы», «экологи», «автомеханики». Каждой из групп ставится своя проблема. Обучающиеся обсуждают проблемы   и формулируют   выводы.

Итак, перед нами стоит несколько проблем:

1.      Кейс. Реально КПД ДВС = 15 – 40 %. Естественно, возникает вопрос: Почему КПД невысок? Можно ли сконструировать такой двигатель, у которого КПД будет выше? Этим вопросом занимается 1 группа - «инженеры-конструкторы».

2.      Кейс. Все ДВС вызывают загрязнение окружающей среды. Как снизить влияние ДВС на атмосферу? Этой проблемой занимается 2 группа - «экологи».

3.      Кейс. Как повысить КПД уже имеющегося двигателя и снизить выделение вредных веществ в атмосферу. Этой проблемой занимается 3 группа - «автомеханики».

Участники групп пользуются кейс - сопроводителями, которые позволяют использовать необходимую информацию для решения проблемы.

Сопроводитель для первого кейса:

Существуют 3 пути повышения КПД двигателей:

      1) повышение температуры нагревателя;

2) понижение температуры холодильника;

3) уменьшение потерь энергии в частях двигателя.

 

Сопроводитель для второго кейса:

“Или люди сделают так,

чтобы в воздухе стало
меньше дыма, или дым
сделает так, что на земле
станет меньше людей”.
Л. Дж. Баттан.
       При сгорании огромного количества бензина повышается концентрация углекислого газа в земной атмосфере. А при большой концентрации углекислого газа атмосфера плохо пропускает тепловое излучение нагретой Солнцем поверхности Земли, что приводит к «парниковому эффекту». В результате описанных процессов средняя температура на Земле в течение последних десятилетий неуклонно повышается. Это грозит глобальным потеплением с нежелательными последствиями, к числу которых относятся таяние ледников и подъем уровня мирового океана. Жители больших городов задыхаются от выхлопных газов автомобильных двигателей.

ТАБЛИЦА

Компонент

Количество отработанных газов двигателей, %

дизельного

карбюраторного

Оксид углерода (II) CО

Оксид азота NOx

Углеводороды CxHx

Диоксид серы SO2

Сажа С

0,2

0,35

0,04

0,04

0,3 (Мг/л)

6

0,46

0,4

0,007

0,05 (Мг/л)

       Выбросы сернистого газа и оксидов азота способствует возникновению заболеваний дыхательных путей. Соединения азота неблагоприятно влияет на кровь и кровеносные сосуды. Неорганические соединения свинца нарушают обмен веществ, у детей вызывает умственную отсталость, заболевания мозга. Природный газ дешевле бензина, лучше смешивается с воздухом, поэтому он полнее сгорает, а значит и вредных веществ в отработанных газах меньше.

В последнее время стали использовать в качестве топлива этиловый спирт (этанол), который при сгорании образует только углекислый газ и воду. Наиболее экологически видом топлива является водород. Он не ядовит и при сгорании образует только воду, экологически чистое вещество. Водород – топливо будущего. Используя сельскохозяйственные отходы, канализационные и промышленные стоки, можно получить в виде метана (СН4). При его сгорании получаются экологически чистые продукты — углекислый газ и вода. Появились первые машины, энергию для движения которых дают фотоэлектрические элементы, преобразующие энергию Солнца. Надеемся, что в скором будущем электромобиль станет главным видом городского транспорта.

3) Важен вывод из городской черты грузовых транзитных потоков, в нашей области это выполняется.

 

Сопроводитель для третьего кейса:

 Снижению вредных выбросов автомобилей способствует:

Равномерное движение машин на улицах, ликвидация заторов, сокращение задержек транспорта на перекрестках. Большую роль в этом играет светофор. Благодаря светофору автомобили меньше простаивают на перекрестках, вхолостую расходуя горючее и загрязняя воздух отработанными газами.

Предельная скорость движения в городе установлена не 80 и не 50, а 60 км/ч, т.к. при этой скорости происходит минимум вредных выбросов.

Каждый водитель должен знать, что причины “дымления” автомобилей следующие: неисправность двигателя, систем питания и зажигания.

Плохо накаченные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, сжигается больше горючего.

Неумелое поведение водителя за рулем: неправильный выбор скорости движения, резкие разгоны и торможения, превышения установленной скорости, увеличение частоты вращения на холостом ходу - все это приводит к загрязнению атмосферы.

6.      Представление результатов работы в группах, общая работа, внесение дополнений, формулировка общих выводов.  

Выводы «инженеров»:

- необходимо совершенствование материалов двигателя, чтобы повышать температуру сгорания топлива и создавать новые виды топлива;

- необходимо создание новых типов двигателя;

Выводы «экологов»:

- необходимо создание новых, альтернативных видов топлива;

-необходимо более широкое использование «гибридов»

- необходимо ввести ограничения на использование автомобилей с превышающими норму выбросами;

Выводы «автомехаников»:

- необходимо своевременное техническое обслуживание автомобиля для снижения выбросов и повышения КПД;

- необходимо устранить городские пробки для снижения загазованности;

- необходимо использование качественных новых видов топлива.

Общие выводы: добиться снижения выбросов в атмосферу и увеличить КПД можно совершенствуя устройство двигателя и внедряя альтернативные виды топлива.

7.      Просмотр видеоролика. Постановка задач.

Обучающиеся смотрят ролик и ищут ответы на вопросы.

- Какие новые двигатели разрабатываются и внедряются на сегодняшний день?

- Какие преимущества и недостатки можно выявить у каждого типа двигателя?

После просмотра проверяются результаты.

8.      Закрепление и контроль знаний (работа по карточкам).

Используются задания: подписать части ДВС, расположить такты двигателя в правильной последовательности. Карточки выполняются по вариантам (1 и 2). После выполнения задания, обучающиеся разных вариантов меняются карточками. В случае нехватки времени, контроль знаний проводится на следующем уроке.

9.      Подведение итогов урока. Рефлексия. Задание на дом.

Хочется отметить, что научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики двигателей. Этот процесс продолжится и в дальнейшем. Автомеханикам очень важно знать принципы работы и устройство двигателя, а также способы снижения негативного влияния на окружающую среду. Сегодня вы только начали знакомство с устройством двигателя, которое продолжится в дальнейшем.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что осталось для вас непонятным?

Что нужно будет повторить на следующих уроках?

Домашнее задание:

1.      Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2.      Индивидуальное задание. Подготовка доклада по теме: «Современные ДВС».

 

Приложение 1

Карточка № 1

Подписать части двигателя внутреннего сгорания, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Ответить на вопросы:

2)      В какой части двигателя происходит сгорание топлива?

3)      Какая часть служит для подачи топлива?

4)      Какая часть двигателя служит для отвода тепла?

5)      Какая часть двигателя приводит в движение поршень

 

Карточка № 2

Расположить описание процессов такта двигателя в правильной последовательности, используя рисунок.

ДВС

А) Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;

Б) При движении поршня 3 вниз в цилиндре образуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горючая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газами в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;

В) Поршень перемещается вверх, и через открывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отработавшие газы.

Г) В конце такта сжатия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра.