Принципы и методы управления
План
1. Принципы управления: общие и частные
2. Методы управления
Содержание лекции
1. Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Существует несколько подходов к классификации принципов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О'Доннелом в книге "Принципы управления: анализ управленческих функций" (шестое издание переведено в 1981 г. на русский язык под названием: "Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций"). Авторы рассматривают десять принципов планирования; пятнадцать - организации; десять - мотивации и четырнадцать - контроля.
Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге "Двенадцать принципов производительности". Однако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управления, во всяком случае на то время, пока практика подтверждает его эффективность.
В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. Общие принципы закладывают основу, без которой невозможно рассматривать общую теорию управления. Частные принципы определяют правила, по которым развивается то или иное направление (элемент) науки управления.
Принцип целенаправленности — в соответствии с этим принципом любая деятельность в организации должна быть направлена на достижение конкретных производственно-хозяйственных целей и выполнение поставленных задач.
Принцип учета интересов призван удовлетворять потребности и интересы работников с целью достижения целей организации на основах применения мотивационных теорий.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.
Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
Принцип взаимозависимости –– в соответствии с ним каждая организация состоит из взаимозависимых внутренних переменных (цели, задачи, структура, технология, персонал). При этом факторы внешней среды постоянно влияют на организацию (соответственно и на ее внутреннюю среду) и вызывают ответную реакцию с ее стороны.
Принцип динамического равновесия предусматривает непрерывное развитие организации и поддержание общего равновесия на каждом этапе этого развития.
Принцип экономичности –– формирует основы функционирования организации в отношении сбалансированности расходов, поступлений, наилучшего использования ресурсов и оптимизации процессов управления.
Принцип интеграции –– внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.
К частным методам менеджмента относят:
- принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
- принцип научной обоснованности управления;
- принцип плановости;
- принцип коллегиальности в принятии решений;
- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;
- принцип частной автономии и свободы, демократизация управления;
- принцип государственной законности;
- принцип органической целостности объекта и субъекта управления;
- принцип устойчивости и мобильности системы управления.
2. Методы управления, их сущность и особенности
Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово "метод" греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).
Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
Выделяют следующие методы управления:
- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
- экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.