Принципы и методы управления

  • docx
  • 05.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0026103.docx

Принципы и методы управления

План

1.     Принципы управления: общие и частные

2.     Методы управления

Содержание лекции

1.    Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основ­ных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно предста­вить как основополагающие идеи, закономерности и пра­вила поведения руководителей по осуществлению управ­ленческих функций.

Существует несколько подходов к классификации принци­пов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О'Доннелом в книге "Принципы управления: анализ управ­ленческих функций" (шестое издание переведено в 1981 г. на русский язык под названием: "Управление: системный и ситу­ационный анализ управленческих функций"). Авторы рассмат­ривают десять принципов планирования; пятнадцать - органи­зации; десять - мотивации и четырнадцать - контроля.

Впервые принципы рационального управления были сфор­мулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсо­ном в книге "Двенадцать принципов производительности". Од­нако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место сре­ди принципов управления, во всяком случае на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. Общие принципы закладывают основу, без которой невозможно рассматривать общую теорию управления.  Частные принципы определяют правила, по которым развивается то или иное направление (элемент) науки управления.

Принцип целенаправленности — в соответствии с этим принципом любая деятельность в организации должна быть направлена на  достижение конкретных производственно-хозяйственных целей и выполнение поставленных задач.

Принцип учета интересов  призван удовлетворять потребности  и интересы  работников  с целью достижения целей организации на основах применения мотивационных теорий.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при кото­рой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руковод­ства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответствен­но цели перед низшими звеньями ставятся органами более вы­сокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев орга­низации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи инфор­мация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректи­ровать ход управленческого процесса.

Принцип  взаимозависимости –– в соответствии с ним каждая организация состоит из взаимозависимых внутренних переменных (цели, задачи, структура, технология, персонал). При этом факторы внешней среды постоянно влияют на организацию (соответственно и на ее внутреннюю среду) и вызывают ответную реакцию с ее стороны.

Принцип динамического равновесия предусматривает непрерывное развитие организации и поддержание общего равновесия на каждом этапе этого развития.

Принцип экономичности –– формирует основы функционирования организации в отношении сбалансированности расходов, поступлений, наилучшего использования ресурсов и оптимизации процессов управления.

Принцип интеграции –– внутри системы должны интегри­роваться различные способы отношений и взгляды сотрудни­ков, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

К частным методам менеджмента относят:

-     прин­цип оптимального сочетания централизации и децентра­лизации в управлении;

-     принцип научной обоснованности управления;

-     принцип плановости;

-     принцип коллегиальности в принятии решений;

-     принцип сочетания прав, обязанностей и ответствен­ности;

-     принцип частной автономии и свободы, демократизация управления;

-     принцип государственной законности;

-     принцип органической целостности объекта и субъек­та управления;

-    принцип устойчивости и мобильности системы управ­ления.  
2. Методы управления, их сущность и особенности

Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путем применения различных ме­тодов.

Метод управления - это совокупность приемов и спо­собов воздействия на управляемый объект для достиже­ния поставленных организацией целей.

Слово "метод" греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Че­рез методы управления реализуется основное содержание уп­равленческой деятельности.

По сути, способы осуществления управленческой деятель­ности, применяемые для постановки и достижения целей орга­низации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практичес­кого управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание - это специфика приемов и способов воздей­ствия.

Организационная форма - воздействие на конкретно сло­жившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Выделяют следующие методы управления:

-      организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

-      экономические, обусловленные экономическими стимулами;

-      социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.