«Друзья по часам»
1. Пожать руки (Shake hands)
2. Похлопать по спине (Tap the back)
3. Улыбнуться (Smile)
4. Помахать (Wave hands)
5. Подмигнуть (Wink)
6. Сделать комплимент (Give a compliment)
7. Пожелать что-нибудь (Wish anything)
8. Послать воздушный поцелуй (Send a kiss)
9. Сделать массаж (Give massage)
10. Потереться спинами (Rub the back)
11. Сыграть в игру «ладушки» (Make him smile)
12. Получить комплимент (receive a compliment)
Чтобы ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего.
Чего мы хотим для наших учеников?
Структура учебной программы: 1. Пояснительная записка.2. Цель и задачи изучения учебного предмета «Физика».3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.4. Подходы к оцениванию учебных достижений. 5. Организация содержания предмета «Физика»: 5.1. Распределение учебной нагрузки.5.2. Содержание учебного предмета.5.3. система целей обучения.5.4. Долгосрочный план.
Особенности учебной программы по предмету «Физика»
Развитие знаний
и умений, физического
моделирования по принципу
спиральности
Практическая направленность
развитие умений строить модели для описания процессов в различных контекстах
Обучение применениям технических средств и прикладных программ
Развитие исследовательских навыков
через решение прикладных задач
Ожидаемые результаты представлены в виде системы целей обучения и выстроены по уровням таксономии Блума (знание, понимание. применение, анализ, синтез, оценивание)
Педагогические подходы в обучении физики включают в себя использование:
проблемного обучения;
групповой формы работы;
взаимообучения учащихся (внутри класса и между классами);
практической и творческой деятельности (работа с такими материалами, как пластилин, стекло, дерево, конструктор различных моделей);
частично-поискового метода (решение задач, требующих выполнения поиска, использования дополнительного материала);
исследовательского подхода (что я знаю, что хочу узнать, чему научился);
активных методов обучения;
дифференцированного подхода;
систематического мониторинга учебных достижений учащихся;
ценностно-ориентированного подхода;
личностно-ориентированного подхода.
Внесены следующие изменения и дополнения: |
1. Усилена практико-ориентированность образования, направленность на развитие функциональной грамотности обучающихся |
2. Систематизировано содержание предметов путем усиления межпредметной интеграции и перераспределения учебных материалов по уровням образования |
3. Увеличено количество практических, проектно-исследовательских работ и экспериментальных заданий |
4. Усилены профилизация и дифференциация содержания общего среднего образования |
Содержание спиральной программы:
Темы повторяются на разных уровнях, иногда в рамках одной четверти, иногда в нескольких;
Темы должны рассматриваться гораздо глубже на каждом следующем уровне по сравнению с предыдущим уровнем;
Чем выше уровень, тем выше становится сложность темы.
Формирование целостного понимания законов природы на основе интеграции содержания программ физики, химии, биологии
(на примере изучения электрических явлений в живых и неживых системах)
Учащиеся понимают физический, химический и биологический смысл электрических явлений
Учащиеся подготовлены к изучению таких интегрированных дисциплин, как биофизика и физическая химия
Учащиеся умеют работать с приборами, регистрирующими электрические явления в живых и неживых системах
Учащиеся понимают, что электричество – это универсальное проявление физических законов, которые характерны как для живых, так и для неживых систем
Понимание условий возникновения электрического поля, изменения свойств раствора электролита в зависимости от его химического состава
Понимание водного раствора как внутренней среды организма для объяснения причины возникновения электрических явлений на клеточном, тканевом и организменном уровнях
Преимущества спиральной образовательной программы:
предлагается ввести применение ранее полученных знаний для достижения намеченных учащимися целей обучения;
новые знания тесно связаны с предыдущими и рассматриваются с точки зрения полученной информации;
при каждом повторении сложность темы либо предмета повышается;
спиральная образовательная программа позволяет переходить с простых идей к более сложным удобным путем.
27
Целеполагание – с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
Цель обучения определяет то, чему стремится научить учеников учитель, конкретизируя свои «стремления» в вопросах:
- Какие знания необходимы ученикам?
- Какие ключевые идеи должны усвоить ученики?
- Какие вопросы должны быть проанализированы и исследованы учениками?
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
28
Традиционный подход к целеполаганию | Целеполагание | Задачи этапа урока |
Научить..., | будут знать | узнают… |
выработать умения … | будут уметь | повторят… |
закрепить навык | приобретут навык | закрепят… |
воспитывать интерес к предмету | смогут поразмышлять … | поразмышляют… |
29
Тип урока | Примеры формулирования целей |
Урок знакомства с новым учебным материалом | - учащиеся будут иметь представление о … |
Урок усвоения нового материала | - учащиеся понимают содержание… |
Урок формирования новых умений | - учащиеся смогут применять знания в стандартной ситуации… |
Урок закрепления нового материала | - учащиеся знают… |
Урок систематизации и обобщения учебного материала | - учащиеся знают… |
Урок проверки и оценки знаний | В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень): |
представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
создать, придумать дизайн, разработать, составить план |
проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
применить, проиллюстрировать, решить |
описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
Примеры заданий
Пирамида – 3 нижних уровня
Уровень | Учебные навыки и примеры заданий |
Знание | Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
Понимание | Схватывание (понимание) смысла информационных материалов |
Применение | Применение в сходной ситуации |
Пирамида – 3 верхних уровня
Уровень | Учебные навыки и примеры заданий |
Анализ | Определение элементов и структуры |
Синтез | Соединение элементов по-новому |
Оценка | Сравнительная оценка значимости на основе критериев |
Для поддержания обучения академическому языку, учителям рекомендуется включать следующие цели обучения в учебные планы:
• акцентирование внимания учащихся на академическом языке (например, лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения предмета);
• предоставление рабочего языка на уроке, необходимого для работы с понятиями предметного содержания (например, фразы, необходимые для: работы в группе, умения задавать вопросы, проведения анализа ситуации, дискуссии/дебатов);
• предварительное обучение и, прежде всего, предварительное использование в уместном контексте лексики, включая терминологию и фразы, необходимые для того, чтобы научиться правильно использовать их в предмете;
• вовлечение учащихся в диалог-дискуссию (например, не принимать односложные ответы от учащихся и не задавать вопросы, ответы на которые просто демонстрируют знание; побуждать учащихся использовать знания для эффективного обсуждения, а также предоставлять богатый лексический запас, чтобы учащиеся могли поддержать диалог);
• развитие навыков обучения, характерных для языка (например, избирательное прослушивание, разъяснение, развитие металингвистического и метакогнитивного осознания, перефразирование и навыки пользования словарем);
• поощрение критического размышления о языке (например, сравнение языков, поощрение учащихся использовать язык более точно, оценивание прогресса в изучении языка);
• постановка языковой цели в начале урока и обсуждение прогресса в достижении этой цели в конце урока.
Если язык понятен и ясен для учащихся, это поможет им достичь как предметные цели, так и цели в изучении языка.
Для создания языковых целей можно использовать следующие глаголы:
анализировать, распределять по категориям, выбирать, классифицировать, сравнивать, связывать, сопоставлять, копировать, создавать, критиковать, определять, описывать, разрабатывать, оценивать, объяснять, приводить примеры, предполагать, выявлять, обосновывать, вести переговоры, прогнозировать, производить, предлагать альтернативные решения, указывать причины почему, пересматривать, реорганизовывать, перефразировать, пересказывать, пересматривать, переписать, играть в ролевые игры, обобщать, синтезировать и писать, использовать для различных целей, писать своими словами определение, иллюстрировать.
Ценности «Мәңгілік ел»* | Ценности, определенные в Стандартах образования |
Преданность и патриотизм | Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность |
Трудолюбие | Труд и творчество |
Гражданское равенство | Уважение |
Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем | Сотрудничество |
Честность | Открытость |
Культ учености и образования | Образование в течение всей жизни |
42
* Из послания Президента РК «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», 17 января 2014 года;
Из выступления Лидера нации Нурсултана Назарбаева на церемонии вступления в должность Президента Республики Казахстан, 29 апреля 2015
Реализация общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
в содержании образования
История Казахстана | Оценить столицу как объект процветания Казахстана | Составляет список причин переноса столицы РК, используя разные сведения. Размещает пять-шесть причин «в пирамиду», исходя из их значимости. Объясняет свой выбор |
Физика | Знать региональную и международную значимость космодрома Байконур | Обсуждение факторов, влияющих на расположение Байконура. Рассмотреть требования обеспечения безопасности проживающим в этом регионе и охраны окружающей среды. Обсуждение нужд людей, работающих здесь, и путей оказания им поддержки. Найти местоположение космодрома на карте и обсудить его особенности. |
География | Изучить состав и структуру экономики Казахстана | Ознакомиться с понятиями «Геополитическое расположение» и «Геополитическая ситуация», сортировать критерии и методы анализа, провести SWOT-анализ, рассмотреть, анализировать и сортировать предложения по использованию сильных сторон и возможностей геополитической ситуации и об устранении слабых сторон и рисков, составить дорожную карту увеличения геополитического потенциала страны. |
Ценность: Независимость и Астана
Цель
Учебные упражнения
Содержание
Реализация общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
в содержании образования
География | Знать работу Ассамблеи народа Казахстана | Ученики изучают деятельность, правила Ассамблеи, и выдвигают результаты изучения на общее обсуждение. |
История Казахстана | Определить и оценить гоударственные стратегии направленные на развитие, безопасность и повышение благосотояния всех казахстанцев | Обсуждая главные направления “Стратегии Казахстан-2050”, ученики анализируют ее возможности обеспечения национального единства, мира и согласия в обществе |
Казахстан в современном мире | Знать о разнообразии культур и цивилизации, их сходствах и различиях. | Изучают причины, последствия и регионы распространения межцивилизационных, межнациональных, межрелигиозных конфликтов происходящих в мире; |
Цель
Учебные упражнения
Общенациональное единство, мир и согласие
Содержание
Реализация общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
в содержании образования
Цель | Учебная деятельность | |
История Казахстана |
| Анализирует религиозное состояние в Казахстане в настоящий момент, используя такие понятия, как конфессия, свобода совести, светское общество, толерантность |
Казахстан в современном мире |
| Ученики определяют функции ценностей и идеологии, анализирует ценности и идеологические позиции разных людей и организации, объясняет причины и поводы. |
Цель
Учебные упражнения
Светское Государство и Высокая Духовность
Содержание
Реализация общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
в содержании образования
Физика | Оценить развитие астрономических идей в историческое время | Ученики изучают историю развития астрономм и определяет ошибки религиозных взглядов о небесных телах в древние времена и средневековье. На основе знании об астрономии, критически обдумывает причины проявления интереса к астрономии |
Светское Государство и Высокая Духовность
Цель
Учебные упражнения
Содержание
Реализация общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
в содержании образования
Химия | Понять процедуру производства важных химических смесей и их основные химические принципы | Ученики в форме игры создают химические компании и обсуждают эффективные пути производства химических смесей. Группа, предложившая методы, которые можно использовать в производственных случаях, выигрывает. |
География | Уметь определять возможности бизнеса; | Ученики изучают определенную сферу туризма, разрабатывают бизнес план для проекта по туризму и представляют перед всей группой. В бизнес плане главным образом обращают внимание на преимущества различных географических местностей, а также на недостатки, которые могут препятствовать развитию. |
Биология | Определение значение микробиологии в производстве минеральных ресурсов, сельском хозяйстве, медицине | Ученики исследуют сферы применения микробиологии: медицина, сельское хозяйство, промышленность, производство минеральных ресурсов. Ученики представляют итоги в мини группах в виде презентации. |
Устойчивый экономический рост на основе инноваций
Цель
Учебные упражнения
Содержание
Реализация общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
в содержании образования
География | Анализирует структуру и особенности топливно-энергетических, металлургических, машиностроительных, химических и текстильных предприятий, рассматривает технологию производства главных видов продукции | Каждая пара выбирает определенную сферу производства для исследований. Определяют в какой области Казахстана они расположены и какие факторы особенно важны для них. |
Физика | Понять физический смысл мехнической работы; | Ученики проводят исследования для вычисления мощности. Сначала определяет вес определенного предмета, например, книг и измеряет расстояние между полом и поверхностью рабочего стола. Один ученик держит книгу на расстоянии поверхности стола в течение 30 сек., второй ученик считает сколько книг. Можно вычислить работу выполненную с помощью расстояния и веса книг. Можно вычислить мощность, поделив результат на 30 секунд. Ученики вычисляют производительность труда разных специалистов и предлагают пути ее повышения. |
Общество Всеобщего Труда
Цель
Учебные упражнения
Содержание
Реализация общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
в содержании образования
История Казахстана | Знать о государственных программах, направленных на возрождение национальных ценностей | Изучает государственные программы, направленные на возрождение национальных ценностей в настоящее время, определяет проведенные культурные мероприятия (в искусстве, в спорте, и др.) |
Цель
Учебные упражнения
Общность Истории, Культуры и Языка
Содержание
Реализация общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
в содержании образования
Химия | Знать об атомной промышленности в Казахстане. Анализировать проблемы, возникающие в окружающей среде из-за атомной энергетики. | Ученики участвуют в обсуждении о пользе и вреде использования атомной энергии, опираясь на информацию, полученную из СМИ, а также на основе природных катастроф, происходящих в мире. |
Физика | Описать способы обработки, применения и хранения радиоактивных материалов. | Ученики изучают следующие вопросы: |
Химия | Знать о рисках и причинах загрязнения воды. | Ученики исследуют загрязнение воды – его причины, последствия и предлагают методы очищения/предотвращения загрязнения |
Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем
Цель
Учебные упражнения
Содержание
«Мысль» - мизинец (какие знания я приобрел)
«Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)
«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)
«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)
«Бодрость тела» - большой (как я физически себя чувствовал)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.