Принципы, методы и технологии работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Детям с ОВЗ свойственны свои специфические особенности:
- расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения
- нарушения развития речи, отсутствие собственной речевой инициативы
- нарушение внимания, снижение работоспособности
- чрезмерная двигательная активность
- неспособность к целенаправленному организованному поведению
- рассеянность, импульсивность
- повышенная возбудимость
- проблемы вербальной коммуникации
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире
Способны ли такие дети изучать английский язык? Да, это возможно, но целью изучения английского языка является не практическое владение языком, а общее развитие детей, а именно развитие мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знанием об окружающем мире.
На сегодняшний день в современной практике уже имеется определённый положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками. Благодаря этому реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.
Приступая к занятиям по английскому языку нужно обращать внимание на то, что речь детей с тяжелыми нарушениями речи на родном языке не богата по лексическому объему и часто грамматически не правильная, следовательно, грамматически сложно построенную речь на чужом языке им не освоить, т.к. степень обучаемости иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Это значит, что они смогут изучать иностранный язык, но только на уровне своего развития.
Таким образом, цель изучения иностранного языка для детей с ОВЗ - развивающая. На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, внимание, мышление, кругозор. Сложные конструкции и клише такими учащимися усвоены в полном объёме не будут, так как у них низкий уровень развития родного языка. Иногда можно вводить эти конструкции, но только с целью ознакомления.
При планировании уроков в интегрированном классе возникает кроме традиционных: образовательной, воспитательной и развивающей еще и коррекционная цель.
Коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Педагог, планируя занятие, должен задуматься, какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь) будут наиболее задействованы в ходе занятия.
Невозможно в ходе одного урока корректировать все психические процессы. Сам учебный предмет определят, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке. Коррекционно-развивающая задача должна быть предельно конкретной. Вообще, никто из ученых не настаивает на детальной, конкретной формулировке коррекционной задачи, понимая, что это непросто, но конкретная коррекционная направленность все - таки является обязательным условием хорошего урока. Поскольку допустимо составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития, в индивидуальном подходе и дополнительном внимании, то делать это и следует именно так. Формы могут быть разные; главное - отразить в ходе урока траекторию деятельности отдельного ребенка, находящегося в классе детей "нормы".
Содержание предмета английский язык в классах для тетей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).
Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ.
С детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:
· повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
· нахождение новых слов в змейке (word snake),
· вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
· игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. После многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading).
До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:
· составление диаграмм,
· подбор заголовков,
· ответы на наводящие вопросы.
Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.
Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:
· соотнесение идеи и абзаца (matching),
· заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),
· тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),
· определение верногоневерного высказывания (true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.
2. Повторение фразы или предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.
Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
4. Преобразование без подстановки
Тренируется вопросительная форма.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Dо уоu study in the morning?
Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Не studies in the morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.
Стимул. The students аге busy.
Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.
5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями
Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных
Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)
Ученики повторяют. The boys are coming.
Games
Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что имеет огромное практическое значение.
Clusters
Все мы привыкли к требованию учителей иностранного языка вести словарик. Однако это можно немного преобразовать: вместо словарей мы создаем кластеры по отдельным темам. Это не просто запись слов в столбик с переводом и транскрипцией, а это систематизация, классификация лексических единиц, при которой задействованы основные мыслительные процессы, такие как анализ, синтез. Более того, это гораздо интереснее, его можно оформить при желании. Также он может служить формой контроля, вместо словарного диктанта дать полупустой кластер с просьбой дописать недостающие слова.
Postcrossing
В процессе обучения необходима практическая направленность знаний, а в обучении языку — это коммуникация, общение. Обмен открытками по всему миру, переписка на английском языке. Детям это нравится, т.к. за каждой открыткой — живой человек и реальное общение на английском языке.
Relax
Организация «Уголока релаксации» (с игрушками, раскрасками, сенсорными материалами) в целях снижения нервно-психического напряжения и повышения способности к саморегуляции, где ребенок может провести время, если у него «нерабочее» состояние (cтоит отметить, что пользуется популярностью). Также во время выполнения отдельных заданий уместно включить спокойную музыку, которая позволит детям восстановить равновесие и настроиться на работу, более того расширяет их кругозор, но не просто музыку, а музыку известных музыкальных групп и музыкантов стран изучаемого языка, формируя тем самым социокультурную компетенцию
Project
В урочной деятельности, а так же при выполнении домашнего задания в работе с детьми с ОВЗ возможно строить обучение на активной основе, применяя метод проектов. Используя целенаправленную деятельность учеников, с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях можно получить в итоге реальный результат.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.
1. Характеристика обучающихся (возраст, класс).
Класс: 5 класс, (ОВЗ).
Характеристика класса: В классе находятся дети, имеющее недостатки в психологическом развитии и физиологическим нарушением, подтвержденные ПМПК. Среди них имеется учащийся с задержкой психического развития и ученик с нарушением зрения. Наблюдается нарушения эмоционально-потребностной и интеллектуальной сфер. Преобладает как эмоциональное недоразвитие так и нарушения познавательной деятельности. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффектной возбудимости, двигательной расторможенности либо вялости, апатичности у ребёнка с ЗПР. Для слабовидящего ученика характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.
Наполняемость класса значительно превышает норму.
Большинство обучающихся испытывают затруднения в усвоении учебной программы по английскому языку, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения.
Это сопровождается замедленным темпом работы, трудностями произвольной саморегуляции, слабой работоспособностью, быстрой утомляемостью.
Учитывая психофизиологические особенности детей данного класса, я придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена видов деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Из перечисленных выше современных технологий чаще всего использую элементы игровой технологии, информационно – коммуникативной, частично метод проектов.
Мне бы хотелось представить урок в разрезе данных технологий.
3.Сценарий урока по английскому языку
Предмет: английский язык
УМК: «Английский язык/Spotlight»
Авторы: Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс
Модуль 5 «Worldanimals»
Урок 5а «Amazing creatures»
Тема урока: «Удивительные создания», описание животных.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Цели: развитие навыков говорения на основе знакомства с новой лексикой по теме “Животный мир”
Задачи:
· Повторение изученных и введение новых слов по теме “Животный мир”.
· Развитие умения прогнозирования содержания текста (ознакомительное чтение).
· Развитие умения поискового чтения.
· Умение вести диалог-обмен мнениями в связи с прочитанным (диалогическая речь).
· Повторение и обобщение употребления глаголов в Present Simple.
Коррекционно – развивающие задачи урока:
· совершенствование интонационно-произносительных навыков (в рамках темы урока);
· введение нового лексического и грамматического материала, отработка его в речи и формирование навыков его использования в речевой деятельности;
· совершенствование навыков техники чтения (чтение текста).
Планируемые результаты
Личностные
1. Формирование мотивации к продолжению изучения английского языка; развитие стремления к самосовершенствованию в данной предметной области.
2. Развитие навыков коллективной учебной деятельности, умения работать в паре (группе); установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Метапредметные
Коммуникативные
1. Запрашивать и давать необходимую информацию, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
2. Вести диалог этикетного характера в ситуации бытового общения.
3. Читать текст с целью поиска конкретной информации.
Регулятивные
1. Самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Оценивать правильность решения учебной задачи.
Познавательные
1. Выделять и фиксировать нужную информацию в тексте.
2. Осознанно строить высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Предметные
1. Уметь описывать диких и домашних животных, рассказывать об их образе жизни.
2. Уметь употреблять Present Simple.
Оборудование:ноутбук, проектор, УМК, задания по аудированию, видеофайл с песней, мультимедийная презентация в PowerPoint.
4.Описание форм и приемов, которые были использованы на занятии с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ.
Форма работы с классом:
Фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа.
Ход урока:
I.Организационный момент:
T : Good afternoon, boys and girls! I am glad to see you.
P : Good afternoon. We are glad to see you too.
T : How are you?
P : We are fine, thanks. How are you?
T : I am fine, thank you. Sit down please.
T : Today we shall have a talk about our pets, learn the new words, read the text about pet’s names, and Guess the riddles. Also we shall play games today and have a lot of fun.
Let’s begin our lesson.
II Повторение. Систематизация знаний.
1.Фонетическая зарядка с зеркальцем:
T : Look at your looking-glass, please. Let’s remember some English sounds which are very important for us today. Repeat after me:
[i:] – please, sea, eagle
[e] – weather, elephant, desert
[əʊ] – cold, road, ocean
[aʊ] – town, flower, mountain
[ei] – game, whale, today
2. Мотивация к учебной деятельности, определение темы урока
Dear children, I would like to show some pictures/ Look at the picture and read a poem.
Т показывает 1 слайд презентации« Экзотические животные»
Вам понравился стих? О чём он?
Do you like a poem? What is it about? Can you guess the topic of today’s lesson?
Правильно! Именно о животных мы сегодня и поговорим. We’ll speak about animals today.
Дети смотрят видео и отвечают на вопросы учителя. (about animals)
3 Актуализация знаний.
Слайд 3 Look at the picture and say are they domestic or wild animals? What wild animals do you know? Name domestic animals. Name pets and farm animals.
Отвечают на вопросы учителя.
Give the Russian equivalent
· All cats are grey in the dark.
· Barking dog seldom bite.
· A bird in the hand is worse two in the bush.
· The bull must be taken by the horns.
· The early bird catches the worm.
· First catch your hare , than cook him.
Finish the saying
· As hungry as ...
· As brave as ...
· As cunning as ...
· As heavy as ...
· As dirty as ...
· As tall as ...
· A busy as ...
· As funny as ...
· As slow as ...
III Ознакомление с новым материалом.
1. Введение новой лексики
Т. Показывает новые слова и картинки к ним. Look at the pictures.
Т:называет слова, демонстрируя нужную картинку:
cobra, deer, rhino, camel, crocodile, lion
stripes, horn.
-Do you know these animals? Can you guess where do they live? ( 4 слайд)
-Which country can you see? Which continent is it in: Asia or
Africa?
What countries are next to it? (5 слайд)
-Read and translate the verbs(6 слайд)
Смотрят на слайды, слушают новые слова повторяют и запоминают.
Отвечают на вопросы.
2 Аудирование. Идентификация (На слух)
Listen to the audio and clap your hands. Если вы услышите слова из темы «animals», хлопайте в ладоши.
T включает запись аудио к тексту «AnimalsofIndia»
The Bengal tiger is the national animal of
India. It is red or orange with black, grey or brown stripes. It
hides in tall grass and hunts big animals like deer.
It is a really beautifulanimal.
The Indian cobra is a black, brown, white or yellow snake.
It is a very dangerous snake.
Indian elephants are very big and tall 2-3 meters but they
have small ears. usually a big female is the head of a family
of elephants. Indian people use elephants to carry
things with their trunks. the Indian rhino is a
fanny animal! it only has one horn African rhinos have
two.it usually lives alone and likes to sit in water or mud. there are only
about 2500 India rhinos today. (слайд 7)
Слушают, если узнают слово, хлопают в ладоши.
3 Первичная проверка изученного материала.
T даёт задание прослушать , прочитать текст и выполнить задание
- Listen and read
the text .
Find the names of:
Читают слушают текст, выписывают слова, затем все вместе проверяют
4.Чтение текста на общее понимание
(просмотровое)
(поисковое)
I. T: задаёт вопросы по тексту: (слайд 9)
· What animals live in India?
· What is the national animal of India?
· What color is it?
· Where does it hunt?
· Is the Indian cobra dangerous snake?
· What color is it?
· What size is the Indian elephant?
· What do Indian people use elephants for?
· Where does the Indian rhino live?
· How many rhinos do live in India today?
II. Mark the sentences “true” or “false” Correct wrong sentences
(сдайд 10)
I) Отвечают на вопросы учителя
II) Читают предложения, если предложение не верное , исправляют.
Физкультминутка
T: Watch the video and do the same ( слайд 12)
Смотрят видео и выполняют движения
IV. Закрепление.
1. Развитие и закрепление навыков грамматики PresentSimple
· .(cлайд 13) Сказка про бегемотика ( Present Simple )
· .(cлайд 14) Давным-давно жил в болоте бегемотик . У него не было друзей, и он был очень одинок, и часто плакал.
·
·
· (cлайд 17) Бегемотик играет, за ним “ s ”. The hippo play s Буква “ s ” так привыкла к бегемотику , что уже не отходила от него ни на шаг.
· (cлайд 18)
·
· .(cлайд 19) А когда друзья разошлись по своим делам, бегемотик остался один, загрустил, заплакал, и буква “ s ” опять к нему вернулась.
· (cлайд 20) С тех пор, если мы говорим о том, что делает один человек или одно животное, мы к глаголу добавляем окончание “ - s ”. She play s . He jump s . It eat s . She read s . He write s . Remember!
2. Применение полученных в ходе занятия знаний на практике
T: Put the verbs in brackets into the correct form.(cлайд 21) Поставьтеглаголыданныевскобкахвнужнойформе.
Выполняют упражнение, раскрывая скобки
V. Домашнее задание
Т – now tell your partner about your favorite Indian animals (слайд22)
My favorite Indian animal is ……
……. is (white, brown, red, green, black)
It is a really …. animal
Записывают домашнее задание
Индивидуальное домашнее задание. Приготовить мини-проект“Have you seen the video”
Приготовить видеоролик о своём питомце.
Write the stories and make video about your pets to take part in TV project . You will answer the questions on the cards and make up the stories. (Каждый ученик получает карточку с вопросами, которые являются планом рассказа для видеоролике о своём питомце).
· Have you got a pet?
· What pet have you got?
· What is his name?
· How old is your pet?
· What colour is your pet?
· What can your pet do?
· What does your pet like to eat and to drink?
· Do you play with your pet?
VI.Подведение итогов.
Рефлексия
T Ребята, давайте вспомним какая была тема нашего урока? Что мы научились делать? Просит каждого назвать новое слово, которое узнали сегодня на уроке.
T-Well, our lesson is over. Good bye. Have a nice day.
Отвечают на вопросы, прощаются с учителем.
-Goodbye, teacher!
5. Самоанализ урока
Тема урока: «Удивительные создания», описание животных.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Цель урока «Развитие навыков говорения на основе знакомства с новой лексикой по теме “Животный мир” достигнута при помощи постоянного повышения мотивации и активных форм обучения, где все дети, включая учащихся с ОВЗ могли работать в полном объёме. Повторение изученных и введение новых слов производилось при помощи крупных картинок, презентации которые удобны в работе слабовидящему ребёнку.
Погружение в языковую среду обеспечивалось при включении в работу видео и аудиоматериала.
Обеспечение подвижной деятельности детей прослеживается при выполнении аудирование и идентификации текста о животных.
«Listen to the audio and clap your hands. Если вы услышите слова из темы «animals», хлопайте в ладоши.» Включение танцевальной физкультминутки помогает снять напряжение и плавно перейти к другому виду деятельности на уроке.
Частая смена видов деятельности наблюдается на всех этапах урока и по всем видам речевой деятельности. Что важно для учащихся с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Многокраатное аудирование вводимых структур с опорой на картинку помогает запомнить новый лексический материал при введении новой лексики.
Преемственность и постоянное повторение грамматического материала в виде показа грамматической сказки о Бегемотике помогает снять трудность в усвоении и закреплении грамматических навыков по теме Present Simple.
Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей осуществляется при даче домашнего задания в виде заготовки видеоролика о своём питомце.
Данный урок рекомендован учителям английского языка, работающим с детьми с ОВЗ. Коррекционно – развивающие задачи данного урока решаются за счет использования элементов игровой, информационно – коммуникативной, проектной технологии.
Результативность деятельности: повышение уровня мотивационной сферы обучающихся, прочное усвоение лексического материала по теме, развитие навыков чтения, расширение общего кругозора, творческих способностей, тренировка воображения, памяти и внимания.
Виды деятельности на уроке подобраны таким образом, что обучающиеся постоянно находятся в ситуации успеха. Задания в игровой форме мотивируют учеников на активную работу. Использование ИКТ обеспечивает зрительную опору при усвоении нового материала, что очень важно для детей данной категории.
Литература
1. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
2. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
3. Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / В.Г. Боровик; В.Г.Боровик // Администратор образования (ОвД). - 2013. - №: 7. - C. 55-61.
4. Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г.Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44. 7. Быков Д.А.
5. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 140 с. - (Энциклопедия образовательных технологий)
6. Нестеренко М.Е. Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.tea4er.ru/forum/53---/66209---q----
------q (18.10.2016)
7. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка. //
Иностранные языки в школе.-2005,№8. (с.46-50)
1. https://doc4web.ru/russkiy-yazik/igrovie-tehnologii-kak-sredstva-razvitiya-detey-sovz.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.