Принципы и законы высшей нервной деятельности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и зако- нов. Основные из них впервые были установлены И.П.Павловым. В настоя- щее время некоторые положения павловского учения уточнены, развиты, а отдельные из них пересмотрены. Однако для овладения основами современ- ной нейрофизиологии необходимо ознакомиться с фундаментальными положе- ниями павловского учения. Аналитико-синтетический принцип высшей нервной деятельности. Как установлено И.П.Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-син- тетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычленени- ем отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для ор- ганизма (синтез).
Иконка файла материала Принципы и законы высшей нервной деятельности.doc
Принципы и законы высшей нервной деятельности    Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и зако­ нов. Основные из них впервые были установлены И.П.Павловым. В настоя­ щее время некоторые положения павловского учения уточнены, развиты, а  отдельные из них пересмотрены. Однако для овладения основами современ­ ной нейрофизиологии необходимо ознакомиться с фундаментальными положе­ ниями павловского учения.    Аналитико­синтетический принцип высшей нервной деятельности.     Как установлено И.П.Павловым, основным фундаментальным принципом  работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико­син­ тетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычленени­ ем отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением,  связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для ор­ ганизма (синтез). Синтез ­ это замыкание связей, а анализ ­ это все  более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.    Аналитико­синтетическая деятельность коры головного мозга осуществ­ ляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения и торможе­ ния. Эти процессы подчинены следующим законам.    Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные (так же, как и очень  слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают  иррадиацию ­ распространение возбуждения по значительной части коры  больших полушарий.    Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго лока­ лизированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием ус­ пешной деятельности.    Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из  определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредо­ точивается в месте своего первичного возникновения.    Этот закон лежит в основе главного условия нашей деятельности ­ внимания (сосредоточенности сознания на определенных объектах деятель­ ности).    При концентрации возбуждения ц определенных участках коры мозга  происходит его функциональное взаимодействие с торможением, это и  обеспечивает нормальную аналитико­синтетическую деятельность.    Закон взаимой индукции нервных процессов. На периферии очага одного  нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.    Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то  вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее  сконцентрированное возбуждение тем интенсивнее и шире распространен  процесс торможения.    Наряду с одновременной индукцией сушествует последовательная индук­ ция нервных процессов ­ последовательная смена нервных процессов в од­ них и тех же участках мозга.    Только нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения  обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде.  Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них  вызывает значительные нарушения в психической регуляции проведения.  Так, преобладание торможения, недостаточное взaимoдeйcтвиe его с воз­ буждением приводит к снижению активности организма. Преобладание воз­ буждения может выразиться в беспорядочной хаотической деятельности, излишней суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс  торможения ­ это активный нервный процесс. Он ограничивает и направля­ ет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточе­ нию, концентрации возбуждения.    Торможение бывает внешним и внутренним. Так, если на животное вне­ запно подействует какой­либо новый сильный раздражитель, то прежняя  деятельность животного в данный момент затормозится. Это внешнее (бе­ зусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения  по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков  коры.Одним из видов внутреннего или условного торможения является угаса­ ние условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражи­ телем (угасательное торможение). Этот вид торможения вызывает прекра­ щение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся  бесполезными.    Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно  защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется  охранительным торможением.    На внутреннем виде торможения основана и аналитическая деятельность  коры мозга, способность различать близкие по своим свойствам предметы  и явления. Так, например, при выработке у животного условного рефлекса  на эллипс оно вначале реагирует и на эллипс и на круг. Происходит ге­ нерализация, первичное обобщение сходных раздражителей. Но, если пос­ тоянно сопровождать предъявление эллипса пищевым раздражителем и не  подкреплять предъявление круга, то животное постепенно начинает отчле­ нять (дифференцировать) эллипс от круга (реакция на круг затормажи­ вается). Этот вид торможения, лежащий в основе анализа, дифференциро­ вания, называется дифференцировочным торможением. Оно уточняет дейст­ вия животного, делает его более приспособленным к окружающей среде.    Системность в работе коры головного мозга (динамический стереотип).  Опыты показывают, что если у собаки выработать ряд рефлексов на раз­ ные раздражители, которые повторяются в определенной последовательнос­ ти, то со временем животное воспроизводит всю систему ответных реакций  при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчи­ вое закрепление определенной последовательности реакций называется ди­ намическим стереотипом (от греч. "stereos" ­ твердый и "typos" ­ отпе­ чаток).    Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воз­ действиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип ­ физио­ логическая основа многих явлений психической деятельности человека,  например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс  динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу ус­ тойчивых особенностей поведения личности.    Динамический стереотип является выражением особого принципа работы  мозга ­ системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комп­ лексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изо­ лированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стерео­ тип ­ закрепленная последовательность воздействий отражается во внут­ реннем нервно­динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются  все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную  совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность со­ бытий, уклада жизни и т.д.    Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напря­ жением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, разд­ ражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые  условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).  В результате многократного функционирования он все более и более зак­ репляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.    Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц  со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нерв­ ных процессов.    Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда,  субъективно ощущается в виде положительных эмоций. "Процессы установки  стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его  и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувст­ ва".