Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом. Сообщение на педсовете.
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
дефектология
Детсад
22.02.2018
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом. Сообщение на педсовете.
Логика аффективного развития аутичного ребенка, в силу тех патологических условий, в которых оно происходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность) – отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его психический тонус и заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. Главным принципом коррекционного подхода является попытка объединить влияние сенсорного поля и взаимодействие с близким. Поскольку линия механической аутостимуляции ребенка является сильнее, взрослому человеку необходимо подключаться к ней, становится ее неотъемлемой частью и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом. Сообщение на педсовете.
Кор работа при АУТИЗМЕ.doc
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним
детским аутизмом
Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с
синдромом раннего детского аутизма.
1. Логика аффективного развития аутичного ребенка, в силу тех
патологических условий, в которых оно происходит (изначальная слабость
тонуса и сверхчувствительность) – отражает направленность на создание
надежных способов аутостимуляции, повышающей его психический тонус и
заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние
тревоги и массивные страхи. Главным принципом коррекционного подхода
является попытка объединить влияние сенсорного поля и взаимодействие с
близким. Поскольку линия механической аутостимуляции ребенка является
сильнее, взрослому человеку необходимо подключаться к ней, становится ее
неотъемлемой частью и постепенно уже изнутри наполнять ее новым
содержанием эмоционального общения.
2. Помимо искажения психического развития при раннем детском
аутизме в любом случае, даже при ощущении достаточно интенсивного
интеллектуального развития и при наличии какихто избирательных
способностей у ребенка, заметна его выраженная эмоциональная незрелость.
Поэтому, вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценить
его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он
легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что ему нельзя
предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен.
Аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему
обращаются; крайне чуток к эмоциональному состоянию близкого человека –
особенно легко ему передается его тревога, неуверенность, он страдает от его
дискомфорта – но часто может выражать это не сопереживанием, а
ухудшением собственного состояния, усилением страхов, агрессивным
поведением.
3. Оказание коррекционной помощи невозможно без точного
определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением,
превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта,
появление нежелательных протестных реакций – негативизма, агрессии или
самоагрессии и фиксацию негативного опыта общения.
По каким параметрам можно определить этот наиболее адекватный в
данный момент ребенку уровень контактов с окружающим миром и людьми?
Какая дистанция общения для него более приемлема. Насколько
близко он сам приближается к взрослому и насколько близко подпускает его.
Можно ли взять его на руки и как он при этом сидит (напряженно,
приваливается, карабкается), как относится к тактильному контакту, смотрит
ли в лицо и как долго? Как он ведет себя с близкими и незнакомыми
людьми? Насколько он может отпустить от себя маму? Каковы его излюбленные занятия, когда он предоставлен сам себе:
бродить по комнате, забираться на подоконник и смотреть в окно, чтото
крутить, перебирать, листать книгу и др.
Как он обследует окружающие предметы: рассматривает, обнюхивает,
тащит в рот, рассеяно берет в руку, не глядя, и тотчас бросает, смотрит
издали, боковым зрением… Как использует игрушки: обращает внимание
лишь на какието детали (крутит колеса машины, бросает крышечку от
кастрюли, трясет веревку), манипулирует игрушкой для излечения какого
либо сенсорного эффекта (стучит, грызет, кидает), проигрывает элементы
сюжета (кладет куклу в кровать, кормит, нагружает машину, строит из
кубиков дом).
Сложились ли какието стереотипы бытовых навыков, насколько они
развернуты, насколько жестко привязаны к привычной ситуации.
Использует ли он речь, и в каких случаях: комментирует, обращается,
использует как аутостимуляцию (повторяет одно и тоже аффективно
заряженное слово, высказывание, выкрикивает, скандирует). Насколько она
стереотипна, характерны ли эхолалии, в каком лице он говорит от себя.
Как он ведет себя в ситуациях дискомфорта, страха: замирает,
возникают панические реакции, агрессия, самоагрессия, обращается к
близким, жалуется, усиливаются стереотипии, стремится повторить или
проговорить травмировавшую ситуацию.
Каково его поведение при радости: возбуждается, усиливаются
двигательные стереотипии, стремится поделиться своим приятным
переживанием с близкими.
Как он реагирует на запрет: игнорирует, пугается, делает «на зло»,
возникает агрессия, крик.
Как легче его успокоить при возбуждении, при расстройстве: взять на
руки, приласкать, отвлечь (чем? – любимым лакомством, привычным
занятием, уговорами).
Насколько долго можно сосредоточить его внимание на игрушке,
книге, рисунке, фотографиях, пазлах, мыльных пузырях, свечке или
фонарике, возне с водой и т.д.
Как он относится к включению взрослых в его занятие (уходит,
протестует, принимает, повторяет какието элементы игры взрослого или
отрывки его комментария). Если позволяет включаться, то насколько можно
развернуть игру или комментарий.
Наблюдения по перечисленным выше основным параметрам,
характеризующим поведение ребенка, могут дать информацию как о
возможностях ребенка в спонтанном поведении, так и в создаваемых
ситуациях взаимодействия. И оценивая уровень его наличных возможностей
взаимодействия с окружающим, необходимо, прежде всего, определить,
насколько он в данный момент вынослив в контакте и насколько велики эти
трудности. 4. Основная нагрузка, как физическая, так и психическая в воспитании
ребенка ложится на его мать. Механизм привязанности должен быть
сформирован именно к матери, именно она должна научиться самостоятельно,
управлять поведением малыша, справляться с его состояниями повышенной
тревожности, агрессивности. Только она наиболее естественно может
наполнить их общие складывающиеся стереотипы бытовой жизни важными
для обоих аффективными подробностями.
Понятно, что в ситуации развития ребенка с серьезными нарушениями
эмоционального развития должны быть активно задействованы все его
близкие. Необходимость активного участия всех членов семьи родных в
воспитании такого ребенка связана с особыми трудностями формирования у
него разнообразных форм контакта. Аутичный ребенок может вступать в
контакт обычно в жестко стереотипной форме, неукоснительного соблюдения
которой он требует от всех не дифференцированно, либо привязывается, как
было уже сказано выше, симбиотически только к одному лицу и тогда не
допускаются до взаимодействия все остальные. Раннее подключение к
контакту с матерью других близких может несколько смягчить эту проблему,
сделать взаимодействие с окружающими людьми более разнообразным и
гибким.
Другая причина важности подключения других родных – частая
необходимость участия, по крайней мере, одновременно двух взрослых для
отлаживания у малыша различных форм реагирования. Распределение ролей
между ними происходит следующим образом: один берет на себя как бы
внешний контакт с ребенком – пытается войти с ним во взаимодействие,
спровоцировать его активность, подключиться к его аутостимуляции,
поддержать адекватно его спонтанные проявления; второй – активно
помогает ребенку войти в это взаимодействие, работая его телом, руками,
ногами, вокализируя за него и вместе с ним, оформляя его звуки в нужные по
смыслу ситуации слова, эмоционально реагируя за него, поддерживая и
усиливая его малейшие намеки на вступление в контакт, изображая их при
необходимости.
5. Большое значение в успешности коррекционной работы имеет
правильная оценка динамики развития ребенка.
Для того чтобы адекватно оценить эти и другие изменения, нужно
хорошо помнить «точку отсчета» исходный уровень возможностей его
взаимодействия с окружением и рассматривать появившиеся новообразования
в сравнении с ним и в общем контексте поведения. Например, появление
страхов у ребенка, у которого раньше не было чувства края, который
спокойно мог убежать от мамы, не реагировать на боль свидетельствует,
безусловно, о положительной динамике психического развития – о
зарождении нового уровня его контактов с миром. Адекватная оценка
изменений, происходящих с ребенком нужна не только для того, чтобы
понять, правильно ли было организовано взаимодействие с ним, но и в каком направлении надо двигаться дальше, к освоению каких следующих новых
способах взаимодействия с окружением его следует осторожно подводить.
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом. Сообщение на педсовете.
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом. Сообщение на педсовете.
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом. Сообщение на педсовете.
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом. Сообщение на педсовете.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.