в НПО «Школа самоопределения» Концепция нашей школы предусматривает индивидуальное развитие личности, которая, как мы считаем, лучше всего реализуется в конкретной, целенаправленной деятельности. Чем шире такая деятельность проникает в жизнь, в частности в жизнь школы, чем ближе она (деятельность) к реальной действительности, чем больше направленности на конечный результат, тем активнее выделяется творческая самостоятельность ученика, тем больше у него стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу, приобрести достаточно универсальных знаний, не только помогающих ему в работе, но и способствующих его индивидуальному развитию.
Принципы создания школьного сайта в
НПО «Школа самоопределения»
Концепция нашей школы предусматривает индивидуальное развитие личности, которая,
как мы считаем, лучше всего реализуется в конкретной, целенаправленной деятельности.
Чем шире такая деятельность проникает в жизнь, в частности в жизнь школы, чем ближе
она (деятельность) к реальной действительности, чем больше направленности на конечный
результат, тем активнее выделяется творческая самостоятельность ученика, тем больше у
него стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу,
приобрести достаточно универсальных знаний, не только помогающих ему в работе, но и
способствующих его индивидуальному развитию.
При этом под конечным результатом понимается продукт учебной деятельности, который
соответствует самым строгим требованиям посторонних, независимых экспертов, а не как
это часто бывает в школах: лишь бы чтото ребенок сделал и то хорошо, а его работа затем
просто пару лет валяется в учительском шкафу и потом просто выбрасывается. Мало того
такой продукт оценивается не только по какимто формальным критериям, а и по своей
актуальности, необходимости и важности, если уж не для всего человечества, то хотя бы
для школы.
Тут следует заметить, что строгость требований к результатам деятельности имеет
двойственную структуру, с одной стороны она (строгость) отпугивает ребят, вызывает
неуверенность в своих силах и знаниях, но с другой активный интерес попробовать,
разобраться, и в конце концов победить.
Если при этом учесть, что такая деятельность разворачивается в кабинете информатики, с
участием взрослых профессионалов, то естественно ожидать, что речь пойдет о новых
информационных технологиях в рамках реализации данного проекта.
В качестве такого проекта, который опирается на новые информационные технологии,
группа учеников под нашим руководством выбрала проект создания школьной вебсайта.
Такой проект позволяет использовать всю (или почти всю) совокупность школьных
предметов в процессе его реализации, кроме того сюда же подключаются коммутативные и
социальные технологии. Иными словами ученики, работающие в проекте создания
школьной страницы, должны знать обо всех предметах, преподаваемых в школе, уметь
собрать свежую информацию о происходящем, знать все новости и даже школьные сплетни.
Естественно, как и при любом новом начинании, нас сразу же встретили трудности. Во
первых: полное отсутствие методических, организационных, справочных и других
материалов в разделах создания вебстраниц. (Имеется ввиду на начало проекта). Во
вторых: отсутствие умения работать с WEBредакторами не только у учеников, но и у
учителей. Втретьих: отсутствие (почти полное) выхода в INTERNET.
Устранение и преодоление всех этих трудностей, как обычно началось с конца.
Совершенно неожиданно Московская Мэрия и МТУ сделали московским школам щедрый
подарок – 50 часов бесплатного интернета в месяц. Это был действительно щедрый
подарок: вместо жесточайшего поминутного ограничения (иногда времени хватало только
на электронную почту), а уж поискать в интернете необходимую нам информацию мы и не
мечтали, у нас появилась возможность часами сидеть в информационнопоисковых
системах, выбрать оптимальный вариант технического комплектования кабинета.
Осталось только приобрести хороший модем, установить соответствующее обеспечение на
соответствующий же компьютер (не любой подойдет, надо и проксисервер и браузер и
почту, хорошо бы и удаленный доступ, но у нас уже мощности в рублевом эквиваленте не
хватило).С этого подарка все и началось: появился стержень (в виде доступа в интернет) вокруг
которого можно завертеть деятельность, при этом вполне результативную.
Организационный период ни в какой деятельности гладко не проходит, а тут новые
информационные технологии. Собрать группу ребят (художников, журналистов,
переводчиков, компьютерщиков, организаторов), естественно не профессионалов, а только
желающих ими стать, способных реализовать проект, это самое легкое из всего, что нам
пришлось преодолеть.
Надо было убедить администрацию в актуальности школьной страницы, хотя это
достаточно просто, но вот пробить часовые ставки на WEBдизайн, журналистику, работу
в ИНТЕРНЕТе уже гораздо труднее. Подготовить (морально) ведущих учителей в школе к
тому, что им придется делиться информацией. К сожалению далеко не каждый, даже
ведущий руководитель готов рассказать о своей работе, о своем эксперименте. По разным
причинам: занятость, не желание до поры раскрывать свои методики и приемы, а порой и
просто неумение письменно описать свою деятельность.
Появился сразу же совершенно новый вид образовательной деятельности (это теперь уже и
учебники, и методики, и практикумы стали появляться) осваивать: редакторы, браузеры,
приемы журналисткой работы, сканирование, фотографирование, информационно
поисковые системы и т.п. Следует подчеркнуть, что большая тяга к освоению (на наш
взгляд) появилась у ребят изза осознания важности выполняемой работы, которая
направлена на создание Российского имиджа своей любимой школы.
В начале создания страницы тяжелее всего разработать ее форму и дизайн. Мы
остановились на странице с фреймами, поэтому и был выбран редактор FrontPage
представляющий (в достаточно простом, для освоения) такой сервис. А вот с оформлением
(или по научному дизайном) спорим до сих пор, всей своей сущностью понимая народную
мудрость, что сколько людей – столько мнений и на вкус и на цвет товарищей нет. Убедить
учеников что на коричневом фоне ни один цвет букв читаться не будет достаточно просто,
гораздо сложнее убедить, что синебелокрасный фон слишком уж претенциозен.
Показывают сайты в таком оформлении, множество сайтов, трудно с такими доводами
спорить, но и согласиться с таким безвкусием невозможно.
Были просмотрены сайты различных школ. Многое понравилось, но были и такие, которые
смотреть второй раз не захотелось. В этот момент мы хотели понять кокой же сайт должен
быть у школы. Может быть есть какието стандарты или правила создания. Но при
просмотре чужих сайтов мы поняли, что хотим совершенно отличным от других сайтов.
Мы поняли, что сайт, который выполняет роль рекламного ролика по телевизору, в
интернете нам не нужен. Так же мы не захотели создавать какойто обучающий продукт,
который создал и забыл, а кому он нужен не волнует, а кто его будет посещать неважно.
Еще мы сталкивались с сайтами которые были нами же названы «музей в интернете».
Такого нашей группе тоже не захотелось.
Школьный сайт должен отражать концепцию школы, рассказывать о школьном устройстве,
о школьной жизни. Каждый посетитель должен найти чтото себе. Например учителю
посещающему нашу страничку в интернете будут интересны, некоторые эксперименты
проходящие в нашей школе, ученику наверно будет интересен рассказ о школьном театре
«Фантазия» или рассказы учеников о самих себя, родителю информация о школе, стоит
ли приводить своего ребенка к нам в школы или нет. Конечно же не обошлось и без
рекламы, но как нам кажется мы ее так хорошо скрыли, что обвинять нас в производстве
нового рекламного продута нельзя.
Полностью охватить все нюансы школьной жизни в сайте так и не удалось. Существующая
объективная временная задержка не позволяет оперативно реагировать на все случаи
жизни. Пока ситуация обозначится, пока соберут информацию, оформят, отредактируют,подвяжут к странице – время проходит и закачивать ее к провайдеру уже не имеет смысла:
информация устарела.
Вообще, динамизм школьной жизни предъявляет очень высокие требования к
оперативности обработки информации. Тут можно говорить о хроникерах и репортажах,
зачастую приходилось вести репортаж с места событий. Для этого нам понадобились
специалисты в области журналистики. (Здесь следует оговорить тот факт, что мы, начиная
проект, предполагали необходимость начальных журналистских знаний.) Но нам
понадобились такие знания на серьезном профессиональном уровне и мы (конечно не без
хлопот и усилий) открыли мастерскую журналистики.
Как только наш сайт стал посещаем в ИНТЕРНЕТЕ, у нас появился выбор направлений
дальнейшей деятельности из предложений гостей нашего сайта. Например нас очень
заинтересовало предложение берлинских школьников о совместном выпуске газеты на
английском языке, с обсуждением проблем на страницах их и нашего сайтов.
Таким образом хороший проект с определенными требованиями по качеству,
оперативности, профессионализму неизбежно вызывает расширение поля деятельности,
расширяет круг школьных предметов с ним контактирующих, открывает новые
направления, дает материал для творчества и полета фантазии. Что еще учителю нужно?