Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово разнообразны.
При использовании литературных произведений вне НОД решаются следующие задачи:
Чтение вне НОД дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:
Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
Хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательным;
В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.
Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и мы можем открыть для себя технологию продуктивного чтения, разработанную Н.Н. Светловской.
Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление схем к тексту, инсценирование и др.).
Технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.
Практика использования технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей переходят в слушателей, активно ведущих диалог с автором; у детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста.
Используемая технология позволяет успешно интегрировать понятия из различных образовательных областей, формировать исследовательские навыки у детей, повышать уровень активной читательской позиции родителей по отношению к тексту и его автору.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.