Приобщение детей к экологической культуре
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе доброе отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний не является главным. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. В связи с этим можно выделить главные направления работы по этой проблеме:
- воспитание у детей интереса к природе и проблемам ее охраны;
- формирование навыков культурного поведения в природе;
- воспитание у детей осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;
- обогащение их знаниями о живой и неживой природе, необходимыми не только для того, чтобы быть защитником природы, но и уметь по-хозяйски распоряжаться ее богатствами;
- воспитание и развитие у детей бережного отношения ко всему живому;
- привлечение детей к экологически ориентированной деятельности – природоохранной.
Для реализации задач экологического воспитания в ДОУ должны быть созданы необходимые условия. Это:
зооуголок; фитозона с различными комнатными растениями;
уголки природы в каждой группе; участки с зелеными насаждениями;
небольшой огород; цветники по периметру детского сада;
уголки экспериментирования по группам.
Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.
На занятиях по экологии знакомят детей с представителями живой и неживой природы, рассказывают наглядно о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы, учат устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.
Более продуктивным для усвоения материала будет использование в работе интегрированных занятий. В них за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то музыка или изодеятельность, дети не теряют интерес к теме занятия. Интересна интеграция экологии с музыкой, экологии с изодеятельностью, сотрудничество с социальным педагогом. На этих занятиях расширяются каналы ввода информации, активно используются не только слух и зрение, но и другие чувства – тактильная чувствительность, невербальное восприятие (музыка, пение, рисование, лепка, аппликация, инсценировка и другие).
Очень интересна для детей опытно-экспериментальная деятельность. Дошкольники самостоятельно находят ответы на вопросы: «Что тонет в воде – дерево, металл, камень или бумага?», «Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?», «Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?», «Будет ли расти растение без воды?» и т. д.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Детям доступны произведения таких писателей, как В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, К.Паустовского, Е.Шима, Е.Павловой и других.
Дошкольники очень любят сказки. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Поэтому в работе со старшими ребятами можно использовать экологические сказки, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. Это сказки Н.А.Рыжовой. Они доступны, интересны и познавательны.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Поэтому для них будут интересны экологические задачи-рассказы. Их решение способствует установлению детьми фактов того или иного отношения человека к природе, установлению связей между явлениями и процессами в природе.
Рассказы - задачи помогают приобрести навыки выявления элементарных противоречий, встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформулированные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов.
В приобщении детей к экологической культуре эффективен проектный метод, цель которого – помочь детям сформировать основы активной жизненной позиции, воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем - в содействие. Например, долгосрочный проект: «Если бы я был собакой…» знакомит детей с жизнью собак, их важными «профессиями», породами, подвигами этих животных, их преданностью хозяевам. О собаках детям читают книги, рисуют и лепят их, сочиняют о них рассказы, любуются фотографиями. Можно создать в группе музей с экспозицией об этих друзьях человека, посмотреть которую посетят дети из других групп. Еще с помощью родителей уместно сделать фотовыставку на тему «Собаки – наши друзья» и выставку детских рисунков, посвященную собакам. Эффективны беседы о правильном отношении к бездомным животным. Хорошо предложить детям попробовать представить себя на месте таких собак.
Помимо долгосрочных проектов используются экологические акции, которые понятны детям, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним относятся, например, «Елочка - зеленая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Акция «Покормите птиц зимой!» говорит сама за себя. Акция «Берегите воду!» помогает детям понять ценность воды, ее значение для жизни всех живых существ, призывает бережно и экономно расходовать ее.
Интерес у детей вызывают тематические дни. Такие, как «День моря», «День осеннего дерева», «День цветов», «День птиц». В такие дни более эмоционально и глубоко ребята знакомятся с предметом темы, формируется заботливое отношение к тематическому объекту.
Важно систематически проводить с детьми наблюдения за окружающей природой на прогулке с использованием поэтического слова, загадок, народных примет и поговорок. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, дети учатся видеть, понимать и ценить ее красоту.
Совместно с музыкальным руководителем интересно провести праздники: «Синичкины именины», «Сороки» и другие.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит именно игра. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. С малышами проводят тематические прогулки, а со старшими поход, который готовят и проводят совместно с физкультурным руководителем, заранее обдумывая, какие наблюдения можно провести в это время года, как разнообразить виды деятельности, в какие игры играть. Походы и экскурсии с детьми в природу дают ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме кучевых облаков, о сверкающих на солнце капельках дождя и т.д.
Еще более интересны детям экскурсии на станцию юных натуралистов и в зооуголки. Дети зачарованно рассматривают живых обитателей, слушают познавательные рассказы об их жизни. Такие мероприятия оставляют глубокий эмоциональный след у каждого участника.
Работа с детьми по приобщению к экологической культуре невозможна без помощи и поддержки семьи. Можно привлекать родителей к участию в различных выставках: «Выставка кормушек для птиц», «Осенняя фантазия», «Необычная елка», фотовыставкам по разным темам, к участию в конкурсах рисунков. Родители не останутся равнодушными, если в группе заранее вывесить яркое, красочное объявление о проведении мероприятия. Дети будут счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимут свой авторитет.
Чтобы привлечь в союзники родителей, уместны выпуски стенгазеты, фото отчеты о проведенных мероприятиях с детьми, консультации на экологические темы, подборки интересных фактов из жизни животных, о которых они могут рассказать детям дома или по дороге в детский сад.
Таким образом, используя разные формы и методы в комплексе, правильно сочетая их между собой, можно приобщить детей к экологической культуре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.