Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Алексина Тульской области
Приобщение детей к русским национальным традициям на примере изучения темы
«Русские Валенки»
(ОТКРЫТЫЙ УРОК)
6-ой класс
Учитель изобразительного искусства: М.В.Киселёва Алексин – 2014г.
ЦЕЛЬ:
1. Познакомить учащихся со старинной русской обувью – валенками, с их возникновением, производством, значением, лечебными и экологическими свойствами.
2. Научить отделывать валенки аппликацией из различных материалов, росписью, пайетками, бисером и т.д.
3. Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности учащихся.
4. Воспитывать любовь и уважение к традициям народной культуры.
Оборудование урока:
1. Видеозапись о зиме.
2. Презентация по теме.
3. Репродукции картин В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева.
4. Иллюстрации, фотографии валяной обуви.
5. Фотографии материала из музея «Русский валенок» города Москвы.
6. Инструкционные карты, образцы валенок.
7. Мультимедийные технологии.
Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство, биология, медицина.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Сообщение темы и целей урока
1. Сообщение темы урока (слайд 1)
Ребята, я приглашаю вас на урок изобразительного искусства, но он сегодня необычный. Сейчас у нас будет возможность заглянуть в историю… Мы с вами отправляемся в прошлое, к русским народным промыслам. Познакомимся с русской основной обувью ( «Русские Валенки»). Ни одно время года так не волшебно, как зима. О красоте Зимы можно говорить бесконечно, хотя и бывает зима суровой. Морозы под сорок градусов, но людям все нипочем. Несмотря на холод, они по-прежнему бегут на работу, с работы, ходят в кино, на танцы. Лишь кутаются до самых глаз, да на ногах даже у самых модниц – русские добротные валенки.
Стихотворение о зиме….
Сколько ночью звезд на небе.
В ярких искорках дома.
Здравствуй, белая как лебедь
Наша русская зима!
Здравствуй русская молодка.
Раскрасавица – душа.
Белоснежная лебедка.
Здравствуй, матушка – зима!
Приглашаю вас на прогулку в зимний лес….
Видеоролик о зиме.
Эпиграф урока: Нет ничего более исконно русского, чем валенки. Сохранять их – значит сохранять русскую культуру. (Слайд 2)
Звучит музыка Л. Руслановой «Валенки» (танец)
А дальше мы погрузимся в историю валенок…
2. История возникновения валяного сапога
Звучит музыка «Валенки».
Сообщение учителя:
Валенки - какое хорошее, русское слово. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера.
Какие пословицы, поговорки есть у русского народа про валенки?
(«Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьем так катаньем», «Держи голову в холоде, а ноги - в тепле») (Слайд 3)
Эти присказки навсегда вошли в наш язык, и никому не надо объяснять, что они обозначают. Хотя и обидно немного за валенки: выходит, и глуповаты они, и простоваты, как русский мужичок, но и прочны, и основательны, и надежны, как он, не подведут в трудную минуту, выручат и в холод, и в непогоду!
Тесно переплелись в нашем сознании валенки и русская зима. Казалось, валенки существовали всегда. Трудно поверить, но они появились лишь в конце XVIII, начале XIX веков в Семеновском уезде Нижегородской губернии. До этого у русских издавна существовала низкая валяная обувь без голенищ: чуни, коты, валенцы. У кот была свалянная стопа, к которой пришивали голенище из сукна. А в деревнях ходили и зимой, и летом в лаптях, которых хватало на четыре-пять дней носки, а потом они протирались до дыр.
Значение слова «валенки»:
Сообщение ученика.
Ва́ленки (валену́хи, ва́лежки, ва́лены, ва́ленцы, ка́танки, волнушечки, выходки, пимы, чесанки.; финск. huopikkaat) - теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твердыми, но бывают и мягкие, под другую обувь. Валенки - это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашиваются быстрее всего снизу, поэтому валенки часто подшиваются кожей или иным прочным материалом; с этой же целью и против намокания носятся с галошами. Традиционно валенки бывают черного, серого и белого цвета.
Сообщение учителя:
Считается, что валенки - это такой же символ России, как самовар или косоворотка. Но на самом деле валяную обувь придумали кочевые народы. Самые первые валенки – это подошвы из скатанной шерсти, найденные в древнем кургане на Алтае. Толстый войлок защищал ноги зимой от холода, а летом от колючек.
Возникнув в конце XVIII - начале XIХ веков, валяное производство распространилось по всей России. Вначале это было кустарное производство, в каждой избе своя валяная «фабрика». Этот труд был тяжелым, ручным, но выгодным. Валенки были достаточно дороги, их могли себе позволить зажиточные люди. Умельцы в тайне хранили секреты технологии, передавая их по наследству. (Слайд 4)
До революции главное производство валенок было сосредоточено в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Бедные крестьяне могли позволить себе только одну пару валенок на всю семью, носили эту драгоценность или по очереди или по старшинству. Получение валенок по наследству приравнивалось к большой сумме денег. Голенища часто вышивали, а татары и вовсе любили носить валенки розового цвета. (Слайд 5)
Известно, что катанки жаловал Петр I, который помимо прочих достоинств находил в них лечебные свойства. Анна Иоанновна высочайшим указом определяла своим фрейлинам “моцион” из парадного платья и к нему валенки. А Екатерина II щеголяла перед заграничными гостями в чесанках - шерстяных полусапожках. (Слайд 6)
Использование изображений русских валенок на картинах известных художников.
Давайте посмотрим на каких картинах русских художников можно увидеть изображения русских валенок.
Художник Василий Иванович Суриков изобразил на картине «Меншиков в Березове» опального царедворца в сельском домике в валенках. И не простых, а прихваченных из Питера, толстых, с тесьмой. (Слайд 7)
На картине «Боярыня Морозова» мученица за веру, высылаемая из Москвы в сибирский острог, тоже обута в пимы. (Слайд 8)
А «Взятие Снежного городка» – вообще праздник темы! Здесь увековечены валенки и черные, и белые, и женские, и мужские, и простые, и с вышивкой. (Слайд 9)
На картинах художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица», «Морозный день» главным видом обуви являются валенки. (Слайд 10, 11)
(Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии с фронтов Великой Отечественной Войны. В холодную зиму 41-ого под Москвой наших воинов грела не только любовь к Отчизне и Москве, но и валенки, с любовью произведенные в тылу. Для фронта, для победы было изготовлено около 100 миллионов пар валенок. Многие из них не раз возвращались на фабрики, их чинили, подшивали и снова отправляли на линию огня. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность, даже на золотые часы. Русский валенок прошел от Москвы до Бреста и победил немецкий сапог.)
Почему валенки являются экологически чистым продуктом?
(Валенки – это обувь, сделанная из натуральных материалов. Шерсть срезается с мирно пасущихся овец и перерабатывается.)
Какие лечебные свойства применения валенок вы знаете? (Слайд 12)
Натуральная овечья шерсть, из которой сделаны валенки, прекрасно поглощает и испаряет влагу, сама при этом оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло рекомендовано при простудах.
Ланолин - животный воск, содержащийся в шерсти, используется как основа для медицинских мазей. Он успокаивает ревматические, суставные и мышечные боли.
Целебные свойства овечьей шерсти ускоряют заживление ран и переломов и препятствуют воспалительным процессам.
Сухое шерстяное тепло снимает нервное напряжение.
Обутые на босу ногу валенки оказывают массажный эффект за счет микро уколов шерстяных волосков. А в результате трения стопы о шерсть создается электростатическое поле, которое обеспечивает лучшую циркуляцию крови. Это значит, валенки незаменимы, когда гудят и ноют уставшие ноги.
4. Технология производства валенок
Есть такое выражение «Мы не левые и не правые, потому что мы валенки». Узнаем, как это происходит. (Слайд 13)
Все валенки делятся на валенки фабричного производства и на изготовленные вручную самовалки, которые помягче, потеплее и подороже. Но деление это условное, поскольку на фабриках до сих пор 30-40% работы делается по старинке - руками. Валяльщик - в былые времена почитаемый на Руси мастер.
Дело машин - промыть, очистить и прочесать овечью шерсть. Дело рук мастера - выкроить из шерстяного полотна валеночную заготовку так, чтобы на стопе шерсть была плотнее, на голенище - тоньше.
Затем основу для валенка наматывают на специальную скалку и катают по столу, почти как тесто. Пара часов катания-валяния - и шерстяные волоски прочно сцепляются друг с дружкой, шерсть самоуплотняется, свойлачивается, превращается в войлок. Из войлока вручную формируется полувалок, который более похож на гигантского размера носок.
Полувалки в течение нескольких часов вываривают в крутом кипятке, потом трут металлическим прутом, потом снова окунают в кипящую воду и снова трут, мнут и терзают до тех пор, пока войлок не станет несгибаемо-плотным, а огромный носок не скукожится до размеров пинетки. Эти самые мокрые маленькие пинетки насаживают на колодки, которые растягивают их до нужного размера, и на целую ночь помещают в сушильную печь.
Почти готовые валенки бреют или шлифуют пемзой для эстетичности, для сухости. С гладкого, без торчащих волосков и шероховатостей валенка легче скатывается снег, а значит, он дольше не промокает. Наконец, на специальном станке подрезаются неровные голенища, и валенки отправляются в цех подборки.
В отличие от сапог, два валенка - совсем не пара: и делаются они не по лекалам, и уплотняются самопроизвольно, вот и выходят, даже если одного размера, все равно один чуть полнее, другой темнее, третий курносее. В цехе подборки мастерицы наметанным глазом выискивают в завалах валенок два похожих друг на друга экземпляра, скрепляют их, чтобы не растерялись, маркируют, а там уж или прямиком в продажу, или фабричным дизайнерам для всяческих украшательств. В итоге получается, что клок шерсти превращается в валенок за трое суток непрерывного, упорного труда, претерпевая сорок с лишним технологических переходов и побывав в руках рабочих двадцати специальностей! При этом каждый валенковаляльщик за день успевает сделать всего одну-две пары. Нелегкая это работа!
Музей «Русские валенки» в Москве. (Слайд 14, 15)
В Москве существует музей «Русские валенки» (Адрес: г. Москва, 2-ой Кожевнический пер., д.12). В музее представлены разнообразные модели: от вышитого валенка конца 19-ого века до войлочных сапог, в которые были обуты российские спортсмены – участники олимпиады 2002 года. Среди них - офицерские валенки-бурки на кожаной подошве, популярные среди командного состава Красной Армии и милиции в 20-30-е годы. Валенки времен Великой Отечественной войны, в том числе принадлежавшие карельским партизанам, со специальным крючком для лыж. Особые «валенки - невесты». На выставке можно увидеть, валенки в форме самовара, чайника, паровоза и самолета. Экспонаты музея «Русские валенки» доказывают, что валенки совсем не так просты, как прикидываются.
6. Народные приметы, связанные с валенками
Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. Валенки были признаком зажиточности, стоили очень дорого. И уж если жених приходил свататься в валенках, родители невесты не упрямились: значит, дочке суждена жизнь в достатке!
Какие еще приметы вы знаете?
( Девушки, гадая в крещенский вечерок на суженого, бросали за ворота вовсе не башмачок, а именно валенок. В валенке перевозили на новое место жительства домового.)
7. Современные валенки (Слайд 16, 17, 18)
Валенки стали менее популярными в последние десятилетия из-за превращения российских зим в мягкие и слякотные. Их заменила более легкая и влагостойкая обувь. Сейчас валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды. В городах их обычно носят маленькие дети. Сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров – это актуальный объект творчества. Когда ударяют морозы под тридцать, даже записные модницы переобуваются в традиционные валенки!
В валенки на резиновой подошве, на липучке, на молнии и на шнуровке. В валенки с золотым шитьем и меховой оторочкой. В валенки с симпатичными аппликациями и уморительными помпонами. В валенки, отделанные гобеленом, бисером, стеклярусом. В валенки самых немыслимых моделей и самых феерических расцветок. Безудержная фантазия, ловкость рук, и обычный валенок меняется до неузнаваемости. Потом эксклюзивное произведение дизайнерского искусства продается по цене на порядок выше изначальной. Ведущие модельеры утверждают: XXI век - век ВАЛЕНКА!
Давайте представим сегодня себя юными дизайнерами и попробуем разработать свой фасон валенка. У вас на столах вы видите шаблон, краски, различные украшения. Удачи в ваших творческих начинаниях….
III. Практическая работа
Выполнение отделки валенка. Самостоятельная работа учащихся. В процессе работы учитель оказывает индивидуальную помощь.
Материал для практической работы:
макеты валенок для выполнения эскиза, украшения, гуашь, аппликация
IV. Заключительная часть урока
Презентация выполненной работы.
Оценка работы и анализ допущенных отклонений.
Итак, наш урок подходит к заключению. Что мы узнали сегодня на уроке и чему научились? Ответы детей…
Учитель: Вот наше путешествие подошло к концу, я вас всех благодарю.
Самоанализ урока
Дата: “__” _________20___ г.
Класс: 6 «В».
Тема урока: Приобщение детей к русским национальным традициям на примере изучения темы «Русские Валенки».
Структура урока:
1.Сообщение темы урока
2.История возникновения валяного сапога
3. Экологические и лечебные свойства валенок
4. Технология производства валенок
2. При планировании урока были учтены особенности преподавания изобразительного искусства в данном классе.
3. Цели урока:
Образовательная: Продолжать знакомить с особенностями русской народной обувью.
Развивающая: Совершенствовать навыки составления композиции, работы с бумагой, ножницами, клеем, другими материалами.
Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.
4. Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация, показ танца), логические (сравнительный анализ), практические (практическое задание). Форма обучения: фронтальная.
6. Дидактические материалы: презентация с репродукциями картин Василий Иванович Суриков: «Меншиков в Березове» , «Боярыня Морозова» ,«Взятие Снежного городка», Борис Михайлович Кустодиев : «Масленица», «Морозный день».
8. Психологическая атмосфера урока___________________________________
9. Результаты урока_________________________________________________
Удалось ли реализовать все задачи, если не удалось, то почему____________
__________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.