Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством художественной литературы.
Сарычева Гулчехра Абдувалиевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №23»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Из этого следует, что формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением методам сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Перед нами, воспитателями, встали вопросы: «Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?», «Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность?» В связи с введением ФГОС дошкольного образования для педагогов стало актуальным переосмысление содержания и форм работы с детьми.
Формировать «психологию здоровья» у детей педагоги решили посредством художественной литературы. Почему именно через художественную литературу? Современные дети все больше времени проводят за компьютерами и телевизорами. Заметно снижен интерес к чтению у детей дошкольного возраста. А ведь художественная литература является мощным средством в воспитании подрастающего поколения. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.
Для детей старшего дошкольного возраста педагогами было спланировано чтение художественной литературы, направленное на приобщение детей к здоровому образу жизни. Содержание нашей работы составляет процесс сохранения и укрепления здоровья детей посредством художественной литературы и интеграции с другими образовательными областями.
Данная работа проводилась с начала учебного года с детьми старшего возраста. Количество детей в группе – 25 воспитанников. Весь план был разбит на 12 месяцев. Каждый месяц посвящен определенной теме. Опираясь на тему месяца, были подобраны художественные произведения для чтения. Проводилось 1 занятие в неделю. Закрепление, расширение и углубление знаний осуществлялось в беседах, в режимных моментах, на прогулке, во второй половине дня, в спортивных мероприятиях, в экскурсиях, в непосредственно образовательной деятельности, в проектах и в самостоятельной деятельности детей.
Мониторинг провели в начале и в конце года через диагностику детей.
Была поставлена цель и определены задачи предстоящей работы.
Цель нашей работы: формирование «психологии здоровья» посредством художественной литературы.
Задачи:
1. Сформировать у воспитанников положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни.
2. Обучить детей простейшим нормам и способам поведения, способствующим сохранению и укреплению здоровья.
3. Закрепить полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.
Ожидаемый результат:
1. Формирование у воспитанников осознанной потребности в здоровом образе жизни.
2. Развитие у детей физических и нравственных качеств, расширение кругозора, сохранение и укрепление здоровья.
3. Снижение уровня заболеваемости детей в группе.
Начиная работу в группе по приобщению детей к здоровому образу жизни, мы задали детям вопрос: «Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека?» Когда педагоги впервые задали такой вопрос детям, то они ответили: «Золото», «Деньги», «Много денег. Тогда мы спросили родителей: «Что они считают главным для своего ребенка?» Ответы были разные, но большинство родителей ответили – здоровье. Ценности, которые называли дети, определены нами, взрослыми. Дети видят, как взрослые эти ценности накапливают, сохраняют, бережно расходуют. Перед нами, педагогами, встала необходимость выработать еще одну привычку – заботу о своем здоровье.
Рядом с педагогом и ребенком идут родители, которые помогают детям использовать полученные ими знания и умения в обыденной жизни. Для этого необходимо постоянно держать их в курсе того, что изучают дети. Нами было проведено родительское собрание. На собрании мы привели данные о заболеваемости детей нашей группы и рассказали о том, какую работу планируем провести по приобщению детей к здоровому образу жизни. Познакомили родителей с планом работы. Совместно мы пришли к выводу, что у родителей и педагогов одна цель – воспитание здоровых детей.
Работу начали с того, что познакомили детей, как устроено тело человека. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного «Я». Поэтому первым произведением, с которого мы начали чтение, была книга Г. Юдина «Главное чудо света». Из этой книги дети узнали о рациональном строении тела человека и функциях организма. Педагоги в игровой форме рассказывали детям о скелете и мышцах, о коже, о сердце и кровообращении, об органах чувств.
Культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть в сохранении здоровья и культуры поведения человека. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Было прочитано стихотворение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Затем была проведена беседа: «Кому из героев литературных произведений пригодятся эти советы?» Были перечитаны «Мойдодыр» К,Чуковского и «Девочка чумазая» А.и П.Барто. Педагоги совместно с детьми разработали и оформили «Правила Чистюли». Плакат мы повесили в комнате для умывания. Родители также должны понимать, что привитые в детстве культурно-гигиенические навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его жизни. Мы предложили родителям выполнить задание вместе с детьми – оформить «Плакат о здоровье». Помогая своим детям, родители тем самым показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама и папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя и с удовольствием это выполняют.
Следующим этапом нашей работы было установление взаимосвязи между правильным питанием и здоровым образом жизни. Необходимо было дать детям представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Дети должны знать, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, внешний вид. Необходимо было рассказать детям, что при недостатке пищи замедляется рост и развитие организма. Что переедание также опасно, как и недоедание. Были прочитаны стихотворения К.Чуковского «Барабек» и С.Маршака «Робин-Бобин». Чтобы познакомить детей с трудоемким процессом приготовления пищи, была организована экскурсия на кухню. После экскурсии мы предложили детям самим попробовать приготовить полезную пищу – фруктовые салаты. Дети с восторгом нарезали фруктовые салаты и с большим удовольствием ели. Большую помощь оказал фельдшер детского сада. Любовь Федоровна рассказала детям о пище, ее превращениях в организме, о гигиене полости рта, о пользе и вреде жевательной резинки.
Чтобы сформировать у ребят чувство ответственности за свое здоровье, научить их самим заботиться о нем, изменить свое поведение, мы в своей работе подбирали эффективные формы и методы обучения. Были прочитаны «Книга сказок о здоровье для детей дошкольного возраста» М.Л.Лазарева и «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова. Детям очень понравились уроки Незнайки, Фырки и Здравика. Эти герои сказок расширили представление детей о том, что мышцы тела будут крепкими, сильными, если их тренировать, заниматься для этого физкультурой. Педагоги организовали и провели «День здоровья», физкультурное развлечение на прогулке «В гостях у Незнайки», спортивные развлечения «Мы – спортсмены» и «Зимние забавы». Спортивные праздники в детском саду – событие особенное. Они несут не только радость и веселье – это важнейшее средство пропаганды здорового образа жизни. Такие праздники прививают детям любовь к физической культуре и потребности в ней. Дети очень любят такие мероприятия и с удовольствием в них участвуют.
Летняя пора дает большую возможность для оздоровления детей, так как все мероприятия проводятся на свежем воздухе. А, как известно, солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Мы продолжали искать новые формы приобщения детей к здоровому образу жизни. Так появилась идея проведения проекта для детей «Вода, вода, кругом вода». Проект краткосрочный, реализовывался с 06июня по 17 июня 2021 года.
Чтобы развить интерес у детей к поставленной проблеме, была организована экспериментальная деятельность. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы использовали в нашем проекте – это опыты. Опыты проводились в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. В ходе реализации проекта также использовались средства художественного слова: Т.Адамовская «Сказка о капельке», Р.Талиб «Откуда вода берет силы», были загаданы загадки о воде, прочитаны пословицы. Особое внимание уделялось безопасности детей на водоемах. Была проведена беседа «Вода – наш друг или враг?» Для закрепления правил поведения у водоемов, детям было предложено нарисовать рисунки. Затем была оформлена выставка детских работ на тему: «Как надо вести себя у водоема». Участие в этом проекте помогло сформировать у детей позитивное отношение к воде.
Приобщая детей к ЗОЖ, объясняли, что вокруг нас много лекарственных растений, которые помогают нам быть здоровыми. Была прочитана «Сказка про лекарственные растения» П.Синявского. Педагоги рассказывали и показывали, какие лекарственные растения растут у нас на Урале. Дети много раз видели эти растения вблизи дома, двора, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, клевер, подорожник, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Знакомя детей с лекарственными растениями, мы провели беседу о ядовитых растениях. Рассказали воспитанникам о болиголове, белене, о ядовитых ягодах и грибах.
Летом мы стремимся, чтобы дети больше времени проводили на улице. Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Прочитав сказку И.Ревю «Добрый воздух» и сказку Р.Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?», педагоги дали детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Была проведена беседа о чистоте окружающей среды, воздуха, о пользе зеленых насаждений для чистоты воздуха. Рассказывая о воздухе, знакомили детей с правилами безопасного поведения. Нос, горло, легкие очень ранимы, и дети должны знать, как не навредить им, не сделать больно.
Читая и беседуя с детьми, мы обращаем внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком. Рассказывая о болезнях, учим детей - считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Прочитали сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Такие произведения помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. И в то же время помогают ребенку задуматься о необходимости беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.
В самостоятельной деятельности дети отображали свои впечатления в индивидуальных и коллективных рисунках, в рисовании плакатов, в поделках из пластилина. На прогулках мы организовывали с воспитанниками шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве; завяжи шнурок одной рукой и т.д. Выполняя эти упражнения, дети понимают, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах. Чтобы все органы в человеческом организме хорошо работали, дети узнали, что необходимо заниматься физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни.
Состояние здоровья ребенка во многом зависит от типа его поведения, который в основном формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании ЗОЖ очень велика. Ни один навык здорового образа жизни невозможно полностью сформировать без активной поддержки семьи. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера: нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу. Для этого педагоги проводили с родителями консультации, беседы, родительские собрания, была создана группа в социальных сетях «Одноклассники». Можно с уверенностью сказать, что работа в интерне-сообществе – прекрасная современная форма общения, обмена опытом между педагогами и родителями наших воспитанников. Мы предлагали родителям следующие темы для обсуждения: «Режим дня», «Как воспитать ребенка здоровым», «Профилактика простудных заболеваний» и др. Выставляем папки-передвижки по теме, которая изучается в данный момент. На родительские собрания приглашаем психолога. Если педагоги и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровым. По окончании нашей работы, мы провели для детей итоговое мероприятие – брейн-ринг « О здоровом образе жизни».
Сравнительный анализ уровня представлений и сформированности потребностей у детей в здоровом образе жизни:
Уровень знаний |
Январь |
Декабрь |
Высокий |
5% |
75% |
Средний |
65% |
25% |
Низкий |
30% |
0% |
Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня приобщения детей к здоровому образу жизни. Наши выпускники обладают следующими качествами: они активны, выносливы, ловки, сильны и обладают всеми возможностями для гармоничного развития. У детей появилась выносливость в различных видах деятельности, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее.
Таким образом, можно утверждать, что проводимая нами работа является эффективным средством для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. И нам очень хочется надеяться, что предложенный опыт поможет тем, кто искренне желает внести свой посильный вклад в формирование духовно-нравственного, психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.