Приобщение к музыкальному искусству – важное средство в формировании духовного облика человека.
Оценка 4.6

Приобщение к музыкальному искусству – важное средство в формировании духовного облика человека.

Оценка 4.6
docx
31.03.2022
Приобщение к музыкальному искусству – важное средство в формировании духовного облика человека.
Приобщение к музыкальному искусству -важное средство в формировании духовного облика человека.docx

 

 

Приобщение к музыкальному искусству – важное средство в формировании духовного облика человека.

 

Тема возрождения традиций в настоящее время особенно актуальна в духовной и нравственной сфере и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Как известно, приобщение к музыкальному искусству является важным средством формирования духовного облика человека, поэтому в нашей стране массовое музыкальное образование по- степенно приобретает неоспоримую значимость в системе воспитания подростающего поколения. Оно осуществляется сегодня под целенаправленным  руководством в самых разных формах общего, дополнительного и профессионального образования.

Значительно меньше, а потому несправедливо, в настоящее время уделяется внимания музыкальному любительскому самообразованию, хотя потребность в этом, безусловно, существует. Поэтому в данной работе мы обращаемся к проблеме возрождения традиции любительского музицирования на фортепиано, которая культивировалась в образованных слоях ХIX века и была признаком высокой культуры и интеллигентности.

Музицирование понимается как музыкальная деятельность( пение, игра на музыкальном инструменте) имеющая ярко выраженный творческий характер. Понятие «музцирование» трактуется широко: исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала.

Музицирование выступает как ненавязчивое, приносящее удовлетворение, эстетическое наслаждение, сопровождающее отдых или служащее снятию психологического напряжения. Опыт практического музицирования имеет давние корни. Принято считать, что рождение светского музицирования началось с введения Петром I ансамблей, исполнявших музыку во время танцев и застолий, которая объединяла людей и способствовала непринуждённости в общении. Но мы знаем, что преобразующие функции музыкального искусства гораздо шире, и в этом заключается его великое социальное предназначение.

Музыка играет большую роль в жизни современного человека. Она часть нашей жизни, т.к. окружает нас повсюду. Ещё в утробе матери, при мерно с 14-й недели внутриутробной жизни, плод начинает слышать окружающие звуки. Музыка благоприятно воздействует на развитие, воспитание и здоровье человека. Древние китайцы, например, считали, что воспитывать ребенка нужно начинать практически сразу после его зачатия. И самым эффективным способом такого внутриутробного воспитания считалась именно музыка.

Великий математик и ученый Пифагор предлагал использовать музыку против гнева, ярости, заблуждений и пассивности души, а также применять ее для развития интеллекта. Его последователь Платон считал, что музыка восстанавливает гармонию всех процессов в организме и во всей Вселенной. Авиценна весьма эффективно применял музыку в лечение душевнобольных.

Целительное во всех отношениях воздействие музыки проявляется не только в процессе ее пассивного восприятия. Гораздо выше эффект такого воздействия наблюдается при активном, включенном, деятельно-практическом освоении музыкального пространства. Наиболее доступной формой такого освоения принято считать пение. Не оспаривая этого факта, все-таки следует признать, что инструментальное музицирование (в том числе на фортепиано) не менее действенно, т.к. позволяет человеку развивать чувство гармонии с

жизнью, формировать эстетическое отношение к миру, определяться в си- стеме ценностей, подниматься к вершинам самосознания, совершенствовать свои чувства и наполнять свою повседневность духовным содержанием.

Меняющееся в положительную сторону ценностное отношение к этому виду творческой деятельности хорошо просматривается сегодня не только в профессиональной среде, но и на уровне жизненных потребностей граждан (самых разных слоев населения).

 Достойным примером тому является Президент РФ В.В. Путин, который неоднократно (и без всякого смущения по поводу не профессионального владения инструментом) публично демонстрировал свои музыкальные достижения. Достойно уважения то, что, несмотря на свой плотный рабочий график, он все же находит время для любительских занятий, осваивая этот инструмент. И это далеко не единственный наглядный пример в нашей жизни.

От степени сформированности духовного мира каждого из нас зависит уровень культуры общества в целом, определяющей во многом успешность его жизни и способность к дальнейшему развитию.

У каждого человека есть потребность в самореализации. Практика показывает, что в любом возрасте можно обучиться игре на музыкальном инструменте, познать основы музыкальной грамоты, играть известные мелодии, освоить чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладеть основами аккомпанемента и приобрести необходимые навыки самостоятельной работы.

Музыкальное образование в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют дополнительные индивидуальные и групповые занятия музыкальным искусством по интересам.

Мотивация людей к приобретению навыков игры на фортепиано может быть различной: у одного человека она проявляется через интерес к какому- либо музыкальному произведению; другой относится к музыке как к неотъемлемому атрибуту своей жизни, поэтому стремится разными способами воспроизводить знакомые мелодии; у третьего определяющим фактором становится выбор профессии, которая связана с музыкой и требует владения инструментально-исполнительским мастерством. И это далеко не полный перечень предпосылок, побуждающих их к занятиям практическим музицированием.

Если в детском и даже подростковом возрасте освоение инструмента осуществляется в большей степени при целенаправленном педагогическом воздействии и опирается на эмпирический интерес обучающихся, то у взрослых оно имеет мотивированный и осознанный характер. Взрослые определяют важность и значимость для себя музыкального обучения и испытывают в этом определенную потребность, поэтому более серьёзно и ответственно приобретают знания, умения и исполнительские навыки. Однако в этом возрасте формирование исполнительных навыков сопряжено с преодолением не столько умственных, сколько физических и психологических трудностей. В этом видится естественное противоречие, которое следует разрешать с учетом многих индивидуальных факторов и особенностей учащихся, что закономерно подводит к пониманию необходимости создания вариативных программ обучения любительскому музицированию. Неоспоримо, что при использовании специально подобранных способов и приёмов процесс освоения навыков музицирования на инструменте будет осуществляться более продуктивно и качественно.

Мы предположили, что оптимально выстроенная система обучения игре на инструменте с использованием доступных методических ресурсов и учетом индивидуальных возможностей и мотивов обучающихся, сможет, во-первых, удовлетворить субъективные потребности и интересы отдельных людей, стремящихся к самореализации в художественно-творческой сфере. Во-вторых, привлечение к данному виду музыкально-исполнительской деятельности широких слов населения повысит музыкальную образованность и культуру нашего общества.

В ходе исследования нам удалось проанализировать методологию и практику развития начальных исполнительских навыков у разновозрастных категорий обучающихся и выработать на этой основе рекомендации по обучению элементарному музицированию.

Методами исследования выступали: систематизация традиционного опыта обучения игре на фортепиано в условиях ДШМИ, сопоставление альтернативных форм освоения любительского инструментального музицирования, наблюдение и анализ процесса развития исполнительских навыков в детском возрасте, моделирование и апробация универсальной учебной программы для взрослых, обобщение материалов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Проведенное исследование имеет определенную теоретическую и практическую значимость, т.к. включает в себя исторические страницы жизни и творчества выдающихся музыкантов во всем мире, анализ и систематизацию теории и практики развития начальных навыков игры на фортепиано у учащихся разного возраста; модели и технологии формирования навыков любительского музицирования на фортепиано, описание опытно-экспериментальной апробации вариативных подходов к решению ключевой задачи и др. На наш взгляд, материалы исследования будут полезны преподавателям по классу фортепиано, а также обучающимся, решившимся овладеть на любительском уровне музыкальным инструментом под руководством педагога или самостоятельно в домашних условиях.


 

Приобщение к музыкальному искусству – важное средство в формировании духовного об лика человека

Приобщение к музыкальному искусству – важное средство в формировании духовного об лика человека

Но мы знаем, что преобразующие функции музыкального искусства гораздо шире, и в этом заключается его великое социальное предназначение

Но мы знаем, что преобразующие функции музыкального искусства гораздо шире, и в этом заключается его великое социальное предназначение

Меняющееся в положительную сторону ценностное отношение к этому виду творческой деятельности хорошо просматривается сегодня не только в профессиональной среде, но и на уровне жизненных потребностей…

Меняющееся в положительную сторону ценностное отношение к этому виду творческой деятельности хорошо просматривается сегодня не только в профессиональной среде, но и на уровне жизненных потребностей…

И это далеко не полный перечень предпосылок, побуждающих их к занятиям практическим музицированием

И это далеко не полный перечень предпосылок, побуждающих их к занятиям практическим музицированием

Методами исследования выступали: систематизация традиционного опыта обучения игре на фортепиано в условиях

Методами исследования выступали: систематизация традиционного опыта обучения игре на фортепиано в условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2022