Бунина Людмила Васильевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МОУ Детский сад № 301
г. Волгограда
Приобщение старших дошкольников к русской
народной культуре через народные праздники
1. Актуальность опыта
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в
культуру и социальную активность. В ФГОС ДО поставлена задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей в интересах человека, семьи, общества.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями. Традиционная культура, составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
2. Цель опыта: приобщение старших дошкольников к русской народной культуре посредствам народных праздников.
3. Педагогические задачи:
· Формирование у детей представлений о многообразии и глубине русской народной культуры.
· Организация конструктивного взаимодействия с родителями по приобщению к истокам русской народной культуре в семье.
· Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально-культурный опыт русского народа.
· Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.
4. Педагогические средства, используемые в опыте:
Формы и методы работы.
В процессе творческой деятельности используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные; проекты "Моя семья", "История матрёшки", " Народные праздники: Масленица, Пасха"; игры, праздники, развлечения, экскурсии.
Применяются различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный: устное изложение, беседа, рассказ;
•наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;
• практический: выполнение работ по лепке, рисованию.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
5. Технология описания работы.
Особое значение народного праздника для ребенка (да и для взрослого) связано с тем, что именно народный праздник является носителем нравственных ценностей. Ведь гораздо важнее, чтобы ребенок понял именно ценностную идею праздника, а не усвоил его внешние атрибуты. Это, прежде всего, представления о доброте, красоте, правде, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, вера в благополучное будущее.
Для реализации данной темы используются следующие программы: парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторов О.А. Князевой, М.Д. Маханевой, региональная программа "Воспитание маленького волжанина" авторов Е.С.Евдокимовой, Е.А. Кудрявцевой.
В основу своей педагогической деятельности наряду с традиционными принципами (принцип гуманизма, принцип дифференциации, принцип интегративности, принцип поэтапности, принцип доступности, принцип системности) я выдвигаю и другие принципы организации педагогического взаимодействия, и считаю их ведущими в решении поставленных задач.
Принцип краеведения – реализуется через максимальное включение в образовательный процесс русской культуры.
Принцип опоры на ведущую деятельность – реализуется в органической связи игры с другими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)
Принцип сотрудничества и сотворчества – предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип развития личностных качеств ребёнка – направлен на формирование позитивного уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Принцип познания ребёнком мира через историческую связь и культурные ценности.
Работа организуется поэтапно, выделяется три этапа:
• Подготовительный;
• Основной;
• Заключительный.
1 этап – подготовительный
Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы.
Подготовительный этап я условно разделен на 3 блока.
1 блок – информационный, который включает в себя:
· сбор информации по праздничной культуре. Для этого в группе создана библиотека методической литературы по данной теме.
· повышение уровня педагогической компетентности в области истории культуры, методике работы с родителями, современных образовательных технологий. Для повышения своего уровня в области этнокультуры мы изучили народный календарь и праздничную культуру, обсуждая интересные факты и сведения с родителями и педагогами.
· мониторинг родительских запросов, их компетентности и возможностей. Для этого использовались следующие методики:
- анкетирование
- опрос
- беседа
2 блок – технологический
Он включает в себя:
· разработку перспективного плана по выбранной теме;
· составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями;
· подбор народных игр, хороводов, развлечений соответствующих сезону и календарному празднику
· создание картотек по устному народному творчеству: считалки,
заклички, потешки, прибаутки, загадки.
3 блок – организационный
Включает в себя создание предметно - развивающей среды по данному направлению:
· "Уголок ряжения" с народными костюмами.
· Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
· Музей народного быта «Русская изба».
· Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
· Библиотека с произведениями устного народного творчества, малыми фольклорными жанрами.
· Организация интерактивных выставок и мини-музеев.
· Наличие в книжном уголке сказок, книг, альбомов, знакомящих с народным бытом, обрядами, традициями, праздниками русского народа
· Наличие картотек: «Народные игры», «Пословицы, потешки, заклички», «Загадки», «Прибаутки» , "Дидактические игры"
· Макет русской избы.
· Атрибуты для проведения народных игр.
Так как предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДО – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности, она должна соответствовать следующим принципам: доступности, эстетичности, информативности, безопасности и комфортности, гибкости зонирования, побуждению к деятельности.
2 этап – основной.
Целью данного этапа является проведение календарных праздников, в процессе которых решаются следующие задачи:
- Дать понятия о некоторых обычаях, праздниках, обрядах, традициях русских людей, о народном календаре.
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека.
- Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
- Прививать интерес и любовь к прошлому и настоящему своей культуре, воспитывать патриотические чувства.
Содержание работы с детьми на данном этапе построено по четырем блокам педагогического процесса с использованием вариативно-дифференцированного подхода – народное творчество присутствует в любом виде деятельности детей (игровой, трудовой, продуктивной, художественно-речевой, театральной, режимных моментах).
1 блок – познавательный.
Как уже сказано выше, вся работа ведется в соответствии с народным календарем. Здесь знакомили детей с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и традициями русского народа.
Работа проходит в разнообразных формах: беседы, игры – путешествия в прошлое, рассказы воспитателя, экскурсии в краеведческий музей. Широко
применяется наглядный материал: слайды, видеоматериалы, картины художников. В совместной деятельности с детьми используется народная и классическая музыка.
2 блок – совместная деятельность педагога с детьми
Данный блок является основным в формировании праздничной культуры у детей. Вместе с детьми наблюдаем за особенностями родной природы и взаимосвязью с человеком; читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, беседуем, играем в народные игры, занимаемся рукоделием, создаем
мини-музеи атрибутов праздничного действа.
Результатом общей работы являются календарные праздники, ярмарки, фольклорные посиделки с детьми. В работе по данной теме постоянно присутствует ручной труд.
К каждому сезонному празднику изготавливаются обрядовые куклы, а к Рождеству – Рождественский ангел.
Многие праздники сопровождаются выпеканием изделий из теста, например, в праздник «Сороки» дети делали жаворонков. Сколько радости, гордости испытывает ребенок, когда ест изготовленную своими руками и выпеченную птичку – «Жаворонка».
Работа по праздничной культуре включает в себя и театрально-игровую деятельность. Закликая весну, дети показывали театрализованное представление «Весеннее пробуждение»
Зимние святки всегда были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. И в наши дни детям очень нравится наряжаться и колядовать.
Весело и радостно проходит праздник масленица, дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинами.
Необходимым условием в воспитание у детей уважения к русской народной культуре является знакомство детей с русским народным костюмом. Объясняя детям то, что одежда была как повседневная, так и праздничная.
3 блок – совместная деятельность педагога, детей и родителей
В этом блоке особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью, наполнить ее досуг новым содержанием. Родители активно участвуют в украшении группы к праздникам, в играх, конкурсах («Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо»), составляют кроссворды по праздничной культуре, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. Все это способствует объединению и воспитанию положительного отношения друг к другу.
4 блок – самостоятельная деятельность детей
Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные детьми в процессе познавательной и в совместной деятельности педагога с детьми, применялись ими в самостоятельной деятельности. Важно использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные игры, театрализация, использование атрибутов народной
культуры и т.д.
Поэтому в группе создавались условия для возникновения самостоятельной деятельности детей, регулярно обновляя и пополняя содержание предметно-развивающей среды.
Разработаны и апробированы авторские игры:
· «Народные праздники на Руси»
· "Путешествия по народным праздникам"
3 этап – заключительный
Включает в себя диагностический блок, целью которого является
подведение итогов работы, выявление результатов. Следует сказать, что работа, проводимая в данном направлении, оказывает влияние на развитие ребенка в целом. Поэтому считаем важным проведение своевременного мониторинга (отслеживания) успехов воспитанников, так как именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога. А педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и, при необходимости, внести коррективы в план своей работы с детьми по данному направлению.
На начало внедрения опыта дети не владели знаниями о русской народной культуре, о содержании русских народных праздников. Многие дети не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на иллюстрациях ситуаций, не имеющих для них личной значимости. Выявлен уровень знаний родителей по данной теме опыта путём анкетирования (приложение № 1,9). Анкетирование родителей показало, что 78% родителей - с очень низким уровнем знаний о русской народной культуре, организации жизни по народному календарю. У 25% родителей - имеется представления о народных праздниках. 62% родителей считает, что не способны рассказать детям о русской народной культуре на доступном дошкольном языке. 80% родителей не против проводимой в детском саду работы с детьми. 8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы. Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской народной культуры необходимо объяснять родителям.
6. Результативность
В своей работе мы достигли определенных положительных результатов, что подтверждают диагностики развития детей по вопросам праздничной культуры и духовно-нравственного начала личности.
Таким образом, воспитательно-образовательная работа по выбранной мною теме помогает обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний о быте прошлого на Руси, народных праздниках и традициях, а также повысить интерес к русской народной культуре.
Дети активно и осмысленно участвуют в русских народных праздниках (знают их названия, поют песни, читают стихи), используют в активной речи русский фольклор, знают историю русского народного костюма, используют
атрибуты народной культуры в самостоятельной деятельности, бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества, умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами, знают значение старинных русских слов.
Родители познакомились с русской народной культурой, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей, с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к русской народной культуре посредством народных праздников. Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада. В группе совместно с родителями был создан музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта. Оформлены фотоальбомы, семейные газеты: «Наши семьи», «Семейные праздники», «Все работы хороши», выставка «Семейные реликвии», «Наш детский сад». Создана картотека подвижных народных игр и фольклора. Организованы и проведены праздники: «Широкая Масленица», «Веселые посиделки», «В гости к нам пришли матрешки», развлечение «Игры наших бабушек».
Изготовление родителями атрибутов к праздникам.
Сведения о перспективах использования в массовой практике.
1. Условия функционирования опыта
Данный опыт функционирует в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 301
Красноармейского района г. Волгограда.
Опыт представлялся на районном семинаре-практикуме в МОУ детском саду № 285 по теме: "Духовный мир семьи". Сообщение из опыта работы на тему: "Детско-родительские праздники в системе работы ДОУ по приобщению к русской народной культуре" (2013г.)
2. Теоретико-практические основы опыта
По утверждению К.Д.Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку.
Народные праздники, по мнению Р. Гареевой, К. Жигульского, могут быть производственными, семейно-родовыми и обрядовыми, уже в самих названиях могут нести этническую нагрузку и выступают специфичными во всем своем оформлении.
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, М.Д.Миханёвой, Г.Н. Волкова, С.Г. Радугина.
Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к русской народной культуре рассматривается в региональной программе "Воспитание маленького волжанина" авторами Е.С, Евдокимовой, Е.А. Кудрявцевой и др.
Ведущая идея опыта заключается в создании педагогических условий эффективного приобщения детей к русской народной культуре, представленных в
педагогическом процессе взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного, бытийно- практического, а также в комплексном подходе к освоению праздничной культуры, воссозданием элементов традиционного уклада жизни и присутствием народного творчества в любом виде деятельности.
Развитие личности ребенка в системе народных праздников – процесс, при котором ребенок получает положительное воздействие на эмоциональную сферу, и может проявить самостоятельность, импровизацию в любом виде деятельности.
3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Дальнейшей перспективой своей педагогической деятельности считаю:
- накопление опыта работы по приобщению к истокам русской народной культуры;
- оказание помощи педагогам и родителям во владении основами знаний русской народной культуры через формы педагогического всеобуча;
- создание медиатеки (видеофильмы, презентации) по данному направлению.
Опыт может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений различного вида, независимо от реализуемой программы и родителями, интересующихся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к русской народной культуре.
Список литературы:
1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
2. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
3. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
4. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
6. Ионова Т.В. «Наследие» пособие по воспитательной и образовательной работе с детьми на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры, М. 2006.
7. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей», М. 1997г.
8. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
10. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
Приложение
Анкета для родителей
"Знакомство с русской народной культурой детей в семье"
1. Считаете ли вы необходимым знакомить ребенка с культурными традициями и обычаями своего народа?
¨ - Да
¨ - Нет
¨ Только своего народа.
¨ Только русские.
2. С культурой какого праздника, вы хотели бы познакомить детей? ____________
3. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие? ________________________
4. Какие народные праздники вы знаете? _________________________________
5. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье? __________________
6. О каком празднике вы узнали у своих предков? __________________________
7. Как вы знакомите с народными праздниками ребенка? ____________________
8. Каковы особенности народных традиций вашего города, края? _____________
9. Имеются ли дома игрушки, предметы домашнего обихода, утварь, передающие национальный колорит, присущий другим национальным культурам? Укажите какие _______________________________________________________________
10. Как Вы думаете, детский сад или семья имеют главенствующее значение при решении следующих задач? Поставьте любые знаки в соответствующих графах.
Задачи |
Детский сад |
Семья |
Знакомство с культурными и традициями соответствующих этнической принадлежности ребенка |
|
|
Знакомство с культурными традициями русского народа |
|
|
Знакомство с культурными традициями народов, с которыми взаимодействует ребенок |
|
|
Формирование толерантного (терпимого) отношения к народным традициям, обычаям, особенностям других народов |
|
|
11. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»? _____________________________
12. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
¨ Да
¨ Нет
¨ Другое_____________________________
13. Имеете ли Вы необходимость получить информацию о том, как организовать поликультурное и интернациональное воспитание ребенка в семье.
¨ Да
¨ Нет
14. Укажите, в получении какой информации по поликультурному воспитанию ребенка в семье Вы испытываете необходимость ___________________________
15. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к русской народной культуре и традициям?_____________
Приложение
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА РУСИ
Цель: игра знакомит детей с народными праздниками: с их названиями, обрядами, традициями русского народа.
Игра расширит кругозор и словарный запас детей, поможет овладеть способами образования новых слов, активизирует слуховое внимание, быстроту реакции, разовьёт память и умение общаться.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Вариант 1. « Лото»
Для игры понадобятся большие карты и маленькие карточки с изображениями.
Ведущий поровну раздаёт игрокам большие карты, а карточки с картинками перемешивает и раскладывает на столе лицевой стороной вниз.
Затем ведущий берет по одной карточки и показывает участникам игры. Игрок, которому карточка подходит, выкладывает её на свою большую карту. Таким образом, заполняются пустые клетки на больших картах.
После этого каждый участник игры рассказывает о своем празднике. Побеждает игрок, который быстрее всех правильно
заполнил большие карты или тот. У кого получился самый интересный рассказ.
Вариант 2. Викторина
Для игры нужны маленькие карточки с изображениями обряда.
Все карточки лежат на столе лицевой стороной вверх.
Ведущий задает вопросы, а игроки по очереди отвечают на них, сопровождая ответ соответствующей карточкой. Которую выбирают.
Например: В какой праздник люди красят яйца? Какие принадлежности нужны пастуху для ритуального обхода стада? Как называется обрядовый хлеб, который выпекают на Пасху? Какому деревцу поклонялись в праздник Троица? Что зажигают на Ивана Купалу и устраивают пляски?
Карточки после ответа на вопрос возвращаются на место.
Дети сами определяют победителя – того, кто лучше всех отвечал на вопросы.
Побуждать детей говорить полными предложениями, помогать дополнительными вопросами.
Приложение
Игра «Путешествие по народным праздникам»
Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.
Игровая задача: достичь финиша первым.
Игровые действия:
1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;
2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.
Правила игры:
Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.
На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.
Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.
Варианты игры:
1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний. Количество играющих детей — от 3 до 6 (дети могут играть парами).
2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.
На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д..
Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:
1. Пояснить пословицу.
2. Рассказать как играть в подвижную игру.
3. Отгадать загадку.
4. Назвать сказку и др..
Приложение
Развлечение «Масленица»
Действующие лица:
Хозяйка
Первый скоморох
Второй скоморох
Дрема
Гости, дети, родители, сотрудники детского сада
Зал оформлен под красный угол в русской избе. Столы сдвинуты в ряд и накрыты вышитой скатертью. На столе стоят самовар и посуда для чаепития. В углу комнаты на лавке сидит Дрема. Появляются гости, рассаживаются на одну сторону стола. Входит Хозяйка, вносит на подносе стопку блинов, потчует гостей.
Хозяйка. Угощайтесь, гости дорогие. На Масленицу положено есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. У нас блины на диво, а воду кладите себе в сани, годится для бани, инда и вода отсюда не близко, и ходить к ней склизко, пируйте, сидите, да других не тесните. Кто хочет, - веселися, хоть с лавки свалися!
Входят скоморохи.
Скоморохи (вместе)
Здравствуй масленица годовая!
Гостья наша дорогая.
Хозяйка. Проходите, блинками угоститесь, вместе с нами повеселитесь. Да мой рассказ о былом послушайте.
На Руси Масленицу называют честной, широкой. Справляли ее неделю, называли ее сырной. Все дни сырной недели имеют свои названия.
Понедельник зовется «встреча». В этот день народ справлял встречу честной Масленицы, широкой боярыни. Дети с утра выходили на улицу, строили снежные горы, приговаривая. Ну – ка, детки, вспомните, что говорили тогда?
Дети (скороговоркой). Звал, называл честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: «Душа – ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
Первый скоморох
Тише, тише, не галдите,
Дрему вы не разбудите.
Звучит русская народная мелодия. Дети инсценируют песню «Дрема». Дрема выполняет плясовые движения, дети повторяют их.
Второй скоморох. Хозяйка, а как второй день сырной недели называется?
Хозяйка. Вторник называли заигрышем. С утра принимались девицы и молодцы кататься с горок, и есть блины. Не ходить на горы, не потешаться над скоморохами значило в старину «жить в горькой беде».
Первый скоморох. Молодец хозяйка, и про нас рассказать не забыла.
Хозяйка. Я – то вас не забыла. А вот вы забыли свою первейшую обязанность – народ веселить.
Скоморохи (вместе). Выходите, ребята! Мы научим вас играть в старинную игру «Крыночка».
Игра «Крыночка»
Дети встают со своих мест, подходят к скоморохам. Вот вам крыночка с молоком. Один из вас будет котом, другой – его бабушкой.
Дети выбирают кота и бабушку.
Вам, ребята, будто хочется молока, но кот и бабушка его сторожат. А вы попытайтесь крынку с молоком добыть.
Дети. Бабушка, где твой котик?
Бабушка. Пошел глодать кости на чужой двор.
Дети. Бабушка, хочешь ли в нашу баньку?
Бабушка. Какая у вас банька? Идите себе прочь!
Дети. Не сердись, бабушка, банька у нас каленая, топили молодцы семь дней, а пару в ней для семи деревень.
Бабушка. А какой веничек?
Дети. Веничек – то из шелку шамаханского.
Бабушка идет в «баню», а дети берут крынку с молоком и разбивают ее. Подбегает кот, мяукает. Прибегает бабушка. Дети убегают. Бабушка и кот начинают их ловить. Первый пойманный становится бабушкой, второй – котом. Игра повторяется. После игры хозяйка приглашает детей к столу.
Хозяйка. А третий день Масленицы, среда, называется лакомкой. На лакомку теща приглашает зятя на блины, а для того, чтобы им было веселей, сзывали и всех своих родных.
Четверг на сырной недели называли «разгул», «перелом». В этот день устраивали катанье на тройках по улицам деревни и кулачные бои.
Первый скоморох. А давайте, и мы проведем соревнование. Была на Руси игра «Взвешивание соли».
Двое мальчиков становятся спиной друг к другу и сплетают руки, согнув их в локте. Когда один нагибается, другой оказывается лежащим на его спине. Потом оба выпрямляются. Затем наклоняется другой ребенок и т.д. действия продолжаются, пока играющие не устанут. Таким образом, меряются силой несколько пар мальчиков.
Хозяйка. Ай – да молодцы! И сильны, и удалы. Любят ребятушки показать свою силушку. Ну – ка, кто у нас хороший?
Дети инсценируют русскую народную песню «Кто у нас хороший».
Хозяйка. Пятница называется «тещины вечерки». На этот раз зятья угощают тещ блинами. Приглашения к обеду бывают почетные, со всею роднею, или ужин «запросто». Продолжались гулянья, игры. Вот сейчас нам ребята исполнят еще одно масленичное причитание. А мы послушаем.
Дети.
Наша Масленица годовая,
Она хозяйка дорогая!
Она пешей не ходит, -
Все на конях разъезжает.
Все на конях разъезжает.
Кони – коники вороные,
Слуги, слуги, все молодые…
Здравствуй, Масленица!
Здравствуй, Масленица!
Первый скоморох. Каковы гости, таков и обед!
Хозяйка. Какого гостя позовешь, с таким и побеседуешь.
Скоморохи (вместе)
Ну – ка, гости, выходите,
Нас потешьте
И себя повеселите.
Дети исполняют русскую народную прибаутку «Тень – тень – потетень» затем исполняют под русскую народную мелодию пляску.
Хозяйка. Суббота называется «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих родных в гости. Девушки созывали своих подруг. Все веселились, играли, пели.
Скоморохи (вместе). Пора и нам повеселиться!
Дети инсценируют русскую народную песню «Пошла млада за водой». Затем садятся на свои места.
Хозяйка. Воскресенье называется «проводы Масленицы», «провожанье», «Прощеное воскресенье». Продолжались гулянья, игры, забавы, катанья на лошадях и на санках с горок. Вечером, после гулянья и забав, выходили женщины и мужчины, молодцы, девицы и дети из своих дворов, несли с собой солому. Складывали ее в одну кучу, связывали и делали куклу – «Масленицу». Под пение солому сжигали «Масленицу. Было такое поверие, что вместе с «Масленицей» нужно сжечь все старые и ненужные вещи. Так как этот день называли «Прощеным воскресеньем то: просили в этот день вечером друг у друга прощение. Дети клялись родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и знакомые, также просили прощения.
Скоморохи (вместе). Ой, хозяйка, засиделись мы что то. Пора и нам разгуляться. Айда на улицу!
Все выходят на улицу, праздник продолжается: скоморохи проводят с детьми и их родителями соревнования и игры.
Например, игра «Дядюшка Трифон».
Дети встают в круг, берутся за руки. В его центре стоит водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
- У дядюшки Трифона было семеро детей,
Они не пели, не ели, друг на друга смотрели.
Разом делали как я!
При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становится водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположную сторону.
Затем скоморохи предлагают прокатить всех ребят на санях запряженных лошадями, с бубенцами, с песнями. Под конец праздника вывозили «Масленицу» и сжигали ее на костре. Дети, взявшись за руки вместе с родителями и гостями, ходили вокруг костра и пели прощальную песню «Проводы Масленицы».
Прощай, Масленица
Прощай, красная!
Наступает Великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Приложение
Народные игры на Масленицу
«Три ноги»
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
«Ходули»
Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см
и вернуться назад.
«Русская метла»
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без
древка.
«Кто быстрее на метле»
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой
и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
«Метла на лбу»
А теперь попробуйте как можно дольше поносить на лбу.
«Русская красавица»
Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с
коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.
«Русская
баня»
Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об
него веник.
Русские пословицы
Приложение
Народные подвижные игры к праздникам
Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник» |
Осенний праздник |
Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы» |
Праздник «Кузьма – Демьян» (в избе) |
Народные игры «Муха», «Кто с нами?» |
Развлечение «Веселые посиделки» (в избе) |
Проведение русской народных игр «Бабка Ежка», |
Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!»
|
«Слепой козел», «Два мороза» |
|
Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки» |
Праздник «Масленица» (на улице) |
Народные игры «Карусель», «Каравай» |
|
Народные игры «Ай да птица, что за птица!», «Родничок» |
Праздник «Встреча весны» |
Народные игры «Ерыкалице», «Заря – заряница» |
Праздник «Светлой Пасхи»
|
Народные игры «Вербочка», «Солнышко – ведрышко» |
|
Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки. |
Развлечение «Красная горка». |
Народные игры «Венок», «В кресты», «Водяной» |
Праздник «Березки»
|
Народные игры «Ручеек», «Горячее место» |
Праздник «Ивана Купалы» |
Приложение
Русский масляничный фольклор
Как на масленой неделе
Из трубы- блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои! –
***
Пришла маслена неделя.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
***
Тин-танка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ах ты Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь,
Не пора ли блины печь!
***
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
***
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: «Я поста боюся!»
Широкая: «Я поста боюся!»
«Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!»
***
Прошли дворы,
Наполнили сумы.
Ах, Масленица, обманщица!
С конями пошли,
Со двора свели,
Ах, Масленица, обманщица!
Надели зипуны,
По гостям пошли,
Кати домой,
Шевели ногой,
Шевели ногой,
Вовсю рысцой!
***
Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
Приложение
Русский фольклор на Рождество
Пришла коляда накануне Рождества
Дайте коровку, масляну головку!
Дай бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И жильем и бытьем и богатством,
И создай вам, господи,
Еще лучше того!
Овсень, Овсень, давай блин совсем!
Подавай, не ломай, будет сын Николай!
Отломи немножко, будет Ермошка!
Отломи горбушку, будет Андрюшка!
Не подашь коляду, я корову уведу!
Уж ты бабушка, подай!
Таусень, таусень!
Ой, коляда, коляда!
Посконная борода!
Открывай ворота,
Выноси – кА пирога!
Кто подаст лепешки –
Золоты окошки.
Кто подаст каши, золоты каши.
Кто даст свежины – золотые чугуны.
Сею – вею, подсеваю,
С Новым годом поздравляю!
Со скотом, с животом,
С малым детушкам,
С малолетушкам!
Сколь на кусточке веточек,
Столь бы у вас было детушек!
Сею – вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка,
На поле - копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили1
Новый год пришел,
Старый угнал, себя показал!
Ходи народ, солнышко встречать
Мороз прогонять!
Наша Масленица годовая,
Она гостийка дорогая,
Она пешей не ходит, -
Все на конях разъезжает,
Кони – коники вороные,
Слуги – слуги все молодые…
Здравствуй Масленица»
Здравствуй, Масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи!
Ой, да Масленица, погостюй недельку,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красивые, ее состречаем!
Ой, да Масленица, погостюй недельку,
Широкая на двор въезжает!
Масленица? «Я поста боюся!»
Широкая: «Я поста боюся!»
Ай, да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече.
Приложение
Проблемные ситуации и дидактические игры
«Чей подарок лучше?»
Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.
Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?
Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.
«Для какой игры посылка?»
Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.
Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки.
«Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.
Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.
Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».
Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос — картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, — необходимо рассказать какое-либо произведение устного народного творчества, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Сказка» — значит, ребенок рассказывает русскую народную сказку).
I этап — перед началом игры дети выбирают карточку с названием праздника, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.
II этап — карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием сектора.
На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа.
Приложение
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?
__________________________________________________________________
3. Какие народные праздники вы знаете?
__________________________________________________________________
4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?
__________________________________________________________________
5. О каком празднике вы узнали у своих предков?
__________________________________________________________________
6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
__________________________________________________________________
7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?
__________________________________________________________________
8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение
Семейный проект
«Моя семья»
Срок реализации: кратковременный.
Вид проекта: исследовательско-познавательный, информационный, творческий.
Цель: расширять знания детей о культуре и традициях своего народа, своей семьи. Развивать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта наблюдений, как традиций семьи, так и традиций своего и «соседних» народов. Воспитывать уважительное, ценностное отношение к культуре своего и других народов.
Способ реализации:
1. Вспомните и обсудите с ребенком традиции вашей семьи традиции вашего народа (в том числе имеющие глубокие исторические корни)
2. Подберите картинки, фотографии (можно нарисовать самостоятельно), отражающие обычаи и традиции семьи и народа
3. Оформите странички, где размещается рисунок и сопроводительный текст о культурных традициях вашей семьи и вашего народа. Странички можно оформить в виде календаря событий в семье.
4. Обязательные рубрики:
§ Это мы. Что означают наши имена
§ Любимые занятия: мамы, папы, брата, бабушки, мое и др.
§ Праздники в моей семьи,
§ Праздники моего народа.
§ Песни, игры моего народа.
§ Наши любимые блюда
§ И другое, на ваше усмотрение.
5. Итог оформление альбома в группе: «Наши семьи».
Приложение
Диагностические методики
«Картинки»
Материал: картинки «дети красят яйца на Пасху», «сжигание чучела», «катание с горы», «колядование». Ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники здесь изображены.
Беседа «Народные традиции»
1. Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?
2. Какие народные праздники ты знаешь?
3. Какие праздники отмечают в твоей семье?
4. Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил ребенок)
5. Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?
6. Назови народные игры, в которые ты любишь играть?
7. С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?
Высокий Средний Низкий
Результаты диагностики на начало внедрения опыта
Высокий Средний
Результаты мониторинга
Приложение
План мероприятий по приобщению старших дошкольников к русской народной культуре
посредством народных праздников
Дата |
Наименование праздников |
Вид деятельности
|
Мероприятия |
|||
Познавательное занятие |
Музыкальное занятие |
Изобразительная деятельность |
Физкультурное занятие |
|
||
Сентябрь Октябрь |
Спас |
Беседа воспитателя о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Знакомство детей с народными приметами, обычаями, связанными с этими праздниками. |
Разучивание народных песен «Пошла млада за водой». |
Ознакомление детей с дымковской игрушкой. Рисование элементов дымковских узоров |
Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник» |
Осенний праздник |
Ноябрь |
Кузьма - Демьян |
Рассказ воспитателя об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах |
Исполнение песни «Прялица» |
Лепка дымковского игрушки – петушка и его роспись. |
Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы» |
Праздник «Кузьма – Демьян» (в избе) |
Покров |
Беседа воспитателя о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы. |
Разучивание хоровода «Выпал беленький снежок» |
Выставка работ «Дымковская игрушка» |
Народные игры «Муха», «Кто с нами?» |
Развлечение «Веселые посиделки» (в избе) |
|
Декабрь |
Зимние Святки
|
Беседа воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок. |
Рассказ педагога об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. |
Знакомство педагога с хохломской росписью. |
Проведение русской народных игр «Бабка Ежка», |
Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!» |
«Пришла Коляда – отворяй ворота!» |
Раскрыть понятия «обряд», «страшные вечера», познакомить с особенностями гадания. |
Разучивание колядок, песенок. |
Рассматривание хохломских узоров. Рисование элементов хохломских узоров. |
«Слепой козел», «Два мороза» |
|
|
Февраль Март |
Масленица |
Беседа воспитателя о первых двух дней Масленицы. Раскрыть понятия «Масленичная неделя», «Сырная Масленица», познакомить с приметами, пословицами и поговорками, обрядами Масленицы. |
Знакомство детей с масленичными песнями, их разучивание. Подготовка к празднику «Масленица». |
Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Рассказ педагога об истории возникновения матрешки. Рисование семеновской игрушки по образцу. |
Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки» |
Праздник «Масленица» (на улице) |
Рассказ воспитателя о праздновании остальных дней Масленицы. |
Праздник «Широкая Масленица». |
Рассказ педагога о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол. Сравнительное описание детьми |
Народные игры «Карусель», «Каравай» |
|||
Март Апрель |
Алексей – с гор потоки, «Сороки» |
Знакомство воспитателя с народным праздником весны. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок. Разучивание весенних закличек. |
Разучивание песен о весне, Подготовка к празднику «Встреча весны» |
Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Изготовление жаворонков. |
Народные игры «Ай да птица, что за птица!», «Родничок» |
Праздник «Встреча весны» |
Апрель |
Вербное воскресенье |
Беседа в «Русской избе». Беседа воспитателя о праздновании Вербного воскресенья. Рассказать о вербе, ритуалах и обрядах связанных с ней. |
Представление кукольного театра «Петрушка и доктор» разучивание песен о вербе. |
Наблюдение за вербой в уголке природы. Изготовление «вербочек» из природного и бросового материала |
Народные игры «Заря – заряница» |
Праздник «Светлой Пасхи»
|
Пасха |
Беседа воспитателя о праздновании Пасхи. Раскрыть понятия «Великий пост», «Чистый четверг», «Крестный ход». Познакомить с традициями и обрядами праздника. |
Разучивание пасхальных песен. |
Раскрашивание пасхальных яиц. |
Народные игры «Вербочка», «Солнышко – ведрышко» |
||
Красная горка |
Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. |
|
Раскрашивание пасхальных яиц. |
Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки. |
Развлечение «Красная горка». |
|
Май |
Троица |
Беседа воспитателя о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок». |
Разучивание хороводов, песен о березке. |
Рассказ об основных элементах хохломской росписи. Обучение техники хохломских узоров. |
Народные игры «Венок», «В кресты», «Водяной» |
Праздник «Березки»
|
Июль |
Иван Купала |
Рассказ воспитателя о праздновании Ивана Купалы. Знакомство с обрядами этого праздника. |
Подготовка к празднику «Ивана Купалы» |
Рисование хохломских узоров, оформление выставки рисунков. |
Народные игры «Ручеек», «Горячее место» |
Праздник «Ивана Купалы» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.